Официальный сайт администрации ГО "Город Калининград" |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Городской Совет депутатов Калининграда
(третьего созыва)
Решение
от 10 марта 2004 года N 70
г.Калининград
Об утверждении Временного
порядка обращения с отходами
на территории Калининграда
Заслушав и обсудив информацию председателя комиссии по
градорегулированию, природопользованию и экологии Карпушенко С.П.,
городской Совет
Р Е Ш И Л:
1. Внести дополнение и изменение во Временный порядок учета и
отчетности в области обращения с отходами на территории
Калининграда, принятый в первом чтении решением городского Совета
депутатов Калининграда № 520 от 24.12.03 г. (Приложение № 1).
2. Утвердить Временный порядок обращения с отходами на
территории Калининграда (Приложение № 2).
3. Мэрии Калининграда подготовить постановление по реализации
Временного порядка обращения с отходами на территории Калининграда.
4. Опубликовать решение в газете "Гражданин".
5. Контроль за исполнением решения возложить на комиссию по
градорегулированию, природопользованию и экологии (Карпушенко
С.П.).
Председатель городского Совета
депутатов Калининграда Е.В. Ган
Приложение № 1
к решению городского Совета
депутатов Калининграда
№ 70 от 10 марта 2004 г.
Дополнение и изменение
во Временный порядок учета и отчетности в области обращения
с отходами на территории Калининграда,
принятый в первом чтении
┌────────────────────┬───────────────────┬────────────────────┐
│ Предыдущая │ Изменение, │ Новая редакция │
│ редакция │ дополнение │ │
├────────────────────┼───────────────────┼────────────────────┤
│ П.9 предпоследний │После слов │"Один экземпляр │
│ абзац: │"передаются в │остается у │
│ "Один экземпляр │природоохранную │природопользователя,│
│ остается у │службу мэрии" │два передаются в │
│природопользователя,│добавить слова "в │природоохранную │
│ два передаются │срок до 1 февраля" │службу мэрии в срок │
│ в природоохранную │ │до │
│ службу мэрии" │ │1 февраля" │
├────────────────────┼───────────────────┼────────────────────┤
│ │В тексте слово │ │
│ │"Положение" │ │
│ │заменить на │ │
│ │"порядок" │ │
├────────────────────┼───────────────────┼────────────────────┤
│ Временный порядок │Исключить слова в │Временный порядок │
│ учета и отчетности │названии Порядка: │обращения с │
│ в области │"учета и │отходами на │
│ обращения с │отчетности в │территории │
│ отходами на │области" │Калининграда │
│ территории │ │ │
│ Калининграда │ │ │
└────────────────────┴───────────────────┴────────────────────┘
Приложение № 2
к решению городского Совета
депутатов Калининграда
№ 70 от 10 марта 2004 г.
Временный порядок
обращения с отходами на территории Калининграда
Существующая система управления твердыми бытовыми и приравненными
к ним промышленными отходами в г.Калининграде централизована, с
концентрацией основного руководства на городском уровне (комитет
жилищно-коммунального хозяйства мэрии). Структурное подразделение
мэрии города, занимающееся вопросами охраны окружающей среды на
территории города (далее Природоохранная служба мэрии города),
ведет учет отходов производства и потребления (далее отходов), учет
предприятий-источников образования и предприятий-переработчиков
отходов, учет предприятий, занимающихся сбором и транспортировкой
отходов.
Данный порядок разработан с целью совершенствования системы учета
и оценки характеристик отходов производства и потребления для
обеспечения управляющих структур города Калининграда информацией,
способствующей принятию решений по обращению с отходами:
- обоснованию тарифов и платежей за размещение отходов;
- организации и осуществления муниципального контроля за
деятельностью в области обращения с отходами
- разработки муниципальных программ по обращению с отходами
- проектированию и строительству объектов размещения,
использования и обезвреживания отходов
- проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
возможных при осуществлении обращения с отходами.
Настоящий Порядок не применяется к радиоактивным отходам.
