Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Восточно-Прусское заведение для глухонемых
Наш лицей– родной наш дом.
Что же раньше было в нем?
Здесь был глухонемым приют,
Теперь же школьники живут.
Потом госпиталь тут был,
Раппопорт людей лечил.
Затем школа-интернат,
В ней учиться каждый рад.
До 67 года восьмилеткою была,
А потом лицеем стала
И как будто расцвела.
Учимся мы в ней ребята–
Добрый, озорной народ.
Об окрестностях расскажем
И проводим вас в поход.

Морозова Олеся, выпускница МАОУ «ШИЛИ»

Приют на Краузаллее, 69: история одного заведения.

Действовавшая в Германии система социальной помощи, основанная на благотворительности, постоянно развивалась. Усилиями власти и общества расширялся круг благотворителей, совершенствовались формы и методы призрения нуждавшихся в социальной помощи, в том числе специализированной. Одной из категорий, нуждавшихся в такой помощи, являлись глухонемые.

Первое учебное заведение для глухонемых было основано в 1817 году по инициативе Райнхольда Фердинанда Ноймана.(1789-1833 гг.), который ввёл язык символов для обучения звуковой речи. Первая школа располагалось на Вильгельм штрассе (Wilhelmstraβe, в районе ул. Фрунзе). В 1836 году она была переведена на Вайзенхаус платц (Weisenhausplatz, около Закхаймских ворот), а в начале ХХ века получила два новых здания в районе Миттельхуфен (Mittelhufen, Центральный район г. Калининграда).

К началу XX столетия власть и общественность осознали необходимость организации системы социальной и медицинской помощи глухонемым в общегосударственных масштабах. Для «малолетних глухонемых» предполагалось открытие школ, учебных мастерских, приютов, оказание помощи денежными пособиями бедным семьям, в которых проживали глухонемые дети. Кроме того, власть озаботилась созданием курсов по подготовке учителей для школ глухонемых, разработкой методик обучения глухонемых.

Приют для размещения Восточно-Прусского заведения для глухонемых по адресу Краузаллее, 69 (Krausallee 69, в настоящее время – ул. Каштановая аллея, 141) был построен в районе Миттельхуфен в 1913 году. Район Миттельхуфен входил в категорию престижных районов Кёнигсберга и был застроен домами и виллами для проживания там состоятельных горожан.

Информационная надпись объекта культурного наследия
местного (муниципального) значения
«Здание Восточно-Прусского заведения для глухонемых»

Автором проекта здания приюта был архитектор Эмиль Райнхольд Арндт - член городского совета Кенигсберга.

Целью заведения для глухонемых являлось воспитание, общее и специальное (трудовое) обучение детей обоего пола как родившихся глухонемыми, так и потерявших слух или дар речи в результате заболевания. Устав заведения утвердил «устный» способ обучения, то есть обучение по специальным методикам с помощью устной речи. «Мимическое» обучение (языком жестов), применявшееся ранее, было сохранено в специальных отделениях для взрослых.

В приюте имелись два отделения: женское и мужское. Каждое состояло из «приготовительного» и общеобразовательного классов. Срок обучения в приготовительном классе составлял три года, в общеобразовательном – шесть лет. Общее образование включало изучение Закона Божьего, немецкого языка, арифметики, геометрии с черчением, географии, истории, «извлечений» из естественной истории и физики, чистописания, рисования и «курса общеполезных сведений». Воспитанники мужского пола занимались ручным трудом, женского – рукоделиями. В училище глухонемых принимались дети всех сословий, любого христианского вероисповедания, не младше 7 и не старше 9 лет.

До Второй мировой войны приют работал без сбоев, но во время войны многие здания отдавались под госпитали, не избежал этой участи и приют для глухонемых.

Во время восстановления Калининграда к бывшему зданию приюта возвели пристройку, чтобы увеличить вместимость здания. В этом новом, восстановленном здании, в апреле 1957 года был открыта школа-интернат №2. Она была общеобразовательной, обучение проводилось 8 лет, детей набирали с 1-ого по 8-ые классы. Здание вмещало в себя около 650 человек, учеников распределяли по 2 параллелям. Все было скромно: дополнительным помещением было только общежитие, в котором находился актовый зал, столовая, место проведения различных мероприятий, кружков.

