Официальный сайт администрации ГО "Город Калининград"

История города

ИСТОРИЯ

Юлюс Жукас
Историк, заместитель директора музея
истории Малой Литвы

КЛАЙПЕДЕ - 750 ЛЕТ

Средневековая Клайпеда - маленький городок возле замка. Построенный в 1252 году Ливонским орденом Клайпедский (Мемельский), замок должен был стать основной опорной точкой для экспансии Ордена в Жемайтию и Литву. Хотя при строительстве замка и города доминировали военные стратегические интересы, сомнений в хороших перспективах географически очень удобно расположенной Клайпеды не было. Городу было предоставлено Любекское право - право города, ведущего морскую торговлю; и учредители (Орден и епископ Куршский) предоставили ему землевладения площадью свыше 5,5 тысяч гектаров. Епископ Куршский намеревался перенести сюда свою резиденцию, здесь планировали чеканить деньги епископства. Однако, вместо того, чтобы стать центром на уровне Риги или хотя бы Кёнигсберга, средневековая Клайпеда* влачила жалкое существование, оставаясь маленьким посёлком возле крепости. Известный клайпедский историк и патриот Иоганнес Зембрицки в своё время упорно защищал мнение, что расположенный в таком прекрасном месте город просто сам по себе обязан был стать крупным центром торговли и ремёсел. Увы, факты гласят иное: в средние века город не раз практически отстраивали заново. Основная причина такой незавидной участи - отсутствие естественного хозяйственного тыла. Представление о Клайпеде, как будущем крупном центре, опиралось на предположении о скорейшем присоединении Жемайтии к Ордену (а в дальнейшем - завоевании Литвы). Однако начавшееся вскоре Великое восстание пруссов и смена властителей в Литве нарушили эти планы. Началась многолетняя война Ордена с Литвой. Клайпедскую крепость немецкие рыцари отстояли, однако постоянные сражения с жемайтийцами и литовцами не оставили никаких шансов для развития города. Будучи исходной точкой множества военных походов вглубь Жемайтии, Клайпеда постоянно страдала от ответных нападений. Город многократно разрушался, сжигался дотла. Из-за постоянной военной угрозы Клайпеда так и не стала центром Куршского епископства. Наконец, после очередного бедствия (пожар 1360 года полностью уничтожил крепость) в 1365 году Клайпеде было возобновлено Любекское право, однако городские владения уже были значительно урезаны и ограничивались де-факто занимаемой в то время городом территорией. В документе было подчёркнуто: это временные права, после завоевания Литвы город получит более обширные привилегии. Было ясно, что начать нормальное развитие Клайпеда может только после окончательной победы Ордена над Литвой (или наоборот).

Шанс для Клайпеды появился в конце 14 - начале 15 веков, когда властители Литвы не раз отдавали Жемайтию Ордену. В 1409 году начались крупные работы по строительству крепости и города, однако восставшие вскоре жемайтийцы заняли и опустошили Клайпеду. Грюнвальдская битва (битва под Жальгирисом) 1410 года на долгие сотни лет похоронила величественные перспективы Клайпеды, предопределив ей участь незначительного населённого пункта на неспокойной границе. Правда, мирный договор 1422 года подытожил войну Ордена с Литвой. Появилась возможность начать нормальное развитие, однако мешали усилившийся после Грюнвальдской катастрофы государственный кризис Ордена, беспокойная граница с жемайтийцами, конкуренция Кёнигсберга. Настоящим бедствием для приходящей в себя Клайпеды стала Тринадцатилетняя война (1454-1466), после окончания которой город фактически стал гнездом морских пиратов. В итоге Клайпеда, можно сказать, была деградирована: ещё раз пытающемуся возродиться городу в 1475 году было предоставлено уже не Любекское, а привычное для сухопутных городов Ордена Кульмское (Хельмнское) право.

