Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

  Основные направления бюджетной и налоговой политики городского округа «Город Калининград» на 2009 год и плановый период 2010-2011 годы. 

I. Основные положения

Основные направления бюджетной и налоговой политики городского округа «Город Калининград» на 2009-2011 годы сформированы в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2009-2011 годах с учетом положений Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ежегодного послания Губернатора Калининградской области, Устава городского округа «Город Калининград», а также прогноза социально - экономического развития городского округа «Город Калининград» на 2009-2011 годы.

Основные направления бюджетной и налоговой политики являются основой для составления проекта бюджета городского округа «Город Калининград» на очередной финансовый год и плановый период, повышения качества бюджетного процесса, обеспечения рационального, эффективного и результативного расходования бюджетных средств, дальнейшего совершенствования межбюджетных отношений.

II. Итоги бюджетной и налоговой политики городского округа «Город Калининград» в 2007 - 2008 годах

Проводимая в городском округе «Город Калининград» в 2007-2008 годах бюджетная и налоговая политика была направлена на мобилизацию собственных доходов бюджета в целях повышения уровня жизни и социальной защищенности населения, доступности и качества предоставляемых услуг, реализацию приоритетных национальных проектов на территории округа, а также на формирование бюджетного процесса, существенно расширяющего возможности и стимулы управления муниципальными финансами.

Поставленная задача по увеличению налоговых и неналоговых доходов местного бюджета решалась методами выявления и развития налогового потенциала городского округа, эффективного использования и распоряжения муниципальным имуществом, а также взаимодействием и совместной работой с администраторами доходов.

Стабильная экономика и бюджетная политика, рост экономической активности городского округа «Город Калининград» позволяли не только исполнять запланированные показатели, но и увеличивать собственные доходы местного бюджета. Так в текущем году ожидается привлечь собственных доходов на сумму около 6 млрд.руб., что на 2,8 процентов превышает достигнутый уровень прошлого года.

Активно проводились мероприятия, направленные на легализацию «теневых» доходов хозяйствующих субъектов и повышению официальных доходов работающего населения.

Результатом реализации задач, определенных бюджетной и налоговой политикой в эти годы, стало стабильное функционирование отраслей городского хозяйства и положительная динамика основных показателей развития городского округа. Сохранение высоких темпов роста опиралось на возросший потребительский спрос, что в свою очередь поддерживалось ростом реальных доходов населения. В сравнении с 1 полугодием 2007 года они выросли на 5,6 процента, средняя номинальная заработная плата на крупных и средних предприятиях возросла на 23 процента и составила 17411,4 руб.

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации, озвученных в бюджетном послании прошлого года, проводились повышения ставок должностных окладов тарифной сетки, что позволило приблизиться к среднероссийским показателям заработной платы бюджетных отраслей.

Для достижения соответствия между качеством труда и уровнем его оплаты в учреждениях образования начат переход на новые системы оплаты труда, отличающиеся от тарифной системы.

Минимальный размер оплаты труда в 2008 году установлен в сумме 5 тысяч рублей во всех отраслях.

Формирование и исполнение бюджета, совершенствование бюджетного процесса в городском округе проводилось в рамках требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Принятие решений о бюджете на очередной финансовый год осуществлялось до начала финансового года.

Кассовое обслуживание единого счета бюджета осуществляется в Управлении федерального казначейства по Калининградской области.

Утверждена новая редакция Положения о бюджетном процессе в городском округе «Город Калининград», приняты Положения и Порядки, регулирующие использование бюджетных средств.

Составлен реестр расходных обязательств городского округа, позволяющий более четко определить состав и объемы действующих расходных обязательств.

В структуре муниципального долга более 30 процентов занимают муниципальные гарантии, большая часть из которых (72%) приходится на обязательство по кредиту Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), предоставленного МУП «Водоканал» на реконструкцию системы водоснабжения и охрану окружающей среды.

Выдача муниципальных гарантий урегулирована Порядком, утвержденным решением окружного Совета депутатов города Калининграда № 206 от 16.07.2008г.