1. Общие положения
1.1 Настоящий порядок разработан в соответствии с Конституцией
РФ, Федеральным законом "Об охране окружающей среды" № 7-ФЗ от
10.01.2002г., Федеральным законом "Об отходах производства и
потребления" № 89-ФЗ от 24.06.98г., Федеральным законом "О
санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" № 52-ФЗ от
30.03.99г., Законом Калининградской области "Об отходах
производства и потребления" № 108 от 10.01.1999г., Уставом города
Калининграда.
1.2. Порядок является обязательным для исполнения всеми
юридическими и физическими лицами, индивидуальными
предпринимателями и гражданами, проживающими или (и) ведущими
хозяйственную деятельность на территории г.Калининграда.
2. Основные понятия:
В настоящем Порядке используются следующие понятия:
- бытовые отходы - отходы, образующиеся в результате
жизнедеятельности человека;
-вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки
в соответствии с системой классификации отходов;
- временное хранение отходов - размещение отходов на территории
предприятия до момента их использования в последующем
технологическом цикле или отправки на другое предприятие, или на
объект для длительного хранения или захоронения отходов;
-вторичное сырьё - отходы производства и потребления, собранные и
подготовленные к повторному использованию;
-длительное хранение отходов - размещение отходов, для которых в
настоящее время отсутствуют условия использования, обеспечивающее в
дальнейшем возможность изъятия отходов с целью переработки;
- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих
дальнейшему
- использованию, на специализированных объектах в целях
предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную
среду; использование отходов - производство товаров (продукции),
выполнение работ, оказание услуг с применением отходов или
получение энергии из отходов;
- лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество
отходов конкретного вида, которое разрешается размещать
определенным способом на установленный срок на объектах размещения
отходов с учетом экологической ситуации на данной территории;
-лицензия - разрешение (право) на осуществление вида
деятельности, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или
индивидуальному предпринимателю;
-норматив образования отходов - установленное количество отходов
конкретного вида при производстве единицы продукции;
- опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества,
обладающие опасными свойствами (токсичность, взрывоопасность,
пожароопасность, высокая реакционная способность) или содержащие
возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять
непосредственную или потенциальную опасность для окружающей
природной среды и здоровья человека самостоятельно или при
вступлении в контакт с другими веществами;
-обращение с отходами - деятельность, в процессе которой
образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию,
обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
-отходы производства и потребления - товары (продукция),
утратившие свои потребительские свойства;
-обезвреживание отходов - обработка отходов с целью снижения
степени их опасности, в том числе сжигание и обеззараживание;
паспорт опасного отхода - документ, удостоверяющий принадлежность
отхода к определенному виду, классу опасности, содержащий сведения
об их составе;
- природопользователи - юридические лица, а также организации,
осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица,
и индивидуальные предприниматели, которые в процессе своей
хозяйственной деятельности образуют отходы и/или осуществляют
обращение с ними;
-размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
-хранение отходов - содержание отходов на объектах размещения в
целях их последующего захоронения, обезвреживания или
использования.
3. Порядок обращения с отходами
3.1 Отходы производства и потребления в обязательном порядке
подлежат учету, хранению и сдаче на переработку или захоронение в
соответствии с государственными нормативными актами и данным
Порядком.
3.2 Деятельность по обращению с отходами осуществляется
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при наличии
у них соответствующих лицензий.
3.3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели,
осуществляющие деятельность в области обращения с отходами,
разрабатывают проекты нормативов образования отходов и в
установленном порядке утверждают лимиты на их размещение.
3.4. Размещение, захоронение и переработка отходов производится в
соответствии с условиями лицензий и в объемах, не превышающих
утвержденные лимиты.
3.5. Отходы, которые могут быть использованы в качестве
вторичного сырья, не допускаются к захоронению или уничтожению.
