Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАРИСОВКИ

ОСКАР ШЛИХТ

историк

ВОСТОЧНЫЙ ЗАМЛАНД

Рыбачьи деревни на берегу Фришского залива

Среди населённых пунктов Земланда рыбацкие деревни на берегу залива занимают особое место, как из-за их местонахождения, так и из-за своеобразия их жителей. Причину последнего можно искать в том, что это рыбаки латышского происхождения, которые с давних пор обособлялись, как представители пришлого племени, от зем-ландских сельских жителей; это проявляется ещё и сегодня в свадьбах, браках преимущественно внутри их сообщества, особенной приверженностью к родным деревням. Кроме того, на их характер оказывает большое влияние тяжёлый рыбацкий труд, а также труднодоступное, ещё несколько десятилетий назад, местонахождение их деревень. В качестве примера их самобытности можно упомянуть жён рыбаков, торгующих в Кёнигсберге рыбой, из которых отдельные оригинальные типы составили славу рыбному рынку.

Существовали ли здесь, на берегу Фришского залива, поселения уже в Орденское время? Тому нет настоящих письменных доказательств; так же не проясняют это и доисторические находки. Самые ранние свидетельства о поселениях на берегу залива мы получаем из документов Тевтонского ордена, для нужд которого здесь работали лесорубы и плотники. В лесах на берегу залива они находили в избытке дерево для своих целей. В начале орденского времени здесь, как и на земландском морском побережье, могли поселяться пожалованные особыми привилегиями крестьяне-рыбаки, объединявшиеся в колонии, из которых, в конце концов, образовались рыбацкие деревни.

Но только в Новое время деревни у залива получили интенсивное развитие. Большое влияние тут оказало регулярно организованное пароходное сообщение с Кёнигсбергом, которое обеспечило сбыт в городе выловленной рыбы, и одновременно вызвало довольно сильный приток приезжих в рыбацкие деревни. Неожиданная возможность получения лёгкого заработка сделала общины прибрежных деревень гораздо зажиточнее, но отрицательно повлияла на развитие рыбацкого промысла. Также и до сих пор слаборазвитое из-за скудной песчаной почвы сельское хозяйство этих деревень имеет теперь, благодаря прокладке (вдоль залива) кёнигсбергского сточного канала, благодатное будущее. Таким образом, по-видимому, прошли времена, когда на рыбацкие деревни у залива взирали с состраданием.

Пайзе

Непосредственно на берегу Фришского залива, отделённая высокой дюной от Фишхаузеновского леса, на большом песчаном мысу находится большая рыбацкая деревня Пайзе. Строительство Кёнигсбергского морского канала несколько десятилетий назад придало здесь всей местности совершенно иной вид и преобразило её настолько в лучшую сторону, что Пайзе выглядит теперь наиболее приветливо из всех прибрежных деревень.

Первоначально это место называлось Пельземотер или Пельземот (то1ег=ТеП=часть). Это поселение не могло иметь большого значения, так как в 1306 году епископ Бартоломеус Земландский передал право на его владение локатору Войко. В народе место называлось Пойсорт, что означало «местность у леса Пойс». Это название леса мы впервые находим в документе 1305 года, который Фишхаузену давал права города, затем оно перешло к поселению, лежащему за лесом. Позже мы встречаем в документах снова это место, обозначенное как Пайс, Повс, Пойц, Пойс, Певес, Певсен и Певс и даже ещё и сегодня на стоящем у Циммербуде указателе можно прочесть Пойзе (Poyse). В словаре прусского языка зафиксировано слово «пеузе» (Реше) - как «ель». В Эстонии есть посёлок со сходным названием Пуйзе.

Веками Пайза влачила печальнейшее и, может быть, скромнейшее из всех деревень Земланда существование, потому что у жителей отдалённой деревушки были жалкими условия жизни и покупательная способность, и неудивительно, что их культура не была раньше на особенной высоте. Очень тяжела борьба рыбаков Пайзе за существование. Их положение из-за многих несчастных случаев, которые преследовали как раз именно пайзенс-ких рыбаков в их ремесле, представлялось почти трагическим.

Более 600 лет обладает Фишхаузен правом владения на лес Поис. Этот лес простирался сначала до речки Лаукенфлис. Однако наступление на сушу залива, использование леса жителями прилегающих деревень и государством - существенно уменьшили площадь леса. Ещё в 1860 году жители Пайзы получили значительную часть леса в качестве возмещения и использовали его как пастбище. Несмотря на это, лес оставался и далее ценнейшим владением Фишхаузена.

