Официальный сайт администрации ГО "Город Калининград"

История города

Доктор Витаутас Жалис,
Генеральный консул Литовской Республики
в Калининграде

НОВЫЙ ЭТАП ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ
И КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТЬЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Альбина Жюрените 'Ангел со свечой'('Popieraus karpymo menas' Kaunas, 1994) Литва и Россия: по пути к новым отношениям. Многовековая история литовско-российских отношений была подвержена разным трансформациям и оставила отпечаток на двухсторонних отношениях между двумя государствами и народами. Нынешние отношения между нашими странами развиваются в процессе освобождения как от старых стереотипов, так и от духа недоверия. Последнее десятилетие 20 века стало символическим для обеих стран: путь Литвы и других Балтийских стран к независимости способствовал созданию независимой России в 1990 году; с другой стороны, солидарность и поддержка демократического Российского государства во время вильнюсских событий 13 января 1991 года жива в памяти жителей Литвы. Первое десятилетие новых отношений по своей значимости может сравниваться с целой эпохой. За эти годы Литва и Россия построили солидную основу двухсторонних отношений на базе добрососедства и прагматизма.

Многовековая история литовско-российских отношений была подвержена разным трансформациям и оставила отпечаток на двухсторонних отношениях между двумя государствами и народами. Нынешние отношения между нашими странами развиваются в процессе освобождения как от старых стереотипов, так и от духа недоверия. Последнее десятилетие 20 века стало символическим для обеих стран: путь Литвы и других Балтийских стран к независимости способствовал созданию независимой России в 1990 году; с другой стороны, солидарность и поддержка демократического Российского государства во время вильнюсских событий 13 января 1991 года жива в памяти жителей Литвы. Первое десятилетие новых отношений по своей значимости может сравниваться с целой эпохой. За эти годы Литва и Россия построили солидную основу двухсторонних отношений на базе добрососедства и прагматизма.

Приоритеты Литвы. Сразу после восстановления независимости, Литва объявила о своих главных приоритетах внешней политики - слияние с Евро-Атлантическими структурами (ЕС и НАТО) (1) и развитие добрососедских отношений со всеми своими соседями без исключения. В 1990 году поставлены внешнеполитические задачи, которые успешно осуществляются. Вступление Литвы в ЕС и НАТО - вопрос ближайшего времени. Успешно развиваются и отношения с соседними странами. Особенно впечатляет прорыв в литовско-польских отношениях. За исторически короткий срок Вильнюс и Варшава проделали путь от недоверия, и даже враждебности*, к стратегическому партнерству. Очень динамично развиваются отношения с братской Латвией, по-добрососедски складываются отношения и с другими соседями: Российской Федерацией (далее - РФ) и Белорусской Республикой.

Вопросы и принципы. Приближающее членство Литвы в ЕС и НАТО неизбежно поднимает вопрос - не помешает ли евроатлантическая интеграция Литвы, особенно её членство в ЕС, добрососедским отношениям, в том числе и с Калининградской областью Российской Федерации? (далее - КО РФ). Предлагая свою точку зрения на выше упомянутый вопрос, в Вильнюсе исходят из двух основополагающих принципов: первый - в процессе интеграции Литвы в Евро-Атлантические структуры, развитие добрососедских отношений с соседними государствами не только не теряет свою актуальность, но и приобретает качественно новые формы выражения; второй - вступление Литвы в ЕС открывает новые возможности для КО РФ, в том числе для экономического развития и международного сотрудничества.

В свете этих новых возможностей Литва видит КО РФ уникальную геополитическую формацию, которая может стать важным элементом не только в региональном сотрудничестве, но и в более широком формате, то есть в отношениях между ЕС и её восточными соседями.

Процесс расширения ЕС довольно динамичен и реален - это процесс, который требует адекватной реакции всех заинтересованных стран, в том числе и России. На трёхсторонней встрече премьеров Литвы, России и Польши, 6-го марта 2002 года был достигнут договор о максимальной координации действий трёх сторон, чтобы извлечь максимальную пользу в процессе евроинтеграции. Литва приветствует углубляющийся диалог между Россией и ЕС, который принимает всё более интенсивный и конструктивный характер.