4. Организация системы учета и оценки характеристик отходов
Мэрия города Калининграда:
-организует работы по учету и оценке отходов на территории
г.Калининграда. Оценка отходов включает сбор информации о том, кем,
сколько и каких отходов производится, какие применяются методы
утилизации отходов и какие существуют или могут возникнуть проблемы
по их утилизации, а также выработку прогноза объема и состава
потока отходов на перспективу;
-осуществляет прием сведений от природопользователей по объемам и
характеристикам отходов и обо всех операциях по обращению с
отходами;
-проводит работы по выявлению, обследованию и учету
несанкционированных мест размещения отходов;
-ведет базу данных по результатам учета и оценки отходов,
проводимых на подведомственной территории;
- взаимодействует с территориальным органом МПР России,
региональным природоохранным органом исполнительной власти и
другими организациями по вопросам информационного обмена;
-обеспечивает население информацией по вопросам обращения с
отходами на подведомственной территории;
-контролирует исполнение законодательства в области обращения с
отходами и настоящего Порядка на территории г.Калининграда в
соответствии с Положением "О муниципальном экологическом контроле в
г.Калининграде", утвержденным решением городского Совета депутатов
Калининграда от 15.10.2003г. № 384.
Природопользователи:
- проводят работы по инвентаризации источников образования
отходов;
- проводят работы по определению класса опасности образующихся
отходов;
- осуществляют учет и экологическое обследование объектов
размещения отходов, находящихся в их собственности или арендуемых;
- осуществляют учет объектов обезвреживания/использования
отходов;
- организуют и осуществляют первичный учет обращения с отходами;
- представляют данные по результатам вышеперечисленных работ в
природоохранную службу мэрии города, на территории которого
осуществляют хозяйственную деятельность.
5. Учет и отчетность при обращении с отходами
Учет отходов проводится на всей территории г. Калининграда.
Учету подлежат:
- природопользователи, в процессе хозяйственной деятельности
которых образуются, размещаются, используются, обезвреживаются,
перемещаются отходы;
- объекты размещения отходов;
- объекты использования и обезвреживания отходов (действующие или
находящиеся по различным причинам в резерве);
- обращение с отходами (учету подлежат количественные данные по
образованию, размещению, использованию, обезвреживанию,
приему/передаче отходов).
Формы учета отходов (далее - учетные формы) предназначены для
сбора сведений об отходах, требующихся для информационного
обеспечения органов управления города, в том числе:
- "Сведения о природопользователе"
- " Перечень образующихся отходов"
- "Перечень, физико-химическая характеристика и состав отходов за
год"
- "Сведения из паспорта опасного отхода"
- "Характеристика мест хранения (накопления) отходов, обоснование
нормативов предельного накопления отходов"
- "Характеристика объекта размещения отходов"
В учетные формы вносят сведения обо всех видах отходов
производства и потребления, а также о сырье и материалах, в том
числе газообразных, находящихся в герметичной таре, потерявших свои
потребительские свойства, об отходах, получаемых от других
природопользователей на захоронение, хранение, обезвреживание,
использование, и о получаемых вторичных продуктах.
В учетные формы заносят также сведения об отходах, которые
улавливаются или образуются в процессе очистки отходящих газов и
сточных вод на соответствующих сооружениях и установках.
Порядок и сроки представления учетных форм определяются
природоохранной службой мэрии города. Вид и количество учетных форм
в соответствии с проектами нормативов образования отходов и лимитов
на их размещение, а также с учетом профиля хозяйственной
деятельности природопользователей, определяются природоохранной
службой мэрии города.
6. Учет природопользователей
Учет природопользователей проводится с целью получения
достоверных данных обо всех источниках образования отходов
производства и потребления и реализации основных принципов
экономического регулирования обращения с отходами.
Учет природопользователей осуществляется органами местного
самоуправления, посредством ведения единого реестра
природопользователей.
К учетным единицам реестра относятся юридические лица, а также
организации, осуществляющие свою деятельность без образования
юридического лица, и индивидуальные предприниматели, которые в
процессе своей хозяйственной деятельности образуют отходы и/или
осуществляют обращение с ними (далее природопользователи).
Для формирования и пополнения реестра природопользователей,
определяется следующий порядок работы:
- формирование первоначальной базы данных природопользователей.
- извещение природопользователей о внесении их в реестр
природопользователей.
- определение природопользователей, осуществляющих плату за
размещение отходов.
