Официальный сайт администрации ГО "Город Калининград"

История города

Константин Горшков

АДАМ ЗЕРНИКАВ

Обращаясь к биографии Адама Зерникава и к его творчеству, стоит остановиться на кратких высказываниях о его личности тех богословов и историков, которые изучали его труды и его жизненный путь. Это помогло бы сравнить Зерникава с другими деятелями Православной Церкви и увидеть его место в истории христианства. Это могло бы помочь определиться относительно личности Зерникава в ту эпоху, когда он жил.

Архиепископ Феофанн Прокопович, сподвижник Петра 1, первый сделавший попытку открыть для своих современников имя Зерникава, писал об Адаме: "Я хотел изобразить жизнь автора, человека учёнейшего, какого только помнит история". И далее он называет его светилом Церкви. А митрополит киевский Самуил Миславский, первый издатель книги Зерникава, говорит: "Для достойного и заслуженного прославления имени писателя ничего нельзя придумать более убедительного, что высказал о нём Феофан Прокопович". Неизвестный автор 19 века, напечатавший статью об Адаме Зерникаве, называл его столь знаменитым иностранцем, который перо своё и всего себя решил посвятить России и Православной Церкви. В 20 веке А.В. Карташёв в двухтомных очерках по истории Русской Церкви пишет о Зерникаве, называя его эрудитом православной науки. Современный автор, статья которого содержится в интернете, называет учёного богослова - "знаменитый Адам Зерникав".

Адам Зерникав родился в Кёнигсберге 21 сентября 1652 года в семье немецких бюргеров. Его отец - золотых дел мастер, приехавший в Кёнигсберг из Гольштинии, а мать - коренная горожанка из семьи золотых дел мастера. Когда мальчику исполнилось шесть лет, он лишился отца и воспитывался отчимом, также золотых дел мастером. Зерникав рос в лютеранской семье. Когда он пошёл в школу, то наряду с логикой и латынью, изучал лютеранский катехизис. В 14 лет он лишился матери. В дальнейшем ему предстояло выбирать путь, чтобы стать в жизни самостоятельным: или изучить какое-либо искусство, или заняться торговлей. Преподаватели убедили Адама продолжать учёбу, разгадав в нём отличные природные дарования.

Когда Адам вошёл в совершеннолетие, он поступил в Альбертину - Кёнигсбергский университет. Сначала учился на философском отделении, а затем перешёл на богословское. Вероятно, уже с детства вера в Бога и в мир христианских ценностей были особенно близки Зерникаву. Без этого был бы непонятен тот коренной переворот, произошедший с ним в годы учёбы в университете. Слушая лекции профессоров богословия Драйзера и Седлера, Адам воспринял от них критическое отношение ко всем верам и конфессиям христианства, если они не опирались на согласное учение Святых отцов и постановления Вселенских Соборов. В это же время к нему попадает книга грека Митрофана Криптопула "Исповедание восточной Церкви", изданная в Гельмштадте. И исповедание, о котором прочитал там Адам, стало особо близко его душе и его понятиям о вере.

Через некоторое время Адам решил оставить занятия богословием в университете, не желая быть клириком. Он уехал в университетский городок Иену, чтобы заняться изучением римского права. Очень важно здесь отметить, что Зерникав оставил официальное западное богословие, но сделал богословие делом своей жизни. Он не захотел стать клириком, то есть священником или теологом. Но ни хорошее общественное положение, ни почёт, ни учёные степени, ни служебный долг определили стремление Зерникава изучать историю и догматику Церкви, а стремление познать истину, найти правду.

В Иене Зерникав изучал римское право, политические науки, геометрию, астрономию, военную архитектуру. Однако его всё больше и больше привлекают вероисповедные вопросы, особенно спорные между христианскими конфессиями. Он прочитывает множество книг на эти темы. Наконец, у одного лютеранского пастора он смог достать книги Святых отцов, которые с жадностью прочитал, особенно отмечая, как они учат о происхождении Святого Духа. Так в уме Зерникава стала подготавливаться и созревать будущая работа, прославившая его у потомков.

