Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

«Балтийский альманах»

Галина Заболотская
Искусствовед, заместитель директора
по научной части Калининградской
художественной галереи

ГЕНРИХ ВОЛЬФФ

Генрих Вольфф «Автопортрет» («Ostdeutsche Galerie». Regensburg. 1984) Генрих Вольфф, родившийся 18 мая 1875 года в семье аптекаря Густава Вольффа в городе Нимпче (Верхняя Силезия), стал одним из наиболее продуктивных графиков и известных представителей художественных кругов Восточной Пруссии конца 19 - начала 20 века.

Конец 19 века был временем обновления графического искусства. Этот процесс особенно ярко проявился в Германии, по праву считающейся родиной гравюры, достигшей своего наивысшего расцвета в творчестве немецких художников 16 века. На протяжении 18-19 веков графика, как самостоятельный вид искусства, была предана забвению и лишь обслуживала высоко ценимые в то время «высокие искусства» - архитектуру, скульптуру и живопись. Такой вид графики, как рисунок, использовался главным образом для создания подготовительных эскизов, а гравюра - почти исключительно для репродуцирования произведений «высокого искусства» - картин известных художников. В 80-е годы 19 века ситуация в области графического искусства начала существенно меняться, что нашло отражение в расцвете графики югендстиля и экспрессионизма, занявшей почётное место в творчестве многих известных немецких художников того времени - Ловиса Корин-та, Отто Экманна, Э.Л.Кирхнера, Макса Пехштейна и так далее.

В Восточной Пруссии заслуга привлечения внимания общественности и художественных кругов к печатной графике принадлежала Генриху Вольффу, ставшему проводником новых тенденций в графическом искусстве Кенигсберга. Он привнёс новое в творчество восточнопрусских художников, получивших образование в Академии художеств Кенигсберга, для которой был характерен рассудочный подход и топографически трезвая манера графических изображений.

Художественное образование Вольффа было основательным и заняло почти 10 лет - достаточно длительный период даже по меркам того времени. В 1891-1893 годах он обучался в художественной школе города Бреслау у Альбрехта Брейера, продолжив в 1893-1896 годах образование в Берлинской Академии художеств у Отто Браузеветтера (1), Герхарда Яненша и Ганса Мейера. Уже на ученическом этапе обозначился интерес художника к графике. Не последнюю роль в этом сыграло то обстоятельство, что страдавший врождённым дальтонизмом художник(2) мог полностью раскрыть свой художественный дар именно в этом виде искусства, который часто называют «искусством чёрно-белого». Ко времени обучения в Берлинской Академии художеств относятся его первые гравюры - «Автопортрет» (1895, сухая игла), «Голова молодого человека» (1895, офорт). Именно техники офорта и сухой иглы были излюбленными медиями художника в ранний период творчества.

В 1896-1900 годах он завершает обучение в Мюнхенской Академии художеств в студии известного офортиста того времени Петера Хальма - одного из реформаторов в области искусства графики. Занятие в его офортном классе запечатлела гравюра 1899 года.

Академическое образование, полученное в двух крупнейших академиях Германии, обусловило прочную связь художника с реалистическими традициями 19 века на всех этапах его дальнейшего творчества. Основой обучения в Академии всегда была работа с натурой. Поэтому мотив обнажённой натуры (преимущественно женской) будет часто встречаться в произведениях Вольффа. Если в ранних работах он больше внимание уделяет светотеневой моделировке («Натурщица в мастерской», 1897), то более поздние работы («Сидящая обнажённая», 1921) исполнены в манере, близкой к эскизной. В них на первый план выходит передача световоздушной среды. Однако во всех произведениях ясно прочитывается стремление автора к точной передаче предметного мира и верность реалистической манере.

Свидетельством признания художника стали первые полученные им награды - в 1899 году он удостаивается Золотой медали в Дрездене, а в 1901 году - в Мюнхене.

В столице Баварии вместе с Эрнстом Нойманном в 1900 году он создаёт первую частную школу графики. Одной из его учениц становится в 1897 году Хелена Нойманн(3).