В вопросе по поводу владения лесом не было полной ясности уже во времена герцогства. Это видно из того, что в 1563 году совет города Фишхаузена жалуется герцогу Альбрехту на главу администрации Фишхаузена, Христофора фон Хоендорфа, по приказу которого была вырублена лучшая часть леса. Городские лесники не могли этому воспрепятствовать, потому что «его сопровождали многие его люди». Также владелец Циммербуде, Ганс фон Таубенхайм, велел арестовать людей из Фишхаузена за то, что «они рубили лес под Циммербуде».

Начавшаяся в середине прошлого века зимняя транспортировка груза по льду залива из Кёнигсберга в Пил-лау позволила улучшить в деревне жизненные условия, которые стали ещё легче после строительства Кёнигсбер-гского канала, предоставившего возможность зарабатывать с избытком. Хорошее пароходное сообщение с Кёниг-сбергом сделало теперь Пайзе местом летнего отдыха горожан. Однако традиционное рыболовство имеет первостепенное значение для этой местности, тем более что отсюда возможно осуществлять и морское рыболовство, началом которого может считаться приобретение нескольких моторных шлюпок. В деревне насчитывалось 16 рыбацких хозяйств.

С ростом благосостояния увеличивалось и число жителей Пайзы. Оно составляло в 1831 году - 209, в 1844 году - 305, в 1858 году - 361. К завершению строительства канала число жителей возросло в 1899 году до 630 и составляет теперь после переписи населения 1919 года 592 человека.

Циммербуде

По живописной, сильно поросшей можжевельником лесной дороге, за полчаса можно дойти до следующей рыбацкой деревни. Циммербуде. На глубокой песчаной почве вытянулась она непосредственно вдоль берега. Несколько веков назад ландшафт залива выглядел здесь совсем по-другому: тогдашние два устья Прегеля находились гораздо дальше в заливе, чем теперь; они образовывали большие острова; один из них изображается длинною в треть мили и лежащим напротив Циммербуде.

Если судить о происхождении жителей Циммербуде по их именам, то можно сказать, что в деревне жило смешанное население. Это были викинги (норманны), любекские старопруссы (?), литовцы, латыши, эсты, финны, поляки. При заселении этих земель в 1685 году гугенотами при курфюрсте Фридрихе Вильгельме, а затем в 1732 году зальцбужцами при прусском короле Фридрихе Вильгельме I многие из них поселились в деревнях у залива. Их имена и фамилии в здешних деревнях служили тому доказательством.

Недалеко от этого позже поглощенного заливом острова любекские колонизаторы, которые, по-видимому, оценили по достоинству это место в устье большой реки, намеревались построить здесь большой город, о чём 31 декабря 1242 года в Торне состоялись переговоры между орденским ландмейстером фон Вильда и городом Любеком. Кажется, Орден смотрел на эту перспективу основания города любекцами без восторга, поскольку ему пришлось уже по приказу Папы выделить часть завоёванных земель Нижней Германии для колонизации Пруссии. По всей вероятности, возникли споры, так как мы находим упоминание об этом городе любекцев только один раз в связи с решением третейского суда, которое кульмский епископ Хайденрайх в 1248 году провозгласил в том смысле, «что любекцам позволяется закладка крепости»; передача же самой земли, однако, была в документе о разделе (земель) от 11 марта 1268 года снова отменена. Но, конечно, какая-то связь любекцев с земландцами могла существовать, потому что и в другом месте сообщается, что ещё за десять лет до завоевания Земланда любекцы совместно с орденскими братьями совершили экспедицию из Лифляндии в Земланд и привели оттуда некоторое число тамошних жителей в Любек, чтобы крестить их. За это получил Любек, по-видимому, там землю, но и покорённым должны были быть предоставлены особые привилегии.

Эта любекская крепость, кажется, действительно была построена, так как в вышеупомянутом документе о делении земель есть упоминание о городе напротив прегельского острова. Также и в Хронике Дуйсбурга в 1274 году пишется о находящейся напротив Бранденбурга крепости. Изданная в середине 15 века магистрская хроника обозначает эту крепость как Церауве (Cerauwe). Эта Церауве, точнее Цемрове (Cemrowe), является первым упоминанием Циммербуде, так как Cemrowe (owe=au) искажённое обозначение Циммерау (Zimmerau). А это имя могло в свою очередь возникнуть оттого, что в этой богатой лесами местности - в «Zimmerpuden» производилась заготовка требуемого леса для строительства «бургов» у залива, как это было, например, согласно документам, для Лохштедта. Циммербуде относится, таким образом, к немногим населённым пунктам Земланда, которые обязаны своими именами немецкой колонизации.