Из-за вышеназванных обстоятельств судоходство, морская торговля в тогдашней Клайпеде были ничтожны. Их уровень характеризует один красноречивый факт: изо всех портовых городов восточного побережья Балтики Клайпеда единственная (!) не входила в Ганзейский союз. Приходится говорить не о масштабах торговли и судоходства в городе в 13-15 веках, а искать доказательства и намёки на то, было ли в те века в Клайпеде построено хотя бы одно морское судно, существовало ли вообще в средневековой Клайпеде своё судоходство. Разумеется, в порт (которым вплоть до 18 века служила река Дане) заходили суда, и иногда там их собиралось немало, но это не были суда клайпедчан. Движение судов в средневековой Клайпеде было связано почти исключительно с военной и хозяйственной деятельностью Ордена, а не горожан. Были даже сомнения, стала ли Клайпеда в средние века вообще настоящим городом, однако найденный в архиве Любека документ 1446 года доказывает, что в то время в Клайпеде были бургомистр, члены городского совета и городская печать. С другой стороны, содержание этого документа свидетельствует о слабости торговли и ремёсел клайпедчан той поры: вынужденный зайти в Клайпеду из-за сильного шторма любекский судовладелец не нашёл никого, кто смог бы отремонтировать повреждённый парусник. Судно пришлось продать, причем по мизерной цене в 20 марок (к примеру, построенный Орденом в 1411 году парусник водоизмещением около 180 тонн стоил 300 марок). Таким образом, в глаза бросаются два аспекта: в Клайпеде не было ни одного судового плотника, а судно приобрёл купец со стороны. Последнее обстоятельство свидетельствует не о том, что во всей Клайпеде не нашлось человека, имевшего 20 марок, оно гласит, что клайпедчанам не было нужно морское судно. Первое упоминание о судостроении в Клайпеде - лишь из 1517 года.

Нет точных данных о количестве жителей в Клайпеде в 13-15 веках. Известно, что на стыке 15-16 веков здесь было всего 25 горожан (бюргеров), а в начале 16 века общее количество жителей составляло несколько сот человек. Для сравнения: около 1450 года население Данцига превышало 20 000; Риги, Торуни, Таллина - более 10 000 человек.

В герцогстве Прусском (1525-1701). В 1525 году государство Ордена превратилось в княжество Прусское. В Клайпеде тогда было около 600 жителей. Несмотря на последствия почти полностью уничтожившего город пожара 1540 года, Клайпеда в 16 веке, наконец, завершила начальную фазу экономического развития и приобрела черты настоящего города. Местные купцы перестали быть только посредниками зарубежных торговцев, началось строительство морских судов. В середине века появились цехи ремесленников (первыми объединились сапожники, за ними - пекари). Наконец, в 1597 году цеховые права и право ярмарки получило купечество. Однако вскоре натуральный подъём города был искусственно застопорен: испугавшись конкуренции, купцы Кёнигсберга добились у герцога запрета клайпедчанам права на морскую торговлю. Первый указ такого рода появился в 1565 году. Строительство морских судов было запрещено, купцы Клайпеды отныне обязаны были свой товар доставлять через Куршский залив в Кёнигсберг. Спустя некоторое время клайпедчанам удалось добиться отмены ограничений, но в 1580 году успех вновь праздновали кёнигсбержцы. Борьба длилась до середины 16 века. Только указом 1657 году Клайпеда приобрела право свободной и неограниченной торговли.

Число горожан в 1682 году составляло всего лишь 1 000 человек. Основной причиной такого медленного роста продолжало быть отсутствие экономического тыла. Экспорт Великого Княжества Литовского по реке Неману шёл через Кёнигсберг. Клайпеда была вынуждена довольствоваться ближайшими волостями Жемайтии. К тому же у реки Немана начал расти ещё один конкурент - Тильзит (городские права получил в 1552 году). Развитие очутившегося на пограничье города вплоть до 20 века сильно зависело от внешнего фактора. Историки давно заметили то обстоятельство, что войны, политические конфликты часто приносили Клайпеде пользу. Однако и здесь были исключения. В 17 веке, когда Швеция начала борьбу за гегемонию в Балтийском море, клайпедский порт, судоходство и торговля не раз пострадали. Правда, большинство исследователей положительно оценивают период 1629-1635годов, когда шведы управляли городом и клайпедской волостью, так как временные правители сняли все дискриминационные ограничения торговли. Однако в те годы сильно пострадали жители волости, в которой была расквартирована давно не получавшая жалованья наёмная кавалерия.

В 16-17 веках основными статьями клайпедского экспорта были лён, конопля, рожь и прочее. Основным импортным товаром была соль. Вплоть до середины 18 века в Клайпеду ежегодно заходили всего лишь от 20 до 50 судов.

