История города



Б. Адамов

Цель - Мемель!

22 июня 1941 г., начало войны. Уже утром Военный Совет Краснознамённого Балтийского флота получил телеграмму от начальника Главного морского штаба адмирала И.О. Исакова: «...Мощными ударами авиации уничтожить авиацию противника и разбить группировку наземных войск. Удары наносить на глубину 100 - 150 км. Разбомбить Кенигсберг, Мемель» /7, с. 77/.

И уже в первые дни войны авиация флота успешно бомбила Мемель - крупную военно-морскую базу и порт противника.

24 июня на поиск и уничтожение предполагаемого немецкого морского десанта в 35 км севернее военно-морской базы Либава (Лиепая) вылетели четырьмя девятками (эскадрильями) 36 бомбардировщиков и торпедоносцев ДБ-3 1 -го МТАП - минно-торпедного авиационного полка - (ведущий группы зам. командира полка капитан К.В. Фёдоров, ведущие эскадрилий - капитаны М.Н. Плоткин и В.А, Гречишников, с 13 августа 1941 г. Герои Советского Союза, К.Е. Беляев и будущий дважды Герой Советского Союза Н.В. Челноков) /17, с. 11/ и 9 СБ и 23 ДБ-3 57-го БАП - бомбардировочного авиационного полка - во главе с командиром полка полковником Е.Н. Преображенским /7, с. 80/ (с 13 августа 1941 г. - Герой Советского Союза). Вылетели при этом без истребительного прикрытия.

Поиск десанта был безрезультатным, поэтому самолёты взяли курс на западную цель - Мемель. Ещё во время полёта до подхода к цели было получено донесение от воздушного разведчика: в порту с двух больших транспортов разгружается на причал военная техника /17, с. 12/.

Как вспоминал непосредственный участник налёта штурман флагманского самолёта П.И. Хохлов (с 13 августа 1941 г. Герой Советского Союза), первыми, прорвавшись сквозь плотный огонь зенитной артиллерии, ударили самолёты 57-го БАЛ, потопив транспорт и разрушив причал и портовые сооружения. Вслед за этим атаковали самолёты 1-го МТАП, три эскадрильи которого обрушили весь свой бомбовый груз на транспорт и военный корабль типа сторожевика, которые на глазах у лётчиков исчезли под водой. Четвёртая эскадрилья, имевшая высотные торпеды, нанесла удар по портовым сооружениям, причинив им огромный ущерб.

Порт пылал, весь город затянуло чёрным дымом, сделав его невидимым с самолётов. Ни один же из флотских самолётов не получил серьёзных повреждений от зенитной артиллерии, а немецкие истребители, на наше счастье (ведь самолёты были без истребительного прикрытия), над портом и во время отхода не появились /17, с. 13-14/.

И на следующий день несколько самолётов 1-го минно-торпедного полка нанесли торпедно-бомбовые удары по портовым сооружениям Мемеля /7, с. 82/.

Кроме порта, авиация флота наносила удары и по аэродромам в районе Мемеля/7, с. 81/.

Чтобы воспрепятствовать выходу немецких кораблей из базы, самолёты-миноносцы 1-го минно-торпедного полка ночью 28 июня, по плану штаба флота, осуществили первую постановку якорных мин на подходе к Мемелю /8, с. 92/.

В это время, как отмечал в своём дневнике 22 июля начальник генерального штаба германских сухопутных войск генерал-полковник Франц Гальдер, военно-морскими базами для немецких кораблей на Балтийском море могли служить только Мемель и Либава /5, с. 171/, поэтому понятно, какое значение для срыва немецких перевозок приобретали налёты советской морской авиации на Мемель и минные постановки в порту и на подходах к нему.

Исходя из важности порта, Мемель являлся запасной целью для торпедоносцев в случае неудачи поиска немецких конвоев в море. И когда, например, в июле 1941 г. девять самолётов 1-го МТАП во главе с командиром эскадрильи капитаном А.Я. Ефремовым (с 13 августа 1941 г. - Герой Советского Союза) не обнаружили в море предполагаемый конвой, то обрушили свои высотные торпеды по кораблям на рейде Мемеля. Итог, по воспоминаниям А.Я. Ефремова, таков: один миноносец от взрыва торпед раскололся надвое, а другой осел, ушёл носом в воду/4, с. 178-179/.

Запасной целью Мемель был и во время налётов лётчиков 1-го МТАП на Берлин в 1941 г. С 8 августа по 4 сентября ими было совершено 9 налётов - всего 86 самолётов-вылетов, их них 33 - на Берлин, остальные самолёты бомбили запасные цели - Штеттин, Мемель, Данциг и другие базы и порты /7, с. 116/.

Всего авиация флота за первые четыре месяца войны совершила 302 самолёто¬вылета по военно-морским базам противника, в том числе и по Мемелю /7, с. 106/.

Отступление Красной Армии, потеря аэродромов, большие потери в самолётах, оборона Ленинграда - препятствовали нанесению ударов по Мемелю.

