Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Видео-конференция «Чиновник онлайн» с председателем комитета по образованию Татьяной Петуховой 22 августа 2014 года

22.08.2014
Видео-конференция «Чиновник онлайн»  с председателем комитета по образованию Татьяной Петуховой 22 августа 2014 года

Видео-конференция «Чиновник онлайн» с председателем комитета по образованию Татьяной Петуховой 22 августа 2014 года

Динара Павлова: Здравствуйте, уважаемые интернет-пользователи! Мы продолжаем наш проект «Чиновник он-лайн». Напоминаю, что он предназначен для пользователей сети Facebook и для тех, у кого есть электронная почта. В течение часа, в режиме реального времени мы принимаем ваши вопросы и сразу же на них отвечаем. Задать вопрос можно во время работы нашей онлайн-студии. В Facebook необходимо найти пользователя «Администрация Калининграда» и оставить свое сообщение. Отмечу, что все пользователи, задавшие вопросы во время работы онлайн-студии, получат ответы, даже если мы не успеем озвучить их во время трансляции. По традиции мы ограничены тематикой. Сегодня наша тема – готовность объектов образовательной сферы к новому учебному году, а также итоги летней оздоровительной кампании. Так что задавайте ваши вопросы, а ответит на них председатель комитета по образованию Татьяна Петухова. Добрый день, Татьяна Михайловна!

Татьяна Петухова: Добрый день!

Д.П.: Татьяна Михайловна, закончилась очередная оздоровительная кампания. Каковы ее итоги по сравнению с 2013 годом? Что удалось сделать, а на что следующим летом необходимо обратить более пристальное внимание?

Т.П.: Да, действительно близится к своему завершению летняя оздоровительная кампания. 30 августа заканчивается последняя смена загородных лагерей.

Что удалось сделать? Самое главное – увеличился охват наших школьников летним отдыхом. Если в прошлом году процент составлял 88,7 %, то в этом мы увеличили эту цифру на целый процент – 89,7. Отмечу также и увеличение количества детей, которые смогли отдохнуть в загородных оздоровительных центрах: в этом году это 4 859 ребят – больше примерно на 200 человек. За счет чего это стало возможно? На протяжении последних лет администрация города проводит большую работу в этом направлении. Прежде всего, совершенствуется инфраструктура загородных центров. Мы не только их сохранили, но в этом году к семи нашим лагерям добавились дополнительные места за счет передачи центру им. А. Гайдара имущества бывшего лагеря им. Белоусова. И в очень короткие сроки, уже к 18 июля, нам удалось капитально отремонтировать главный корпус, в котором за лето успели оздоровиться 178 детей.

В целом, на подготовку загородных лагерей к летней оздоровительной кампании было направлено более 55 млн рублей. Из них 6,7 млн пошло на установку трех санитарных модулей в лагере им. А. Гайдара. Еще три модуля будут смонтированы в этом центре в будущем году. Безусловно, детям стало отдыхать более комфортно.

Второе направление летней кампании – это реализация образовательных программ и загородными центрами, и лагерями дневного пребывания. Хочу отметить, что программы, которые у нас реализуются, высоко оценены на региональном уровне. Так, в этом году наш загородный лагерь им. В. Терешковой получил грант в размере 150 тысяч рублей из областного бюджета на проведение тематической первой смены по оздоровлению кадетов из школы № 24. 15 лагерей дневного пребывания также участвовали в конкурсе, писали образовательные программы, и семь учреждений получили гранты в размере 50 тысяч рублей на реализацию своих программ.

Все наши лагеря дневного пребывания традиционно пользуются большим спросом у родителей как малозатратный вид отдыха, и каждый центр предлагает свою интересную программу. Например, начальная школа – детский сад № 72 организует в своем лагере лингвистические занятия для ребят, ДЮЦ «На Молодежной» - школу для одаренных детей. Хочу отметить дом детского творчества «Родник», где был организован лагерь для детей, проявляющих интерес к экспериментальному научно-исследовательскому творчеству.