В качестве первоначальной базы следует использовать действующий
на территории области реестр природопользователей. Пополнение
реестра природопользователей производится природоохранной службой
Мэрии города поэтапно с учетом финансовых, кадровых и технических
возможностей.
Для обеспечения полноты и достоверности данных по учету
природопользователей природоохранная служба мэрии города
взаимодействует с налоговыми органами, с органами Госкомстата, с
Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по
Калининградской области, ФГУ Земельная кадастровая палата по
Калининградской области, с Учреждением юстиции по регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним, Калининградским филиалом
ДФГУП "Калининградтехинвентаризация"
7. Учет объектов размещения отходов
Учет объектов размещения отходов проводится с целью выявления и
оценки состояния объектов и мест хранения и захоронения отходов для
последующей разработки природоохранных мероприятий, направленных на
снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду.
Данные представляют собственники, владельцы, арендаторы объектов
размещения отходов.
Учет объектов размещения представляет собой:
- для природопользователей - инвентаризацию объектов размещения
отходов;
- для органов местного самоуправления - выявление, обследование и
учет несанкционированных мест размещения отходов на
подведомственной территории.
Инвентаризация объектов размещения отходов проводится не реже,
чем один раз в пять лет. Состав отходов, размещенных на объектах,
определяют в аналитических лабораториях, имеющих соответствующую
аккредитацию. Выявление и учет несанкционированных мест размещения
отходов проводится районными администрациями и мэрией города в
первую очередь на:
- территории водоохранных зон в городе, зон санитарной охраны
источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно - питьевого
назначения;
- территории, примыкающие к дорогам, проходящим через особо
охраняемые территории, лесопарковые зоны, рекреационные зоны.
Сроки проведения работ по учету объектов размещения отходов,
формы актов - отчетов, дополнительные требования и условия
выполнения работ определяются природоохранной службой Мэрии города.
Учетные формы по объектам размещения отходов составляются
природопользователями в трех экземплярах. Один экземпляр остается
на объектах размещения отходов, два передаются в природоохранную
службу мэрии города. Данные из принятой формы заносятся в локальную
городскую базу данных объектов размещения отходов. Природоохранная
служба мэрии города из третьих экземпляров учетных форм
природопользователей комплектует и передает информацию по объектам
размещения отходов в Управление природо-недропользования и
земельных ресурсов администрации Калининградской области для
формирования региональной базы данных.
8. Учет объектов использования и обезвреживания отходов
Учет объектов использования и обезвреживания отходов проводится
для выявления и оценки существующих производственных мощностей,
принимающих отходы на переработку, с целью последующей разработки
мероприятий по проектированию и строительству новых объектов.
Сроки проведения работ по учету объектов использования и
обезвреживания отходов, дополнительные требования к проведению
работ определяются природоохранной службой мэрии города.
Первичный учет объектов использования, обезвреживания
осуществляют их собственники, арендаторы (далее
природопользователи). Информационными источниками сведений для
учета объектов использования и обезвреживания отходов являются:
- проектная документация на объект использования и обезвреживания
отходов;
- технологический регламент, технологические карты;
- заключение государственной экологической экспертизы;
- заключения специально уполномоченных органов в области охраны
окружающей среды;
- сертификаты на технологию, оборудование;
- технические условия на используемые или обезвреживаемые отходы;
- сертификаты на продукцию, полученную из отходов;
- заключения органов ЦСЭН;
- другая документация по объекту.
Учетные формы по объектам использования и обезвреживания отходов
составляются природопользователями в трех экземплярах. Один
экземпляр остается на объектах использования и обезвреживания
отходов, два передаются в природоохранную службу мэрии города до 1
февраля.
Данные из принятой формы заносятся в локальную городскую базу
данных объектов использования и обезвреживания отходов.
Природоохранная служба мэрии города из третьих экземпляров учетных
форм комплектует и передает в Управление природонедропользования и
земельных ресурсов администрации Калининградской области информацию
по объектам использования и обезвреживания отходов для формирования
региональной базы данных.
9. Учет обращения с отходами
Учет обращения с отходами проводится с целью установления
фактических количественных данных по образованию, размещению,
использованию, обезвреживанию, приему/передаче отходов производства
и потребления на территории города Калининграда.
