Официальный сайт администрации ГО "Город Калининград"

История города

Виктор Шапиро
Председатель еврейской общины
"Адат Исраэль" города Калининграда

ИСРАЭЛЬ САЛАНТЕР

Исраэль Липкин, известный как Салантер, родился в 1810 году в Литве (в Ковенской губернии). О точном месте его рождения нет достоверных данных. По одной версии, более вероятной, это было местечко Жагоры на реке Швене (ныне город Жагары севернее Шауляя). Другая версия говорит о местечке Тельши на озере Мастис (ныне город Тельшяй западнее Шауляя). В этом районе в те годы еврейское население проживало большими компактными общинами. Достаточно сказать, что в уездном городке Тельши в 1900 году из 6300 человек населения - 4400 были евреями.

Отец Исраэля Салантера - Вольф Липкин был раввином и авторитетным талмудистом.

С детских лет Исраэль Салантер выделялся исключительными способностями. Имея мудрых наставников, он получил обширные познания в талмудской письменности. В нём рано пробудился интерес к этическим проблемам, которые он стремился толковать в духе аскетической морали.

По обычаям ортодоксальных евреев того времени, И. Салантер женился в достаточно юном возрасте на девочке-ровеснице. Он переехал к родителям жены в местечко Салант (ныне город Салантай в Литве). Здесь он продолжил образование у местных учителей-раввинов, освоил навыка проповедника и вскоре стал сам выступать с толкованиями текстов Талмуда.

Красноречие и убедительность аргументов производили сильное впечатление на слушателей. В 1840 году его пригласили в Вильно (Вильнюс). Там он, как приехавший из провинциального местечка Салант, получил второе имя "Салантер". В Вильне Салантер значительно активизировал деятельность, направляя усилия на сохранение основ учения, изложенного в священных книгах. Он создал группу для изучения талмудитских текстов - "Муссар" - и нашёл много приверженцев своих взглядов - "муссарников".

Когда же Салантеру предложили высокий пост местного раввина, то он отказался от этой должности, поскольку хотел оставаться независимым проповедником и целиком отдаваться организации религиозного обучения молодёжи. К тому же он не принимал либеральные нововведения в общественной жизни. Из-за возникших разногласий он был вынужден покинуть Вильно.

В 1849 году Салантер обосновался в Ковно (Каунас) и всецело отдался заветной цели: распространению учения "Муссар". На скудные средства немногочисленных жертвователей Салантер открыл в Ковно муссарническую молельню. Он вновь отказался от раввинского поста, дорожа независимостью собственных мнений и суждений. У него возникла мысль - расширить географию распространения своих идей. Он обратил взоры на Восточную Пруссию, где прогрессивные направления в еврейской среде получили более широкое распространение, нежели в Литве.

В 1858 году И. Салантер прибыл в Кёнигсберг, где ему удалось завербовать приверженцев среди молодых ортодоксальных евреев. Его деятельность в Кёнигсберге способствовала выделению ортодоксальной синагоги из городской еврейской общины, воспринявшей идеи религиозного либерализма. Из Кёнигсберга Салантер переехал в Мемель (Клайпеда) и в 1864 году стал издавать там еженедельный журнал "а - Твуна". Журнал резко критиковал нововведения в жизни евреев, призывал к неукоснительному и буквальному следованию предписаниям религиозной традиции. Некоторое время Салантер прожил в Тильзите, откуда направился в Германию. Германская поездка принесла Салантеру популярность, и его имя перешагнуло границы Русской Литвы и Восточной Пруссии. Из Берлина Салантер вернулся в Россию, а затем в 1880 году направился в Париж для пропаганды "Муссара" среди проживающих там выходцев из России.

В 1882 году И. Салантер из Парижа опять приехал в Кёнигсберг. Здесь он скончался в 1883 году. О последних днях его жизни сохранился такой рассказ:

"Рабби Исраэль Салантер странствовал всю жизнь. Уже больным, возвращаясь на родину, он остановился на каком-то еврейском постоялом дворе в Кёнигсберге. Он почувствовал, что умирает. В доме не было других постояльцев, только служанка, которая позже рассказала о последних минутах его жизни. Поняв, что эта молоденькая девушка никогда не присутствовала при смерти и страшно боится, он стал её убеждать, что мёртвый человек - это вовсе не ужасно. Просто лежит тело, которое надо поскорее предать земле. Постепенно он её успокоил, отвернулся лицом к стене и умер. На вопрос, оставил ли рабби какое-то духовное завещание, она ответила, что этот успокоительный разговор был для него последним..."