Прожив три года в Иене, Адам Зерникав покидает Германию для того, чтобы заняться серьёзными исследованиями в библиотеках Англии. Требовалось почерпнуть более глубокие сведения по истории Церкви и догматике. Попутно он прочитал то, что представляло для него интерес, в библиотеках Гамбурга и Амстердама. Во время плавания с континента на остров Адам попал в сильную бурю, и когда корабль благополучно пристал к берегу, он возблагодарил Бога за своё спасение.

Весной 1677 года Адам сошёл на английскую пристань в Норвиче и вскоре прибыл в Оксфорд, где находилась богатейшая Бодлеанская библиотека. Зерникав ежедневно посещал её, углубляясь в чтение книг Святых отцов, изучая постановления Вселенских Соборов и творения церковных историков. Три месяца усердно работал Адам (так, например, им было прочитано десять первых томов "Соборов") пока, наконец, через научное, богословско-историческое исследование не пришёл к выводу, что подлинная истина во всех спорных вопросах веры находится на стороне восточной Церкви. И как пишет сам Адам о своих воззрениях, "желал бы я быть между православными лучше последним рабом, нежели жить где-нибудь иначе, хотя бы в самом блистательном достоинстве". Зерникав прочитал в библиотеке также множество книг по гражданским делам, ибо был человек обширных интересов, энциклопедически образованным. Из Оксфорда Зерникав переехал в Кембридж, где за полгода не только изучил много книг, но и начал писать набело своё сочинение в виде трактатов. Затем он перебрался в Лондон, где изучал английский язык и посещал библиотеку Коттонианской коллегии. Более года провёл Адам в Англии, а потом возвратился на материк и прибыл в Париж, предварительно изучив французский язык.

В Париже Зерникав пишет сочинение по политике, занимается изучением военной архитектуры и военного искусства. Из Парижа он перебирается в Италию, надеясь встретить там послов или торговых людей из России, дабы вместе с ними отправиться на восток. Адам посетил Лион, Турин, Милан, Болонью, Феррару, Венецию, Падую. Он учится итальянскому языку, посещает библиотеки, осматривает коллекции, пишет несколько новых сочинений на гражданские темы. Не найдя в Италии русских, Зерникав решается самостоятельно пробираться в Россию. Через Австрию, Чехию и Польшу он приезжает в Вильну и здесь впервые попадает в православный храм. В храме он знакомится с русским священником, почтенным старцем. Раскрыв ему свои мысли относительно веры, Адам получает от него рекомендательное письмо к архиепископу Черниговскому Лазарю Барановичу и отправился в Малороссию.

В Малороссии Зерникав остался жить, принял православие и поступил на службу к гетману в качестве специалиста в военном и инженерном делах. Представляет интерес его паломничество в Киево-Печерскую Лавру, где он познакомился с архимандритом Иннокентием Гизелем, возможно, тоже выходцем из Пруссии. Братия и настоятель Лавры так высоко оценили деятельность Зерникава, что преподнесли ему при расставании Святой крест с мощами Святых.

В начале 1680-х годов Зерникав много и плодотворно работает. Он пишет сочинения о военном деле, о политике, об антихристе. Но главная его работа - капитальный по тем временам труд "Об исхождении Святого Духа от Одного только Отца" - был закончен в 1682 году в городе Батурине, в котором тогда находилась ставка гетмана Малороссии. Богатство приобретённых знаний по истории Церкви, начитанность в творениях Святых отцов, которые приобрёл Зерникав пройдя библиотеки и архивы Европы, он вложил в свой труд. Эта работа, состоящая из девятнадцати трактатов, написанная Зерникавом на латыни - языке западноевропейской учёности, - раскрывает проблему и её разрешение относительно догмата о Святом Духе, по которому расходились во взглядах христиане запада и христиане востока. Эта работа, вероятно, была написана автором в нескольких экземплярах и отдана на хранение в библиотеку Киевских митрополитов и, возможно, в Киево-Печерскую Лавру.

