Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Житие святого Адальберта

Опубликовано в журнале "Запад России" №1(9) 1994 г.

Житие святого Адальберта

Житие святого Адальберта

В 1997 году христианский мир отметит тысячелетие от дня насильственной смерти святого Адальберта. Он пришел в Пруссию с проповедью слова Божьего, но не был понят.

Отдаленность времени не позволяет в точности восстановить события 997 года и предшествующих лет. Но зато предоставляется возможность внимательнее вдуматься в смысл поступков и деяний наших предков.

Жизнь святого Адальберта описана неоднократно. Самые первые биографии святого составили:

- И. Канапариус в 999 году;
- Бруно Кверфуртский в 1001-1004 годах.

Написанные на латыни, эти биографии пока, кажется, не переведены полностью на русский язык. Последующие биографы и исследователи, обращаясь к личности святого Адальберта, дополнили сведения о его жизни.

Автор выражает глубокую признательность за помощь и присланные материалы:
- Пражскому Римско-католическому епископству;
- Ученым из Пражского Карлового университета: , Яроширу Гомолке, Вацлаву Гунячеку, Радиму Палоушу, Яну Ройту, Эмилю Скале;
- Государственному историческому Польскому музею в Гнезно;
- краеведу Станиславу Кулявецу (Польша);
- краеведу Александру Ржавину (Рига - Приморск).

Его называют:
В Чехии - святой Войтех.
В Польше - святой Войцех.
В Пруссии - святой Адальберт (также Альбрехт, Альберт, Адальбрехт).
В Венгрии - святой Бела.
В Литве - святой Войтекас (также Вайтиекас).

День святого Адальберта отмечается 23 апреля.

(По данным энциклопедии "Брокгауз-Ефрон", 1890 год, празднование святого мученика отмечается 1 июня).

I. Чехия в X веке

"От Великого Господина Пана родилось три брата: первенец Лех, второй Рус, третий Чех".
Славянское предание.

Во время княжения святого Вацлава Пржемысловича Чехия стала христианской страной. Время было неспокойным. А когда оно бывало спокойным? Распалась могучая Великоморавская держава, объединявшая земли Паннонии, Словакии, Чехии и другие. Орды венгерских кочевников в 906 году опустошили Великую Моравию, разграбили и разрушили ее древнюю столицу Велеград. Только Чехия сохранила самостоятельность, оправившись от набега венгров.

Кирилл и МефодийПервые ростки христианства принесли на чешскую землю святые проповедники Кирилл и Мефодий. Великоморавский князь Ростислав исповедовал Евангелие и хотел, чтобы это учение распространилось и укрепилось на его земле. Князь обратился к римскому папе Николаю I с просьбой о посылке в Моравию учителей. Но римский папа не спешил исполнить просьбу. Тогда князь обратился к византийскому императору Михаилу, и тот прислал братьев Кирилла и Мефодия. Папа Адриан II, сменивший Николая I, благословил святую миссию сподвижников.

Однако последующие события, о которых не место сейчас говорить, на несколько лет задержали продвижение Чехии к христианству. И только святой князь Вацлав покрестил чехов и утвердил среди них истинную веру.

Князь Вацлав был коварно убит братом Болеславом I, заманившим князя в свою резиденцию. По времени пришел черед и "открылась в черепе Болеслава I артерия и государь упал ничком", и умер - княжить в Праге тал его сын Болеслав П. Это случилось в 967 году.

II. Славники

"И было исчислено по родам их". (Библия, Числа 4, 36).

В ту пору Пражское княжество было не единственным в Чехии. Многочисленное племя зличан имело свое княжество со столицей в городе Либице. Княжил у зличан достойный князь Славник, по крови близкий к саксонскому королевскому роду, внук храброго Генриха, перед которым "тряслись народы". Женою у князя Славника была благородная и добропорядочная Стрежеславна из светлого славенского рода.

Князь Славник спокойно правил страной, не помышляя о ссорах с пражскими князьями Пржемысловичами. Даже монеты своего княжества он чеканил в Праге, что говорит в пользу его миролюбия. Но и поступаться свободой в угоду пражскому князю Славник не желал.

У Славника было несколько сыновей:

Войтех (Адальберт),
Собеслав (Собебор, Родислав),
Спитимир (Спитимер),
Побраслав (Бобраслав, Бораслав, Добраслав),
Боржей (Порей, Божей),
Часлав (Каслав),
и побочный сын Радим (Гауденций).
Сведений о дочерях не имеется.
III. Детство святого Войтеха

"Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им".
(Евангелие, от Марка. 10, 14).

Святой Войтех родился в семье князя Славника в Либице в 955 году. Это наиболее общепринятый год его рождения. В разных источниках называют 951, 952 и 957 годы рождения. Имя "Войтех" означает: "Утешитель толпы". (По другой версии имя означает: "Поддержка воинов").

В детстве Войтех тяжело заболел. Для исцеления он был положен на алтарь святой Марии. Родители дали клятву пред алтарем, что в случае выздоровления мальчика он будет предназначен к духовному званию. Выздоровление показалось всем чудесным знамением.

Войтех учился в Либицкой городской церковной школе. В начальном воспитании принимал большое участие домашний священник Радла, ему помогали приходской священник Виллико и монах Христиан.

В Либице произошло первое свидание Войтеха с Адальбертом Магдебургским. В 961 году Адальберт Магдебургский, еще будучи монахом, направился в Киев по поручению римского императора Оттона I. На следующий год, возвращаясь из Руси, Адальберт Магдебургский посетил Либицу и провел первую конфирмацию Войтеха.