Еще одна особенность этого года – повышение интереса наших школьников к летним палаточным лагерям. Так, школа № 28 организовала такой лагерь на Бальге, ДЮЦ «На Молодежной» - традиционный лагерь «Электрон» спортивной направленности, в котором было проведено пять смен.

Если говорить о планах будущего года, то это, безусловно, развитие инфраструктуры загородных центров. И уже сейчас, при формировании бюджета на 2015 год мы учитываем расходы на дальнейшие ремонтные работы и содержательную часть летних смен. В этом году помимо трех традиционных малых олимпиад и военно-спортивной игры «Балтийский щит» впервые прошла «Битва хоров», в которой соревновались команды из всех загородных оздоровительных учреждений, включающие не только детей, но и сотрудников лагерей и даже родителей.

С 2009 года мы организуем конкурс на лучшего вожатого. Среди молодых воспитателей он считается наиболее креативным. В этом году лучшим стал вожатый из детского центра «Огонек».

Еще один конкурс, который мы в этом году провели впервые, – на лучшую территорию загородного центра. Победил лагерь «Юность».

Д.П.: На этой неделе завершилась проверка готовности учреждений общего, дополнительного и дошкольного образования к новому учебному году. Все ли они готовы принять детей 1 сентября?

Т.П.: Традиционно сейчас у нас период очень активной приемки школ. Но хочу подчеркнуть, что проходит она не во всех учреждениях: у нас прошла внешняя приемка 11 школ и несколько учреждений дополнительного образования. Что значит внешняя приемка: учреждения принимаются комиссионно, в состав комиссии входят представители не только комитета по образованию и финансово-инженерной службы комитета по социальной политике, но и Роспотребнадзора, а в этом году и регионального министерства образования. Внешняя приемка детских садов состоится 10-11 сентября, а внутренняя, по итогам работы внутренних комиссий, почти во всех учреждениях уже завершена – подписаны акты приемки. Хочу отметить, что все наши учреждения готовы, в некоторых ремонтные работы находятся на стадии завершения. Сегодня, например, у нас состоялись выездные мероприятия с председателем городского Совета депутатов Калининграда Андреем Кропоткиным, и мы увидели, что уже завершаются благоустроительные работы в гимназии № 32, и к 1 сентября все они будут закончены.

Если говорить о дошкольных учреждениях, то 1 сентября у нас не примет детей один детский сад - № 135. В прошлом году он был передан муниципалитету от Министерства обороны РФ, и мы уже много в него вложили для создания современной инфраструктуры. Работы здесь выполняются масштабные, и в связи с тем что здесь ремонтируется пищеблок, сад пришлось закрыть. Родителям ситуации была разъяснена, и кто-то пока забрал деток домой или на отдых на время отпуска, остальных ребят, по согласованию с родителями, мы направили в другие детские сады. Это учреждение откроется по завершении работ - 15 сентября, все остальные – 1-го.

Д.П.: С каждым годом на ремонт учреждений образования выделяется все больше средств из городского бюджета. В 2014-м ситуация не изменилась?

Т.П.: Безусловно, не изменилась, и мы на уровне администрации города все время подчеркиваем, что у нас социально ориентированный бюджет. Учреждений социальной сферы у нас много, только подведомственных комитету по образованию больше 160. В этом году на их подготовку к новому учебному году выделено почти 260 млн рублей, большая часть, более 207 млн рублей, - на ремонтные работы. 93 % финансирования - на устранение предписаний надзорных органов, более 50 млн рублей – на совершенствование материально-технической базы – обустройство спортивных площадок, оборудование пищеблоков, уличное игровое оборудование для детских садов.

Если говорить о приоритетах, то, наверное, все виды работ по подготовке к новому учебному году я бы разбила на несколько групп. Во-первых, это, как я уже сказала, устранение предписаний. И во время недавних комиссионных проверок наших учреждений представители всех надзорных органов отмечали, что в последние три года ситуация действительно изменилась к лучшему. Почти во всех учреждениях мы завершили приведение в соответствие с современными требованиями пищеблоков и обеденных залов. В этом году это обеденный зал в школах № 10 и 28, пищеблоки – в школе № 9. То есть та работа, которую мы начали с 2009 года, когда стартовал проект по совершенствованию организации школьного питания и были вложены достаточно большие федеральные средства, продолжается, и мы можем сказать, что пищеблоки и обеденные залы почти во всех учреждениях приведены в соответствие с современными нормативами.