Кроме того, воспитанники интерната имели хорошую трудовую практику. Школа занимала территорию свыше 3 гектаров. На земле, принадлежащей интернату, выращивался огород, имелся сад, огромные территории занимали поля. Все обрабатывалось воспитанниками интерната. В школе также имелось большое подсобное хозяйство. Здесь разводились утки, свиньи, а отапливаемые теплицы предоставляли возможность собирать урожай даже зимой.

В 1969 году интернат получил название «средний». Открылся математический класс для ребят, имеющих склонность к математике, автором создания такого класса был Малаховский Владислав Степанович. Именно он, будучи депутатом, доказал, что городские дети имеют больше возможностей получить хорошее образование, в то время как дети из пригородов и сел, даже способные, не всегда имеют такую возможность. Была предложена возможность создания учебного заведения, которое позволило бы детям из области получить хорошее среднее образование. Конечно, были сомнения, получится или нет, были препятствия, как обычно сопротивляются новому, непривычному. Но в школу стали принимать детей из области. Сам депутат преподавал математическую логику и математическую лингвистику, а учителями являлись преподаватели Калининградского государственного университета.

Лицевой фасад здания (западная часть)

Когда началась перестройка, школе были предоставлены другие возможности. В 1988 году были открыты педагогические классы с лингвистическим уклоном. К девяностым годам были отменены наборы с 1 по 7 классы. Набор шел только с 9-х классов, позже к ним добавили параллель 8-х классов, а затем и 7-х классов. Сократилось количество учащихся, были улучшены бытовые условия, в учебном корпусе открыт новый актовый зал и перенесена столовая, открыты новые классы. В настоящее время в лицее сохранилась традиция — каждый год проводится конкурсный отбор в специализированные классы. Для ведения профильных предметов в специализированных классах, приглашаются преподаватели из высших учебных заведений.

27.09.2006 года Государственно-муниципальная общеобразовательная школа-интернат лицей-интернат (ГМОУ ШИЛИ) была переименована в муниципальную общеобразовательную школу-интернат лицей-интернат (МОУ ШИЛИ), а в феврале 2011 года в связи с переходом на автономный режим функционирования – в МАУ ШИЛИ (муниципальное автономное учреждение г. Калининграда общеобразовательная школа-интернат лицей-интернат).

Таким образом, на протяжении последнего столетия мы можем наблюдать, как отдельное здание стало непосредственным участником помощи как детям с физическими недостатками, так и детям, склонным к одаренности.

Здание было принято под государственную охрану постановлением главы администрации Калининградской области от 19.02.1992г. № 49 «О постановке на государственный учет вновь выявленных памятников истории и культуры, передаче их на баланс областного научно-производственного центра по охране и использованию памятников».

На основании постановления Правительства Калининградской области от 23.03.2007г. № 132 «Об объектах культурного наследия регионального и местного значения» (в редакции постановления от 24.12. 2009г. № 799) зданию был присвоен статус объект культурного наследия местного (муниципального) значения.

Здание построено в формах «югендстиля». Особенности, послужившие основанием для включения его в реестр объектов культурного наследия следующие: порталы входов в здание, ризалиты, эркеры, межэтажный и венчающий карнизы, наличники и сандрики окон, подоконные карнизы, мансардные окна с фронтонами, фронтон на лицевом фасаде, консоли и пилястры. В ходе боевых действий 1944-1945 гг. здание незначительно пострадало и было восстановлено в упрошенных формах.

Его архитектурные особенности в настоящее время представлены следующими образом.

Двухэтажная постройка с вальмовой крышей. Лицевой (восточный) фасад имеет фронтон, смещенный к югу. Вход в здание ведет через портал с декорированной полуциркульной аркой, опирающейся на пилястры и консоли. Южнее портала расположен широкий угловой ризалит, к северному углу которого в немецкое время была пристроена открытая терраса с балконом на крыше (в настоящее время перестроена, но сохранились элементы балюстрады балкона).


Лицевой фасад здания (восточная часть)

Оконные проемы имеют плоские перемычки. В фронтонной части здания на втором этаже оконные проемы декорированы заглубленными лучковыми наличниками. В северной части фасада имеется слабо выступающий ризалит. Севернее ризалита имеется второй вход в здание, который имеет полуциркульный портал с сандриком, опирающимся на бетонные консоли и пилястры. Над порталами главного и бокового входов оборудованы окна типа «Бычий глаз».