Литва и Калининград:

а) политический аспект отношений. Отношения Литовской Республики и Калининградской области занимают важное место в общей политике Литвы, направленной на поощрение регионального сотрудничества и добрососедских отношений. Литва прилагает все усилия, чтобы КО РФ в ходе интеграции Литвы в Евро-Атлантические организации, извлекла пользу путём расширения участия в региональном и субрегиональном сотрудничестве, в развитии экономического сотрудничества и общественных связей. Литва приветствует Коммуникат Еврокомисии "Европейский Союз и Калининград", который отражает и позицию Литвы, а также нынешний диалог между Россией и ЕС по КО РФ.

Для развития взаимовыгодного сотрудничества между Литвой и Калининградской областью используются разнообразные механизмы: Совет по долгосрочному сотрудничеству между регионами Литвы и КО РФ, контакты районов и городов Литвы и КО РФ, сотрудничество еврорегионов. Между Министерствами иностранных дел Литовской Республики и РФ, их представительствами в Калининграде, поддерживается регулярный политический диалог. В нём активно участвует администрация КО РФ. Эффективно развиваются сотрудничество в области культуры и других сферах.

Однако, наряду с позитивным продвижением в направлении развития отношений между ЕС, Литвой и РФ, до нынешнего времени сохраняются и негативные моменты. Российская сторона, выражая озабоченность, что интеграционные процессы в Европе приведут КО к изоляции, в поисках решений вопросов касающихся области, нередко делает акцент на поиски "специальных решений".

Такого рода решения не могут быть приемлемы ни ЕС, ни Литве. Кроме того, Литва не разделяет пессимизма Москвы насчёт последствий расширения ЕС для КО РФ. По мнению литовской стороны, Россия должна прилагать более активные меры по сокращению изоляции, а не самоизоляции КО РФ в процессе расширения ЕС.

Несомненно и другое - Литва, как соседнее государство, готова сделать всё от неё зависящее для успешного развития КО РФ, для максимально широкого вовлечения её в региональное сотрудничество стран Балтийского моря, в конкретные и взаимовыгодные проекты сотрудничества, а также в расширение прямых контактов между людьми.

b) экономический аспект. КО РФ для Литвы - перспективный партнер в торгово-экономических отношениях. Об этом говорят цифры: в начале 2003 г. в КО РФ зарегистрировано 504 совместные литовско-русские и предприятия с 100% литовским капиталом (более 27% от общего количества зарегистрированных совместных предприятий). Уставной капитал литовских предпринимателей составляет более 202,1 млн. руб. или 14% от общей суммы вкладов иностранных инвесторов. С каждым годом увеличивается товарооборот между Литовской Республикой и КО РФ: сравнивая с 2001 годом, товарооборот за 2002 год вырос на 58,6%. На данный момент по товарообороту внешней торговли Литва занимает третье место, после Польши и Германии. В Калининградской области активно развивает свою деятельность Клуб литовских предпринимателей. Однако, и в сфере экономического сотрудничества пока остаются проблемы, тормозящие дальнейшее развитие взаимовыгодных связей. В первую очередь это касается нестабильности законодательной базы и нередко меняющихся "правил игры", что, в свою очередь, не может не влиять на литовские инвестиции в КО РФ.

КО РФ для Литвы - перспективный партнер в торгово-экономических отношениях. Об этом говорят цифры: в начале 2003 г. в КО РФ зарегистрировано 504 совместные литовско-русские и предприятия с 100% литовским капиталом (более 27% от общего количества зарегистрированных совместных предприятий). Уставной капитал литовских предпринимателей составляет более 202,1 млн. руб. или 14% от общей суммы вкладов иностранных инвесторов. С каждым годом увеличивается товарооборот между Литовской Республикой и КО РФ: сравнивая с 2001 годом, товарооборот за 2002 год вырос на 58,6%. На данный момент по товарообороту внешней торговли Литва занимает третье место, после Польши и Германии. В Калининградской области активно развивает свою деятельность Клуб литовских предпринимателей. Однако, и в сфере экономического сотрудничества пока остаются проблемы, тормозящие дальнейшее развитие взаимовыгодных связей. В первую очередь это касается нестабильности законодательной базы и нередко меняющихся "правил игры", что, в свою очередь, не может не влиять на литовские инвестиции в КО РФ.