Второе направление работ – благоустройство территории школ и детских садов. В этом году из городского бюджета на эти цели направлено более 30 млн рублей.

Следующий раздел – антитеррористическая безопасность и защищенность. Конечно, не все удается сделать сразу, но мы движемся в этом направлении - ограждаем территорию, устанавливаем систему внешнего и внутреннего видеонаблюдения. Причем особенностью этого года стало привлечение средств федерального и областного бюджетов. За счет федерального мы оснастили системой видеонаблюдения несколько школ, которые были пунктами приема ЕГЭ, за счет областного мы до конца года также оснастим такой системой еще несколько городских школ.

Д.П.: Пользователь Евгений спрашивает: «Уже завершен процесс комплектования в детских садах? Как он проходил в этом году? Удалось ли уменьшить очередь?»

Т.П.: Вопрос доступности дошкольного образования один из наиболее актуальных не только для нашего города. И хочу сразу отметить, что в этом году сроки комплектования у нас не изменились: согласно нашим регламентам – с 1 июня по 15 августа. То есть он уже завершен, и в соответствии с очередью мы направили в детские сады Калининграда 4 289 детей. Для сравнения: в прошлом году – 4 235 детей. Это основное комплектование. Понятно, что мы направляем детей на высвобождаемые места, когда детки переходят на следующий уровень образования.

Особенность этого года – два детских сада на 717 детей, которые мы открыли в весенне-летний период. Кроме того, в рамках частно-государственного партнерства еще порядка 300 детей мы направили в частные дошкольные учреждения. И если подвести итоговые цифры, то мы получим 5 306 детей, получивших направления в детские сады в 2014 году. Если сравнивать с 2013 годом, это на 25 % больше. То есть по основному комплектованию число чуть больше прошлогоднего, но за счет привлечения других ресурсов – строительства, частно-государственного партнерства – получилась очень солидная цифра роста.

Параллельно происходит дальнейшая постановка на очередь новых детей, примерно по 560 в месяц, и по последним данным у нас зарегистрировано 17 219 ребят. В связи с указом президента об обеспечении к 2016 году местами в детских садах детей от 3 до 7 лет на сто процентов мы контролируем этот один из основных показателей продвижения в очереди, и на 1 августа таких деток у нас было 3 170. При этом я хочу отметить, что не всегда, если подходит очередь для получения места, родитель соглашается. Поэтому в этой категории мы выделили еще подкатегорию нуждающихся. Таких у нас сейчас 2 969. По разным причинам родители и дальше готовы ожидать место получения: может быть, опасаются за возраст малыша – боятся, что он будет болеть, или ждут конкретный детский сад. Но в связи с тем, что на уровне самих учреждений процесс комплектования еще продолжается - родители должны принести медицинские справки, заключить договора, - мы их из очереди еще пока не исключаем. То есть комитет должен получить ответ из каждого детского сада о том, что все очередники до них дошли, заключили договора и зачислены. Поэтому цифры по очереди мы будем иметь на 1 сентября, а окончательные, когда пройдет процесс доукомплектования, - на 1 января 2015 года.

Д.П.: Правильно ли я поняла, что новшество этого года – частные детские сады? Расскажите, пожалуйста, что это за услуга, кто ею может воспользоваться и какова стоимость посещения?

Т.П.: Наверное, эта услуга не совсем новая, так как механизм частно-государственного партнерства у нас в области используется с 2010 года. И в 2012-2013 годах был проведен конкурсный отбор и заключен муниципальный контракт с двумя негосударственными дошкольными учреждениями. 60 детей мы направляли из очереди в «Маленькую страну» и еще 20 – в «Альбертину». Оплата в них для этих детей в соответствии с контрактом такая же, как и в муниципальных детских садах. Но в связи с тем, что с 1 января 2014 года у нас изменился механизм финансирования на федеральном уровне, администрация разработала механизм получения этими учреждениями субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг по присмотру и уходу в частных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Размер такой субсидии в месяц одного воспитанника сейчас составляет 2 697 рублей.