Развитие в годы Королевства Прусского (1701 -1871). С середины 18 века начался существенный подъём развития Клайпеды. Клайпедчане нашли товар, который прославил их город во всем мире. Этим товаром было дерево. Основным торговым партнёром надолго стала Великобритания (кстати, купцы, моряки, корабельные плотники и другие выходцы из Англии и Шотландии сыграли важную роль в тогдашнем развитии города). Одна за другой строились ветряные лесопилки, ожило судостроение (в 1782 году, наконец, был учреждён цех корабельных плотников), стремительно рос товарооборот. В 1752 году в порт зашли 100 судов, 1757 г. - 400, а в 1792 году их число превысило 1 000. Особняком надо упомянуть годы Семилетней войны, когда в 1757-1762 годах городом владела Российская империя. Годы правления русских отмечались бурным ростом торговли и прибылей местных купцов, с другой стороны, были почти полностью вырублены леса Куршской косы и окрестностей Клайпеды (городу и государству восстановление лесов стоило больших затрат).

И в дальнейшем развитие города сильно зависело от внешних факторов. Подъём конца 18 века был связан с благоприятной конъюнктурой, вызванной войной за независимость США. Подобная ситуация сложилась и в начале 19 века, когда в 1807 году (в годы Наполеоновских войн) Клайпеда оказалась единственным не оккупированным и не блокированным портом Пруссии и даже временной резиденцией королевской пары. Всё-таки вершина процветания была достигнута в годы Крымской войны (1853-1856 годах). Тогда союзники блокировали все российские порты Балтики, в результате весь экспорт Лепайи, Риги и частично Петербурга буквально захлестнул ближайший открытый клайпедский порт. Ежедневно в город тянулись неисчислимые вереницы повозок, катастрофически не хватало складских помещений и грузчиков (немало батраков и крестьян из округа бросили свои дела и устремились в Клайпеду за лёгким заработком). В 1854 году в порт зашли 1 776 судов. Из-за такой уникальной конъюнктуры удалось быстро ликвидировать последствия страшного пожара 4 октября 1854 года. Всё-таки кратковременные "золотые лихорадки" не оказали большего влияния на развитие города. Темпами роста он отставал даже от Тильзита: в 1885 году Клайпеда насчитывала 18 753 человека, Тильзит - 22 428 жителей.

Небольшой городок на окраине Германской империи (1871-1919). В последние десятилетия 19 века торговля и судоходство клайпедчан пришли в упадок. Во-первых, в те годы вообще снизилось значение балтийских портов (в пользу портов Северного моря). Во-вторых, Клайпеда сильно страдала от таможенной политики России, которая к тому же форсировала развитие своего порта Лепая. Можно сказать, что пограничный город стал жертвой экономической политики Германии и России (которая после третьего раздела литовско-польского государства с 1795 года овладела Литвой). В 1880-е годы прекратили существование целый ряд старых, известных торговых фирм Клайпеды. Когда, наконец, в 1894 г. был подписан долгожданный германско-российский торговый договор, ликующий город, по свидетельству очевидца, покрылся флагами и знамёнами. Из-за непоследованности роста в городе не смогли образоваться династии богатых купцов и судовладельцев. Грянула эпоха пароходов, в Клайпеде не нашлось достаточного капитала для строительства больших железных морских судов. В 1876 году был построен последний морской парусник, и город почти на полвека лишился морского кораблестроения.

С другой стороны, в конце 19 века в Клайпеде возникла крупная промышленность. Первым, по-настоящему промышленным предприятием, стала фабрика химических продуктов "Унион", производившая суперфосфат и другие удобрения. В 1899 году начала работу большая фабрика фанеры, а в 1900 году закончилось строительство целлюлозной фабрики, ставшей самым крупным предприятием города. В 1910 году там работало 550 человек, производство целлюлозы в 1913 году составило свыше 33 000 тонн.

Таким образом, в 20 век Клайпеда вступила будучи небольшим портовым городом на окраине Германской империи. В 1900 году число жителей города достигла рубежа 20 000 человек (Тильзит тогда имел 35,5 тысячи жителей. По данным переписи 1 декабря 1905 года, в Клайпеде жили 20 685 человек, среди них были: 17 870 немцев, 1 071 литовец, 851 еврей). И всё же новый век Клайпеда встретила не отставая от мировых стандартов социально-экономического развития. В городе появилось электричество, современные средства транспорта: в 1900 году куплен первый автомобиль, в 1902-1904 годах был построен и введён в эксплуатацию электрический трамвай. В 1902 году также начал действовать городской водопровод (в 1915 году - канализация), а число телефонных абонентов в 1904 году превысило 300 человек.