Педагогическая деятельность Вольффа имела большой успех и способствовала тому, что вновь назначенный директор Кёнигсбергской академии художеств Людвиг Деттманн (1865-1944) (4) в 1902 году приглашает художника в Кенигсберг в качестве преподавателя класса гравюры на меди и элементарного класса Академии художеств(5). Преподавательская деятельность Вольффа в Академии началась 1 апреля 1902 года и продолжалась более 30 лет до 1935 года.

Вольфф подошёл к новому назначению с чувством большой ответственности. Незадолго до вступления в должность он провёл десять дней в Берлинской Государственной печатной мастерской, чтобы ближе ознакомиться с различными техниками печатной графики. Он был разносторонне одарённым графиком, виртуозно владевшим практически всеми графическими техниками, но особенно импонировали ему техники глубокой печати. Художник часто обращался к комбинации различных техник при создании одного листа.

В графическом собрании библиотеки Прусского культурного наследия в Берлине находится значительная коллекция листов Вольффа в техниках ксилографии, литографии и альграфии и пояснения к ним, собственноручно написанные художником. Преподавание в классе гравюры на меди Вольфф соединяет с работой в созданной им в Кёнигсбергской Академии художеств в 1902 году студии для обучения графике женщин. (6).

Вольфф становится одним из наиболее значительных представителей искусства Восточной Пруссии. По словам Агнес Мигель, своей деятельностью он «проложил путь целому поколению художников-графиков, большинство из которых были его учениками» в Кёнигсбергской Академии художеств. Он пытался привить своим ученикам интерес к печатной графике, которая не играла до этого заметной роли в творчестве восточ-нопрусских художников. Многим из них в дальнейшем суждено было сыграть заметную роль в искусстве Восточной Пруссии и Германии. Среди наиболее известных учеников Вольффа можно назвать имена Эрнста Грюна (1890-1965), Эрнста Норберта Долециха (1906-1996), Александра Кольде (1886-1963), Марии Зеек (1861-1935), Ганса Зимоляйта (1908-1975), Даниэля Шташуса (1872), Отто Эвеля (1871-1954).

Генрих Вольфф «Автопортрет» («Ostdeutsche Galerie». Regensburg. 1984) Жанр портрета обозначился как ведущий уже на ранних этапах творчества художника, а в кёнигсбергский период искусство Вольффа-портретиста достигло своего наивысшего расцвета. Художником было создано более 100 портретов современников, живших в начале 20 века в городе на Прегеле. Это получило высокую оценку Агнес Мигель, утверждавшей, что художник в своих произведениях не только запечатлел духовную элиту Кенигсберга в лице её наиболее значительных представителей, но и создал «портрет последнего гражданского общества» северо-восточной провинции Германии.

Особой симпатией творчество Вольффа пользовалось у медиков. В 1932 году медицинский факультет кё-нигсбергского университета Альбертина даже удостоил его степени почётного доктора. Этим он был обязан многочисленным чрезвычайно удачным портретам медиков. Вероятно, они были созданы по заказу медицинского факультета. Связь с медицинскими кругами Вольфф осуществлял через свою ученицу Хелену Нойманн. Она была дочерью известного патологоанатома кёнигсбергского университета Эрнста Нойманна.

В 1909 году он впервые обращается к образу Иммануила Канта и создаёт его ставший широко известным за пределами Кенигсберга офортный портрет «Иммануил Кант в рабочем кабинете». Философ изображён сидящим за столом и смотрящим на город. Этот портрет стал одним из центральных произведений в творчестве художника и получил широкую известность в Восточной Пруссии. Кабинет Канта находился на верхнем этаже дома, в котором он жил. Философ изображён за письменным столом, на заднем плане - город. Вид из окна выходил на северное крыло Королевского Замка. Вольфф изобразил лишь замковое зернохранилище.

Знаменитая литография «Иммануил Кант во время своей ежедневной прогулки» была создана по мотивам кёнигсбергской легенды о регулярных прогулках Канта, ежедневно начинавшихся в 15 часов 30 минут.

Большое место в творчестве Вольффа занимают портреты, поводом для создания которых стала семейная жизнь художника. Он приехал в Кенигсберг с молодой женой - художницей Элизабет (Кете) Вольфф-Цимер-манн. Кстати, она сама была великолепной портретисткой. К её работам относятся портретные изображения поэтессы Агнес Мигель, художницы Кете Кольвиц и Инны Зейдель. В 1903 году в Кенигсберге родилась их дочь Сюзанна, а в 1906 году - сын Кристоф. Художник неоднократно портретировал жену и дочь. К серии «семейных» портретов относятся такие работы как «Моя жена» (1900, акватинта); «Сюзанна с собакой» (1906, альграфия); «Портрет моей жены» (1937, сухая игла); «Моя жена в шляпе» (1921, альграфия).