Основным условием получения такой субсидии, при котором частная организация или индивидуальный предприниматель могли заявиться на конкурс, - это лицензия на образовательную деятельность и соответствие материально-технической базы санитарно-гигиеническим и иным требованиям. У нас заявились два поставщика услуг, и право на получение субсидии получил индивидуальный предприниматель Л.В. Аллерборн. Таким образом, 277 детей из очереди были направлены в частные учреждения.

Не все родители соглашались, по тем или иным причинам, на получение такой услуги у индивидуального предпринимателя, тем не менее, мы успешно укомплектовали четыре учреждения сети частных детских садов «Солнышко». Кроме того, 23 ребенка пойдут в негосударственный сад «Альбертина».

Эти дошкольные учреждения мы комплектуем только на условиях оплаты, утвержденной муниципальными нормативными актами, то есть это 1 600 рублей в общеразвивающих группах и 1 800 рублей в группах компенсирующей направленности, но для групп непосредственно в этих садах – 1 600 рублей.

Родителям разъясняем, что они имеют те же права, что и родители, которые привели своих детишек в муниципальное дошкольное учреждение. Также есть льготные категории. Поэтому для нас это очень позитивный опыт, и я думаю, что это направление получит дальнейшее развитие.

Д.П.: Пользователь Оксана спрашивает о второй смене: «Можно ли избавиться от этой практики? Сколько детей в этом году будет ходить школу во вторую смену, сколько - в первую?»

Т.П.: Вопрос закрытия второй смены сейчас один из приоритетных. Связан он с выполнением указа президента. В течение нескольких лет у нас идет внедрение нового государственного образовательного стандарта. В этом году в Калининграде уже вся начальная школа будет по нему обучаться, а это значит, что вторая половина дня у ребенка должна быть свободна, для того чтобы он мог посещать или учреждения дополнительного образования, или организованные в школе предметные либо межпредметные модули.

Сейчас комплектование школ еще не завершено, этот процесс будет продолжаться до 5 сентября. На сегодняшний день уже точно известно, что 12 процентов детей будут обучаться во вторую смену. В преддверии нового учебного года мы уже обсудили этот вопрос на совещании, и сейчас перед директорами школ ставим задачу, которую в свое время также четко ставили перед заведующими детскими садами, - эффективно использовать все имеющиеся помещения, нелинейное расписание, поточные лекции для старшеклассников. Но пока избавиться полностью от второй смены нам не удастся – это видно по первым цифрам комплектования: контингент учащихся увеличился более чем на тысячу, особенно там, где идет активная жилая застройка. Поэтому, как бы мы, к примеру, ни старались обучать детей в школе № 50 в первую смену, количество детей, обучающихся во второй здесь будет только увеличиваться. Получается, что ситуация по городу неравномерная и зависит от востребованности учреждения и оттого, в каком районе оно расположено.

Д.П.: Жительница Калининграда с улицы Артиллерийской спрашивает: «Придется ли опять покупать учебники и рабочие тетради или их все-таки обязаны выдать бесплатно?»

Т.М.: Еще раз хочу отметить, что в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» учебники на время обучения в школе должны быть предоставлены бесплатно. Этот вопрос находится на контроле комитета по образованию. И здесь я хотела бы сделать поправку только по поводу рабочих тетрадей. Мы говорили об этом с руководителями школ и еще раз будем обсуждать эту тему на городском родительском собрании: рабочая тетрадь предназначена для индивидуального пользования. И с родительской общественностью нужно обсудить, какие рабочие тетради будут необходимы. Сама как бывший педагог я понимаю, что полный комплект иногда содержит даже избыточный перечень материалов. Поэтому родителям надо показать, что все то, что предлагается педагогом, будет востребовано. Еще раз: рабочая тетрадь – за плату, комплект учебников – бесплатно.