IV. Учеба в Магдебурге

"Будьте же исполнители слова, а не слушатели только".
(Послание Иакова. 1, 22)

В год, когда Войтеху исполнилось 15 лет, его родители отправили мальчика учиться в магдебургский монастырь. Из Либицы Войтех привез в монастырь подарки: украшения из золота и серебра. В Магдебурге Войтех учился в монастыре святого Морица. Его учителем был несравненный Оттерих, а духовным наставником-первый архиепископ Магдебурга Адальберт. Поездка Адальберта Магдебургского в Киев к княгине Ольге, о чем упомянуто было ранее, заслуживает внимания. Когда в 959 году к римскому императору Оттону I пришли послы от королевы руссов Ольги, крестившейся у византийского императора Романа (или у Константина VII), они просили императора прислать в Русь епископов и священников для крещения своего народа. Император назначил епископом на Русь монаха майнцкого монастыря Либурия. Но тот умер неожиданной смертью. Тогда император послал со святой миссией Адальберта Магдебургского. Однако старания Адальберта оказались напрасными. Руссы более тяготели к византийской церкви. На обратном пути некоторые из спутников Адальберта были убиты, сам же он спасся чудесным образом.

В Магдебурге Войтех прошел вторую конфирмацию и назвался "Адальберт", приняв имя своего духовного наставника. Это имя означает "Блистательный род" (Имя Адальберт может соответствовать немецкому имени Альбрехт, сокращение от имени представляет женское имя Берта.)

V. Первое вступление в Прагу

"Да соблюдают они повеления Мои". (Библия. Левит. 22, 9).

Наступил 980 год. Пражский князь Болеслав II ведет активную борьбу за объединение Чехии под своим главенством. Он добился от римского императора и oт римского папы учреждения в Праге епископской кафедры, которая должна будет распространять влияние на всю Чехию. Усилились неприязненные отношения между Болеславом II и Славником.

Адальберт же к тому времени окончил учебу в Магдебурге. Он был послан в Прагу и служил там ксендзом (подьячим).

На следующий год скончался Славник, отец Адальберта. Княжеский стол в Либице наследовал старший сын Собеслав.

В 982 году скончался пражский епископ Дитмар, принимавший дружеское участие в первых самостоятельных шагах молодого Адальберта. Годом раньше из жизни ушел духовный наставник Адальберт Магдебургский. Так, в короткий срок молодой священник остался без отца и без духовных покровителей. Есть сведения, что Адальберт, гонимый сомнениями, ненадолго удалялся из Праги.

Политическая ситуация в Чехии сложилась так, что князю Болеславу II нужно было привлечь на свою сторону как можно более людей из окружения либицкого князя Собеслава. С этой целью пражский князь предложил на место епископа кандидатуру Адальберта Славниковича, рассчитывая с его помощью утвердиться в зличанском княжестве.

19 февраля 982 года на северной окраине Праги, в местечке Левы Градец состоялось избрание Адальберта I епископом. После избрания Адальберт прошел путь от Левы Градец до Пражского Града "босыми ногами". Избрание Адальберта пражским епископом было официально утверждено римским императором Оттоном II на сейме в Вероне, после чего Адальберт был рукоположен Майнцким архиепископом Виллигом и получил благословение от римского папы.

Адальберт не оправдал надежд князя Болеслава II. Он требовал от паствы неуклонного соблюдения церковных канонов. Он не считал возможным ограничение своих поступков со стороны светских властей. Здесь он не придерживался идеи римского императора о гегемонии кесаревой власти над духовной. Он считал, что церковь должна царить над миром. При всем этом Адальберт глубоко уважал императора Оттона II. Рассказывают, что на торжественной церемонии в Аахене именно Адальберт возложил на голову Оттона II императорскую корону и служил большую обедню, хотя обычно это делали архиепископы.

Смерть матери, последовавшая в 987 году, окончательно лишила Адальберта родительской поддержки. Неприязненные отношения с пражанами, не желавшими исполнять строгие церковные правила, вынудили Адальберта оставить Прагу и уехать в Рим. Это случилось в 989 году.

VI. Первое римское изгнание

"Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать".
(Евангелие от Матфея. 5, 11).

В Риме царствовал молодой король Оттон III, регентами при нем были мать Феофано и бабка Адальгейда.

Но еще при жизни Оттона II на папскую кафедру стали претендовать посланцы сил тьмы. Некий Франком самозванно нарек себя римским папою Бонифацием VII. В то же время Латернский собор, после загадочной смерти папы Бенедикта VI, выбрал папой Бенедикта VII. У истинного папы и у лжепапы объявились сторонники, вступившие друг с другом в яростную схватку. Не помогло даже вмешательство императора Оттона II, повелевшего арестовать приверженцев обоих пап. Смерть Оттона II от раны на войне с греками вновь обострила борьбу.

Поговаривают, что папа Бенедикт VII ушел из жизни в результате сатанинских ухищрений лжепапы Бонифация VII. Именно Бонифаций заточил в темницу и уморил голодною смертью последующего законного римского папу Иоанна XIV. Папский дворец стал местом шабаша нечистых сил и свидетелем омерзительных оргий. В конце концов, лжепапа Бонифаций VII умер от обжорства в 985 году. На папскую кафедру вошел Иоанн XV.

Ужасная комета явилась людям в 989 году. Своими очертаниями она походила на грозный меч, поражающий нечестивцев. Другие же увидели в комете красного дракона, сметающего хвостом "с неба третью часть звезд" (Откровение Иоанна Богослова 12,4). В том же году страшно затряслась земля в Риме и Константинополе. Из огромных трещин вырывались наружу смрады преисподней и слышались громкие стенания грешников. Сии зловещие приметы могли предвещать приближение конца света.

Рассказывают, что после похорон матери Адальберт с несколькими слугами, братом Радимом и пражским настоятелем направился в Италию, собираясь отплыть во Святую землю. Но едва они добрались до Рима, как Адальберта тут же узнали. Его с почетом отвели к императрице Феофании, ибо высокий род епископа находился в фамильных отношениях с императором. Императрица предложила Адальберту гостеприимство в своем дворце, но епископ пожелал уйти в монастырь. Там принял он монашеский обет и, умерщвляя плоть свою, предался глубоким раздумиям.