Банковские кредиты погашаются в сроки, предусмотренные договорными обязательствами. Просроченной (неурегулированной) задолженности по кредитам не имеется.

Однако, при общих позитивных результатах реализации основных направлений бюджетной и налоговой политики в 2007- 2008 годах, остается ряд нерешенных вопросов.

Не в полной мере реализуется принцип подведомственности расходов бюджетной системы.

Требует инвентаризации реестр расходных обязательств городского округа в связи с тем, что главными распорядителями бюджетных средств планируются и оплачиваются расходы, не отнесенные к расходным обязательствам городского округа, что влечет дополнительное расходование бюджетных средств. Инвестиционные предложения в отдельных случаях формируются без подкрепления их проектно-сметной документацией, главными распорядителями бюджетных средств своевременно не инициируется введение или отмена расходных обязательств, тем самым не обеспечивается формирование или перераспределение источников для их исполнения.

Не проводилась работа по преобразованию муниципальных бюджетных учреждений в организации иных организационно-правовых форм.

До сих пор не удается обеспечить ритмичность исполнения бюджета. Значительная часть расходов концентрируется в четвертом квартале, что создает стимулы к расходованию средств любой ценой.

Выявлены нарушения при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд.

Цели программ являются абстрактными, не определяют назначение и конечный результат деятельности, не всегда соответствуют вопросам местного значения и полномочиям органов местного самоуправления.

Несмотря на осуществление предварительного и текущего контроля, количество финансовых нарушений в бюджетных учреждениях остается на значительном уровне.

Наряду с сохранившимися проблемами, в городском округе созданы все необходимые предпосылки для перехода на качественно более высокий уровень управления муниципальными финансами.

Утверждена целевая программа «Реформирование системы управления муниципальными финансами города Калининграда в 2007-2009 годах».

III. Основные направления налоговой политики на 2009 - 2011 годы

Формирование доходной части местных бюджетов, в том числе и бюджета городского округа «Город Калининград», во многом зависит от налоговой политики, проводимой на федеральном уровне. В связи с этим при определении основных направлений налоговой политики городского округа учитываются изменения федерального законодательства.

Основными целями налоговой политики является укрепление собственной налоговой базы и развитие налогового потенциала.

Основными путями достижения поставленных целей являются:

- последовательный переход к реальному налогообложению физических лиц;

- повышение эффективности проводимой налоговой политики в отношении земельного налога;

- активизация работы по «легализации» заработной платы;

- детализация   видов   предпринимательской   деятельности   и       установка объективных условий налогообложения при применении единого налога на вмененный доход;

- расширение    перечня    платных    услуг,    оказываемых    бюджетными учреждениями, и увеличение на этой базе доходов бюджета городского округа;

- поиск новых источников пополнения бюджета.

Администрация городского округа продолжит реализацию мер поддержки малого и среднего предпринимательства. Эти меры предусматривают упрощенный порядок приобретения муниципального имущества, что создаст условия для развития бизнеса и формирования налогового потенциала при уменьшении платежей от продажи имущества в 2009 году на 190 млн.руб. с их получением в последующий период.

Намеченные меры и оценка их результатов составляют базу для бюджетных проектировок городского округа на следующий финансовый год и среднесрочную перспективу.

Налоговые доходы

Налоговые доходы городского бюджета в 2009 году и плановый период подлежат формированию с учетом следующих доходных источников: налога на имущество физических лиц и земельного налога в размере 100 процентов, налога на доходы физических лиц - 30 процентов, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - 90 процентов, единого сельскохозяйственного налога - 60 процентов, государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - 100 процентов.

Кроме того, в рамках межбюджетных отношений на 2009 год за бюджетом городского округа закреплены: 10 процентов налога на доходы физических лиц, 30 процентов единого сельскохозяйственного налога и 45 процентов единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Наиболее значимым для городского бюджета в 2009 году остается налог на доходы физических лиц, его доля в собственных доходах бюджета составляет более 54 процентов.

Для расширения налогооблагаемой базы городского округа, увеличения поступления налога на доходы физических лиц будет продолжена работа, направленная на предотвращение фактов выплаты «теневой» заработной платы с целью повышения уровня заработной платы на отдельных предприятиях до среднеотраслевых показателей.