В 18 веке во Франции зародилась мода на портреты, вырезанные ножницами из бумаги. Трудно было найти модницу, которая не заказала бы свой силуэтный портрет. Затем это искусство было предано забвению. В 1908 году в Кенигсберге вышли «Рассказы маленьких ножниц» Вольффа. Художник свидетельствовал: «Рисовать силуэты я научился ещё с пятнадцатилетнего возраста - так в провинциальном силезском городе я по вечерам отдыхал от греческой грамматики. Затем в художественной школе обучали совершенно иным вещам и мои чёрные дамы и господа были преданы забвению на двенадцать лет. Но в дождливое лето 1903 года их образы возвратились на радость маленькой девочке, моей дочери. Однако теперь они не просто рисовались, а имели настоящие бумажные руки, ноги, головы...». Его виртуозное обращение с ножницами позволяло вырезать фигуры из чёрной бумаги без каких-либо предварительных набросков.

Кроме того, в Восточной Пруссии нашёл дальнейшее развитие его дар пейзажиста. Вольфф был частым гостем как на Куршской, так и на Балтийской косе. Мотивы, отражённые в полотнах многих живописцев, нашли в его творчестве графическое выражение. В поздних работах Вольффа, как и в работах Коринта натуралистический подход к пейзажной гравюре сменяет вибрирующая световоздушная среда, живописность и обобщённость образных решений, отказ от детализации, обнаруживающие влияние импрессионизма.

Вольфф предпочитал техники литографии и альграфии. Последняя сходна с техникой литографии, но вместо литографского камня используется лёгкая алюминиевая пластина, имевшая неоспоримые преимущества перед тяжёлым литографским камнем. Художник часто совершал велосипедные прогулки на залив или Замланд, имея с собой в кармане пиджака несколько таких пластин, позволявших работать над произведением непосредственно на пленэре. Поэтому его пейзажи сохраняют непосредственность и живость впечатления.

Пейзажный жанр в его творчестве был обогащен и несколькими архитектурными пейзажами, увековечившими здания и улочки Кенигсберга и Инстербурга и снискавшими ему славу и признание публики. Среди них центральное место занимает лист «Хундегатт в Кенигсберге» (офорт, акватинта), созданный художником в 1907 году. Он считается наиболее значительным среди его так называемых произведений топографического плана. Графику удалось уловить и передать атмосферу сгущающихся над рекой сумерек над районом Кенигсберга, в котором сосредоточились здания складов. Сохранились рисунки с подобными мотивами, которые, возможно, служили набросками для этой работы.

Калининградской художественной галерее этот лист был передан в 1991 году Катариной Эсслингер(7). Именно этот лист стал одним из первых, принесших Вольффу известность в Кенигсберге.

Совершенно в иной - более трезвой и сухой манере, характерной для позднего периода творчества художника, - выполнен лист «Кнайпхофская ратуша» (1929, офорт, акватинта), также переданный в дар Калининградской художественной галерее Катариной Эсслингер. Ко времени создания этого офорта Кнайпхофская ратуша использовалась для представительских целей и в ней размещался музей истории города. Это произошло после того, как в 1927 году магистрату стало окончательно тесно в помещении ратуши и городское правление переехало в здание бывшего торгового двора.

На территории, примыкающей к зданию Академии, построенному в 1916 году Фридрихом Ларсом, имелась собственная типографская мастерская. Несколько десятилетий подряд здесь работал опытный печатник Франц Папке. Главным образом от него зависела безупречная чёткость изображения в альграфиях Вольффа. Свои офорты он печатал в Берлине у Отто Фельзинга, одного из лучших немецких печатников того времени, работавшего с известнейшими графиками. Обычно в правом нижнем углу листов Вольффа стоит монограмма автора - слитные Н и W (HW), многие работы подписаны в правом нижнем углу подписью "HWolff".