Изучив ситуацию, могу сказать, что у нас закуплено достаточное количество учебников. Другое дело, если ученик только в конце августа пришел в школу, поэтому на него не хватило комплекта учебников: просто школа не ожидала наплыва учеников в какие-то классы. Но хочу заверить, что в течение сентября недостающие учебники для всех калининградских школьников будут закуплены.

Д.П.: Вопрос про первоклашек: весной был ажиотаж по поводу устройства детей в первые классы школ-новостроек – 56-й и 40-й гимназии. Удалось ли решить эту проблему, и что будет с теми детьми, которые хотели туда попасть, но не попали?

Т.П.: Действительно, востребованность наших образовательных учреждений среди родителей неоднородна, и на две упомянутые вами школы второй год подряд самый большой спрос. И это неудивительно. Во-первых, это зона активной жилой застройки, а во-вторых, здесь самые современные условия для обучения детей.

Сейчас процесс комплектования в этих школах завершен. Говоря о том, есть ли ажиотаж сейчас, могу сказать, что у нас ежедневно по 10 обращений по вопросу комплектования, и наиболее проблемной остается ситуация в гимназии № 40. Совместно с администрацией учреждения мы работаем с родителями, хотя прекрасно понимаем, что всех желающих принять оно не может. Есть федеральное законодательство, которое в 2014 году не изменилось, и есть два документа, которые подтверждают территориальную принадлежность ребенка, - свидетельство по месту жительства и свидетельство по месту пребывания. И, конечно же, родители приходят с этими подтверждающими документами, однако гимназия им отказывает, потому что свободных мест нет. Мы объясняем, что согласно закону любое учреждение по одной причине – отсутствию свободных мест – вправе отказать. Мы и так уже изыскали возможность открыть дополнительно и в 56-й школе, и в 40-й гимназии по одному первому классу, тем не менее обращения есть.

Но если говорить о наполняемости школ в целом, то даже на сегодняшний день в этой гимназии при плановых показателях в 1,5 тысячи учащихся у нас уже свыше двух тысяч. То есть понятно, что все ее имевшиеся ресурсы уже исчерпаны.

Если забежать немного вперед, в следующий учебный год, то в законодательстве изменится только одна позиция: на свободные места будем принимать детей не с 1 августа, как это было в этом году, а с 1 июля. Но я всегда тем родителям, которые приходят ко мне на прием, говорю, что записывая ребенка в первый класс, мы всегда выбираем не школу, а учителя. Ребенку должно быть психологически комфортно, он должен быть здоров и овладеть всеми навыками в соответствии с образовательными стандартами – сегодня все это можно получить в любой школе. Чтобы не получилось так, что свои собственные амбиции родители хотят переложить на ребенка.

Д.П.: И еще один вопрос, который пришлось этим летом решать комитету по образованию, - это устройство в детские сады и школы детей беженцев с Украины. Сколько таких ребят пойдет в калининградские учреждения образования?

Т.П.: Это вопрос мы рассматриваем по согласованию с министерством образования Калининградской области. Если говорить о конкретных цифрах, то в очереди у нас зарегистрировано семь детей, и уже устроены в детский сад трое деток в возрасте от 3 до 7 лет. Мы говорим о том, что ребенок должен быть зарегистрирован в электронном журнале учета будущих воспитанников. И дальше действует наш административный регламент: внеочередным правом пользуются дети с 5 до 7 лет – те, кому уже нужна предшкольная подготовка.

Если говорить о школах, то мы понимаем, что все дети, которые к нам прибывают, должны сесть за парты. Сейчас на федеральном уровне выработаны четкие рекомендации, которые направлены в образовательные организации, - для руководства школ, для родителей, для классного руководителя и, что очень важно, для психолого-педагогической службы, потому что понято, что семья и ребенок находятся в сложной жизненной ситуации.

С 24 июля по 18 августа в школы Калининграда уже устроено 28 детей, прибывших к нам с Украины. Все они будут обеспечены бесплатным комплектом учебников, и в случае необходимости им обязательно предоставят психолого-педагогическое сопровождение. Кроме того, если говорить о бесплатном питании, то для них действуют все те же нормы, что и в отношении калининградских школьников.

