Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

«Балтийский альманах»

З. С. Суворов

ПРУССЫ
(извлечения)

Остановимся на проблеме прочтения термина "пруссы". Длительное время были широко распространены расшифровки этого термина, которые сложились ещё в немецкой науке. Первая: пруссы - люди, живущие по Руссу (так до 1945 года называлось нижнее течение Немана, от этой традиции сохранилось название одного из рукавов Немана - Русны). Вторая: пруссы - люди, живущие перед руссами. Данная точка зрения широко подтверждается средневековыми источниками, где различные значения Руссии и Пруссии постоянно употребляются в связке: Россия-Бороссия, Рутения-Прутения, Русь-Прусь и др. Третья: термин "прусс" восходит к санскритскому puru-sa-h (пуру-са-а), что означает "человек", "мужчина".

Сравнительно недавно, в 1973 году польский ученый Е. Окулич предложил новое прочтение этого термина. Его точка зрения базируется на том, что значение этнонима следует искать в языках близких соседей, то есть в староготском и старославянском. Как оказалось, в староготском языке термин "прусс" означает конь, мерин, а в старославянском - конь, кобыла. Поэтому, по мнению Е. Окулича, термин "прусс" следует расшифровывать как владелец лошадей.

Принимая первую часть изысканий Е. Окулича о староготском и старославянском значениях термина "пруссы", автор предлагает своё прочтение этого термина. Термин "пруссы" употреблялся в трёх разных значениях - этническом, политическом и социальном. В этническое плане пруссы 9-13 веков - это население Самбии, Натангии, Вармии, то есть бывшие эстии. В политическом значении пруссы - это жители Пруссии. Это термин искусственный, производный от термина "пруссы". Любой житель Пруссии - прусс, но одновременно самб, натанг, вармиец и т.д. Третий пласт значения термина "пруссы" лежит в области социальных отношений. По данным письменных источников, ближе всего с лошадьми связаны представители знати. Они имеют самых быстрых лошадей в стране, пьют кобылье молоко, их хоронят вместе с лошадью. В древности каждый напиток имел ритуальное значение, поэтому если люди пили молоко кобылиц, то они становились связанными с ними. Если принять семантику термина "прусс" по Е. Окуличу, то получается, что выпивший молоко кобылы сам становится конём (пруссом). Иначе говоря, термин следует понимать дословно: пруссы - люди-лошади. Подтверждением нашей расшифровки является тот факт, что одним из родоначальников Романовых был Андрей Кобыла, имя которого без перевода на старославянский на самом деле Андрей Прусс, что подтверждается данными летописи о его приходе из Литвы.

Иначе говоря, "прусс" в значении "всадник", "конник" - это социальный термин, маскирующий новый, предфеодальный, военно-дружинный слой. Это понятие надплеменное, оно охватывает и собственно пруссов в этническом понимании этого термина, и социальную верхушку галиндов, судавов, куршей и других, то есть конгломерат земель, который мы называем Древней Пруссией. Термин "пруссы" в его социальном значении того же порядка, что и древнерусские термины "русь" и "русин".

Традиционно и в российской и в германской науке считается, что пруссы были ассимилированы и растворились в немецкой и литовской среде. На наш взгляд, исчез не народ, не этнос, исчезло, а точнее, изменилось его название.

Когда в начале 16 века появляется герцогство Пруссия, то его граждане должны были называться пруссами, вне зависимости от конкретной этнической принадлежности (немцы, пруссы, поляки, литовцы и другие). Одновременно появляется сложность в употреблении термина "пруссы", поскольку необходимо разделить понятия "старые пруссы" - жители доорденского времени и "новые пруссы". Данное противоречие разрешил хронист Симон Грунау, который ввёл новый термин "Прусская Литва", или "Малая Литва", охватывавший собственно литовцев, переселившихся на территорию Пруссии, и остатки местного древнепрусского населения. Их культурная близость позднее породила возникновение смешанного культурного массива, тяготевшего к Литве, как к главному очагу балтской культуры. То есть пруссы не исчезли в 17 веке, они стали прусскими литовцами. Именно исходя из вышеуказанного понимания этнических процессов, происходивших на территории Пруссии в 16-17 веках, можно объяснить версию А. Бишинга о том, что пруссы - это потомки местного населения и немецких колонистов. В последнем значении термин "пруссы", обозначающий население Восточной Пруссии, доживает до середины 20 века.

Из сборника "Очерки истории Восточной Пруссии",
Калининград, 2002 год, стр. 26-28.