Проводимые мероприятия уже принесли положительный эффект, позволили добиться стабильного прироста доходов в бюджет городского округа. Однако проблема сокрытия доходов, выплата заработной платы за счет неучтенной выручки и, как следствие, незащищенность работников остается одной из самых острых на сегодняшний день.

Принимая во внимание, что налоги на совокупный доход занимают 22 процента в общем объеме собственных доходов и более 26 процентов в налоговых доходах бюджета городского округа, особое внимание будет уделено стимулированию развития налоговой базы, формируемой субъектами малого и среднего предпринимательства, роль которых в формировании доходной части городского бюджета из года в год растет.

Одним из действенных рычагов органов местного самоуправления по регулированию платежей от субъектов малого предпринимательства станет гибкая система корректирующих коэффициентов для расчета единого налога на вмененный доход.

Размер базовой доходности для отдельных видов деятельности устанавливается федеральным законодательством и ежегодно корректируется на коэффициент К 1 (коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары в Российской Федерации в предшествующем периоде). Коэффициент К2 устанавливается органами местного самоуправления и учитывает совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности (ассортимент товаров, сезонность, режим работы, фактический период времени осуществления деятельности, особенности места ведения предпринимательской деятельности и т.д.).

Актуальной остается задача по поддержке малого и среднего бизнеса, а также устранению административных барьеров для предпринимательской деятельности.

Обеспечение полноты учета плательщиков и налогооблагаемой базы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц является одним из важных направлений в работе администрации.

Необходимо отметить, что практика применения ставок, порядка и сроков уплаты, установленных органами местного самоуправления показали слабые места принятых решений, прежде всего, по земельному налогу. Проведение с независимым оценщиком комплекса мероприятий по завершению кадастровой оценки земельных участков, вовлечению земли в оборот, должно обеспечить дополнительные доходы городского бюджета.

Особое внимание следует уделить стимулированию развития налоговой базы, формируемой налогом на имущество физических лиц. Данный налог должен стать полноценным доходным источником бюджета муниципального образования. Городские власти в рамках действующего законодательства должны принять меры по приведению инвентаризационной стоимости имущества, принадлежащего гражданам на праве собственности к рыночной, установив в целях налогообложения корректирующий коэффициент пересчета оценки строений, помещений и сооружений.

С 2011 года предполагается введение налога на недвижимость, доходы от которого будут являться основным источником формирования собственных доходов местных бюджетов (первоначально предполагалось введение указанного налога с 2009 года, перенос срока связан с техническими проблемами его применения). При этом объект налогообложения должен составлять единый объект недвижимости - земельный участок, жилой дом, квартиру, дачу, гараж и т.д. Основными проблемами внедрения данного вида налога являются организация процесса формирования реестра объектов недвижимости на федеральном уровне - свода информации органов, находящихся в федеральном, региональном и муниципальном подчинении, и несовместимость компьютерных баз данных органов.

Введение   налога   на   недвижимость   позволит   существенно   повысить доходную базу бюджета и упростить администрирование поступлений.

Неналоговые доходы

Неналоговые доходы составляют значительную часть в доходах бюджета городского округа ( порядка 17%). Это те доходы, на которые непосредственно влияют органы местного самоуправления.

Важно стимулирование эффективного использования и распоряжения муниципальным имуществом. Для этого следует продолжить работу по инвентаризации муниципального имущества и земель, усилить контроль за полнотой и своевременностью перечисления в бюджет доходов от использования муниципальной собственности, осуществление продажи имущества с максимальной выгодой; пересмотреть ставки арендных платежей: ставки арендной платы за муниципальное имущество должны быть увязаны с рыночными показателями, ставки арендной платы за земельные участки - с кадастровой стоимостью земли.

Администрирование доходов

Важной задачей налоговой политики городского округа «Город Калининград» на 2009 год и на перспективу является взаимодействие и совместная работа с администраторами доходов, которые непосредственно участвуют в процессе формирования и исполнения бюджета, несут персональную ответственность за результаты проводимых реформ.