Век исторических переломов. В 20 веке на долю Клайпеды выпало столько радикальных перемен и кардинальных поворотов, сколько, пожалуй, не претерпел ни один город региона. Пять раз менялся привычный уклад жизни. После Первой мировой воины по Версальскому договору вся территория на правом берегу Немана была отделена от Германии. Поводом послужили ходатайства литовских делегаций, доказывавших в Париже литовское происхождение большинства жителей края. Французы благосклонно относились ко всему, что ослабляло Германию, однако планировали создать сильное польское государство с Литвой и Клайпедой в его составе. Так появилось территориальное образование "Клайпедский край", Клайпеда стала столицей края. Управлять краем было поручено Франции.

В годы правления французов (январь 1920 - январь 1923) город ожил, стало расти число жителей. Главной притягательной силой стала перспектива превращения края в свободное государство - "фрейштат". Росло число коммерческих фирм, появился целый ряд местных банков, в Клайпеду устремился иностранный капитал. Возродились традиции строительства морских судов: верфь инженера Линденау в 1922 году построило первое в истории города железное морское судно - пароход водоизмещением в 1 424 БРТ. Однако в то же время обозначились две главных социальных проблемы города - безработица и нехватка жилплощади. Причиной безработицы стал, в первую очередь, назревавший кризис основной отрасли экономики города - деревообрабатывающей промышленности и торговли деревом. В годы правления французов Клайпеда стала центром деятельности патриотически настроенных литовцев Малой Литвы. Сюда из Тильзита переехало большинство деятелей литовского движения. Возрождавшееся литовское государство, по мере возможности, поощряло общественную и предпринимательскую деятельность местных литовцев.

В январе 1923 года Клайпедский край был присоединен к Литве. Для города это был исторический перелом: после почти 700-летнего существования Клайпеда, наконец, приобрела свой натуральный экономический "хинтерланд". Объем статьи не позволяет детально изложить все перипетии присоединения края (а также обсудить вопрос, почему это произошло так поздно, лишь в 20 веке). Заметим лишь, что это была заранее подготовленная военная акция, проведённая при тихом согласии и поддержке Германии, а также Советского Союза.

За 18 лет литовского правления (1923 - март 1939 года) город сильно вырос (число жителей в марте 1939 года превысило 51 000 человек). Особенно много Литва инвестировала в ставший главной артерией литовского экспорта и импорта порт: прямые инвестиции до 1939 года составили почти 42 миллиона литов, общая площадь бассейнов порта увеличилась в 3 раза, в порт стали заходить суда водоизмещением в 10-12 тыс. тонн. В 1924 году в клайпедский порт зашли 694, а в 1938 году - 1 544 суда. Однако социально-экономическое положение в городе было сложным, чувствовалось постоянное политическое напряжение. Парадоксально, но соединение со своим натуральном экономическим заплечьем окончательно похоронило надежды возродить довоенный уровень лесной промышленности и торговли. В середине 1920-х годов закрылись большинство деревообрабатывающих предприятий и торговых фирм. Причиной кризиса являлась потеря традиционных поставщиков сырья. Издавна клайпедчане главные сырьё и товар получали из лесов верховья Немана. Ежегодно оттуда по реке и Куршскому заливу (для избежания опасных для сплава условий залива в 1865-1873 годах был выкопан специальный канал) в Клайпеду сплавлялись сотни тысяч кубометров дерева. После польско-советской войны этот район отошел к Польше, а Литва, после захвата поляками Вильнюса и вильнюсского края (это произошло в октябре 1920 года), наотрез отказалась иметь любые дела с Польшей. Поляки хотели продавать, но Неман был закрыт. Правда, в 1930-е годы литовское правительство пыталось помочь преодолеть этот кризис: были увеличены поставки из казённых лесов Литвы, а также достигнуто соглашение с советским "Экспортлесом" о доставках сырья в Клайпеду (часть дерева шла по железной дорогой, часть - морским путем из Ленинграда. Всего в 1931-1937 годах было получено около 1,2 миллионов кубических метров дерева), но довоенный уровень отрасли не был достигнут. Безработицу увеличивал также приток рабочей силы из Литвы - в первую очередь из соседней Жемайтии: заработок и уровень жизни в Клайпедском крае были выше, чем в Литве. Жилищный кризис в городе достиг такого уровня, что все эти годы действовало неслыханное для нормального общества постановление местных властей о принудительном управлении жилфондом, по которому домовладельцы не имели права свободно распоряжаться своим имуществом и обязаны были сдавать в наём всю лишнюю жилплощадь по фиксированной цене. Вообще Литве не удалось привлечь на свою сторону местное население. Все эти годы в городе и крае не исчезло противостояние "они" и "наши". Да, Литва владела Клайпедским краем, но местная немецкая элита зорко следила за всеми шагами новых правителей, руки которых связывала Конвенция Клайпедского края. Край пользовался очень широкой автономией: имелись местный парламент, местное правительство, местные органы власти контролировали практически все важные области жизни (в компетенции Литовской Республики были лишь охрана границ, таможня, акцизы, почта, телеграф, железная дорога, военное дело и прочее). При выборах в краевой и городской парламенты большинство местного населения неизменно голосовало за немецкие партии. Практически при любом конфликте следовали жалобы в Лигу Наций. Умело используя недоверие и осторожность местного населения, основанных на различиях веры, уровня жизни и культуры, Германия в те годы без особого труда блокировала попытки Литвы быстрее интегрировать город и край в состав Литовского государства. Поэтому примерно с 1928 года литовское правительство начало проводить политику укрепления своих позиций в Клайпеде: учреждались филиалы крупнейших государственно-кооперативных обществ Литвы, строились новые предприятия, покупались местные фирмы, поощрялась миграция литовцев в город и так далее. Однако первым двинулся частный капитал евреев Литвы. Они и их местные соотечественники создали в Клайпеде крупную текстильную промышленность, которая в середине 1930-х годов (когда в городе уже действовали три больших предприятия) стала ведущей отраслью экономики города. Кроме экономики в 1930-е годы укреплялись позиции и в сфере культуры: были учреждены два вуза (Педагогический институт и Институт торговли), государственный театр, школа ремесла, радиостанция; с 1934 года стали отмечаться Праздники моря.