Д.П.: Пользователь Марина спрашивает: «Будет ли в этом году обеспечено бесплатное школьное питание для льготных категорий?»

Т.П.: Сразу хочу отметить, что изменений не будет. Они вступили в силу с 1 января 2014 года постановлением правительства Калининградской области в связи с изменением федерального закона «Об образовании». Были определены льготные категории. И в преддверии нового учебного года руководство школ уже активно работает, выявляя таких ребят из вновь поступивших, отрабатывают все вопросы с управлением социальной поддержки населения. Будут отрегулированы все списки детей. Мы уже собирали организаторов питания.

Нет изменений и по стоимости набора продуктов питания: постановлением регионального правительства он определен в 42 рубля. И также без изменений остается 25-процентная наценка. То есть как мы начинали работать с января 2014 года, так и продолжаем работать.

Д.П.: В настоящее время уделяется много внимания обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Расширены ли возможности наших учреждений образования для обучения таких деток?

Т.П.: Этот вопрос мы очень активно прорабатываем с министерством образования, поскольку с 2009 года участвуем в программе «Доступная среда». Начиная с 2011 года в этой программе задействовано шесть школ города. На эти цели было направлено 12 млн рублей. Это, прежде всего, создание условий для таких ребят – обустройство пандусов, поручней, туалетных комнат, то есть всего того, что позволит ребенку-инвалиду находиться в образовательном учреждении и получать все услуги, которые получают здоровые дети. Это позволило нам также обеспечить для таких детей пункты проведения ЕГЭ, если ребенок выбрал эту форму экзамена. Для этих целей у нас использовалась 38-я школа, в этом году мы прорабатываем вопросы финансирования с областным министерством образования для включения в эту программу школ № 48 и 50.

Если говорить о количестве таких детей, то в прошлом году у нас их было 323. Для 185 из них родители выбирали форму обучения на дому – они имеют на это право. Сейчас ведется большая работа с родителями, с тем чтобы привлечь детей обучаться в тех школах, где созданы все условия, потому что они должны адаптироваться в современных жизненных условиях и учиться рядом со сверстниками.

Наибольшее количество детей с ограниченными возможностями здоровья у нас обучается в школах № 10, 14, 15, 38, которые в свое время разработали соответствующие программы. С этого года к ним добавилась школа № 28. И мы их считаем если не базовыми, то во всяком случае обладающими всеми современными условиями для обучения таких детей и рекомендуем родителям учить ребенка именно в одной из них: здесь и педагоги прошли необходимое повышение квалификации, и сами школы имеют соответствующие лицензии. Хотя родители имеют право выбрать любую школу, и там таким деткам также может быть обеспечено обучение в соответствии с индивидуальными планами.

Д.П.: О медицинских кабинетах: во всех ли школах они есть и отвечают ли современным требованиям? Кроме того, в некоторых школах есть и стоматологические кабинеты. Увеличится ли их число в новом учебном году?

Т.П.: Работа была проведена еще в 2011 году, и теперь во всех школах города есть медицинские кабинеты, которые оснащены всем необходимым оборудованием и, самое главное, имеют лицензии на осуществление медицинской деятельности. Для этого из муниципального бюджета было выделено более 10 млн рублей. По договору с детскими поликлиниками медицинское обслуживание осуществляют специалисты этих учреждений.

В некоторых учреждениях созданы целые медицинские блоки. Это может быть и стоматологический кабинет, и кабинет лечебной физкультуры, и физиотерапевтический кабинет. Стоматологическая помощь осуществляется в 12 школах. Кроме того, в рамках программы здравоохранения Калининградской области подготовлены и оборудованы еще три таких кабинета (в школах № 28, 43 и 49). Оборудование поставляется за счет средств программы, ремонт кабинетов – за счет средств школ. И с 1 сентября в этих школах такие кабинеты начнут свою работу.

Д.П.: Пользователь Алексей интересуется: «Почему у нас в городе универсальные спортплощадки строятся, а школьные стадионы – нет, ведь так удобно ребенку на ней заниматься: не надо дорогу переходить, ребята все знакомые, да и учителя присмотрят. Будут ли они строиться?»

