Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Основные направления бюджетной и налоговой политики городского округа «Город Калининград» на 2008 год.

 

I. Общие положения

Основные направления бюджетной и налоговой политики городского округа «Город Калининград» на 2008 год сформированы в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2008-2010 годах", с учетом положений Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ежегодного послания Губернатора Калининградской области, Устава городского округа «Город Калининград», а также прогноза социально – экономического развития Калининграда в 2008 году и параметров прогноза социально-экономического развития до 2012 года».

II. Основные направления налоговой политики городского округа «Город Калининград» на 2008 год

Налоговая система Российской Федерации в настоящее время находится на завершающем этапе своего реформирования. Осуществлены основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимания налогов и сборов, а также снижения налоговой нагрузки.

Отменено большое количество оборотных налогов, ликвидированы излишние налоговые льготы. Поэтому в 2008 году главное внимание будет уделено мерам по совершенствованию налогового администрирования, направленного с одной стороны — на пресечение имеющейся практики уклонения от налогообложения, а с другой — на создание для налогоплательщиков условий для уплаты налогов и сборов.

Налоговая политика городского округа «Город Калининград» на 2008 год будет ориентирована на мобилизацию собственных доходов на основе экономического роста и развития налогового потенциала, исходя из позитивных структурных изменений в экономике города, усиления инвестиционной направленности экономического развития.

Налоговые доходы городского бюджета в 2008 году подлежат формированию с учетом следующих доходных источников: налога на имущество физических лиц и земельного налога в размере 100 процентов, налога на доходы физических лиц - 30 процентов, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - 90 процентов, единого сельскохозяйственного налога – 60 процентов, государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации совершения юридически значимых действий или выдачи документов) – 100 процентов.

Кроме того, в рамках межбюджетных отношений на 2008 год за бюджетом города закреплен единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 90 процентов.

 Задача легализации «теневых» доходов предприятий, организаций и частных предпринимателей является приоритетной в работе городских властей по наращиванию доходной базы бюджета города в 2008 году. Масштабность проводимых мероприятий уже принесла положительный эффект, позволила добиться стабильного прироста доходов в бюджет муниципального образования. Однако проблема сокрытия доходов, выплата заработной платы за счет неучтенной выручки и как следствие незащищенность работников остается одной из самых острых на сегодняшний день.

 Принимая во внимание, что налоги на совокупный доход занимают более 30% в общем объеме собственных доходов и более 40% в налоговых доходах городского бюджета, особое внимание будет уделено стимулированию развития налоговой базы, формируемой субъектами малого предпринимательства, роль которых в формировании доходной части городского бюджета из года в год растет.

Одним из действенных рычагов органов местного самоуправления по регулированию платежей от субъектов малого предпринимательства станет гибкая система корректирующих коэффициентов для расчета единого налога на вмененный доход.

Обеспечение полноты учета плательщиков и налогооблагаемой базы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц является одним из важных направлений в работе в 2008 году.

 Необходимо отметить, что практика применения ставок, порядка и сроков уплаты, установленных органами местного самоуправления показали слабые места принятых решений, прежде всего, по земельному налогу. Проведение совместного с Управлением федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Калининградской области комплекса мероприятий по совершенствованию кадастровой оценки земельных участков, вовлечению земли в оборот, должно обеспечить дополнительные доходы городского бюджета.

 Особое внимание следует уделить стимулированию развития налоговой базы, формируемой налогом на имущество физических лиц. Данный налог должен стать полноценным доходным источником бюджета муниципального образования. Городские власти в рамках действующего законодательства должны принять меры по приведению инвентаризационной стоимости имущества, принадлежащего гражданам на праве собственности к рыночной, установив в целях налогообложения корректирующий коэффициент пересчета оценки строений, помещений и сооружений.

 Важно стимулирование эффективного использования и распоряжения муниципальным имуществом. Для этого, следует продолжить работу по инвентаризации муниципального имущества и земель, усилить контроль за полнотой и своевременностью перечисления в бюджет доходов от использования муниципальной собственности, осуществление продажи имущества с максимальной выгодой и т.д. Получение единовременных доходов не должно быть единственной целью приватизации муниципального имущества. В первую очередь она должна способствовать структурным изменениям в соответствующих секторах экономики города, позволяющим рассчитывать на получение позитивного экономического, социального и бюджетного эффекта.

Важной задачей налоговой политики городского округа «Город Калининград» на 2008 год является взаимодействие и совместная работа с администраторами доходов и расходов, которые непосредственно участвуют в процессе формирования и исполнения бюджета, несут персональную ответственность за результаты проводимых реформ.