В составе Третьего рейха (1939-1945). 22-23 марта 1939 года Литва была вынуждена добровольно вернуть Клайпедский край нацисткой Германии. Сам Адольф Гитлер посетил Клайпеду и из балкона городского театра произнёс речь ликующей толпе. Однако эйфория быстро улетучилась, так как фашистский рейх готовился к войне. Резко снизились значение (потерял статус столицы края, ибо не стало самого края) и экономический потенциал города. Клайпеду поспешно покинули тысячи литовцев и евреев (наиболее прозорливые из которых уже осенью 1938 г. начали ликвидировать свои "гешефты" и продавать недвижимость). Количество жителей летом 1941 года сократилось до 41 тысячи человек. Таким образом гитлеровцы одним махом решили проблему безработицы, которую тут же сменила острая нехватка рабочей силы. В апреле 1939 г. город посетил правитель всей Восточной Пруссии гауляйтер Эрих Кох, который заявил, что Клайпеда должна стать вторым (после Кёнигсберга) по величине и значению городом региона. Некоторое время спустя он начертил величественные перспективы Клайпеды: якобы уже подготовлена программа восстановления экономики города, для этого будет выделено 44 миллиона марок, будет значительно расширен порт и так далее. Конечно, эти демагогические обещания имели цель поднять павшие из-за ухудшавшегося социально-экономического положения настроения горожан. Вскоре началась нехватка продовольственных товаров, из магазинов исчезли качественная одежда, ткани, обувь, выросли цены. В годы войны город сильно изменился. Тысячи клайпедчан ушли воевать, Клайпеда была объявлена крепостью (были созданы укрепления прибрежной артиллерии, порт стал базой учебной флотилии подводных лодок). Здесь нашли приют некоторое число жителей (в основном женщин и детей) из сильно разрушенных массовыми бомбардировками авиации союзников крупных городов Германии. Местная промышленность и торговля пришли в упадок. В первую очередь пострадали предприятия, использовавшие заграничное сырье (одна из первых закрылась фабрика "Унион"). Работали лишь те предприятия, продукция которых имела военное значение. Верфь Линденау, в годы войны строившая минные тральщики, даже увеличила свой персонал. Зимой городу очень не хватало топлива, но фабрика целлюлозы каждый месяц получала тысячи тонн каменного угля (в 1943 году произвела 20.400 тонн целлюлозы).

Летом 1944 года фронт начал приближаться к городу. Всем гражданским лицам было приказано эвакуироваться, начался демонтаж и вывоз морским путем наиболее ценного оборудования. После некоторого затишья советские войска 9 октября начали внезапное наступление. Вскоре они подошли к окраинам Клайпеды. От захвата с ходу защитников города спасла помощь сильного боевого соединения германского ВМФ*. Окруженный опустевший город, в котором остались лишь воинские части, фольксштурм и специальные подразделения, держал оборону до конца января 1945 года. В исключительно холодную ночь 28 января последними Клайпеду покинули подрывники, а утром на улицах горящего города появились воины советской 16- той Литовской дивизии.

