Официальный сайт администрации ГО "Город Калининград" История Кенигсберга - Калининграда |
|||||||||||
|
Бюст К. Маркса работы Б. В. Едунова
Постепенно преодолевалась послевоенная разруха, к 1960-м годам городские власти стали уделять внимание развитию и улучшению планировки, застройки, архитектурному оформлению и озеленению Калининграда. Калининград совсем недавно стал советским городом. Здесь ещё не сформировались собственные художественные школы, поэтому для работы в городе в это время в основном приглашались именитые столичные мастера. Одним из таких приглашенных скульпторов был Борис Васильевич Едунов. Борис Васильевич был выпускником скульптурного факультета института имени Репина — старейшей художественной школы в России. Институт был продолжателем традиций Императорской Академии художеств и на протяжении своего существования придерживался традиций последовательного реализма, студенты института глубоко и всесторонне изучали натуру. Учителем Едунова был Всеволод Всеволодович Лишев, который передал своему ученику традиции русской академической школы конца XIX- начала XX века. Советская скульптура вплоть до 1980-х годов развивалась во многом в соответствии со стратегией монументальной пропаганды, которая называлась ещё ленинским планом «монументальной пропаганды». Этот план позволял обеспечивать скульпторов государственными заказами на городские монументы в масштабах всей страны. По мнению исследователей именно план «монументальной пропаганды» стимулировал развитие советской скульптурной школы многие годы. В 1961 году на улице Карла Маркса, в специально разбитом сквере был установлен и торжественно открыт бюст Марксу работы Б.В. Едунова. Скульптурные бюсты К. Маркса устанавливались в Калининграде и до 1961 года. В конце 1940-х годов такой бюст разместился на улице Гагарина, в середине 1950-х в сквере перед зданием редакции«Калининградской правды». В скульптурном образе Маркса работы Едунова отразились новые идейно-творческие веяния, возникшие в 1960-х годах в советском изобразительном искусстве и скульптуре. Здесь мы уже не видим парадности и эффектной композиции, которая была характерна для скульптуры в 1940-50 гг. Автор отошел от помпезного изображения действительности. Одними из критериев при выборе тематики художественного произведения и её решения в это время становятся: эмоциональная сдержанность, реализм и конечно же общественная, а чаще всего, политическая значимость произведения. Работа Б. В. Едунова наглядно демонстрирует эти проявления в скульптуре в 1960-е годы. Появление этого бюста в городе связано ещё и с преодолением многих пропагандистских штампов. В 1960-е годы начался отход от образа, «вражеской прусской земли»- наоборот стал появляться образ уже родного города. Калининград был не сильно вовлечён в кампанейщину по упразднению советского идеологического и культурного наследия, что позволило сохранить это замечательное художественное произведение. С момента открытия и до этих дней бюст стоит на своём месте. Теперь уже он неотъемлемая часть городского пейзажа. Сквер, разбитый перед бюстом, стал одним из излюбленных мест отдыха жителей Центрального района города.
Фотографии предоставлены: МКУК «ЦОП»
В конце 80-х годов 20-го века во время проведения реконструкции на территории Калининградского зоопарка памятник Вальтеру фон дер Фогельвейде переместили с Главной аллеи на хозяйственный двор.
Стихотворение «Скверные времена» первого немецкого национального поэта и миннезингера Вальтера фон дер Фогсльвейде в переводе на русский язык известного калининградского поэта Сэма Симкина:
Ноги свесив и окрестив их,
я сижу на мощном камне,
подперев рукою щеку
и на локоть опершись,
обращаясь к верной лютне,
размышляю,
дальше как мне
честно и бескомпромиссно
в наше время можно жить.
Как приобрести три вещи,
из которых две — реальны:
уважение людское
и земные все блага?
Божья благодать — вот третья!
Я пою исповедально,
что готов пойти за нею
даже к черту на рога!
Деньги, мировую славу
и, конечно, божью милость
наконец соединить бы —
всех троих! —
в своем лице.
Человеческому сердцу,
к сожаленью,
и не снилось
обрести все это сразу
и хранить в одном ларце!
Лишь препятствия повсюду,
ложь имеется в избытке,
ранены почти смертельно
«право и покой»
и честь.
Справедливости добиться
тщетны все мои попытки —
и царит на свете наглость,
ей прислуживает лесть...
Времена пришли и нравы!