Т.П.: Тема для нас актуальная, но я не могу согласиться с тем, что у нас не строятся школьные стадионы. Из 52 школ современные универсальные стадионы – с футбольным полем, с сектором для занятий легкой атлетикой и т.д. – у нас имеют четыре учреждения. Это не только уже упомянутые мною школы-новостройки. В 17-м лицее площадку мы открыли в прошлом году, на нее было направлено 20 млн рублей из федерального и городского бюджетов. В 2012 году за счет городского бюджета был построен стадион в лицее № 49. Также из городской казны было выделено финансирование на строительство площадки в школе № 19. То есть работа в этом направлении ведется. Мы понимаем, что и для проведения третьего часа урока физкультуры, и для оздоровления, и для введения в скором времени в школах норм ГТО должна быть и соответствующая современная инфраструктура.

На сегодняшний день определены еще четыре первоочередные школы, в которых имеются технические условия для строительства таких комплексов. Это лицей № 18, школы № 31, 28 и 35. Здесь разрабатывается или уже согласовывается подготовленная проектно-сметная документация, и сейчас решается вопрос софинансирования со стороны вышестоящих бюджетов.

Кроме того, у нас на очереди еще и те учреждения, где построенные стадионы будут востребованы не только учениками школы, но и другими детскими учреждениями. Это школы № 9 и 29. В них также имеются все технические параметры для строительства современных школьных стадионов.

Д.П.: Уже не раз говорилось о том, как наши калининградские школьники сдали ЕГЭ. А какие выводы сделали для себя сотрудники комитета по образованию, для того чтобы совершенствовать процесс подготовки и сдачи экзамена?

Т.М.: Да, об этом было уже сказано очень много. Хочу подчеркнуть, что все наблюдатели, которые были в наших 14 пунктах сдачи ЕГЭ, отмечали очень высокий уровень организации, и не было никаких замечаний от контролирующих органов по проведению экзамена.

Необходимо отметить, что та работа, которую мы вели в течение последних трех лет, дала свои результаты. В этом году были ужесточены требования проведения экзамена: средства связи не только нельзя было использовать, но и проносить в пункт проведения ЕГЭ, и два выпускника были удалены с экзамена за нарушение этой процедуры. Для сравнения: три года назад таких выпускников было 11. И высокий уровень организации проведения ЕГЭ мы сумели подтвердить на встрече с руководителями федеральной службы Роскомнадзора, которая состоялась в июле.

Д.П.: Вопрос от пользователя Дарьи: «Не отразится ли на качестве школьного питания и стоимости набора продуктов запрет на ввоз продуктов из стран ЕС?».

Т.П.: Мы видим, что этот вопрос сейчас активно обсуждается и гражданами, и в СМИ. Буквально на этой неделе мы, выезжая в школы на проверку их готовности к новому учебному году, встречались с организаторами питания и поднимали эту тему. Как я уже сказала, постановлением регионального правительства установлены стоимость набора продуктов питания 42 рубля и 25-процентная наценка. Кроме того, существуют нормы Роспотребнадзора, которые надо выполнять, для того чтобы питание школьников не ухудшилось. Поэтому, конечно же, все эти вопросы на контроле у комитета по образованию.

Д.П.: Обычно, когда речь заходит об образовании, имеются в виду школы и детские сады. А что у нас сейчас происходит в дополнительном образовании? Нет ли оттока воспитанников? Чем дома творчества, ДЮЦы и т.д. привлекают современных школьников?

Т.П.: У нас достаточно обширная сеть учреждений дополнительного образования. Это девять учреждений образования творческой направленности, 17 спортшкол, художественная школа, восемь учреждений культуры, то есть ребенок имеет возможность реализовать свои таланты по разным направлениям. И это очень хорошо, потому что иногда, как мы видим, человек реализовал себя в жизни, не потому что у него был отличный аттестат, а потому что он смог воплотить в жизнь свои успехи в дополнительном образовании, превратить детское увлечение в профессию.