Советская Клайпеда (1945-1989). Старая Клайпеда исчезла: не стало коренных горожан. Начался совершенно новый этап истории города. Клайпеда была сильно разрушена (было разрушено около 40% всех зданий), особенно сильно пострадали центр, порт и некоторые пригороды. Первые недели здесь хозяйничали военные, а весной 1945 года начали прибывать гражданские лица. Количество жителей быстро росло: часть их были переселенцы из других местностей Литвы, другую часть составили приезжие из Российской Федерации и других регионов СССР. В конце 1945 года в Клайпеде уже было около 8 300 жителей, 1946 г. - около 26 000 жителей. Город стал подниматься - но уже другой, без костёлов, без свободного доступа в порт. По сравнению с предвоенным, рост был стремителен (в начале 1951 года здесь жило уже 58,5 тысяч людей). Экономическое развитие советской Клайпеды предопределялось не местными потребностями, ресурсами и законами рынка, а интересами всего Советского Союза. Клайпеда была включена в орбиту централизованной плановой экономики. Огромные перемены претерпел порт. По решению Москвы единственный незамерзающий порт этой части Балтики должен был стать базой огромного рыболовецкого флота, который смог бы обеспечить рыбой и рыбными продуктами всю европейскую часть СССР. В 1952-1970 годах был оборудован совершенно новый большой рыбный порт (был выкопан пятикилометровый фарватер, длина причалов составила 2 километра), в котором обосновались 5 рыболовецких предприятий: база Балтийского рыболовного флота, база океанического рыболовного флота, база рефрижераторного флота, база тралового флота и рыболовецкий колхоз "Балтия". В 1965 году они имели 275 различных судов, в том году было добыто 238 575 тонн рыбы. Возник целый комплекс портовых предприятий, обслуживавших рыбаков: два судоремонтных завода, судостроительный завод "Балтия" (сначала строил средние рыболовецкие траулеры, потом - большие траулеры-холодильники, а также плавучие доки, суда переработки рыбы и др. В 1988 году там работало свыше 3,7 тысяч людей), рыбозавод, консервный завод, фабрика орудий ловли, бондарно-тарный комбинат "Прогресс" и прочие. В 1966-1969 годах к ним присоединился Западный судоремонтный завод (ЗСРЗ) - самое крупное предприятие этого типа в этой части Балтики. Вскоре ЗСРЗ стал крупнейшим промышленным предприятием Клайпеды. Была расширена и старая часть порта, названная теперь Торговым портом. По решению союзного правительства он стал портом советского экспорта на Запад. Основными товарами являлись российские нефть, каменный уголь ( в 1980 году его экспорт был прекращен), металл, зерно. Постоянно рос экспорт нефтепродуктов: проектная мощность в 1956-1959 годах построенного предприятия была 4,5 миллионов тонн в год, но постепенно достигла уровня 11 миллионов тонн мазута в год. В 1988 году нефть, метал и зерно составили 86% всего грузооборота порта. В 1986 году в Клайпедском порту был осуществлен ещё один (имевший военно-стратегический характер) проект - в южной части порта была построена крупнейшая в мире морская переправа железнодорожных составов, соединившая Клайпеду с портом Мукран (остров Рюген, тогдашняя ГДР). Огромный двухпалубный паром мог переправить 103 стандартных железнодорожных вагона. В 1989 году курсировали 5 паромов, на переправе работали 2 000 человек.

Вскоре Клайпеда стала крупным промышленным городом. Новые хозяева возобновили и расширили производство большинства старых предприятий. Вместо фабрики "Унион" появилось новое, более крупное предприятие - завод сухих элементов "Сириус", после нескольких реконструкций ставший одним из крупнейших предприятий отрасли в СССР (в 1980 году было произведено 211,7 миллионов штук элементов и батарей, в 1988 году здесь работало 2110 человек). Старая фабрика фанеры стала крупным комбинатом древесных материалов, производившим клееную фанеру, шпон, древесно-стружечную плиту. Ещё больше средств было вложено в развитие фабрики целлюлозы, теперь ставшей целлюлозно-бумажным комбинатом (ЦБК). По решению Москвы он 1980-е годы стал крупным производителем картона, на изготовку которого теперь шла вся продукция целлюлозы. В 1975 году здесь работали 2 000 человек, производство составило 93,8 тысяч тонн картона, 10 тысяч тонн бумаги и 3,67 тысяч тонн кормовых дрожжей. Неудивительно, что нехватка квартир в городе была острой проблемой и в советский период. Количество жителей Клайпеды в начале 1959 г. составило около 90 тысяч, 1970 г. - 140,7 тысяч, 1980 г. - 177,8 тысяч человек.