Четыре года провел Адальберт в Римском монастыре святого Алексея. И никто, даже сам аббат, не знал, кто есть сей скромный инок. Здесь у Адальберта было время поразмыслить о бренности земной жизни и о бессмертии души. Здесь же он повстречался с пустынником Нилом и подивился его знаниям. Они много говорили друг с другом о вере, о ее римском и византийском значении. По совету пустынника, Адальберт углубился в книги, чтобы отыскать в них ответы на мучившие его вопросы.

Адальберт много думал о том, как следует ему проследовать по земной жизни. Как сделать, чтобы многие души обрели вечное блаженство в Царствии Небесном? В чем состоит предназначение человека? Посему Адальберт исполнил повеление майнцкого архиепископа Виллига о возвращении в Прагу.

VII. Второе вступление в Прагу

"И Ему одному служи". (Библия. Второзаконие. 10, 20)

В 993 году Адальберт приехал в Прагу. Подобным шагом он вызвал большое неудовольствие Болеслава П. Пражский князь готовил почву для занятия епископской кафедры братом Страхквасом. Видимо, тот фактически уже выполнял обязанности пражского епископа.

В этом же году Адальберт предпринял, вероятно, кратковременную поездку в Венгрию. Его миссия там не была удачной, несмотря на то, что один из влиятельных венгерских князей Стефан (Геза) уже принял крещение. И христианские проповедники задолго до Адальберта возвещали языческим венграм об истинной вере. В числе миссионеров пребывал там святой Мефодий.

Однако воинственные венгры с неохотой внимали словам Писания и сотрясали дикими набегами всю Европу. Их орды наводили ужас на жителей Галлии, Испании, Италии, Болгарии, Греции, Германии, Моравии... Только в 896 году венгерские племена осели на среднем Дунае и стали внимать христианскому вероучению.

Но Адальберт не принимал в полной мере идей святого Мефодия. Адальберт тяготел к латинской школе, отвергал славянскую грамоту. Неудачей венгерской миссии не преминул воспользоваться князь Болеслав II. Помимо этого, он настроил против Адальберта значительную часть пражан, сохранявших еще языческие обычаи. Адальберт вынужден был опять вернуться в Рим.

Это произошло в 993 году. Перед возвращением в Рим Адальберт успел распорядиться об основании в Чехии Бревновского бенедиктинского монастыря. (По данным Козмы Пражского, Адальберт вторично уехал в Рим в конце 994 года или в начале 995).

Старые хроники сообщают об эпизоде второго пражского периода. Когда накопившиеся недоразумения грозили открытыми столкновениями, случилось так, что одну женщину стали обвинять в прелюбодеянии со священником. Собравшаяся толпа потребовала смерти женщины. То происходило около дома Адальберта, и бедная женщина, спасаясь от разъяренной толпы, успела вбежать в дом епископа. Адальберт тотчас же распорядился, чтобы женщину отвели в находящийся рядом монастырь святого Георгия и обеспечили там ее защиту пред алтарем. Однако дикая толпа совершила неслыханное святотатство: ворвалась в монастырскую церковь и растерзала несчастную, забыв о том, что она находилась под охраной Бога. Тогда некая сила обнаружилась в слабом теле Адальберта. Он двинулся было против толпы, жаждая собственной смерти, С превеликим трудом настоятель Виллик удержал епископа, сбив его с ног и удерживая всем телом. И понял Адальберт, что нужно ему вновь помыслить о дальней дороге.

VIII. Второе римское изгнание

"Душа моя скорбит смертельно".
(Евангелие от Марка. 14, 34).

Король Оттон III имел достойных наставников и воспитателей. Его домашним учителем был знаменитый Герберт, превосходящий знаниями всех ученых мужей того времени. Находясь в римском изгнании, Адальберт часто встречался с Оттоном III, королем и императором Римской империи.

Второй римский период жизни Адальберта оставил мало внешних примет. Адальберт продолжил монашеский образ жизни в монастыре. Основные события, повлиявшие на дальнейшую судьбу Адальберта, развернулись в Чехии.

IX. Трагедия в Либице

"Избавь меня, Господи, от врагов моих". (Библия, Псалом 142, 9).

Либицкий князь Собеслав не хотел подчиняться Праге. Он создал собственный монетный двор, стал чеканить монеты. Различно было отношение к Риму со стороны Праги и Либицы. Князь Болеслав II видел в Риме препятствие объединению Чехии. Князь Собеслав рассчитывал на помощь Рима в борьбе за суверенитет.

Воспользовавшись отсутствием Собеслава, ушедшего в дальний поход с императором Оттоном III, князь Болеслав II послал на Либицу своих верных комитов, надеявшихся на богатую добычу и на получение в управление новых земель.

995 год стал черным в истории города Либице. 26 сентября отряды Болеслава II осадили город. Попытки осажденных воззвать к милосердию нападавших были отвергнуты. Напрасно жители Либицы говорили о снисхождении в канун святовячеславого дня. Им отвечали: "Если Вячеслав ваш святой, то наш святой - Болеслав!". Либице героически сопротивлялась. Силы оказались неравными. Опасаясь, что дальнейшая конфронтация приведет ко всеобщей гражданской войне, зличане приняли решение о сдаче города. Священник Радла посоветовал четырем братьям Адальберта укрыться в церкви.

Нападавшие ворвались в город и учинили в нем страшный кровавый разгром. Братьям-сиротам дали ложную надежду на жизнь, но когда они вышли из храма, то сразу же были убиты. И еще было убито множество женщин и мужчин.

В некоторых версиях говорится о смерти пяти братьев Адальберта. Возможно, хронисты объединяют в одном эпизоде смерть четырех братьев в 995 году и смерть старшего брата в 1004 году. В версиях говорится также об убийстве братьев Адальберта прямо в храме у алтаря.