В связи с этим не утратит актуальности активная позиция главных администраторов (администраторов) по повышению эффективности администрирования доходов за счет проведения жесткой и результативной политики в отношении собираемости налогов и других обязательных платежей. Необходимо активизировать работу по взысканию задолженности по платежам в бюджет городского округа. Меры административного реагирования в отношении недоимщиков должны получить дальнейшее развитие и совершенствование.

III. Основные направления бюджетной политики на 2009-2011 годы.

Основной стратегической целью бюджетной политики городского округа «Город Калининград» на 2009-2011 годы остается повышение качественного уровня жизни жителей округа за счет обеспечения бесперебойного функционирования всех систем жизнеобеспечения и их дальнейшего развития, социальной стабильности, сбалансированности бюджета, повышения эффективности бюджетных расходов и исполнения расходных обязательств городского округа.

Для достижения этой цели работа будет проводиться по следующим направлениям:

1)   переход к планированию бюджета городского округа на 3 года, обеспечение его сбалансированности;

2)     осуществление поэтапного перехода к нормированию расходов бюджета,
расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по определению
форм финансового обеспечения оказания муниципальных услуг;

3) повышение при планировании бюджетных ассигнований роли Реестра расходных обязательств городского округа и безусловное выполнение расходных обязательств;

4) определение реальной потребности в муниципальных услугах, определение стоимости муниципальных услуг, доведение     до учреждений бюджетной сферы муниципальных заданий, повышение качества предоставления услуг;

5)            разработка стандартов качества предоставляемых населению бюджетных услуг и порядка оценки качества предоставляемых услуг, осуществление действенного контроля за качеством услуг;

6)            внедрение в практику деятельности органов исполнительной власти и бюджетных учреждений методов оценки эффективности бюджетных расходов, исходя из соизмерения поставленных целей с достигнутыми результатами, разработка субъектами бюджетного планирования докладов о результатах и основных направлениях деятельности;

7) совершенствование системы закупок для муниципальных нужд, обеспечивающей реальный конкурентный режим при размещении муниципальных заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг;

8)    осуществление инвентаризации бюджетного сектора с целью определения его дальнейшей реструктуризации путем слияния, упразднения и т.д., передачи     несвойственных органам местного самоуправления функций на соответствующий уровень;

9)активизация работы по переводу бюджетных учреждений в другие организационно- правовые формы;

10)             совершенствование системы управления городским округом    и обеспечение расходования бюджетных средств на принципе подведомственности расходов;

11)             взвешенный подход к увеличению действующих расходных обязательств    и принятию новых расходных обязательств городского округа на основе оценки финансовой возможности их принятия, ожидаемой социальной и экономической эффективности предполагаемых бюджетных вложений и возможных альтернативных решений;

12)             участие    в реализации приоритетных национальных проектов на территории городского округа;

13)             совершенствование системы оплаты труда работников бюджетной сферы с ежегодной индексацией фонда оплаты труда, введение отраслевых систем оплаты труда;

14)             индексация базовых   показателей по расходам на оплату коммунальных услуг, потребляемых в бюджетной сфере, в связи с повышением цен на основные виды топливно-энергетических ресурсов;

15) обеспечение жесткого контроля со стороны главных распорядителей бюджетных средств за обязательствами, принимаемыми подведомственными учреждениями,  целевым и эффективным расходованием бюджетных средств, а также смещение акцента с внешнего контроля на повышение внутренней ответственности и внутреннего контроля.

При составлении проекта бюджета городского округа «Город Калининград» на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов будут применяться следующие, общие для всех главных распорядителей бюджетных средств, подходы:

1. Планирование   бюджетных   ассигнований   на   исполнение   действующих   и принимаемых обязательств осуществляется раздельно.

2.         Формирование объема расходов за счет платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, целевых поступлений и доходов от сдачи имущества в аренду должно исходить из реально прогнозируемых объемов указанных поступлений.