Возникла угроза превращения старой Клайпеды в типичный советский серый промышленный город. К счастью, в 1970-80-е годы городом руководили люди, понимавшие важность сохранения традиций города и в то же время стремившиеся сделать его центром литовской культуры. Председатель исполкома Альфонсас Жалис и первый секретарь горкома Йонас Гурецкас в условиях жесткого планирования и идеологического контроля сумели поддержать целый ряд важных замыслов и инициатив. Был спасён от развала и реставрирован Старый город, при постройке новых жилых массивов стал сознательно применяться привычный для старой Клайпеды красный кирпич. В городе появились филиалы вузов Вильнюса, Каунаса и Шяуляя. Для привлечения преподавателей и других представителей гуманитарной интеллигенции им была создана возможность получить квартиру вне очереди. В Клайпеде появились Картинная галерея, Морской музей-аквариум, Музыкальный театр, была произведена реконструкция Театра драмы. В годы запрета удалось построить (1982 год) крупный очаг культуры - Дворец культуры рыбаков.

В 1989 году в Клайпеде было 204,2 тысяч жителей: 62,9% из них были литовцы, 28,2% - русские, 8,9% - лица других национальностей.

Портовый город независимой Литвы (1990-2002). Возрождение независимого литовского государства стало последней радикальной переменой в истории города. Резко изменился уклад жизни. Командно-плановую экономику сменили законы рыночной экономики, начал рушиться советский промышленный комплекс города. Исчезли плановые поставки сырья, его теперь пришлось покупать по рыночной цене. Последнее десятилетие 20 века было очень трудным и сложным практически для всех предприятий Клайпеды: надо было учиться работать самостоятельно, искать инвестиции, рынок для реализации продукции и так далее. Нехватка оборотных средств вынудила многие предприятия задолжать банкам и государству. Резко снизился уровень производства, появилась безработица. Особенно пострадали те предприятия, которые учреждались и расширялись в интересах СССР, а не по возможностям и потребностям Литвы. Так, например, распался океанский рыболовецкий флот. До минимума снизили производство и начали борьбу за выживание текстильные фабрики, завод "Сириус". Ценой огромных усилий сумел выжить целлюлозно-бумажный комбинат, ставший акционерным обществом "Клашхедоскартонас": основным сырьем производства стала макулатура (раньше 2/3 сырья поступали из лесов российского Севера), продукция и реализация картона в последние годы постоянно растут. Сильно изменилась структура портового комплекса. С мая 1995 года практически всей территорией бывшего Торгового порта управляет акционерное общество KLASCO (Клайпедская компания морских грузов), вместо старого предприятия экспорта нефти появилось акционерное общество "Клайпедский нефтяной терминал", которые сильно модернизировали своё оборудование. Преодолев трудности 1991-1994 годов, с 1996 года начал стабильно работать судостроительный завод - акционерное общество "Балтия". В 1997 контрольный пакет акций верфи приобрело датское судостроительное акционерное общество Odense Steel Shipyard Ltd., усилиями которого "Балтия" стала одним из самых современных предприятий Литвы. Сумел выжить и отстоять позиции самого крупного предприятия отрасли в регионе ЗСРЗ (теперь - "Западный судостроительный завод"), главным акционером которого стал эстонский концерн ВSК. Сейчас завод намеревается перейти к строительству полностью укомплектованных судов (в первом полугодии 2002 года доход от ремонта судов составил 23,4 миллионов литов, от строительства судов - 21,4 миллионов литов).

После развала Берлинской стены и распада Советского Союза изменилось значение международной морской переправы. Это предприятие начало перевозку грузов (автотрейлеры) и пассажиров в порты Германии и Скандинавских стран. В июне 2001 года паромные линии стали собственностью датской компании DFDS Tor Line.