X. Исход из Рима

"Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие".
(Евангелие от Марка. 16, 15).

Нетрудно себе представить, какое впечатление произвело на Адальберта известие о трагедии в Либице. Можно догадаться о его терзаниях.

Тем временем подошел 996 год. Оттон III провозглашен императором Священной Римской империи. Его благосклонное отношение к Адальберту укрепилось. По просьбе императора Адальберт вновь посетил Венгрию, а по возвращении принял должность вице-аббата монастыря святого Алексея. Одновременно он стал советником римского папы, находясь в почетной кафедральной должности.

Чешский князь Болеслав II все-таки убедил майнцкого архиепископа рукоположить брата своего Страхкваса на епископство. Но во время посвящения в сан в городе Майнце случилось непредвиденное. В момент посвящения, когда Страхквас стоял между двумя другими епископами, он неожиданно упал ниц и внезапно испустил дух. Господь отвернул от него Лицо Свое.

Римский папа побуждал Адальберта вернуться в Прагу. Император Оттон III, поддерживая просьбу, пожаловал Адальберту, в знак своего расположения, короновальную мантию для церковного пользования.

И все же упорное нежелание Болеслава II видеть Адальберта в Праге, равно как и личные чувства, охватившие Адальберта при приближении к Чехии, изменили его намерения. Адальберт принял приглашение I Оттона III поехать в Германию. Он побывал во Франции, потом проследовал в Польшу.

XI. В преддверии "конца света"

"И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить".
(Откровение Иоанна Богослова 8, 6).

Подошел 997 год. Многие ждали, что в 1000 году настанет конец света. Или настанет царство Антихриста. Лжепророки наполнили землю и вещали якобы от имени Господа. Лжецелители выдавали себя за Мессию и лечили народ толпами, но это было сатанинское наваждение.

А сказано так, что ангел Господен "взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же этого ему должно быть освобожденным на малое время" (Откровение Иоанна Богослова 20; 2,3). И далее сказано, что по прошествии немногого времени будет ниспослан "огонь с неба от Бога", который пожрет всех нечестивцев. И будет всеобщее воскресение и последний суд, и судим будет каждый "по делам своим" (Откровение Иоанна Богослова 20; 9,13).

"Но побеждай зло добром" (Послание к Римлянам 12,21) -решил Адальберт, укрепившись в желании привлечь в лоно христианства души заблудших. Рядом с Польшей находилась языческая Пруссия. Туда и направился Адальберт. Если даже и наступит конец света, то пусть хоть сколько-то приобщенных взойдут на небо в райские кущи. Римский папа Григорий V благословил Адальберта на святую миссию.

XII. Пруссия и Польша в X веке

"Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого".
(Библия. Бытие 11, 7).

Сведения о пруссах с определенной достоверностью появились в Западной Европе в IX веке, хотя весьма допустимо, что о них упоминалось и раньше под другими названиями. Не подлежит сомнению, что в Замланде и в Вармии у пруссов сложилась достаточно высокая культура и четкие общественные отношения. Пруссы жили в поселках на берегах рек и озер и в укрепленных селениях. Занимались земледелием, скотоводством, рыбной ловлей, обрабатывали янтарь.

Отсчет времени проникновения в Пруссию христианских идей, возможно, надо начинать от апостола Андрея, который, путешествуя по Руси, мог возвещать " Евангелии на берегах Балтийского моря. По свидетельству римского писателя Юстиниуса, знакомство с христианской религией могло произойти у пруссов уже во втором веке при свершении торговых операций с римскими землями.

Рассказывают, что когда Карл Великий воевал с саксами в 800 году, последние не желали принимать ярма власти и христианской веры. Народ из Саксонии на кораблях покинул родину и занял страну Пруссию. Страна эта защищена озерами и болотами так хорошо, что охраняется надежней крепостей. Потому никто не может ее покорить, так как войскам невозможно пройти столько много озер и болот.

Сообщается, что в 880-890 годах в районе Трусо побывал путешественник Вульфстан, оставивший для потомков подробные описания местных обычаев и нравов.

Около 940 года Замланд был покорен викингом Гацкуином из Дании. Он познакомил жителей страны с христианской верой.

Юго-западные районы Пруссии имели постоянные контакты с Польшей и посему пруссы знали о новой вере, пришедшей на польские земли. Однако различие языков и обычаев мешало установлению благожелательных отношений между соседями.

Первым польским князем можно назвать Мешко I. О нем рассказывают, что он родился слепым, но по воле Господа обрел зрение. Вступив на престол, Мешко I утвердил в Польше христианство. В Польшу приехал епископ Иордан. После смерти Мешко в Польше стал княжить его сын Болеслав I Храбрый.

В отличие от своего дяди и тезки чешского князя Болеслава II, Болеслав польский относился к Адальберту благожелательно и дружелюбно. Обстановка на северных границах беспокоила польского князя. Пруссы часто нарушали покой приграничных селений своими набегами. Князь надеялся, что христианизация Пруссии положит конец раздорам.

XIII. Путь из Польши в Пруссию

"Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною".
(Евангелие от Матфея 16, 24).

В городе Гнезно Адальберт встретился с Болеславом польским. Весною он пустился в путь в Пруссию, чтобы сказать там: "Дети! Храните себя от идолов" (1-е Послание Иоанна Богослова 5,21). Теперь осталось совсем немного до того, "чему надлежит быть вскоре" (Откровение Иоанна Богослова 1,1). Вместе с Адальбертом пошли священник Бенедикт и сводный брат Адальберта Гауденций. По другой версии, Гауденций остался в Гнезно, а Адальберта сопровождали четверо польских отшельников.

