Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

«Балтийский альманах»

Борис Попов

РАТША, МУЖ ЧЕСТЕН, ПРЕДОК ПУШКИНА

Вряд ли случайно в центре нашего города, где Пушкин никогда вроде бы и не был, возник памятник нашему славному мастеру русского слова, умевшему многие вещи сказать так просто и мелодично, что строки его произведений ложились сами собой в наши головы. Поэтому хотелось бы сегодня сказать слово об этой неслучайности.

Кто же был первопредком А.С. Пушкина на Руси? Имя его известно. Это был «муж честен» по имени Ратша. «Мы ведём свой род от прусского выходца Радши или Рачи», - пишет сам поэт с гордостью в «Начале автобиографии». Во времена Александра Невского он пришёл «из немец» и стал служить боярином.

Кто-то скажет: «Ну вот, немец». Наверное, многие до сих пор так и считали, и потому оскорбляли память Ратши своим молчанием. Но даже если бы был он немцем, разве от этого наш Пушкин проиграл бы? Но у немцев такое имя неизвестно. Не было оно известно и у древних жителей Янтарного края - пруссов или, как их ещё называли, кимбров. А ведь Ратша был не простолюдином, а боярином. Так может, Ратша - это миф, вымысел и он никогда не жил «в немец»?

Персонаж с таким именем действительно жил в Новгороде. Речь идёт о новгородском тысяцком Ратиборе. Причём он упоминается в 1270 году, то есть в то же самое время, когда в Новгороде жил и боярин Ратша. Более того, тысяцким тогда мог быть только кто-то из бояр. То есть, Ратибор тоже был боярином. Поэтому мы имеем право предположить, что этот Ратибор и Ратша, предок Пушкина, - один и тот же человек.

В родословной Пушкиных и их родичей сохранилась запись: «...во дни благоверного великого князя Александра Ярославовича Невского приеде из немец муж честен именем Ратша».

Читатель может подумать: «Муж честен Ратибор «из немец». Да этого не может быть!» Но опять читатель может быть неправ. Что значило «из немец» во времена Александра Невского? А значило то, что тогда «в немец» шла война между рыцарями Тевтонского ордена с одной стороны, и язычниками - с другой. Война шла жестокая. Рыцари шли вперёд с огнём и мечом. Война началась в 1230 году и продолжалась аж до 1283 года, то есть она длилась в общей сложности пятьдесят три года.

Кто же сопротивлялся столь долгие годы Тевтонскому ордену? Какие ещё язычники? Да вот были такие несгибаемые: древние пруссы, то есть кимбры (будущие латыши да литовцы) и боруссы, то есть поморские славяне.

Согласно родословных, Ратша - это отец Якуна, дед Алексы и прадед Гавриила. Сыном последнего был Иван, внуком - Александр, а правнуком - Григорий. Этот Григорий и получил прозвище Пушка, а его дети, внуки и правнуки стала носить фамилию Пушкины.

Надо ли говорить, почему Григорий стал Пушкой? Наверное и так ясно. Однако не только своим непосредственным отношением к артиллерии отличались первые Пушкины. Восемь из них участвовали в 1613 году в подписании грамоты об избрании царём первого Романова, то есть они стояли у истоков создания новой династии правителей России.

Потомками Ратши были также дворяне: Аминовы, Безногие, Булгаковы, Булыгины, Бутурлины, Волковы, Волченковы, Жулебины, Замыцкие, Зелёные, Каменские, Кологривовы, Коровины, Курицыны, Мусины-Пушкины, Мятелевы, Ногавицыны, Поводовы, Рожновы, Свибловы, Слепцовы, Слизнёвы, Смолкины, Товарковы, Трегубовы, Улитины, Хрулёвы, Челядины, Чертовы, Чешихины, Чтоботовы и Чулковы.

Всего тридцать три фамилии, как тридцать три богатыря в сказке Пушкина о царе Салтане, как тридцать три мудреца у князя Саки в стране Траястринса на вершине мировой горы Меру. И всё это мифы? Вряд ли.

Откуда, в таком случае, появилось имя Ратши? Что оно означает?

К счастью, в истории Древней Руси такое же имя встречалось и раньше. Так в 1146 году упоминался ещё один Ратша, который служил судьёй в Киеве при князе Всеволоде Олеговиче. Этот Ратша тоже был из новгородцев. А два Ратши - это уже много, это уже не миф, а кое-что действительно существующее. Это уже говорит о том, что имя Ратша могло иметь славянское, новгородское происхождение.