Сумели найти свое место на рынке, модернизировать производство те предприятия города, которым удалось привлечь серьёзного инвеститора. Сильно расширил производство и получил международное признание пивзавод "Швитурис" (владельцем которого стал датский Carlsberg Breweries A/S). Полностью модернизировала производство табачная фабрика (в 1993 году её приобрел американский Philip Morris, который в 1995-1997 годах, построил совершенно новую фабрику). Серьёзного партнера - шведскую фирму IKEA - сумел найти комбинат древесных материалов (теперь - акционерное общество "Клайпедос медиена"), который теперь всё больше внимания уделяет производству мебели. В 1993 году начал производство завод концерна Siemens-Yazaki (производит комплекты электроинсталиации для автомобилей "Рено"). В сентябре 2002 года состоялось официальное открытие Свободной экономической зоны (LEZ) Клайпеды, учреждённой ещё в 1996 году. Сегодня на её территории строится завод по переработке рыбы датской компании A.Espersen A/S.

Герб Клайпеды (Из 'Klaipeda Heute, Today' Vilnius, 2000)За последние двенадцать лет сильно вырос научно-культурный потенциал города. На базе филиалов вузов страны в 1991 году был учреждён Клайпедский университет, ставший значительным центром учёбы и науки. В 2000 году статус вуза получил колледж христианского фонда (Канада). Кроме того, в городе действуют ещё несколько частных коллегий. Общее количество студентов в начале 2002 года составило около 8,6 тысяч человек. В 1994 году был открыт и стал очень популярным дельфинарий Морского музея-аквариума. Событием национального масштаба стал традиционный Праздник моря. Ежегодно в конце июля - начале августа на бурлящую клайпедскую фиесту устремляются сотни тысяч людей из всей Литвы и заграницы. Крупный центр культуры, туризма и услуг создаётся в колыбели города - на территории разрушенного замка немецких рыцарей. По решению правительства Литвы до 2009 года должна быть прекращена производственная деятельность обосновавшегося здесь судоремонтного предприятия. Летом 2002 года там был открыт Музей замка, сейчас строится терминал круизных лайнеров.

За эти годы заметно уменьшилось число жителей Клайпеды: в начале 2001 года в городе было 194,4 тысяч жителей (63% из них были литовцами, 28% - русскими, 9% - лица других национальностей). Главные причины - уменьшение рождаемости и миграция (в основном временный выезд на заработки за границу). Сегодняшняя Клайпеда - это 5,47% всех жителей Литвы, производство около 10% всей промышленной продукции Литвы и около 12% всего бюджета страны.



Мемель около 1800 года
Мемель около 1800 года
(Из: Erich Weise "Handbuch der histosischen Statten", Stuttgart, 1966)

План Клайпеды
План Клайпеды
(Из "Klaipeda Heute, Today" Vilnius, 2000)

Клайпеда. Часть мола с маяком на открытке начала 20 века
Клайпеда. Часть мола с маяком на открытке начала 20 века
(Из: A.Kubilas "Klaipeda, Kursiu Werija senusiuose alvirukuose", Vilnius, 2000)

Клайпеда. Река Дане возле моста Карлсбрюкке на открытке начала 20 века
Клайпеда. Река Дане возле моста Карлсбрюкке на открытке начала 20 века
(Из: A.Kubilas "Klaipeda, Kursiu Werija senusiuose alvirukuose", Vilnius, 2000)

Клайпеда. Замок на открытке начала 20 века
Клайпеда. Замок на открытке начала 20 века
(Из: A.Kubilas "Klaipeda, Kursiu Werija senusiuose alvirukuose", Vilnius, 2000)

Клайпеда. Рынок на открытке начала 20 века
Клайпеда. Рынок на открытке начала 20 века
(Из: A.Kubilas "Klaipeda, Kursiu Werija senusiuose alvirukuose", Vilnius, 2000)

Мемель/Клайпеда. Конечная остановка трамвая №20. Около 1900 года
Мемель/Клайпеда. Конечная остановка трамвая №20. Около 1900 года
(Из: Sammlung: Csalluer. Seigfried Bufe "Strabenbahnen in Ost- und Westpreuben", Egglham, 1992)

Литовская выставка в Клайпеде в 1927 году на литографической открытке
Литовская выставка в Клайпеде в 1927 году на литографической открытке
(Из: A.Kubilas "Klaipeda, Kursiu Werija senusiuose alvirukuose", Vilnius, 2000)


Адрес администрации городского округа "Город Калининград: 236022, г.Калининград, пл.Победы, 1
Официальный сайт www.klgd.ru
+7 (4012) 31-10-31, E-mail: cityhall@klgd.ru