Генрих Вольфф «Автопортрет» («Ostdeutsche Galerie». Regensburg. 1984) Его искусство было востребовано и высоко оценено современниками. В 1912 году Вольфф получил Золотую медаль в Берлине. В 1914 году известный историк искусства Х.В. Зингер в своей книге «Современная графика» подробно пишет о графике Вольффа, что свидетельствует о его признании столичной художественной критикой.

Помимо преподавания в Академии художеств и творчества Вольфф находил время для общественной деятельности. В 1918-1920 годах после окончания Первой мировой войны он являлся одним из основателей общества на Хаммеркруге, из которого исходили существенные импульсы для духовной жизни Кенигсберга. Вместе с Деттманном он основывает «Общество художников и друзей искусства» ("Gesellschaft für Künstler und Kunstfreunde"), чтобы заинтересовать верхушку общества и людей, располагающих финансовыми возможностями, в попечении искусства и продвижении молодых художников.

В 1927 году он стал одним из организаторов и участников выставки «Искусство Восточной Пруссии» Немецкого Общества искусств в Берлинском Замке. Эта экспозиция впервые представила искусство восточ-нопрусских художников в столице Германии в столь полном объёме и, по словам самого Вольффа, указала на «силы, нашедшие питательную среду для художественного творчества в восточных провинциях Германии».

В 1932 году в кёнигсбергском издательстве Грэфе и Унцер вышел одиннадцатый альбом серии «Альбомы Немецкого Востока» ("Bilderhefte des deutschen Ostens"), посвященный Вольффу со статьёй Агнес Мигель. Этот факт является свидетельством признания художника в Восточной Пруссии.

В 1935 году состоялась выставка работ Вольффа в Союзе художников Кенигсберга.

После тридцати пяти лет преподавания в Академии художеств Кенигсберга Вольфф уходит на пенсию и в 1937 году возвращается в Мюнхен, где создаёт свои последние работы. В марте 1940 года художник умирает в столице Баварии.

Достаточно полным собранием печатной графики Вольффа обладает на сегодняшний день Музей Восточнонемецкая галерея Регенсбурга (Германия) благодаря внуку Вольффа Михаэлю Шиффу и Катарине Эсслингер, передавших в собрание музея часть личных коллекций, а также Городская галерея Ленбаххаус в Мюнхене (Германия).

Пользуясь случаем, Калининградская художественная галерея ещё раз выражает госпоже Катарине Эсслингер благодарность и признательность за переданные в дар произведения Вольффа, составляющие гордость коллекции восточнопрусского искусства в нашем музее.

Генрих Вольфф «Кнайпхофская ратуша в Кенигсберге»
Генрих Вольфф «Кнайпхофская ратуша в Кенигсберге»
(«Ostdeutsche Galerie». Regensburg. 1984)
Генрих Вольфф «Рыбный мост в Кенигсберге»
Генрих Вольфф «Рыбный мост в Кенигсберге»
(«Ostdeutsche Galerie». Regensburg. 1984)


1. Отто Браузеветтер (1835-1904) обучался в Кёнигсбергской академии художеств у М.Пиотровского, А.Берендсена, Г.Геммеля.
2. Об этом свидетельствуют воспоминания многочисленных учеников, относящиеся к более позднему времени.
3. Хелена Нойманн (1874-1942) - восточнопрусская художница. Работала преимущественно в пейзажном жанре. Творчество тесно связано с историей художественной колонии в Ниде.
4.Период его директорства (1901-1916 года) часто называют «эрой Деттманна», указывая на значимость и размах предпринятых под его началом преобразований.
5. Он сменил на этой должности Генриха Закса (1831-1901), занимавшего её с 1886 по 1901 год. Мастерская станковой графики выделилась из класса медной граюры академии в 1850 году.
6. Женщин начали допускать к обучению в Академии с 1890 года.
7. Дочь известного кёнигсбергского архитектора Фридриха Ларса, родившаяся в Кенигсберге в 1914 году. С 1933 года она обучалась в Кёнигсбергской Академии художеств у профессора Вольффа, приходящегося ей двоюродным дедом по материнской линии, а в 1935-37 года - в Берлине в классе живописи профессора Вилли Джекеля, одновременно изучая в кёнигсбергском университете историю и историю искусств.