Если говорить о новых направлениях в дополнительном образовании, то в течение последних двух лет таковым у нас является научно-техническое творчество, причем и в школах, и в учреждениях дополнительного образования. В прошлом учебном году было реализовано 38 программ этой направленности – «Робототехника», «Компьютерный мир», «Графика и дизайн». Понятно, что в век информационных технологий это захватывает ребят, это интересно и потому востребовано. И в кружках научно-технического творчества в прошлом учебном году у нас увеличилось число воспитанников с 1 350 до почти 1 900 – рост налицо. Хочу отметить успех нашего дома детского творчества «Родник», который в прошлом году реализовал программу, выиграв региональный грант в 1 млн рублей и организовав на своей базе настоящий центр научно-технического творчества. В этом году он также выиграл грант на 500 тысяч рублей. Помимо «Родника» в эту работу включились также ДЮЦы «На Молодежной» и «На Комсомольской».

По-прежнему востребованы и другие направления дополнительного образования. И еще нам удается, хотя это и непросто, сохранить дополнительное образование в школах. И я хочу, пользуясь случаем, пригласить родителей на традиционную ярмарку досуга наших учреждений дополнительного образования, которая пройдет 6 сентября во Дворце творчества детей и молодежи на ул. Сергеева, 10. Здесь будут представлены и спортивные школы, и учреждения творческой направленности. Поэтому можно будет посмотреть на то, что они предлагают, побеседовать с педагогами и определиться, куда записать ребенка, чтобы он смог себя реализовать.

Д.П.: На сайте комитета по образованию работает «горячая линия». Много ли вопросов задают калининградцы, и какие из них наиболее актуальны?

Т.П.: В преддверии начала нового учебного года, конечно же, самым актуальным является вопрос об устройстве ребенка в образовательное учреждение. По разным причинам это происходит только сейчас, перед первым сентября: может быть, ждали свободного места в выбранном для себя учреждении, но так и не дождались, может быть, только переехали в наш город и теперь устраивают детей и т.д. Это тема номер один. Мы стараемся отработать с родителями все вопросы, и еще раз повторюсь: все дети сядут за парты. Другой вопрос – может, не в той школе, которую выбрали для себя изначально.

Д.П.: Одна из наиболее актуальных проблем для Калининградской области – кадровая. Как ее решает город? Приходит ли в школу молодежь?

Т.П.: Сейчас школы комплектуются не только учениками, но и учительскими кадрами. По предварительным данным, сейчас вакантны 22 педагогические ставки преподавателей математики, иностранного языка, русского языка и литературы, информатики, начальных классов. И радует то, что новые педагоги в школу приходят, особенно приезжие, уже имеющие стаж работы.

Что касается педагогов из числа молодежи, то мы подсчитали: в прошлом году к нам в школы пришло 5 % молодых специалистов, а в целом, в калининградских учреждениях образования молодежь сейчас составляет 17 % от общего количества учителей. Но в разных школах ситуация не равнозначная. Есть коллективы более молодые, есть – более стабильные, и во многом это зависит от руководителя учреждения. Но тенденция положительная, молодежь идет в школу, и я думаю, что в последние годы профессия учителя стала более престижной, и мы этому очень рады.

Д.П.: На этой позитивной ноте мы заканчиваем наше общение. Татьяна Михайловна, наша онлайн-конференция проходит в преддверии 1 сентября. Что вы пожелаете нашим ученикам, педагогам и родителям перед началом нового учебного года?

ТП.: Хочу всех поздравить с началом нового учебного года, потому что это праздник. Пожелать всем хорошего настроения, взаимопонимания, потому что все возникающие вопросы можно решить конструктивно. И еще главное – слышать друг друга, тогда будет меньше жалоб. А своим коллегам-педагогам, руководителям школ хочу пожелать работать в единой команде, творческих успехов, любить свое дело, а родителям – любить своих детей.

Д.П.: Татьяна Михайловна, спасибо большое за такой полезный и содержательный разговор! Также я хочу поблагодарить наших интернет-пользователей за вопросы нашей гостье. До свидания, до новых встреч на нашем проекте «Чиновник онлайн»!

Т.П.: Всего доброго, до свидания!