Среди подобных имён в самых древних русских летописях встречались такие имена, как Малуша, Мстица (Мстисла), Путеша, Святоша (Святослав), Володша (Владимир), Мироша (Мирон), Миша (Михаил) и другие. Поэтому в имени Ратша скорее всего следует видеть уменьшительное от Ратибора. Такое имя действительно было известно на Руси. Первое его упоминание встречается в 1081 году. Тогда его носил посадник в Тьмутаракани, ставший затем боярином в Киеве. Не исключена возможность, что киевский Ратша мог быть внуком этого Ратибора. Иное имя со словом «Рать» тогда ещё не встречалось. Поэтому мы с уверенностью можем сделать вывод о том, что за именем Ратша стоит обыкновенное славянское - Ратибор.

Среди князей поморских славян был известен князь Святополк, сын Мстивоя I. В 1243 году он объединил славян-боруссов и кибров-пруссов и пошёл с ними в поход против Тевтонского ордена. Ему удалось тогда взять все их замки, кроме Бальги и Эльбинга. На месте будущего королевского замка у реки Преголи тогда ещё стояла древняя крепость Твангсте, принадлежавшая кимбрам.

Хроника Земли Прусской, написанная Петром из немецкого Дусбурга, в той же войне упоминал и Гланде, вождя Самбии, как тогда назывались земли вокруг крепости Твангсте. Он был потомком короля Видевута, пришедшего со своим народом к боруссам после изгнания из Дании в 514 году. Как и Ратша, Гланде тоже был вынужден впоследствии искать помощи у Александра Невского, как и Ратша, он тоже какое-то время был у него боярином и стал первопредком Романовых, императоров России. Неслучайно при выборе московского государя за потомка Гланде голосовали потомки Ратши. Ведь они были друзьями по несчастью. Их дальнее свойство было скреплено ещё в войне против тевтонцев.

Последним в борьбе против тевтонцев в 1283 году сложил своё оружие князь Скудо из Красимы (ныне Нестеровский район), который после изнурительной войны покинул родную землю и ушёл в Литву.

А что же Ратша-Ратибор? Было ли какое-нибудь упоминание непосредственно о нём? Да, человек, носящий такое имя, был, причём в единственном числе. Речь идёт о восточнопоморском князе, младшем брате того самого Святополка, а так же Вартислава и Самбора II сына Мстивоя I и принцессы Поморья. Их владения были на Висле недалеко от впадения её в Балтийское море. После поражения от тевтонцев эти владения были захвачены немцами и поляками. Поэтому у этого Ратибора была весомая причина покинуть Восточное Поморье и уйти на Русь к Александру Невскому, победителю рыцарей ордена на Чудском озере. Будучи княжеского рода, у Александра он действительно мог стать боярином. Выше поднять его и Гланде Александр Невский не мог, так как в то время на Руси князьями могли быть только Рюриковичи.

Выходит, не случайно в нашем городе появился памятник Пушкину, ведь здесь жили его предки. И теперь он своим присутствием напоминает нам о былом.

Читатель опять скажет: «Так Ратша что, поляк, что ли, был?» История - штука непростая. В то время поляки имели своего короля, они были уже католиками и потому помогали тевтонцам воевать с язычниками, то есть с поморскими славянами или боруссами, а так же с пруссами или кимбрами. Поэтому Ратша был не поляком, а поморским славянином или боруссом, как они сами себя называли.

С другой стороны, с высоты сегодняшнего дня можно сказать о том, что А.С. Пушкин и его предки всё же ещё раз роднят нас с поляками. Ведь на калининградской и польской земле жил Ратша, он помогал своему брату Святополку освобождать названные земли от тевтонских рыцарей. Хотя в конечном итоге они и потерпели поражение, но наши земли сохранили на себе их следы. Мы не только славяне вместе с поляками, но и вместе с ними живём на неделимой земле предков Пушкина. И мы вместе можем по крупицам собирать мельчайшие сведения о Поэте и его предках на землях этой родины.

Ратша и Свентояр

У каждого человека, который жил или живёт на земле, были, есть и будут отец и мать, дед и бабка, прадед и прабабка и так далее. Подобные предки были и у Ратши, предка А.С. Пушкина. На протяжении многих веков они были поморскими князьями и причисляли себя к боруссам. Впервые боруссы пришли к южному побережью Балтийского моря в середине 5 века, то есть за восемь веков да начала войны с тевтонцами.