Через тридцать с лишним лет Феофан Прокопович поднимает вопрос о напечатании этого важного сочинения. Он отзывается о труде, как о достойном всяческой похвалы. Не исключено, что Прокопович донёс Петру 1 об этой книге, так как первый издатель указывает на два письменных распоряжения императора Петра о присылке ему данной книги из Киева. Но напечатать труд Зерникава удалось только в 1774-1775 годах архиепископу Крутицкому Самуилу Миславскому в Кёнигсберге, то есть на родине автора. Сам Самуил Миславский пишет о рукописи Зерникава, как о труде превосходном и драгоценном. Архиепископ Филарет (Гумилевский) напишет в 19 веке: "Это было сочинение образцовое, какого доселе не было на востоке". Такие светила богословской науки как митрополит Макарий и преосвещенный Сильвестр черпали из сочинения Зерникава сведения для своих трудов по догматике. На него делает частые ссылки знаменитый церковный историк Горский в своей "Истории Флорентийской унии". С большою похвалою о сочинении отзывается богослов и славянофил Хомяков. Прочитав труд, архиепископ Евгений Булгарис, грек по происхождению, пришёл от него в восторг и перевёл его на греческий язык, издав в Петербурге в 1797 году. Тем самым он положил бытование этого труда в грекоязычном православном мире. Издание на русском языке появилось в начале 20 века. Первый том издан в Почаеве в 1902 году, второй в Житомире в 1906 году.

К сожалению, труд о Святом Духе - это пока единственное, что дошло до нас из творений Зерникава. Но даже этот единственно изданный труд принёс посмертную славу и признание автору.

Сам Зерникав после 1683 года исчезает из поля зрения. Далее нет ни точных архивных сведений о нём, ни письменных свидетельств современников. Только близкие к достоверности свидетельства современников, с которыми общался Феофан Прокопович говорят, что Адам стал монахом и окончил свои дни в ангельском чине, то есть в монашестве. О возможности этого говорит и сам Зерникав в своём повествовании-дневнике, рассказывая, что находился в общении с братией Печерской Лавры, что старцы Лавры просили его продолжать писать полемические богословские работы и звали к себе в число братий монастыря. А если Адам стал в последний период своей жизни монахом, то стоит подивиться его смирению. Из человека выдающегося, учёного разных интересов, постоянно творившего в разных областях знаний, он становится простым, скромным монахом. Однако он навсегда стяжал себе почётный венок учёным подвигом ради православной веры. Его кончину предположительно относят к 1691 или к 1662 годам.

Подводя итог сказанному, можно ещё раз остановиться на уникальности личности Зерникава, состоящей и в том, что он уже в молодые годы, несмотря на свой западноевропейский менталитет, оказался восприимчив к духовным традициям восточной Церкви и к поискам духовной истины. Адам Зерникав был учёнейшим человеком своего времени. Пройдя университеты и библиотеки Европы, он мог бы сделать в западных странах любую карьеру, потому что был широко образован. Но он выбрал путь духовного просвещения, путь поиска истины. Он как бы, находясь внутри западного общества, своим подвижничеством выстроил мостик с запада на восток, соединив то, что много веков было в разрыве вопросов веры и духовной культуры. Можно сказать, что он внёс свою весомую лепту в культурное и в духовное богатство запада и востока.

Список литературы
1. Зерникав Адам. Обозрение рукописи содержащей в себе автобиографию его // Труды Киевской Духовной Академии. Книга 3. 1860.
2. Карташёв А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 2. Москва. 1993.
3. Тальберг Н. История Русской Церкви. Т. 1 // Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1394, Репринт.
4. Trinity Hoby. "Monastery Jordanville" W.Y. 1959.

Обложка сочинения А.Зерникова, изданного в Кенигсберге в 1774 году
Обложка сочинения А.Зерникова, изданного в Кенигсберге в 1774 году
(Музей Калининградского государственного университета)


Адрес администрации городского округа "Город Калининград: 236022, г.Калининград, пл.Победы, 1
Официальный сайт www.klgd.ru
+7 (4012) 31-10-31, E-mail: cityhall@klgd.ru