Из этого старого Цемрове образовалось потом принадлежавшее земландскому епископу имение, которое во время секуляризации было обменено епископом Георгом фон Поленцом на часть деревни Полепен (Polepen) у Освальда фон Таубенхайма, как ленное поместье. Эти Таубенхаймы принадлежали тогда к самым уважаемым дворянам Земланда и владели Циммербуде до 1661 года.

В 1669 году поместье Циммербуде было дано во временное пользование бывшему воспитателю короля Фридриха I, Эберхарду фон Данкельманну, который позже в качестве главного министра при этом короле играл в истории Прусского государства значительную роль.

Данкельманн вскоре вернул поместье королю, и его объединили с государственным имением Капорн, которое довольно долгое время носило имя Капорн-Циммербуде. В 1720 году Циммербуде обозначали как «королевское рыбное поместье», или как принадлежащее его Величеству. В него входили наряду с 16-ю хуфенами земли ещё таверна, 12 крестьян и много рыбаков, которые, однако, могли ловить рыбу только для собственных нужд. Но, несмотря на ограничения, рыболовство целые столетия было здесь главным занятием жителей, о чём свидетельствует сообщение о том, что ещё в 1520 году шнырявшие в заливе данцигцы отобрали у циммербудцев 5 сайсов (?) или лодок для ужения рыбы.

Местонахождение прежнего замка и поместья уже долгое время скрывают волны залива, но и сегодня ещё среди жителей Циммербуде живёт память о них в форме легенд.

С 1 апреля 1901 года Циммербуде вместе с соседними деревнями Неплекен и Пайзе - всего 1500 человек -составляет одну церковную общину, после того как Циммербуде за два года до этого получил церквушку, являющуюся филиалом церкви в Меденау. Эта церквушка служила с 1855 года храмом жителям и отдыхающим Кранца, затем была благодаря посредничеству тогдашнего священника приобретена за 1800 марок, перенесена в Циммербуде, где её, немного увеличив, возвели снова и освятили 22 сентября 1899 года. Стоящая рядом с церковью колокольня является, по-видимому, наипростейшей в Германии.

Сильное религиозное чувство рыбацкого населения поддерживалось на так называемых «молитвах-допросах», которые проводились большей частью весной или осенью в школьном здании и которые довольно наглядно изображены в садовой беседке (?) 1863 года. Причина этих церковных собраний состояла первоначально, должно быть, в том, что дорога в Меденау чаще всего была непроходимой. Определённое для молитвы-допроса помещение празднично оформлялось, посыпалось песком и размельчённым аиром. После того как члены общины собирались, они пели один из выбранных учителем хоралов. Далее следовали молитва и обсуждение заданной на предыдущей молитве-допросе темы, чтение вслух Библии и обсуждение прочитанного. Потом собрание получало задание для следующей молитвы-допроса, затем пение и молитва заключали религиозную часть собрания. После короткой паузы начинался тайный допрос, своего рода исповедь, которая распространялась на всё, что имелось у каждого на сердце. Совместная трапеза, устраиваемая учителем или жителями, в которой участвовали все, кто хорошо выдержал допрос, заканчивала праздник. В этот день проводилось крещение, причём собиралось иногда до 20 подлежащих крещению; этот случай использовался также для сбора денег на зарплату учителю с тех, кто обязан был ему платить. Разговоры и кофе объединяли ещё раз всех участников праздника, после чего расходились по домам. Рассказы об этих так своеобразно организованных молитвах-допросах полны восторгов.

Свадебные венчания проводились всегда в Меденау. После возвращения оттуда свадебная процессия обычно делала остановку в таверне, после чего свадебная повозка и конные шаферы в быстром галопе объезжали, по крайней мере, три раза молодожёнов и их сопровождения - обычай, суливший молодым счастье в их доме и хозяйстве.

Когда-то крытый соломой школьный дом превратился со временем во внушительное здание, в котором располагалась трёхклассная школа. Ревизионный отчёт времён короля Фридриха Вильгельма I сообщает об одном циммербудском школьном патриархе. Тогдашний учитель Иоганн Остендорфф, который одновременно был деревенским портным, находился на службе в школе более 57 лет; он пользовался особой любовью в деревне, «так как старые и малые могли получить у него интересующие их сведения. Они видели в нём отца и почти ежедневно приносили ему кое-что в знак благодарности».