Лишь после изменения оперативной обстановки в 1944 г. основными задачами авиации КБФ стали борьба с морскими перевозками для снабжения окруженной курляндской группировки немцев и удары по портам и военно-морским базам, в том числе и по Мемелю /6, с. 74/.

С началом наступления в Прибалтике Мемель, наряду с Ригой, Виндавой (Вентспилсом) и Либавой, стал главным объектом воздушной разведки флота /8, с. 233/. Например, 7 августа 1944 г. одновременную воздушную разведку Мемеля, Либавы и Виндавы провёл экипаж самолёта-разведчика Пе-2 15-го отдельного разведывательного авиаполка ВВС КБФ (лётчик-командир звена капитан А И. Грачёв, с 5 ноября 1944 г. - Герой Советского Союза; штурман - Герой Советского союза старший лейтенант Г.И. Давиденко). Смелый и дерзкий полёт на высоте 4500 м в ясную, безоблачную погоду при отличной видимости принёс важные сведения о расположении боевых кораблей и транспортов врага /1, с. 25-26/.

А всего только в октябре-декабре 1944 г. воздушная разведка Мемеля осуществлялась 60 раз /8, с. 233/.

Интересный случай произошёл под Мемелем утром 21 августа 1944 г. с Героем Советского Союза гвардии капитаном А.В. Пресняковым. Ведомое им звено самолётов 1 -го гвардейского минно-торпедного полка (один торпедоносец, два

топмачтовика) в сопровождении истребителей, вылетев для удара по вражескому конвою, по ошибке выскочило прямо на Мемель. Самолёты пролетели через весь город, через порт (ошеломлённые немцы не сделали по ним ни одного выстрела) и вылетели в море. Тут Пресняков торпедировал немецкую подводную лодку, шедшую в надводном положении и не ожидавшую, конечно, появления советских самолётов со стороны своей базы /12, с. 264-267/.

В ходе Мемельской наступательной операции (5-22 октября 1944 г.) войска 1-¬го Прибалтийского фронта под командованием генерала армии И.Х. Баграмяна, прорвав три полосы обороны немцев, 10 октября вышли к побережью Балтийского моря севернее и южнее Мемеля и завязали бои за город. На морских коммуникациях в районе Мемеля развернули активные боевые действия подводные лодки и авиация КБФ /16, с. 240/. Именно в октябре 1944 г. авиация флота наносила наиболее массированные удары по порту 12, с. 273/.

Мемель был превращён немцами в сильный узел сопротивления: он имел заранее подготовленную круговую оборону из нескольких позиций, каждая из которых имела 2-3 линии траншей и минные поля, систему фортов крепостного типа, имел сильное зенитно-артиллерийское прикрытие, причём часть лёгких зенитных средств располагалась и на крышах домов /2, с. 210-211/. Поэтому советские войска взять с ходу город не смогли. В самом городе и небольшой территории, прилегающей к Мемелю, были заблокированы три вражеские дивизии /2, с. 223/.

Пытаясь соединиться с курляндской группировкой, немцы 10 января 1945 г. после мощной артиллерийской подготовки начали из района Мемеля наступление на узком прибрежном участке, потеснив войска 92-го стрелкового корпуса 43-й армии. Погода в тот день была крайне неблагоприятной - низкая облачность и туман, и авиация 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта не могла оказать поддержку наземным войскам.

Поэтому задачу оказать помощь войскам получили морские лётчики, имевшие большой опыт действий в сложных метеорологических условиях. И в критический момент боя появились штурмовики Ил-2 11 -и штурмовой Новороссийской дважды Краснознамённой авиадивизии (прибывшей на Балтику с Чёрного моря 3 июня 1944 г.). Их удар был точен и эффективен. В общей сложности штурмовики совершили 178 самолётов-вылетов /18, с. 155/, оказав войскам 43-й армии огромную помощь в отражении удара немцев и восстановлении положения. И оценка их боевой деятельности была высокой.

В приказе по 43-й армии от 12 января командарм генерал-лейтенант А.П. Белобородое, отмечая «отличные действия в боях 10 января по разгрому противника в северной части Мемельского плацдарма лётчиков КБФ», объявил благодарность всему личному составу 11-й штурмовой авиадивизии и её полковнику Д.И. Манжосову /18, с. 155/.

Такую же высокую оценку действиям лётчиков дал и представитель Ставки Верховного Главнокомандования Маршал Советского Союза А.М. Василевский, объявив им благодарность /3, с. 123/.

13 января 1945 года началась Восточно-Прусская операция советских войск. Встала задача полностью ликвидировать мемелъскую группировку немцев, в которой к тому времени насчитывалось 17300 человек, 302 орудия и миномёта калибром 81 мм и выше, 38 штурмовых орудий и 22 танка /3, с. 49/. Штурмовая, бомбардировочная, минно-торпедная и истребительная авиация флота оказала войскам 1-го Прибалтийского фронта всестороннюю поддержку.