Обо мне молву развейте,
чтоб зазря не говорили,
мол, витает в облаках
бессеребреник и рыцарь
Вальтер фон дер Фогельвейде,
всем известный миннезингер
с верной лютнею в руках!
1198 г.
Из книги «Свет ты мой единственный». Стихи кёнигсбергских поэтов: Составление и перевод С. Х. Симкина. – Калининградское книжное издательство, 1993.
H. M. Muehlpfordt, Koenigsberger Skulpturen und ihre Meister 1255-1945. Holzner Verlag, Wuerzburg, 1970.
Гербердт Мейнхардт Мюльпфордт, Кенигсбергская скульптура и ее мастера 1255 - 1945 годы. Издательство "Хольцнер", город Вюрцбург, 1970 год.
Перевод Чебуркина Н. А. стр. 73.
FUHR, GEORG ФУГ, ГЕОРГ
Родился 29 октября 1898 года в Мельзаке в провинции Восточная Пруссия, жил после войны в Ноймюнстере, на Роонштрассе 13. Умер 13 ноября 1976 года в Ноймюстере. Отец: владелец камнеобработочной фабрики по обработке твёрдых камней в Мельзаке. В десятилетнем возрасте получил в порядок от своей мачехи глину и формы, которые доставили ему удовольствия в лепке игрушек; также он умел рисовать.
В 1913 году посещает он Препараторское учреждение и сдаёт в 1919 году экзамен на звание учителя народной (восьмилетней) школы. Однако в 1922–25 годы он посещает Школу искусств и ремёсел в Кёнигсберге, как ученик профессора Брахерта. Затем он работал свободным художником.
С 1927 года Фуг работал в Кёнигсберге и изготавливал портреты и плакетки. В 1940-41 году служил солдатом в Амстердаме, где он организовал две выставки немецких художников. В 1964 году был удостоен Восточно-прусского приза за отличие.
Стр. 76.
Вальтер фон дер Фогельвейде
18. Вальтер фон дер Фогельвейде, сидящая фигура, изготовлена по заказу Певческого союза к празднованию 700-летнего юбилея со дня смерти Вальтера (1230 год). Был открыт 22 июня 1930 года на Кёнигсбергском заседании Певческого союза в зоопарке. Материал: красный Мейссенский гранит. Находился: в зоопарке. - Местонахождение: вероятно сохранился.
Н. М. Muehlpfordt, Koenigsberger Skulpturen und ihre Meister 1255-1945. Holzner Verlag, Wuerzburg, 1970.
Гербердт Мейнхардт Мюльпфордт, Кенигсбергская скульптура и ее мастера 1255 - 1945 годы.
Издательство "Хольцнер", город Вюрцбург, 1970 год.
BRACHERT, HERMANN БРАХЕРТ, ГЕРМАНН
С 1933 года проживал он в Геогенсвальде (ныне посёлок Отрадное Светлогорского городского округа). После изгнания он стал директором Государственной академии изобразительного искусства в Штуттгарте. В 1955 году ушел на пенсию. В провинции Восточная Пруссия создал Брахерт среди прочего Воинский памятник для Пилькаллена/Шлоссберга (ныне посёлок Добровольск Краснознаменского района), кроме того для Раушена (ныне Светлогорск) на сооружениях пляжа Нимфа (из бронзы, 1938 год) и фонтанная фигура Несущая воду (из мелкозернистого мрамора, 1940 год), в Инстербурге (ныне Черняховск) надгробный камень с горельефом Фриды Юнг (1930 год), на Танненбергском памятнике бронзовую доску о погибших в Первую мировую войну железнодорожниках. Брахерт имел в Кенигсберге следующих учеников: Беккер-Канз, Даудерта, Филитца, Леест, Герштель-Науберайт, Штепат. Стр. 28. 26. Детская фигура. Бронза. До 1930 года. Находилась: на каскаде в северной части Замкового пруда (ныне Нижний пруд). - Информация о работе опубликована в: Koenigsberg in 144 Bildern, у Гаузе в работе N 6 (Gause VI.). - Местонахождение: была после 1933 года убрана как вырождающееся искусство. Дальнейшее местонахождение неизвестно.
|
|
Адрес администрации городского округа "Город Калининград: 236022, г.Калининград, пл.Победы, 1 Официальный сайт www.klgd.ru +7 (4012) 31-10-31, E-mail: cityhall@klgd.ru |