Примечательно, что здесь, как и в Пайзе, существовало много семей с одинаковыми фамилиями, вследствие чего возник целый ряд часто неблагозвучных прозвищ, которые использовались даже властями для различия отдельных персон.

Число жителей Циммербуде составляло в разные годы: в 1820 году - 388, в 1844 году - 460, в 1858 году - 634, в 1905 году - 797, в 1919 году - 742; из них сегодня для 24 жителей рыболовство является главной профессией. Циммербуде имеет собственное общинное самоуправление, и здесь находится окружное ведомство.

К северу-востоку от деревни на опушке Блудаурского леса (Bludauer Heide), в котором Циммербуде владеет 300 моргенами общинного леса, мы наталкиваемся на куппенландшафт (?). В доходящем до этого места водоводе канала сточных вод на глубине одного метра была найдена в большом количестве земля с минералом Vivanit (?) (Blaueisen - в глубине земли бесцветный, а при попадании на свет сразу становящийся голубым), водоносный фосфат железа, который принимает на воздухе яркую голубую окраску и может быть использован в качестве красящего вещества.

Характер ландшафта севернее и восточнее Циммербуде определяется речкой Лаукефлиссом, чей уровень воды едва выше уровня воды в заливе, в который он впадает. Болотистые, большей частью ольхой поросшие луга, составляют картину этого меланхолического ландшафта.

Тянущийся до залива отрог (клин?) Блудауского леса отделяет область Циммербуде от лежащей далее большой низменности залива. В то время как на берегу залива преобладают низкие дюны, внутренние территории состоят в основном из больших песчаных площадей, которые пригодны для сельскохозяйственной обработки лишь там, где грунтовые воды находятся достаточно близко к поверхности. Положительное влияние окажет здесь с годами водоотводной канал.

Между деревнями Видиттен и Маршенен течёт в залив по болотистому грунту речка Видите, которая когда-то  прославилась тем, что в ней ловили и поставляли для курфюрстского двора щуку. Её название происходит, вероятно, от старо-прусского «wedit»- короткий ручей.

Уединёнными были в этом удалённом от мира уголке деревни: Видиттен (Widitten) (со старой школой и ещё недавно бывшей там почтой для всей этой местности), Маршенен (Marschehnen), прежде Марседен (Marseden).


Примечания « Балтийского альманаха».:

Население Пайзе в 1939 году составляло 2196 человек, в 1940 году - 2300 человек. Видиттен - посёлок Ижевское.

Вильд (правильнее: Генрих фон Вида) - ландмействер (наместник) Тевтонского ордена в Пруссии в 1239-1244 годах и вице-ландмейстер в Пруссии в 1247-1249 годах.

Данкельманн Эберхардт фон - крупный прусский чиновник в 1697-1711 годах.

Капорн - старая несуществующая ныне крепость на побережье залива между посёлками Жуковское и Взморье и название лесного массива (сейчас - Балтийский лес). Кранц - город Зеленоградск. Лаукенфлиз - река Граевка. Маршенен - посёлок Волочаевское. Меденау - посёлок Логвино Зеленоградского района.

Неплекен - посёлок Харьковское в составе города Светлого впервые упомянут в 1404 году, сейчас место дачных домиков.

Пайзе - посёлок Комсомольский. Пиллау - город Балтийск.

Полепен - посёлок Малиновка Зеленоградского района.

Поленц (Полентц) Георг - епископ в Замланде (северо-западная часть Пурссии) в 1518-1550 годах.

Сигнальветтерхауз - здание для подачи сигналов погоды, находившегося на западной части мыса Пайзе.

Таубенхайм Ганс фон - представитель старинной фамилии выходцев из Саксонии и Тюрингии, приехавших в Пруссию во второй половине 15-го века. Владели крупными поместьями в районе Прёйсиш-Эйлау (город Багра-тионовск).

Фишхаузен - посёлок (город) Приморск.

Фридрих Вильгельм «Великий курфюрст» - правитель в Пруссии в 1640-1688 годах. Фридрих Вильгельм I - король в Пруссии в 1713-1740 годах. Фришский залив - Калининградский залив.

Хоендорф (Гогендорфф) Христофор фон - представитель влиятельной восточно-прусской фамилии в 17-18 веках.

Циммербуде - город Светлый.

Снимки из архива Конрада Беринда

Кирха в Цимербунде

Снимки их архива Конрада Беринда