Чем же характеризовались изменения местной археологической культуры в то время? Прежде всего, появлением захоронений воинов с конём. Пришедшие племена не были болотными или лесными людьми, как считали ранее. Они привыкли скакать на коне, преодолевать на нём большие расстояния. Использование верхового коня позволило им вытеснить из Поморья местные племена венедов и эстиев и начать успешную борьбу с германскими племенами, в том числе и с остготами. Владения пришедших конников простёрлись от Эльбы на западе, и до Немана - на востоке. Впоследствии их земля стала называться Боруссией.

Немцы аккуратно сохранили всё, что так или иначе касалось истории боруссов, даже могут показать нам и многое рассказать о святых местах боруссов на острове Рюген. А нам уж сам Бог велел чаще упоминать это слово, ведь боруссы были нашими славянскими братьями. Более того, боруссы были предками нашего Пушкина.

Жизнь боруссов, начиная с 5 века не была здесь безмятежной. Но тем не менее они сумели сохранить свои владения вплоть до 1134 года. А в том году произошло нечто, что повлияло в дальнейшем на всю последующую историю боруссов. В том году князь Прибыслав, князь боруссов или полабских славян, то есть тех славян, которые жили на берегах вдоль реки Лабы (Эльбы), выдал свою дочь замуж за Альбрехта Бера, саксонца, то есть немца, и назначил его своим наследником. Этот наследник, конечно же, утвердился в Браниборе, стольном граде местных славян, а германский император Лотарь II узаконил его владения своим указом, и с тех пор эта земля стала называться Бранденбургской маркой или Пруссией. Так немцы произносили слово «Боруссия».

Некоторые путают Бранибор с Бранёво. Но посмотрите на карту. Бранёво находится на берегу Вислинского залива, а Бранденбург - возле реки Эльбы. Не мог Прибыслав управлять полабскими (эльбинскими) славянами из Бранёво. Бранденбург гораздо ближе к Лабе (Эльбе).

Саксонский наследник был настоящим саксонцем, интересы славян были для него на втором плане. Он работал шпагой во время похода на Рим, он участвовал в походах Лотаря II и Барбароссы на славян, в Чехии он сражался с Собиславом, в Саксонии оспаривал герцогское знамя у Генриха Льва.

В 1138 году Альбрехт Бер был пожалован Саксонией императором Конрадом III и какое-то время управлял ею. Но затем её отнял у него Генрих Гордый. В 1180 году Саксонию отдали Бернгарду Асканийско-му, второму сыну Альбрехта Бера. Его внук Альбрехт I (1212-1260) стал герцогом Саксонии на Верхней и Средней Эльбе. Его сын Иоганн стал герцогом Саксен-Лауэнбурга (Нижняя Эльба), а сын Альбрехт II - в 1260-1298 герцогом Саксен-Виттенбурга (Средняя Эльба). Оба претендовали на выборы императора. Золотая булла 1356 года утвердила звание императорского викария и курфюшесткое достоинство за Альбрехтом II.

Все эти факты свидетельствуют о том, что участь бывших боруссов на территории Бранденбургской марки была решена очень просто: они были онемечены. Может быть, именно поэтому иногда, глядя на некоторых восточных немцев мы видим знакомые славянские черты.

Восточнопоморское княжество, расположенное между Вислой и Одером, где правили родичи Прибысла-ва, сумело сохранить свою независимость вплоть до войны с Тевтонским орденом, то есть до 1230 года. После войны оно было поделено между рыцарями Ордена и Польшей. Какая-то часть его земель получила название Восточной Пруссии (Боруссии). Ратибору, ушедшему вместе со своими приближёнными в Новогод к Александру Невскому, оставалось только наблюдать со стороны за происходящими в Южной Прибалтике событиями. Однако история пребывания поморских славян на юге Балтики осталась в памяти народов. И мы можем попытаться сделать небольшой экскурс в прошлое.

И Мстивой I, отец Ратибора, и Прибыслав, князь полабских славян, вероятно, происходили от легендарного Свентояра, который объединил Боруссов на Днепре и повёл их на запад в поход против готов. И было это, если верить археологам, в середине 5 века. Получается, что наш Пушкин мог быть прямым потомком этого Свентояра.

Свентояр и Кышек

На Днепре боруссы появились вместе с поляками, чехами и хорватами. Произошло это приблизительно в 370 году, так как славян по пятам преследовали гунны, а они перешли Дон с востока на запад в 371 году. Вождём боруссов в то время был Кышек, а у других племён - Орей с сыновьями Кием, Щеком (Чехом) и Хоривом (Хорватом).

