Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

«Балтийский альманах»

В.А Миловский

МАЗУРСКИЙ КАНАЛ - ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Путешествуя по Калининградской области, поражаешься обилию различных гидротехнических сооружений, возведённых до 1945 года. Это судоходные каналы Фридриха конца XV века, Кенигсбергский морской канал конца XX века, Инстербургский речной канал 20-х годов XX столетия, система шлюзов на Преголе, гидроэлектростанции, разветвлённая система мелиорации в Полесском и Славском районах. Наконец, система водоснабжения Калининграда на 80% базируется на довоенных сооружениях, история которых уходит в орденские времена.

В последние годы мы много говорим и пишем об архитектурных и исторических памятниках, событиях и именитых людях прошлого. Но поистине титанический многовековой труд немецкого населения по благоустройству земли и воды остаётся за кадром. Здесь мы вспоминаем историю только тогда, когда в калининградских кранах вода становится солёной или в Славском районе рушатся дамбы и выходят из строя насосные станции.

Темой моей публикации является Мазурский канал. Для тех, кто ни разу там не был, напоминаю, что северная его часть находится в Правдинском районе, к северо-востоку от нос. Железнодорожный, а южная - в Польше, он разделён примерно пополам государственной границей.

Многие годы для меня Мазурский канал существовал только на карте. И были одни вопросы и слухи о бездонных шлюзах, стоящих в чистом поле. Оказывается, идея создания водного пути, соединяющего Мазурское поозерье с бассейном реки Преголи, возникла ещё в орденские времена. О необходимости такой водной магистрали говорили также Великий курфюрст Фридрих Вильгельм и король Фридрих . Это вызывалось стремлением иметь удобный и дешёвый путь для перевозки сельскохозяйственных, а позже - промышленных грузов вплоть до Кенигсберга или по Дейме в Куршский залив. В XX-XX веках к этим задачам присоединился туристский аспект.

Однако только в царствование Фридриха Великого, во второй половине XV века благая идея стала обретать реальные очертания. Первый проект и его реализация непосредственно связаны с именем обер-президента Пруссии Иоганна Фридриха фон Домхарта, жившего с 1712 по 1781 год. Это тот самый Домхарт, который, будучи гумбинненским камер-президентом, в январе 1758 года просил главнокомандующего русскими войсками Фермера «принять население гумбинненской камеры под покровительство», а позже поддерживал лояльные отношения с русской администрацией, одновременно являясь главным связующим звеном с прусским королём; говорят, и деньги ему отправлял. В июне 1762 года Домхарт выступил с резкими требованиями скорейшего вывода русских войск.

Сразу же после завершения Семилетней войны, в 1764 году был разработан план строительства, onределивший конечные пункты и маршрут прокладки Мазурского канала. Под наблюдением Домхарта к 1776 году (за 12 лет) прорыто 50-километровое ложе, по которому вода из озера Мауэрзее на Мазурской возвышенности самотёком пошла к Алленбургу, где впадала в Алле. По каналу, вниз по течению, поплыли гружёные лодки и баржи. Как обстояло дело с движением в другую сторону, против течения, не знаю. Очевидно, не обходилось без «прусских бурлаков». Как часто бывает, после смерти Домхарта в1781 году канал постепенно приходил в запустение: неглубокое русло заболачивалось, береговые насыпи разрушались.

Прошло почти сто лет, когда о канале вспомнили вновь. В 1874 году был разработан новый проект, предусматривающий строительство канала на основе старого русла с применением шлюзов. А потом последовало длительное, с большими перерывами согласование организационных и финансовых вопросов - вплоть до 1908 года.

В 1908 году наконец проект был утверждён, и приступили к практическим работам. Непосредственное руководство было возложено на два управления, находившихся в Инстербурге: северного и южного участков канала.До начала Первой мировой войны (за 6 лет) большая часть шлюзов была построена. Война прервала строительство. В 1922 году работы возобновились, но по финансовым причинам - в связи с надвигающейся депрессией - вскоре были свёрнуты. Последний этап, связанный с модернизацией шлюзов и дамбированием русла, начался в 1934 году. Как известно, это было время массового строительства дорог по всей Германии. Вокруг канала выросли бараки для рабочих, по берегам протянулись рельсы для вагонеток, впервые заработали экскаваторы. Несмотря на широкий фронт работ и массу участников, применялись меры секретности. Было запрещено фотографирование. На немецких топографических километровых картах 1936 и 1939 годов не показаны шлюзы и русло канала к югу от Георгенфельде. Это даёт основание говорить также о планах использования канала в перспективе для перевозки военных грузов.

