Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

«Балтийский альманах»

Сильва Поците
Историк, доктор гуманитарных наук
Клайпедского университета (Литва)

ФЕНОМЕН МЕНТАЛИТЕТА ЛИТОВЦЕВ В ПРУССИИ

Малая Литва была этнографической территорией на северной части Восточной Пруссии, в которой до начала 16 века сформировалась этнографическая группа местных литовцев (на литовском языке: lietuvininkai или mazlietuviai).

История, демография и даже психология региона вырастили своеобразный менталитет и самосознание литовцев Малой Литвы, понятие и объяснение которого составляет проблему изучения истории региона и показывает основные различия между литовцами Малой Литвы и этническими литовцами.

В 16 веке Пруссия стала светским государством - Прусским герцогством, а протестантизм был провозглашён государственной религией. Протестантами-лютеранами стали и литовцы Малой Литвы, которые принадлежали Прусскому княжеству и влились в немецкое религиозно-культурное пространство.

Самым важным периодом для формирования самосознания литовцев Малой Литвы можно считать 18 век, когда в 1701 году Прусское герцогство стало королевством. Чтобы обосновать историческое продолжение государства, было решено формировать "прусскую идеологию" и внедрять её в сознание жителей.

В начале 18 века была проведена реформа просвещения и установлено обязательное начальное образование для всех граждан до 14 лет. Школа успешно решала и главную задачу воспитания гражданина Пруссии - в смысле его лояльности к власти. Со временем литовец Малой Литвы становился лояльным гражданином государства, знавшим и выполнявшим все законы и указы.

Лояльность к власти и гордость за "своё" прусское (в конце 19 века - немецкое) государство за два столетия стали неотъемлемыми элементами самосознания литовцев Малой Литвы. Другим важным для литовцев Малой Литвы процессом в начале 18 века, после эпидемии чумы, было проведение планомерной немецкой колонизации. В Малой Литве от чумы умерло более половины всех жителей (до 160.000 человек), большую часть из которых составили литовцы. Проведённую немецкую колонизацию нельзя оценивать односторонне. Несомненно, глядя на историческую перспективу, видно, что колонизация ускорила естественную ассимиляцию и акультурацию. Эти процессы явились решающими условиями для того, чтобы литовская среда в регионе потеряла свои доминирующие позиции. С другой стороны, продвижение немецкой культуры, связанное с заселением опустевшего края и обновлением хозяйства, отчасти позитивно влияло на культурное и экономическое развитие края.

Самосознанию литовцев Малой Литвы свойственно:

  • лояльность и верность монарху, как главе государства;
  • протестантизм и его ответвление "пиетизм" - движение собранников (на литовском языке surinkimininkai);
  • литовский язык был главным элементом религиозных обрядов и главным гарантом выживания литовской общины в немецкой среде.

Surinkimininkai - это своеобразный тип протестантского движения, сформировавшийся под влиянием пиетизма. Движению, которое в Малой Литве особенно усилилось в конце 19 века, свойственно то, что религиозные обряды на литовском языке проводились дома. Должность священника занимал человек из общины, не имевший теологического образования. Члены этого движения были очень консервативными, так как они предпочитали только религиозные обряды и были против всякой светской и политической деятельности. Сиринкимининкаи, с одной стороны, помогли в сохранении литовского языка, но с другой стороны, их консервативность стала препятствием литовскому культурному движению, начавшемуся в конце 19 века.

Основание Германской империи в 1871 году сделало актуальным вопрос о самосознании литовцев в Малой Литве. Национальная политика германской империи - одна нация, один язык, одно государство - являлась частью европейского национализма 19 века, чем и была обоснована начатая германизация национальных меньшинств. Надо заметить, что лояльность литовца Малой Литвы немецкому государству не означала, что литовцы считали себя немцами, хотя и были гражданами Германии.

Социальная структура литовского патриархального общества не была полной, так как слой интеллигенции был малочисленным. Очень маленькие и экономически слабые литовские культурные слои в деревнях и городах сформировались потому, что главные позиции в экономике и политике занимали люди немецкой национальности, а также из-за продолжительных запретов литовцам Малой Литвы поселяться в городах. Литовцы Малой Литвы называли себя "бурами" (от немецкого слова Bauer - крестьянин), то есть населением деревни. Поэтому в отношениях между немцами и литовцами Малой Литвы можно определить такую линию отношений: немец - господин, дворянин, человек города, а литовец - крестьянин, житель деревни.