Лётчики 11-й штурмовой авиадивизии вместе с железнодорожной артиллерией флота блокировали Мемель, не давая противнику возможности использовать его для доставки подкреплений, и парализовали работу порта /15, с. 311-312, 314/. Стрельбу артиллеристов корректировали воздушные разведчики, прикрываемые двумя-четырьмя истребителями /3, с. 124/. Одним из лучших корректировщиков был лётчик 15-го отдельного разведывательного полка Герой Советского Союза старший лейтенант Н.В. Шапкин. К сожалению, он не дожил до победы, погиб 5 марта.

Самолёты 8-й минно-торпедной дивизии ставили мины на подходе к Мемелю /15, с. 312/.

Когда же начались непосредственные бои за Мемель, морские лётчики, несмотря на плохую погоду и сильные снегопады, оказали наступавшим войскам активную'помощь, делая по несколько вылетов в день /15, с. 315/.

27 января был нанесён массированный удар по оборонительным позициям немцев, а затем штурмовые удары по немецким войскам, отходившим по косе Курише-Нерунг на юг к Земландскому полуострову /18, с. 155/. За три дня боёв лётчики 11-й штурмовой авиадивизии совершили 395 самолёто-вылетов и совместно с подводнями лодками «С-13», «Щ-310» и «Щ-307», блокировавшими порт с моря, потопили три транспорта, одну баржу и повредили пять транспортов /3, с. 124/.

28 января 1945 года Мемель был взят штурмом, тем самым Литва была полностью очищена от немцев. По этому случаю Москва салютовала двадцатью артиллерийскими залпами из двухсот двадцати четырёх орудий. Среди тех, кто отличился в боях, в приказе Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина были названы лётчики Балтийского флота, а также отдельно лётчики 11-й штурмовой (командир-полковник Д.И. Манжосов) и 8-й минно-торпедной (командир-полковник М.А. Курочкин) авиационных дивизий и 15-го отдельного разведывательного авиационного полка КБФ (командир-подполковник Ф.А. Усачёв). За отличные боевые действия лётчикам была объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего/13, с. 354-346/.

51-й минно-торпедный полк, кроме благодарности, 5 апреля 1945 года был удостоен ордена Красного Знамени /11, с. 1.01/, а 1-й гвардейский минно-торпедный, 9-й истребительный и 14-й гвардейский истребительный авиационные полки тогда же получили почётное наименование «Клайпедский».

Список литературы
1. Авиация ВМФ в Великой Отечественной войне. М., Воениздат, 1983. 183 с.
2. Борьба за Советскую Прибалтику в Великой Отечественной войне 1941-45 г.г. В 3-х кн. Кн. 2. Рига, «Лиесма», 1967. 371 с.
3. Борьба за Советскую Прибалтику в Великой Отечественной войне 1941-45. В 3-х кн. Кн. 3. Рига, «Лиесма», 1969. 319 с.
4. В небе - лётчики Балтики. Таллин, «Ээсти раамат», 1974. 295 с.
5. Гальдер Ф. Военный дневник. Том 3. В двух книгах. Книга первая. Пер. с нем. М., Воениздат, 1971. 407 с.
6. Голубев В.Ф. Авиация - ударная сила флота. //Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне советского народа 1941-45, В 4-х кн. Кн. 4. М., «Наука», 1991. С. 59-76.
7. Иванов П.Н. Крылья над морем. М., Воениздат, 1973. 304 с.
8. Крылья Балтики: Статьи и воспоминания. Калининград, кн. изд-во, 1979. 287с.
9. Михайловский Н.Г. Избранное. М., «Современник», 1987. 525 с.
10. Они сражались на Балтике. Л., Лениздат, 1968. 285 с.
11. Орленко И.Ф. Мы - «Таллинские». Таллин, «Ээсти раамат», 1982. 164 с.
12. Пресняков А.В. Над волнами Балтики. М., Воениздат, 1979. 299 с.
13. Приказы Верховного4 Главнокомандующего в период Великой Отечественной войны Советского Союза. Сборник. М., Воениздат, 1975. 598 с.
14. Таллин в огне. 2-е изд., исправ. и доп. Таллин, «Ээсти раамат», 1971.
15. Трибуц В.Ф. Балтийцы наступают. Калининград, кн. изд-во, 1968. 399 с.
16. Утенков Ф.Н. Мемельская операция 1944. //Советская Военная энциклопедия. В 8-и т. Т. 5. М, Воениздат, 1978. С. 239-240.
17. Хохлов П.И. Над тремя морями. М., «Советская Россия», 1982. 240 с.
18.Шугинин А.М. Боевая деятельность авиации 1944-45 г.г. //Краснознамённый Балтийский флот в Великой Отечественной войне советского народа 1941-1945 г.г. В 4-х кн. Кн. 2. М., «Наука», 1991. С. 150-171.


Адрес администрации городского округа "Город Калининград: 236000, г.Калининград, пл.Победы, 1
Официальный сайт www.klgd.ru
Факс: (4012) 21-16-77, E-mail: cityhall@klgd.ru
.