К числу пока неиспользованных возможностей можно отнести и подавшие большие надежды совместную литовско-российскую инициативу - проект "2К" в области сотрудничества портов Клайпеды и Калининграда. Следует приветствовать проекты, связанные с модернизацией и развитием транспортных коридоров ViaHanseatica и IX D, ответвление RailBaltica (2) в КО РФ, строительство линии электропередачи, а также второй нитки газопровода через территорию Литвы и КО РФ в Европу.

Будучи, одним из главных торговых партнёров и инвесторов, Литва заинтересована в реализации концепции КО РФ как "пилотного региона". В Литве придерживаются позиции, что Закон об Особой Экономической Зоне (ОЭЗ) способствует стабильному экономическому развитию региона, в тоже время, понимая, что этот закон должен быть приспособлен к реалиям сегодняшнего дня.

с) "транзитный вопрос". В последнее время Калининградская тематика стала эпицентром в дискуссии ЕС и России. Однако эти дискуссии не должны ограничиться лишь вопросом о транзите. Транзит, в действительности, не решит социальных и экономических проблем области. Несмотря на этот очевидный факт, все копья и дальше ломаются на транзитной теме.

В последнее время Калининградская тематика стала эпицентром в дискуссии ЕС и России. Однако эти дискуссии не должны ограничиться лишь вопросом о транзите. Транзит, в действительности, не решит социальных и экономических проблем области. Несмотря на этот очевидный факт, все копья и дальше ломаются на транзитной теме.

Внимательно следя за диалогом между Россией и ЕС по транзитному вопросу, Литва высказывается за максимально возможные гибкие решения, которые объединяли бы правовые нормы ЕС со специфическими потребностями КО РФ. Однако, при этом надо иметь в виду, что в процессе вступления в ЕС, Литва обязалась полностью согласовать свою политику с нормами ЕС. Учитывая экономические и социальные реалии Литвы и КО РФ ЗО декабря 2002 г. был подписан договор между Литовской Республикой и КО РФ о взаимных поездках граждан обеих сторон. Но это только часть решения. Развитие сети консульских учреждений создаст условия для быстрой и эффективной выдачи виз, а развитая и модернизированная инфраструктура пограничных пунктов пропуска создаст условия для быстрого и беспрепятственного пересечения границы.

Все эти возможные пути решения не должны пересекаться с законами и нормативными актами ЕС и не должны препятствовать членству Литвы в ЕС и присоединению к Шенгенскому договору(3) . Все меры и льготы визового режима должны вводиться на паритетной основе, гарантирующей адекватный доступ граждан Литвы в КО РФ. В этой связи Литва надеется на встречные шаги российской стороны, в первую очередь, модернизации пограничных пропускных пунктов, развития сети консульских учреждений, ратификации договора о границе с Литвой, своевременное обеспечение жителей области заграничными паспортами, а также подписания договора о реадмиссии с Литвой (4).

d) на повестке дня: экологические вопросы. Окружающая среда не имеет государственных границ и её воздействие в результате экологических катастроф, загрязнения воздуха и воды более или менее сказывается на все государства региона. Поэтому экологическим проблемам в сотрудничество Литвы и КО РФ должно быть отведено особое место. Во время последнего заседания Совета по сотрудничеству Литвы и КО РФ была создана Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных экологических ситуаций, цель которой - создание механизмов оперативного обмена информацией о чрезвычайных экологических ситуациях, их предупреждениях и совместной ликвидации последствий. Остаются и нерешенные вопросы - загрязнение Немана и охрана включенной в список всемирного наследия ЮНЕСКО (5) уникальной Куршской косы. Литва заинтересована в развитии более эффективного сотрудничества путём получения информации о деятельности целлюлозно-бумажных комбинатов в городах Советске и Немане и, особенно, о природоохранном аспекте деятельности этих предприятии. Также, согласно решениям Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, Литва хотела сотрудничать с российской стороной по совместной оценке воздействия на природу разработки месторождения нефти Д-6(6) .