Польский князь дал Адальберту корабль и вооруженную дружину числом 30 воинов. Адальберт направился вниз по реке Вистуле (Висле) и дошел до Гданьска. В Гданьске Адальберт крестил местных жителей, называемых катехуменами. Они приходили к нему толпами и радовались приобщению к Господу. Только один день пробыл Адальберт в Гданьске. Он пошел дальше в неведомую страну. Вскоре Адальберт и спутники достигли земли пруссов и (скрытно) сошли на берег. Корабль с вооруженной охраной Адальберт отослал обратно в Польшу. "Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут" (Евангелие от Матфея 26, 52).

XIV. Миссия в Пруссии

"Отче! прости им, ибо не знают, что делают". (Евангелие от Луки. 23, 34).

Место, где высадились Адальберт со спутниками, показалось им похожим на круглый остров посреди большой воды. Адальберт принялся читать Псалтырь, когда вдруг перед ним появилась толпа пруссов. Самый лютый из них с бранью набросился на Адальберта и ударил его веслом. Удар не был смертельным, пруссы хотели напугать пришельцев. "Убирайтесь!"- твердили они. "А не то мы вас убьем!".

Адальберт и спутники перебрались по воде на другую сушу и пробыли там всю субботу (17 апреля 997 года). По версии Брунона, Адальберт со спутниками пришли на рыночную площадь, где собралось множество народу. Тут же их встретил "господин селения". Когда Адальберт сообщил о цели своей миссии, то жители отвергли его и сказали: "Будь доволен, что ты добрался безнаказанно до этого места. И только быстрое возвращение даст тебе надежду остаться в живых. Малейшее продвижение в глубь страны принесет тебе смерть. Из-за подобных людей наша земля не приносит урожая, деревья не дают плодов, дети не родятся, а старики умирают. Убирайтесь из нашей земли!" "

В другом живописном описании этого эпизода рассказывается как Адальберта и его спутников окружили пруссы с надетыми на голову песьими мордами. Они разевали пасти и жаждали крови. Адальберт в кратких словах сказал пруссам о том, что пришел вырвать их из лап диавола, открыть им истинного Бога и очистить в спасительной купели. Пруссы смеялись словам Адальберта. Они стучали о землю палицами, дико кричали и приказывали миссионерам убираться вон.

По версии Канапариуса, жители селения потребовали немедленного ухода миссионеров в более резкой форме: "Если вы не уберетесь прочь этой же ночью, то завтра вам всем отрубят головы!" Путников посадили в лодку и отправили обратно.

Путешественники оказались на берегу бушующего моря. Вид разгула стихий поверг Адальберта в ужас. Путники направились к лесу, на окраине которого провели первую ночь. Можно полагать, что в этом месте странники находились пять дней. На шестой же день (23 апреля) они пустились в дорогу. Судя по всему, Адальберт решил уйти из Пруссии в Помезанию. На обратном пути на Адальберта и спутников напал прусс по имени Сикко, у которого поляки недавно убили брата. Путников схватили, когда они мирно отдыхали на лугу, и связали.

Канапариус называет Сикко жрецом. Сообщения о том, что глава прусской военной дружины был одновременно волхвом (жрецом), находят подтверждение в русских летописях.

Рассказывают еще также (приведено у И. Фойгта), что Адальберт направился в город Холинум. Перед входом в городские ворота было ущелье. Адальберт вошел в ущелье, оказавшееся длинным и темным. Миссионеров обступила толпа. Один из пруссов сказал, что он видел, как Адальберт опускает людей в воду и тем приносит им печаль. В те времена пруссы воевали с поляками. Адальберт же, обращаясь к пруссам, сказал, что "пришел я к вам из Польши". Разговор Адальберта с пруссами мог проходить только на смешанном чешско-польском языке, который могли понимать пруссы, соседствующие с поляками. У пруссов были все основания принимать Адальберта за польского шпиона.

Одна из версий утверждает, что жители селения решили, что смерть Адальберта послужит предостережением другим проповедникам и остановит их в попытках навязать другую веру.

XV. Мученическая смерть

"День тот был пятница". (Евангелие от Луки 23, 54).

Смерть Адальберта случилась 23 апреля 997 года, в пятницу. В тот год, по расчетам Козмы Пражского, пасха была 25 апреля. Доктор И. Фойгт считает, что с учетом изменения календарей по современному календарю смерть святого приходится на 28 апреля*.

Канапариус рассказывает, что Сикко сильно ранил Адальберта. Другие пруссы наносили ему удары. Адальберт, получивший семь ран, испустил дух. Трупу отрубили голову. Спутников отпустили.

Сходным образом описывает гибель Адальберта и Бруно Кверфуртский, говоря, что миссионер погиб от руки варвара Сикко, чей брат убит поляками.

Пруссы убивают Адальберта (Фрагмент гнезненских дверей)Епископ Титмар повествует, что Адальберта убили в ущелье пред городом Холлинумом после того, как один из пруссов указал на него. Толпа язычников набросилась на Адальберта, избила камнями и убила. У трупа отсекли голову. Голову посадили на высокий шест, а тело швырнули в реку. Шесть дней тело мученика пробыло в воде. На седьмой день тело прибило к берегу, где оно было найдено спутниками.

Э. Лависс приводит рассказ, как после обедни, отслуженной Горацием, и трапезы три товарища легли спать на траве. Во время сна их захватила толпа пруссов под предводительством человека, у которого поляки убили брата. Увидев палача, готового поразить его, Адальберт успел прошептать: "Отче, да будет воля Твоя". В ту минуту, когда, пораженный семью ударами копий, Адальберт упал, связывающие его веревки разорвались сами собой, а руки его сложились крестообразно. Это было первое чудо святого Адальберта.

По сообщению О. Шлихта, после смертельного удара копьем Адальберт упал на землю, раскинувшись крестом. Его расчлененное тело было брошено на растерзание птицам, но потом чудесным образом срослось.