Строительство канала продолжалось и с началом Второй мировой войны. В 1942 году, после первых поражений на фронте, работы были свёрнуты. В начале 1945 года, с приближением Красной Армии, взорваны мосты над каналом. А в декабре 1945 года канал перерезала новая государственная граница между СССР и Польшей.

Так оборвалась история этого строительства.

Поскольку Мазурский канал - прежде всего гидротехническое сооружение, нельзя обойти его инженерные характеристики. Длина канала составляла 50 километров. Конечными пунктами его являются: озеро Мауэрзее (теперь польское Мамры) и река Алле (Лава) в километре от Алленбурга (теперь пос. Дружба). Разница в уровнях этих мест составляет 111 метров. Ширина канала по зеркалу воды 14 метров, а глубина 2,5 - 3 метра. Это гарантировало движение барж, буксиров, катеров с осадкой не более 1,5 метров.

Канал оборудован 10 шлюзами, 5 из которых - на Калининградской земле, другие 5 - в Польше. Шлюзы находятся (см. схему):

  • в Калининградской области: в пос. Дружба - 2 шлюза, в Гросс Аллендорфе, Вильгельмсхофе и в Озерках Вольных (бывшее Георгенфельде) - по одному;
  • в Польше: в Лангенфельде, Кляйн Байорене, Зандхофе - по одному, в Фюрстенау - 2 шлюза.
Размеры шахт шлюзов: длина 45 метров, ширина 7,5 метра. Наиболее глубокие шлюзы: в Фюрстенау -17, Георгенфельде - 15,5 и Гросс Аллендорфе - 12 метров.

В зависимости от глубины шахт шлюзы имеют две различные системы запоров. У «глубоких» шлюзов - вертикальные запоры, у «мелких» - обычные ворота.

Через канал было построено много мостов высотой четыре метра над зеркалом воды. Только на северном участке в 25 километров находилось 18 мостов, в том числе три железнодорожных для веток Велау - Фридланд, Гердауэн - Инстербург, Гердауэн - Норденбург. Сейчас действует лишь линия Железнодорожный - Черняховск.

По сохранившимся опорам мостов видно, что они были одноколейными, но есть два «широких» моста с подъёмными затворами. Эти мосты находятся в лесном массиве юго-восточнее Озерков Вольных. Используя ложе канала длиной в 500 метров, мосты с затворами одновременно выполняли функцию 1 дополнительного шлюза. Большая часть русла канала дамбирована, высота береговых валов (дамб) колеблется от 5 до 9 метров. Имелись специальные устройства, которые в засушливые годы собирали воду из близлежащих ручьёв, пополняя основное русло, а в половодье лишняя вода отводилась в сторону.

Поделюсь своими впечатлениями от посещения канала. Я был там несколько раз, фактически прошёл пешком вдоль всего северного участка до польской границы.

Естественно, особенно запомнились бетонные громады шлюзов в Озерках Вольных и Гросс Аллендорфе. Русло канала по большей части обмелело и заросло тростником. Только в районах шлюзов можно увидеть водную гладь, местами покрытую зелёной ряской. В двух местах для переезда сельхозмашин на другую сторону канал засыпан, правда, внизу проложены трубы. Береговые дамбы с годами покрылись кустарником и бурьяном, мягко говоря, трудно проходимыми. Металлические конструкции шлюзов постепенно растаскиваются. Места, где проходит канал, очень живописные: просторные поля, красивые рощи. Береговая дамба видна издалека. Поражает безлюдье и тишина: ни машин, ни людей. Лишь изредка встретишь стадо коров с пастухом. Из 20 деревень и хуторов, прилегавших когда-то к руслу, сохранились только Дружба и Озерки. Канал умер, и люди ушли. Что можно сделать сейчас? Восстановить канал, когда в области бездействуют все подобные сооружения (кроме морского канала), нереально. Приспособить для туристских целей совсем непросто и дорого. Выход один - сохранить как исторический памятник до лучших времён.

А пока вода с Мазурских озёр течёт и течёт, правда, всё меньше и медленнее. Интересно узнать, что думают об это польские соседи?


Схема северой части Мазурского канала
Схема северой части Мазурского канала (архив В.Миловского)

Шлюз Озерки-Вольные, вид с северо-востока
Шлюз Озерки-Вольные, вид с северо-востока (фото В.Миловского)
Внутренняя часть шлюза Гросс Алллендорф
Внутренняя часть шлюза Гросс Алллендорф (фото В.Миловского)