Учение "Муссар", которое проповедовал И. Салантер, базировалось на глубоком изучении Талмуда - свода религиозных трактатов, включающие в себя культовые, правовые и другие нормы поведения и предписания. Салантер видел в радостях и в веселии греховное легкомыслие. Поэтому он стремился оградить еврейские общины от проникновения в них соблазнов светских забав и плодов просвещения, которые не укладывались в рамки Талмуда. При этом в основу моральных устоев и поступков Салантер закладывал отзывчивость к людским горестям и оказание им бескорыстной помощи. Аскет по жизни, он обладал душевной щедростью. "Не спрашивай голодного, почему он не работает, накорми его", - учил он.

Несомненно, Салантер отдавал себе отчёт в том, что 19 век знаменовал свой резкий поворот общественного мнения во взглядах на еврейский вопрос. С точки зрения ревнителей ортодоксальной веры, возникла опасная тенденция растворения евреев среди народов стран проживания. Если во времена средневековья приверженность еврейских сообществ догматам Талмуда способствовала сплочению и помогала выживать в условиях антагонизма, - то, в обстановке равноправия сословий и наций, замкнутость еврейского общества начинала терять свой изначальный смысл. Именно поэтому Салантер старался выделить в религиозном иудаизме элементы этического характера и довести их до сознания простого народа, лишённого научной подготовки. При этом Салантер взывал к покаянию и рисовал мрачные картины возмездий, ожидавших человека за каждую провинность. Иными словами, он стремился удержать евреев в сфере существования замкнутых религиозных групп, ограничивая их внешние связи лишь необходимым минимумом.

Но новые веяния решительно вторгались в жизнь. И даже собственного сына И. Салантер не смог удержать в узких рамках мира талмудической учёности.

Йом-Тов Липман Исраэливич Липкин родился в Ковенской губернии. С помощью отца получил религиозное образование. Ему пришлось самостоятельно изучать немецкий и французский языки для того, чтобы иметь возможность вырваться из замкнутости еврейской общины и иметь возможность учиться дальше. Он поступил в Кёнигсбергский университет. В университете Л. Липкин проявил замечательные математические способности. Он продолжил учёбу в Берлине. В связи с этим недруги, И. Салантера поспешили сообщить в печати, что будто бы отец-проповедник старых устоев не препятствует собственному сыну приобщаться к светским наукам. И. Салантер вынужден был признаться в том, что оказался не в состоянии повлиять на выбор сына. В 1870 году Л. Липкин защитил диссертацию в Берлине и в 1873 году приехал в Петербург, где выдержал экзамен на магистра математики. Ранняя смерть в 1875 году помешала ему раскрыть многие свои способности и реализовать замыслы. В числе его изобретений выделяется оригинальный механизм для точного преобразования прямолинейного движения в круговое.

Пребывания Исраэля Салантера в Кёнигсберге не отмечено внешними яркими событиями. В книге Э. Беньямина "Рабби Исраэль Липкин-Салантер", изданной в 1899 году, указан адрес, по которому в 1882 году жил проповедник: Кнохенштрассе, 2 (ныне улица Серпуховская). В Кёнигсберге в то время соседствовали две еврейские общины. Одна из них - "Синагогальная община Кёнигсберга" - пользовалась синагогой на Синагогенштрассе, 2, построенной в 1756 году. Другая община состояла из приверженцев ортодоксального вероучения "Адат Исраэль", близкая по духу к учению И. Салантера "Муссар". Члены "Адат Исраэль" (что означает "Община Израеля") отделились от либеральной кёнигсбергской синагоги в 1870 году и некоторое время использовали для молитвенных собраний наёмные помещения. Эти богослужения посещал И. Салантер. Лишь в 1893 году община "Адат Исраэль" построила здание для своей синагоги на Синагогенштрассе, 14-15.

Исраэль Салантер похоронен в начале 1883 года на еврейском кладбище за Литовским валом в Кёнигсберге. После 1945 года его могила, как и могилы других известных и малоизвестных кёнигсбержцев, подвергалась разорению, и место погребения затерялось в зарослях дикого кустарника. Благодаря стараниям энтузиастов, место захоронения было установлено. 2 августа 2001 года состоялась торжественная церемония открытия нового надгробия Исраэлю Салантеру и большого кладбищенского мемориала. В Калининград съехались представители религиозного еврейства из многих стран. Это означало, что идеи Салантера не умерли вместе с ним. Они находят отзвук в сердцах приверженцев по сей день.

Район немецких кладбищ в Кенигсберге, где были захоронены Исраэль Салантер и Юлиус Рупп
Район немецких кладбищ в Кенигсберге, где были захоронены Исраэль Салантер и Юлиус Рупп
(План Кенигсберга 1931 года, издательство г.Раутенберга)


Адрес администрации городского округа "Город Калининград: 236022, г.Калининград, пл.Победы, 1
Официальный сайт www.klgd.ru
+7 (4012) 31-10-31, E-mail: cityhall@klgd.ru