Князь Болеслав польский, узнав от вернувшихся спутников Адальберта о мученической кончине миссионера, направил в Пруссию несколько человек с наказом: выкупить тело епископа.

XVI. Выкуп тела

"Итак они взяли Тело". (Евангелие от Иоанна. 19, 40).

Разные версии говорят о выкупе тела, различаясь только в деталях. По рассказам одних, выкуп происходил по весу золота за голову. Другие говорят о выкупе всего тела Адальберта по весу серебра. Или было запрошено у князя Болеслава столько золота, сколько весит тело. Существует также рассказ о том, что Болеслав набрал денег (золота и серебра), послал в Пруссию, но когда стали взвешивать, то тело оказалось совершенно невесомым. Это было второе чудо святого Адальберта, и пруссы, испугавшись, вернули тело без выкупа.

Тело Адальберта вначале было перевезено в монастырь Тшемысло, а оттуда - в Гнезно. Согласно другим сведениям, тело Адальберта было передано английским купцам (?), которые привезли его в Гданьск. И также говорят о том, что около Гданьска тогда проходила граница с Пруссией и что именно отсюда начинал свой путь Адальберт. Здесь же возле большого дуба, на старом языческом месте, и произошла передача тела пруссами. Здесь тело оставалось три года, после чего было препровождено в Гнезно. Потом это место получило название Святого Адальберта.

Во всяком случае, все версии сходятся в том, что в конце концов тело Адальберта привезли в Гнезно и захоронили в базилике святой Богородицы за алтарем. Князь Болеслав польский повелел выпустить монету в знак гибели Адальберта.

29 июня 999 года состоялась канонизация Адальберта. Столь быстрое решение о канонизации вызвано тем, что римский папа Сильвестер II имел дружеские отношения с Адальбертом, и канонизация в те времена сводилась к простой записи имени святого в особом списке. Сей год должен был быть последним перед концом света. Цифры, составляющие 999-й год, являли собой перевернутое число 666, что являет имя двурогого зверя и дракона (Откровение Иоанна Богослова 13,13). Но вот настал 1000 год, и конца света не последовало. В 1000 году император Священной Римской империи Оттон III посетил Гнезно и поклонился гробу святого Адальберта. Скорбь императора была безгранична. В Гнезно приехал Гауденций, который препровождал императора до святого гроба. Тогда же Гауденций принял Гнезненское архиепископство, ибо в прошлом году на синоде в Риме решено было создать в Гнезно главный церковный центр в Польше. Польский князь Болеслав, как утверждают, подарил императору руку святого мученика.

И еще надо сказать, что польская "Великая хроника" указывает год высокого визита в Гнезно как 1001-и и обходит полнейшим молчанием дальнейшие события 1039 года.

XVII. События в 1039 году

"И изумлялись все, и недоумевая говорили друг другу: что это значит?".
(Деяния святых Апостолов. 2, 12).

К этому году на пражском престоле сидел князь Бржетислав I. В Польше же, после смерти Болеслава Храброго, царил раздор. Внук Болеслава - Казимир I- вел жизнь беспутную и лишь к концу жизни обрел душевную уравновешенность.

Воспользовавшись смутами в Польше, князь Бржетислав пошел туда походом и захватил Гнезно.

Могу предложить читателям две версии событий.

Чешская версия

Когда чешский епископ приподнял крышку гробницы святого Адальберта и открыл гроб со святыми мощами, то на всех находящихся в церкви снизошло такое приятное благовоние, что в течение трех дней все они не нуждались в пище. Когда же епископ и придворные посмотрели в гроб, то увидели, что лицо и одежды святого Адальберта светлы и тело совершенно уцелело. И произошла удивительная вещь: если раньше никто не мог сдвинуть надгробие с места, то теперь князь и епископ без труда сняли тело святого с саркофага. Это случилось 1 сентября 1039 года. (Немецкое и русское издания "Энциклопедии Брокгауза" указывают на 1038 год этих событий).

В тот же день из Гнезно в Прагу двинулась торжественная процессия. Впереди шествовал чешский князь Бржетислав и чешский епископ Север. Они несли тела святого Адальберта и святого Гауденция. За ними шли аббаты и несли останки пяти братьев. Далее шли архипресвитеры с золотым распятием. В Праге прах святого Адальберта был помещен в часовне святых мучеников Вита и Вацлава.

И надо также коротко рассказать историю о пяти братьях. Пять монахов: Бенедикт, Матфей, Иоанн, Исаак и Христиан были убиты разбойниками. 11 ноября 1004 года в Польше. Дело было так. Князь Мешко II дал им денег на нужды монашеского братства. Но монахи решили вернуть деньги князю с братом Барнабашем. Разбойники же, узнав о княжеском подарке, но не зная о возвращении денег, - решили завладеть ими. Злодеи долго пытали братьев и потом зверски их убили.

Польская версия

Когда чехи вошли в храм и потребовали разрушить алтарь для выемки тела святого Адальберта, - гнезненский епископ отказался выполнить требование, ибо без особой нужды не должно прикасаться к святым мощам. Чехи не вняли предупреждениям и начали рушить алтарь, как вдруг остановились, так как внезапно лишились голоса, осязания и зрения.

Только через три часа, после вознесения молитв, вернулись к ним чувства и они все же вскрыли гроб. Но за какое-то время поляки успели заменить мощи. Чешский князь и пражский епископ не заметили подмены и увезли в Прагу тело мнимого Адальберта.

Еще одна попытка потревожить прах святого Адальберта предпринята в 1331 году. В тот год Гнезно захватили рыцари Тевтонского ордена. Они долго искали останки святого, но не нашли их, так как служители надежно спрятали мощи.

Предполагают, что часть мощей святого Адальберта хранится еще в нескольких местах. Череп святого может находиться в городе Аахен (Германия), палец - в Фрауенбурге (Фромборк, Польша), кисть и рука - в римской церкви сан-Бартолимео аль Изола. Служители собора Лунда (близ Мальме в Швеции) считают, что мощи святого Адальберта пребывают именно в этом храме.