Бедным скитальцам и изгнанникам пришлось вступать в бой с местными племенами готов, с причерноморскими городами греков, а потом и с римлянами.

«И бьёт крыльями Матерь Сва, славу поёт та птица воинам борусинским, которые от римлян пали около Дуная возле Троянова вала». Правой или неправой была их война, но иного пути для того, чтобы выжить, не было.

Кышек с Ореем иногда помогали друг другу, и тогда их общее дело имело успех. Например, в борьбе против языгов. Иногда они действовали каждый по-своему, и тогда их общее дело от этого страдало.

Однажды боруссы и прочие славяне собрались вместе и решали, как им быть дальше: вместе ли быть, или разойтись по разным местам. И решили они тогда, что будет лучше, если они не будут мешать друг другу, а разойдутся в разные стороны. Боруссам при этом был уготован путь на северо-запад к берегам Балтийского моря.

«И был Кышек велик и мудр. И умер он, а после него были иные, и каждый говорил что-нибудь хорошее».

«И было это, когда Свентояр, один из вождей, которого выбрали борусичи в Русколани, взял русколан, и иалан, и борусов, и вооружил их, и пошёл на готов ... и готы были поражены».

Предшественник Свентояра - вождь Кышек - вероятно, был последним правителем боруссов перед их уходом от Уральских гор к Днепру. В 1 веке племя боруссов упоминал знаменитый греческий географ Птоло-мей. Он писал, что они живут на самом востоке Сарматии у Рипейских (Уральских) гор. Поэтому предками Кышека могли быть те вожди боруссов, которые правили ими у этих гор, по крайней мере, с 1 века.

К какой династии принадлежали Кышек и Свентояр, мы пока не знаем. Однако, если судить по названию племени, то это могла быть династия, основанная неким человеком по имени Борус, в истории Европы человек с таким именем не был известен.

К сожалению, других упоминаний непосредственно о боруссах у историков того времени нет, и поэтому след их предков теряется в глубине веков. В то же время для восстановления их предыдущей истории мы можем воспользоваться данными археологии и топонимики.

Итог

На этом наше путешествие в прошлое пока заканчивается. Хотелось бы надеяться, что оно в чём-то могло быть интересно Александру Сергеевичу Пушкину точно так же, как когда-то и «История государства Российского» Н.М. Карамзина. Конечно, нельзя сравнивать многотомный труд со статьёй в журнале. Однако мы, наверное, в определённой мере тоже выполнили миссию «Колумба» по открытию новой «Америки».

Эта «Америка» была родиной не только предков А.С. Пушкина, и не только предков славян. Эта «Америка» могла быть родиной предков и других индоевропейских народов, которые совершили свой, не менее интересный путь из неё в отдельные регионы Европы и Азии, а так же других континентов. Можно упомянуть, например, иранцев, германцев, ирландцев, балтов. Нельзя не упомянуть и тюрков, хотя они и не относятся к индоевропейцам.

ЛИТЕРАТУРА
1. Пушкин А.С. Собрание сочинений. Т. 1-10. - М.: Изд-во «Художественная литература», 1974-1978.
2. Полное собрание русских летописей. - СПб.
3. Бичурин Я. (Иакинф) Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. 1. 1-3. - М., Л.: Изд-во АН СССР, 1950-1953.
4. Бобринский А. Дворянские роды, внесённые в общий гербовик. Часть 1. - СПб., 1890.
5. Велесова книга. - М., 1995.
6. Восточная Пруссия с древнейших времён до конца Второй Мировой войны. - Калининград: Калининградское книжное издательство, 1996.
7. Киселёв СВ. Древняя история Южной Сибири. - М.: Изд-во АН СССР, 1951.
8. Общий гербовик Дворянских родов Всероссийской империи, начатый в 1777 году. Т. 1-12. - СПб., 1797.
9. Татищев В.Н. История Российская: Собрание сочинений. Т. 1-6. - М.: Ладомир, 1995.
10. Пётр из Дусбурга. Хроника земли Прусской. - М., 1997.
11. Bchz E. Genealogie der pommerellishen Horroye. Zeitshrift des Westprassishen Geschichtsvereins. Danzig, 1939.
12. Claudii Ptolemaei Geogrephia / Ad. C.Muller. vol 1-2. Parisiis, 1883.

«Запад России». - 1999. - № 1(2). С сокращениями