В конце 19 - начале 20 веков в 12-ти округах Малой Литвы число литовцев снизилось до 14 %. Причиной тому послужило не только политика германизации со стороны Германской империи, но и процесс акультурации, который приблизил литовское население к западной промышленной культуре, что и сопутствовало потере национального самосознания. Акультурация ускорилась с начала 19 века после проведенных в Прусском королевстве общественно-экономических реформ, самой важной из которых считается изданный в октябре 1807 года в Клайпеде эдикт об отмене крепостного права. Эти реформы ускорили капиталистическое развитие Прусского государства, а литовцы Малой Литвы всё быстрее интегрировались в жизнь Пруссии. В середине 19 века окончательно сформировался своеобразный тип литовца Малой Литвы, который по своему образу жизни мало чем отличался от своих соседей немцев.

Политика германизации национальных меньшинств в Германской империи запрещала употребление родных языков в общественной жизни. Запрещение литовского языка в школах и костёлах Малой Литвы вызвало литовское культурное движение за сохранение родного языка. Первой и самой массовой формой этого движения стали петиции, адресованные главе государства или разным институциям Восточной Пруссии. Содержание петиций выделяется своим аполитическим характером, так как главные требования были связаны с религией:

  1. чтобы детям в начальных школах религия преподавалась на родном языке;
  2. чтобы служба в костёлах проходила на литовском языке.

Но петиции не дали ожидаемых результатов, и это принуждало литовцев Малой Литвы искать другие формы для сохранения родного языка: выдвигалась идея выбирать представителей литовской среды в парламент, образовать культурные общества.

В 1885 г. в Тильзите (теперь г. Советск) было образовано первое литовское культурное общество "Бируте", которое, не выдвигая никаких социальных и политических требований, своей деятельностью хотело сохранить и распространять литовский язык; потому организовались литовские вечера, читались рефераты на темы истории и культуры Литвы, ставились спектакли и исполнялись литовские песни, печатались литовские книги.

Надо упомянуть и другое общество - Tilzes giedotojai, которое тоже организовало литовские вечера с песнями и спектаклями. Это общество действовало до запрета нацистской Германией всей литовской деятельности в 1935 году. Все эти годы обществом руководил Видунас, который является одним из символов всего литовского движения в Малой Литве в период с конца 19 века до начала Второй мировой войны. Жизнь Видунаса тесно связана с городом Тильзитом, где он жил и работал.

До первой мировой войны в Малой Литве эпизодически или более длительное время действовало до 30 культурных обществ. Центром культурной деятельности в Малой Литве твёрдо можно назвать город Тильзит, в котором и действовало большинство обществ. Этой деятельностью литовцы в Малой Литве хотели самопросвещаться, распространять научные знания, сохранить литовские обычаи и нравы, но не выдвигать никаких политических требований, и это, несомненно, раскрывает феномен самосознания литовца в Малой Литве.

После Первой мировой войны Малая Литва в 1919 году по Версальскому договору была разделена. Территория правого берега реки Немана (так называемый Клайпедский край) была отделена от Германии и передана во власть государствам Антанты, от имени которых в 1920-1923 г. администрировала Франция. Остальная часть Малой Литвы по левому берегу Немана осталась в составе Германского государства. 15-ого января 1923 года после восстания, которое удачно спланировало и провело Литовское правительство, Клайпедский край как автономная часть, был присоединён к Литовскому государству. В составе Литвы он был в 1923-1939 годах. Интегрировать Клайпедский край в Литовское государство препятствовали разнородная социальная, культурная, религиозная, экономическая среда и традиции, а также всё более усиливавшееся влияние со стороны Германии - особенно после прихода во власть в 1933 году А. Гитлера. 23 марта 1939 года, после ультиматума, который Германия объявила Литве, Клайпедский край был отдан нацисткой Германии.

В той части Малой Литвы, которая осталась в составе Германии, условия для развития литовской деятельности стали минимальными потому, что большинство литовских деятелей переехали в Клайпедский край. Вся литовская деятельность концентрировалась в Тильзите вокруг философа и общественного деятеля Видунаса и владельца типографии Ензиса Ягомаста. Видунас не только руководил восстановленным обществом Tilzes giedotojai*, но и другими, менее численными литовскими обществами; организовал литовские праздники. С именем Е. Ягомаста и его дочери О. Вилимайтене связано издательство (1924-1940 годы) главной литовской газеты Naujasis Tilzes keleivis**. К сожалению, в 1933 году воцарившийся нацистский режим запретил литовскую деятельность. В 1935 году были закрыты и литовские общества. Проходила повальная германизация - литовские названия местностей переименовались на германские. Литовское самосознание в этом регионе стало под вопросом.

По окончании Второй мировой войны для территории Малой Литвы началась новая история, когда в крае по существу изменилась жизнь в демографическом, культурном и политическом аспекте.

Вильгельмас Стороста-Видунас
Вильгельмас Стороста-Видунас (Газета "Клайпеда", 10 февраля 1998 года)