XVIII. Где погиб святой Адальберт?

"Но все обнажено и открыто перед очами Его". (Послание к Евреям. 4, 13).

Хроники деяний святого Адальберта, достаточно подробно описывая малозначимые детали, не указывают точного маршрута по Пруссии. Поэтому сейчас мы рассмотрим несколько вариантов. При этом следует иметь в виду, что береговая линия претерпела за тысячу летизменения. Так, Балтийская, Вислинская и Куршская косы во времена жития святого Адальберта разделялись на несколько островов. Устья рек Вислы и Прегеля были более полноводными и делились на рукава.

Замландская версия

Наиболее распространенная версия о гибели святого Адальберта указывает на поселок Тенкиттен близ Фишхаузена, ныне нос. Береговое возле Приморска. Доктор Фойгт, анализируя разные источники, сделал вывод, что св. Адальберт шел от района Кенигсберга через леса южного Замланда, через Блудау (п. Кострово) на Тенкиттен. Местонахождение города Холинум доктор Фойгт определил как местечко Каллен (Цветное). В подтверждение версии Фойгт приводит сообщение хроники Тевтонского ордена о большом торговом центре пруссов между Фишхаузеном (Приморском) и Ме-денау (Логвино). Что же касается места, куда был изгнан св. Адальберт из прусского селения, то им мог быть район Нейзаузера (северная часть г. Балтийска). Предполагается, что восточнее Пиллау (Балтийск) тогда находился остров Витланд, а в районе Розенталь (южнее Фишхаузена-Приморска) стояла прусская крепость.

Помезанская версия

Согласно этой версии, к которой склоняются многие ученые, ев Адальберт со спутниками высадился на границе земель Вармии и Помезании. Путь св. Адальберта из Гданьска прошел по заливу до города Трусо, находившегося на берегу большого залива. Недалеко от этого места потом был построен город Эльблонг (Польша). Место гибели - современный город Святой Гай.

Другие версии

Исходя из Замландской версии, высказываются иные предположения о маршруте миссионеров. В. Васильев ("Железный крест", газета "Супер-экспресс", № 23 за 1992 год) указывает на место высадки - остров Кнайпхоф. Встретив враждебный прием, путники перебрались на правый берег Прегеля и попали в большое торговое место, где потом был кенигсбергский город Лебенихт.

В. Кулаков в газете "Штрихи" № 2 за январь 1991 года полагает, что св. Адальберт высадился в устье реки Беек возле Кранца, дальнейший маршрут проходил по поселкам и рекам этого района. Свою смерть св. Адальберт, по мнению доктора В. Кулакова, встретил в урочище Кунтер (могильник Итзекапинис) в юго-западных окрестностях современного Зеленоградска.

Существует попытка отнести место гибели святого Адальберта (приведено у О. Шлихта со ссылками на Канапариуса) в район озера Драузензее возле монастыря Ризенбург (Прабуты в Польше).

XIX. Крест над Балтийским морем

"Слово о кресте - сила Божия". (1-е Послание к Коринфянам. 1, 18).

Первые сообщения о сооружении возле Тенкиттена церкви относятся к началу нашего тысячелетия, когда в Замланде побывал датский король Кнут. Другие источники сообщают о постройке церкви в Тенкиттене в начале 1300-х годов по инициативе замландского епископа Иоганна Кларе. Косвенные факторы, кажется, подтверждают этот факт.

Архивные источники указывают на существование в 1422-1424 гг. часовни в Тенкиттене. В то же время упоминается о священниках в Тенкиттене в 1375 и в 1417 годах.

До церковной реформации 1525 года церковь в Тенкиттене была местом паломничества верующих. В мае 1431 года римским папа Евгений IV объявил об отпущении грехов в течение 100 дней тем, которые посетят церковь Св. Адальберта и внесут пожертвования.

Церковь в Тенкиттене разрушилась утром 24 ноября 1669 года от ветхости во время сильной бури. В этот день в ней должно было состояться бракосочетание, собравшее около 400 человек. Но повивальная бабка, пришедшая раньше покрестить ребенка, имела предчувствие и предупредила пастора о грозящем несчастии. Поэтому всем прихожанам удалось спастись. Старинный алтарь из церкви еще раньше перенесли в Лохштедт, апотом в Мариенбург. В 1822 году на руинах Адальберт-кирхи поставили дубовый крест высотой около 5 метров.

В 1834 году при содействии графини Елизабет Великопольской возле Тенкиттена на берегу Балтийского моря установили 10-метровый железный крест, изготовленный по проекту советника Пуппеля на кенигсбергской кузнице мастером Бартлау.

В 1837 году крест украсили резьбой и листьями дуба. Надпись на нем гласила: "Епископ святой Адальберт умер здесь в 997 году за свет христианства" Великопольска, 1831.

В 1897 году крест был обновлен за счет евангельской провинциальной общины Восточной Пруссии.

Это место вдохновило писателя Захария Вернера на создание стихотворной драмы "Крест над Балтийским морем". Писатель и композитор Эрнст Гофман написал к стихам музыку.

Во время войны 1941-1945 годов крест исчез, его поиски пока не дали положительных результатов:

В 1991 году, по инициативе калининградской католической общины святого Адальберта, на месте пропавшего креста установили временный деревянный крест.

XX. Последователи святого Адальберта

"А после пойдешь за Мною".
(Евангелие от Иоанна. 13, 36).

Спустя 12 лет после мученической смерти св. Адальберта на западных берегах Пруссии к язычникам с 18-ю попутчиками направился миссионер Бруно фон Кверфурт. Его путь проходил по юго-восточным приграничным районам Пруссии, в Судавии (Ятвягии). Прусское племя судавов приняло миссионеров недружелюбно. Бруно нашел в Пруссии мученическую смерть, повторив подвижничество св. Адальберта. На небольшом возвышении возле озера неподалеку от города Летцен в 1910 году в память о святом Бруно поставлен железный крест.