Учет обращения с отходами природопользователи проводят при
инвентаризации источников образования отходов. При этом
определяются свойства и класс опасности отходов, организуется
текущий (первичный) учет образования, размещения, использования,
обезвреживания, перемещения отходов.
Инвентаризация источников образования отходов представляет собой
выявление и систематизацию сведений об отходообразующих процессах,
сбор и систематизацию сведений о материалах, изделиях и веществах,
перешедших в состояние "отход" при осуществлении хозяйственной
деятельности. Инвентаризация источников образования отходов
производится с целью учета всех отходов, образующихся у
природопользователя, последующей организации первичного учета
обращения с отходами, разработки и организации системы раздельного
сбора отходов, разработки мероприятий по предотвращению или
снижению количества отходов и т.д.
Выявление источников образования отходов проводится не реже, чем
один раз в пять лет. Сроки инвентаризации могут быть изменены в
случае: смены технологического процесса, замены сырья, материалов и
т.п., изменения вида деятельности предприятия или какого-либо его
подразделения и пр. По результатам инвентаризации образования
отходов природопользователь определяет:
- перечень отходов, подлежащих текущему учету;
- перечень отходов, для которых необходимо провести исследование
состава и определить класс опасности.
Состав отходов определяется в аккредитованных лабораториях.
Класс опасности устанавливается на основании "Критериев отнесения
отходов к классу опасности для окружающей природной среды",
утвержденных приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15 июня
2001 г. N 511 и федерального классификационного каталога отходов.
Организация текущего (первичного) учета отходов производится с
использованием результатов инвентаризации источников образования
отходов, обследования объектов размещения отходов и объектов
использования и обезвреживания отходов.
Второй этап учета обращения с отходами представляет собой сбор и
обработку данных, полученных по результатам текущего учета отходов,
природоохранной службой мэрии города. Сбор сведений по обращению с
отходами осуществляется природоохранной службой мэрии города
ежегодно.
Учетные формы составляются природопользователями в трех
экземплярах. Один экземпляр остается у природопользователя, два
передаются в природоохранную службу мэрии города до 1 февраля.
Данные из принятой формы заносятся в локальную городскую базу
данных учета и оценки отходов производства и потребления.
Природоохранная служба мэрии города из третьих экземпляров
учетных форм комплектует и передает в Управление
природонедропользования и земельных ресурсов администрации
Калининградской области информацию по учету и оценке отходов
производства и потребления для формирования региональной базы
данных.
10. Общие требования к выполнению работ
При создании системы учета и оценки отходов природоохранная
служба мэрии города и природопользователи:
-учитывают производственные особенности организаций,
осуществляющих обращение с отходами, используют существующие
механизмы учета и контроля, а также методы и технические средства
для измерений характеристик отходов;
-обеспечивают ограниченный порядок доступа к носителям информации
по учету отходов на местном и региональном уровнях;
-обеспечивают разработку и использование современных научно
технических методов для определения характеристик отходов.
Природоохранная служба мэрии города принимает меры по обеспечению
функционирования системы учета и оценки отходов на базе современных
компьютерных технологий и соответствующих программ.
Природопользователи принимают меры по оформлению и представлению
данных с использованием современных компьютерных технологий и
средств связи.
Природоохранная служба мэрии города и природопользователи
осуществляют сотрудничество в рамках межрегиональных и
международных соглашений по вопросам учета и оценки отходов.
В целях квалифицированного проведения работ по учету отходов,
объектов размещения отходов, объектов использования и
обезвреживания отходов природоохранная служба мэрии города
организует курсы профессиональной подготовки на право работы с
опасными отходами. На курсах проходят обучение руководители и
специалисты предприятий и организаций города, мэрии г.Калининграда,
администраций районов города, ответственные за принятие
хозяйственных решений и выполнение требований по охране окружающей
среды.
|
|
Адрес администрации городского округа "Город Калининград: 236022, г.Калининград, пл.Победы, 1 Официальный сайт www.klgd.ru +7 (4012) 31-10-31, E-mail: cityhall@klgd.ru |