В центре углового ризалита на втором этаже имеется балкон. По обе стороны балкона выполнены лепные украшения в виде корзин с фруктами. Оконные проёмы южного фасада имеют плоские перемычки. На цоколе западной части и на втором этаже оконные проемы вытянуты по вертикали.

На западном фасаде имеется два сильно выступающих боковых и один слабо выступающий ризалит в центральной части фасада. Северный ризалит имеет двускатную крышу сложной конфигурации. На уровне третьего этажа (мансарды) на фасаде оборудован многогранный эркер, декорированный маскаронами в виде ангелов с крыльями. Центральный ризалит имеет прямоугольную форму на уровне цокольного этажа, которая с первого этажа переходит в полукруглую, завершаясь куполом.

Оконные проемы центрального ризалита имеют полуциркульную арку на уровне первого этажа и плоские перемычки на уровне второго этажа. Оконные проемы по основному фасаду имеют плоские перемычки.

Южный ризалит имеет вальмовую крышу. Оконные проемы имеют плоские перемычки, вытянутые по вертикали. На втором этаже два окна из трех заложены. По фасадам флигеля проходят межэтажный карниз и подоконный (на втором этаже) карнизы.

Фасад южнее ризалита имеет оконные проемы с плоскими перемычками, оконный проем на уровне второго этажа лестничной клетки заложен. Дверной проем прямой со скошенными углами в верхней части.

Южный дворовой фасад имеет оконные проемы с плоскими перемычками, вытянутые по вертикали. Просматривается слабо

выступающий угловой ризалит. Окна ризалита на уровне 1 и 2 –го этажей заложены. Сохранились подоконные карнизы заложенных окон. На основной части фасада имеется межэтажный карниз и подоконные карнизы, опирающиеся на пилястры.

Южный фасад здания

Оконные проемы террасы вытянутые, с плоскими перемычками. Сохранились два оконных проема, четыре проема заложены. На террасе пролегает межэтажный карниз между цокольным и первым этажами. Западнее террасы пристроен слабо выступающий ризалит с вальмовой крышей. Оконный проем с плоской перемычкой, расположен на уровне первого этажа, на втором этаже оконный проем заложен. По обе стороны окна второго этажа имеются слабо выступающие пилястры.

На северном фасаде оконные проемы разноуровневые, в восточной части проемы расположены ниже, чем в центральной и западной. В центральной части на первом этаже оконные проемы спаренные.

Здание имеет широкий напуск венчающего карниза, опирающегося на обломы типа «Каблучок». Цокольная часть здания облицована кирпичом, который в послевоенное время был окрашен масляной краской.

Здание Восточно-Прусского заведения для глухонемых на Каштановой аллее представляет интерес как часть сохранившейся исторической застройки Кёнигсберга-Калининграда.



Список источников:

1. Брокгауз Ф., Ефрон И., Энциклопедический словарь, М.,Эксмо,2004

2. Чернецова Е.М., Искусство. Словарь-справочник, М., Библиотека Ильи Резника, 2002

3. Гаузе Ф., Кёнигсберг в Пруссии. История одного европейского города, пер. с нем. В.Херда, Н.Конрад, Реклингаузен, Изд-во Биттер,1994

4. Грубе Г., Кучмар А., Путеводитель по архитектурным формам, пер. с нем. Алешечкиной М.В., М. Стройиздат, 1990

5. Кёстер Б., Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград, архитектура немецкого времени, пер. с нем. А. Шабунина, Хузум, Изд-во Хузум Друк-унд Ферлагсгезельшафт Мбх и Ко., 2000

6. Кох В. Энциклопедия архитектурных стилей, М,2005

7.Уайт Э., Робертсон Б., Архитектура, Формы, Конструкции, Детали. Иллюстрированный справочник, М., изд-во ACT, 2005

8. Albinus R., Lexikon der Stadt Königsberg Pr. und Umgebung, Verlag Gerhard Rautenberg, Leer, 1988

9. Baier H., Stilkunde,VEB E.A.Seemann Verlag Leipzig, 1988 10.Freimann W., Königsberg Pr. und seine Vororte. Rendsburg, Selbstverlag, 1988

11. Kadatz H.-J., Wörterbuch der Architektur, VEB E.A.Seemann Verlag Leipzig, 1988



Улица была названа в честь Крауза Кристиана Якоба (1753 – 1807) – философа, ученика Канта.