Из других миссионеров отметим монаха Христиана из монастыря Оливы в Гдадьске (начало XIII века), который, служа Тевтонскому ордену, способствовал христианизации края.

XXI. Память о святом Адальберте

"После многих лет я пришел". (Деяния святых Апостолов. 24, 17).

До наших дней сохранилось очень мало вещественных доказательств о святом Адальберте. Подлинным может быть только гребень из слоновой кости, находящийся в сокровищнице храма св. Вита в Праге.

Осталось сопроводительное письмо к минденскому архиепископу Милони, написанное св. Адальбертом. Оно находится в собрании легенд, где приведена также легенда о святом Горгонии, приписываемая св. Адальберту.

Правдоподобным кажется сочиненное св. Адальбертом короткое послание к празднику св. Алексея.

В соборе св. Павла в Риме хранится мантия, подаренная святому Адальберту императором Оттоном III в 997 году. В Праге долгое время хранились альба, долматика, асула, капна и полотенце, пожалованное св. Адальберту императором Оттоном III.

Среди обширной иконографии святого Адальберта отмечу:

- Надгробие св. Войцеха в Гнезно, лежащая фигура и 10 рельефов из жизни святого.
- Рельеф св. Адальберта на колодце костела св. Варфоломея и св. Адальберта в Риме, около 1000 года.
- Бронзовые двери в храме св. Марии и св. Войцеха в Гнезно со сценами из жизни святого. Последняя четверть XII века.
- Изображение смерти св. Адальберта. Четыре сюжета на флигеле алтаря церкви св. Адальберта в Тенкиттене. Ныне должен быть в Мальборке. Алтарь изготовлен в 1504 году, возможно, в Нюрнберге или в Кенигсберге.
- Изображение св. Адальберта в монастыре Бревново, Чехия. Поздняя готика.
- Статуя св. Адальберта на Карловом мосту в Праге (1709).
- Печать Гнезненского капитула с изображением св. Адальберта, XII век.
- Печать Острожгомского капитула с изображением св. Войтека, XII-XIII вв.
- Бюст св. Войтеха на верхней части кафедры костела св. Вита в Праге, XIV в.
- Алтарная картина "Смерть святого Адальберта" в церкви святого Адальберта в Кенигсберге. Конец XIX - начало XX веков. Не сохранилась.
- Фигура св. Адальберта в натуральную величину в церкви XIV века в Фишхаузене (Приморске). Не сохранилась.

XXII. Храмы святого Адальберта

"Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов" (Евангелие от Марка. 11, 17).

Памяти святого Адальберта посвящены многие храмы: соборы, церкви, часовни (капеллы). Их количество достаточно велико. Только в чешских и польских епископствах можно насчитать около 150 храмов. Так например, в Праге святому Войтеху посвящено 7 храмов.

Храмы с посвящением святому Адальберту имеются в Италии, Венгрии и в других странах.

Главными храмами Святого являются собор в Гнезно и собор в Праге. А также пражские храмы в ансамбле Бревновского монастыря, куда были доставлены мощи из Польши, и в Левом Градец, где проходило посвящение св. Адальберта в сан епископа. Большое значение имела церковь в Тенкиттене, построенная на месте гибели святого Адальберта. В период 1297-1302 годов в Кенигсберге (Альтштадт) существовал собор, посвященный святому Адальберту, сооруженный по инициативе замландского епископа Зигфрида и разобранный епископом Кларе.

В Италии первая церковь, посвященная святому Адальберту, с 999 года находится в Сабинергетирге под Римом.

XXIII. Он был...

"Он был светильник, горящий и светящий". (Евангелие от Иоанна. 5, 35).

"Такой была жизнь епископа Войцеха. Жизнь вельможи из рода Славника, погрузившегося в сокрушение. Его тяготили грехи ближних. Он искал смерти, и в этом искании был мужественнее самого мужества. Он алкал тернового венка. Быть может, горе и радость, труды и бессилие, раздоры, слабость, страстные метания представлялись ему недостойными внимания. Может быть, он считал душу чем-то отдельным от тела и полагал, что телесная оболочка оскверняет это великое подобие Божие. Войтех был строг. Был нелюдим, желал смерти, и земные дела оскорбляли его.

Такова жизнь святого, призывающего смерть".

("Картины из истории чешского народа").

Хронология
955 - Рождение в городе Либице (956 г.).
962 - Первая конфирмация в Либице.,
970 - Начало учебы в Магдебурге (973 г.).
980 - Окончание учебы, служба в Праге ксендзом.
981 - Смерть отца.
982 - Введение в сан епископа Праги.
983 - Утверждение епископом Праги на сейме в Вероне.
      - Дружеские отношения с императором Отгоном II.
987 - Смерть матери. 989 - Отъезд из Праги в Рим, пребывание в римском монастыре, 993 - Возвращение в Прагу (992 г.).
      - Вторичный отъезд в Рим, беседы с императором Оттоном III.
      - Основание Бревновского монастыря.
995 - Гибель четырех братьев, захват Либице пражанами.
995 - 996 - Кратковременная миссия в Венгрию (или 994 г., или 997 г.).
996 - Приезд в Чехию, поездка в Германию и Францию.
997 - Прибытие в Польшу и в Пруссию (или прибытие в Польшу в декабре 996 г. через Венгрию).
      - Смерть в Пруссии 23 апреля.
999 - Канонизация.

Примечание.
В хронологии приведены наиболее общепринятые даты. Некоторые расхождения здесь и в тексте могут быть объяснены тем, что в X веке год иногда исчислялся по времени от Пасхи до Пасхи.