Окружающая среда не имеет государственных границ и её воздействие в результате экологических катастроф, загрязнения воздуха и воды более или менее сказывается на все государства региона. Поэтому экологическим проблемам в сотрудничество Литвы и КО РФ должно быть отведено особое место. Во время последнего заседания Совета по сотрудничеству Литвы и КО РФ была создана Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных экологических ситуаций, цель которой - создание механизмов оперативного обмена информацией о чрезвычайных экологических ситуациях, их предупреждениях и совместной ликвидации последствий. Остаются и нерешенные вопросы - загрязнение Немана и охрана включенной в список всемирного наследия ЮНЕСКО уникальной Куршской косы. Литва заинтересована в развитии более эффективного сотрудничества путём получения информации о деятельности целлюлозно-бумажных комбинатов в городах Советске и Немане и, особенно, о природоохранном аспекте деятельности этих предприятии. Также, согласно решениям Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, Литва хотела сотрудничать с российской стороной по совместной оценке воздействия на природу разработки месторождения нефти Д-6.

В свою очередь, литовская сторона готова к совместному проведению мониторинга воды той части Куршской косы, которая находится в ведении России, предоставлению консультаций экспертов Литвы в подготовке проектов для международных фондов по поводу финансирования проектов водоочистных сооружений Советска и Немана, поделиться опытом работы по строительству и эксплуатации Бутингского нефтетерминала, а также работы с международными фондами.

Формула успеха. Развитие КО РФ во многом будет зависеть от позиции России, которая должна проводить чёткую политику по экономическому, социальному и культурному развитию КО РФ, обеспечивать достаточное финансирование Федеральной Целевой Программы по развитию области на период до 2010 года и определится насчет будущего ОЭЗ. Литва, как соседнее государство, максимально заинтересована, чтоб КО РФ стала ещё одной "successful story" (удачной историей) в регионе.

Развитие КО РФ во многом будет зависеть от позиции России, которая должна проводить чёткую политику по экономическому, социальному и культурному развитию КО РФ, обеспечивать достаточное финансирование Федеральной Целевой Программы по развитию области на период до 2010 года и определится насчет будущего ОЭЗ. Литва, как соседнее государство, максимально заинтересована, чтоб КО РФ стала ещё одной "successful story" (удачной историей) в регионе.

Калининград 14 апреля 2003 г.


1 ЕС - Европейский Союз (European Union - EU), экономическая ассоциация 15-ти стран Европы. Процесс европейской интеграции начался 9 мая 1950 года объединением шести стран (Бельгии, Германии, Италии, Люксембурга, Нидерландов и Франции). Затем к ЕС присоединились Великобритания, Дания и Ирландия (1973), Греция (1981), Испания и Португалия (1986), Австрия, Финляндия, Швеция (1995). К вступлению с ЕС готовятся: Венгрия, Болгария, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Чехия, Эстония.
НАТО - Организация Североатлантического Союза (NATO - сокращенно от англ. North Atlantic Treaty Organisation), этот военный союз создан по инициативе Соединенных Штатов Америки (США) на основе Североатлантического договора 1949 года. В НАТО входят большинство европейских государств и некоторые другие страны.
* Непреодолимым препятствием в развитии нормальных отношений между Литвой и Польшей в предвоенный период (1920-1939) стал так называемый "Вильнюсский вопрос".
2 ViaHanseatica - "ВИА-Ганзеатика", комитет общеевропейского транспортного коридора № 1/ Ответвление Рига-Калининград-Гданьск /.
IX D - "9-Д", трасса Минск-Вильнюс-Калининград.
RailBaltica - "Рейл Балтика" - скоростная железнодорожная линия Таллинн-Рига-Вильнюс-Варшава-Берлин.
3 Шенгенский договор - обеспечение свободы передвижения по странам Европейского Союза. Договор подписан 14 июня 1985 года в люксембургском городке Шенгене и вступил в действие с 1 января 1990 года.
4 Реадмиссия - договоренность о возвращении нелегальных эмигрантов.
5 ЮНЕСКО - Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (UNESCO - United Nations Educational and Cultural Organisation). Создана 16 ноября 1945 года и её устав вступил в силу 4 ноября 1946 года. Членами ЮНЕСКО состоят около 200 государств.
6 Месторождение нефти Д-6 (Кравцовское), с извлекаемыми запасами в 8,85 млн. тонн, расположено на участке российского шельфа Балтийского моря.


Адрес администрации городского округа "Город Калининград: 236022, г.Калининград, пл.Победы, 1
Официальный сайт www.klgd.ru
+7 (4012) 31-10-31, E-mail: cityhall@klgd.ru