3.    Для расчета бюджетных ассигнований могут применяться три метода: нормативный, плановый и метод индексации   в соответствии с Порядком планирования бюджетных ассигнований бюджета городского округа «Город Калининград» на 2009 год и плановый   период 2010-2011 годов, утвержденным финансовым органом администрации городского округа, с поэтапным переходом на нормативный метод.

4. Индексация отдельных видов расходов бюджета будет проводиться по следующим коэффициентам:

 - Фонд оплаты труда - с учетом повышения заработной платы работников бюджетной сферы, оплата которым производится по тарифной системе:

с 1 апреля 2009 года на 6,3 процента, с 1 октября 2009 года - на 6,5 процента к окладам декабря 2008 года (коэффициент увеличения фонда оплаты труда к 2008 году -1,114);

с 1 апреля 2010 года на 6 процентов, с 1 октября 2010 года на 6 процентов к окладам декабря 2009 года (коэффициент увеличения фонда оплаты труда к 2009 году -1,124);

 с 1 апреля 2011 года на 5 процентов, с 1 октября 2011 года на 5 процентов к окладам декабря 2010 года (коэффициент увеличения фонда оплаты труда к 2010 года -1,110).

 Начисления на оплату труда планируются в размере 26,2 процента от фонда оплаты труда с учетом регрессивной ставки.

-Для планирования расходов на коммунальные услуги применяются следующие коэффициенты роста:

                                                                                                      2009г.   2010г.   2011г.

        электрическая энергия                                                            1,19      1,135    1,16

        водоснабжение и водоотведение                                            1,14      1,145    1,15

        теплоснабжение                                                                       1,185     1,18     1,20

        газ                                                                                            1,203    1,28      1,40

 - На    содержание    бюджетных    учреждений,    органов    исполнительной    и представительной власти, правоохранительных органов (услуги связи, транспортные  услуги, содержание имущества, увеличение стоимости материальных запасов ) и другие  расходы: 2009 год - 7,5 процента, 2010 год - 7 процентов, 2011 год - 6,8 процента.

       5. Расходы на уплату налога на имущество организаций   планируются с учетом  проведенной переоценки основных средств.

       6. Планирование ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств осуществляется нормативным методом с учетом прогнозируемой численности физических лиц, являющихся получателями выплат в соответствующем году, и   установленного правовым актом норматива.

      7. Инвестиционная программа, долгосрочные и ведомственные целевые программы формируются в соответствии с утвержденными Порядками.

       Среднесрочное бюджетное планирование должно стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для их необоснованного роста.

       Эффективное расходование бюджетных средств должно быть достигнуто также за счет   перехода   к   финансовому   обеспечению   муниципальных   услуг   на   основе муниципального задания и принципов нормативного финансирования, на муниципальном уровне должна быть сформирована система мониторинга эффективности бюджетных  расходов.

        Одним из важных направлений бюджетной политики будет повышение качества управления муниципальной собственностью, обеспечение полноценного учета имущества муниципальной казны и его отражения в финансовой отчетности городского округа. 

IV. Основные направления долговой политики

Долговая политика является неотъемлемой частью бюджетной политики городского округа «Город Калининград» и подчинена ее общим целям и направлениям.

Дальнейшая долговая политика будет ориентирована на поддержание имиджа городского округа как надежного заемщика, в полном объеме и своевременно выполняющего свои долговые обязательства.

Долговая политика будет исходить из целей сбалансированности бюджета городского округа. Основными направлениями в 2009 году и на среднесрочную перспективу будут:

-    поддержание объема муниципального долга на экономически безопасном уровне    путем    оптимизации    структуры    заимствований    и    равномерного распределения связанных с ними платежей по обслуживанию долга;

-    безусловное исполнение долговых обязательств;

-    привлечение заемных средств на условиях минимальных расходов на их обслуживание.

На 2009-2011 годы ставится задача по планомерному сокращению размера дефицита бюджета городского округа и соответственно объемов муниципальных заимствований.

Дополнительные доходы, полученные в ходе исполнения бюджета, а также остатки средств бюджета на начало года будут направляться на погашение дефицита бюджета.