 Основными направлениями развития налоговой политики городского округа «Город Калининград» в среднесрочной перспективе являются:

повышение роли перспективного планирования;

увеличение собираемости налогов и других обязательных платежей на территории города;

повышение уровня ответственности администраторов налогов, сборов и других обязательных платежей за выполнение плановых показателей поступления доходов в бюджет города;

обеспечение дополнительных поступлений за счет средств, полученных от использования собственности городского округа «Город Калининград», прежде всего путем повышения эффективности управления муниципальными активами;

обеспечение предсказуемости и прозрачности налогообложения на муниципальном уровне;

усиление взаимодействия органов местного самоуправления с предприятиями и организациями, допускающими выплату заработной платы ниже установленного прожиточного уровня, и совершенствование методов контроля по легализации "теневой" заработной платы.

В связи с этим не утратит актуальности активная позиция налоговых органов и муниципальных властей в отношении сбора платежей на основе проведения жесткой и результативной политики в отношении собираемости налогов и обязательного вовлечения недоимки в обороты городского бюджета. Меры административного реагирования в отношении недоимщиков должны получить дальнейшее развитие и совершенствование. 

 III. Основные направления бюджетной политики городского округа «Город Калининград» на 2008 год

     Основными направлениями бюджетной политики городского округа «Город Калининград» на 2008 год являются:

·         переход к среднесрочному бюджетному планированию.

·         применение при формировании городского бюджета методов бюджетирования, ориентированных на результат.

·         повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе.

·         обеспечение исполнения расходных обязательств.

     1. Переход к среднесрочному бюджетному планированию

     Необходимость развития бюджетного планирования на среднесрочный период связана с реформированием финансовых основ федеративных отношений и местного самоуправления в Российской Федерации, в результате которого созданы предпосылки для перехода к среднесрочному бюджетному планированию. Возникла потребность в создании перспективных программ наращивания собственных доходных источников в условиях зависимости обеспеченности бюджетов всех уровней средствами от качества реализуемой налоговой и экономической политики.

    Учитывая, что еще не завершена реформа межбюджетных отношений на федеральном уровне, а отдельные положения Бюджетного кодекса Российской Федерации могут использоваться только в переходный период (до 2009 года), наиболее целесообразным представляется использование такого инструмента бюджетного планирования, как среднесрочный финансовый план. Среднесрочный финансовый план позволит обеспечить формирование обоснованных и реалистичных программ по реализации приоритетов развития города, эффективность использования бюджетных ресурсов, среднесрочную сбалансированность доходов и расходов городского бюджета.

   С целью решения указанных задач необходимо:

·         усилить взаимодействие всех органов исполнительной власти города при составлении среднесрочного финансового плана;

·         обеспечить преемственность показателей основных показателей прогноза социально-экономического развития городского округа «Город Калининград» и среднесрочного финансового плана;

·         усилить ответственность органов исполнительной власти за результаты работы по составлению прогноза социально-экономического развития городского округа «Город Калининград» и среднесрочного финансового плана;

·         обеспечить реалистичность экономических прогнозов, лежащих в основе бюджетного планирования, за счет расширения круга используемых данных и регулярного анализа причин нарушения прогноза по результатам отчетного периода;

·         обеспечить вариантность прогнозирования и планирования доходов и расходов бюджета городского округа «Город Калининград».

     2. Применение при формировании бюджета городского округа «Город Калининград» методов бюджетирования, ориентированных на результат

     Потребности в среднесрочном финансовом планировании тесно связаны с необходимостью иметь четко заявленные цели налогово-бюджетной политики на более продолжительный период времени. Удлинение горизонта бюджетного планирования и внедрение методов бюджетирования, ориентированных на результат, позволяют прогнозировать достижение поставленных целей по времени, а так же потребность в ресурсах для достижения заданного результата.

     Для внедрения методов бюджетирования, ориентированных на результат, при формировании бюджета городского округа «Город Калининград» на 2008 год и на период до 2010 года необходимо проведение следующих мероприятий:

·         разработка всеми субъектами бюджетного планирования докладов о результатах и основных направлениях деятельности;

·         выработка количественных и качественных показателей, характеризующих достижение субъектами бюджетного планирования поставленных целей и задач;

·         анализ существующих целевых и ведомственных программ с точки зрения достижения в ходе их реализации целей, соответствующих стратегическим направлениям развития городского округа «Город Калининград»;

·         учет результатов рассмотрения докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования при определении основных параметров бюджета городского округа «Город Калининград» по расходам в разрезе функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

3. Повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе

     Применение методов бюджетирования, ориентированных на результат и программно-целевых методов бюджетного планирования при определении объема расходов бюджета городского округа «Город Калининград» в разрезе функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, не могут обеспечить достижение максимально эффективного использования бюджетных средств без повышения качества финансового менеджмента в бюджетном секторе. С учетом изложенного представляется целесообразным проведение следующих мероприятий:

·         завершение инвентаризации бюджетного сектора с целью определения направлений его дальнейшей реструктуризации: укрупнение, сокращение, перевод в организации иных организационно-правовых форм;

·         разработка заданий для учреждений бюджетной сферы, разработанных в соответствии с докладами о результатах и основных направлениях деятельности соответствующих субъектов бюджетного планирования;

·         разработка перечня количественных и качественных показателей, характеризующих достижение целей функционирования бюджетного учреждения;

·         составление перечня услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;

·         разработка стандартов качества предоставляемых населению городского округа «Город Калининград» бюджетных услуг и порядка оценки  соответствия качества бюджетных услуг заявленным стандартам;

·         расширение прав главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств на всех стадиях бюджетного процесса с одновременным усилением их ответственности за достижение заданных социально значимых результатов их деятельности.

 Реализация этих мероприятий позволит предоставить населению именно те услуги, в которых оно нуждается, позволит повысить финансирование необходимых услуг в результате ликвидации избыточного предложения, приведет к отпимизации бюджетной сети.

4. Обеспечение исполнения расходных обязательств

     Учитывая, что основной задачей власти остается повышение уровня жизни и социальной защищенности населения города, бюджетная политика городского округа «Город Калининград» в 2008 году в области расходов будет направлена, прежде всего, на исполнение в полном объеме публичных обязательств перед населением и  финансовое обеспечение предоставления бюджетных услуг. В связи с этим возникает необходимость определения видов расходов, которые должны быть обеспечены финансовыми ресурсами в объеме потребности. Такими видами расходов являются:

·         оплата труда и начисления на фонд оплаты труда;

·         социальные выплаты: предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, определенных нормативно-правовыми актами городского округа «Город Калининград», выплата стипендий, пособий и другие;

·         оплата коммунальных услуг, потребляемых учреждениями бюджетной сферы;

·         исполнение долговых обязательств.

     При формирование объема приоритетных расходов бюджета   городского округа «Город Калининград» будут учитываться следующие факторы:

·    должностные оклады работников учреждений бюджетной сферы, оплата труда которых производится по тарифной сиситеме, планируется увеличить с 01 апреля 2008 года  на 5 % и с 1 октября 2008 года на 5 %, что приведет к увеличению фонда заработной платы на 15,2 процента к уровню 2007  года. При этом следует  учитывать, что  в связи с принятием Федерального закона от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", согласно которому месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, который установлен с 01 сентября 2007 года в размере 2300 рублей;

·    базовые показатели по расходам на оплату коммунальных услуг, потребляемых учреждениями бюджетной сферы необходимо проиндексировать в целом на 18,5 процентов с учетом прогноза роста тарифов на эти услуги к уровню 2007 года:

- электрическую энергию – 22%;

- тепловую энергию – 13,4%;

- водоотведение и водопотребление – 13,5 %;

- природный газ – 25%.

·    расходы на организацию питания в учреждениях образования  должны быть увеличены в среднем не менее на 6,5 процентов;

·     прочие расходы по содержанию сети бюджетных учреждений (за исключением расходов на оплату коммунальных услуг) необходимо проиндексировать на прогнозируемый уровень инфляции 6 процентов.

 IV.                Основные направления долговой политики  городского округа «Город Калининград»

        В сложившихся условиях политика в области управления муниципальным   долгом городского округа «Город Калининград» будет направлена на обеспечение его оптимальной структуры и поддержание его объема на управляемом уровне.

     Направление развития налоговой реформы в Российской Федерации, недостаток средств на реализацию полномочий, закрепленных на муниципальном уровне, и перераспределение налоговых доходов в пользу федерального и регионального бюджетов привели к тому, что бюджет города на протяжении ряда лет принимался и исполнялся с дефицитом.

     Для покрытия данного дефицита необходимо привлекать заемные средства. Учитывая, что дефицит бюджета города будет сохранен и на  очередной  период, большое значение приобретает выбор источников для погашения планового дефицита городского бюджета.

     Наиболее рациональным способом привлечения средств в настоящее время является открытие кредитной линии с правом выбора денежных средств по мере необходимости и возможным досрочным погашением заемных средств. Выбор кредитной организации проходит путем размещения муниципального заказа на оказание услуг по предоставлению кредитных средств городскому бюджету для финансирования расходов.

      По состоянию на 01 января 2008 года муниципальный долг городского округа «Город Калининград» составит 1 651 млн. рублей и будет состоять из задолженности:

·         по банковским кредитам в сумме 780 млн.руб.;

·         по предоставленным муниципальным гарантиям в сумме 871 млн.руб.

           Политика в области муниципального долга сформирована с учетом использования такого инструмента, как муниципальные гарантии, и предусматривает ускорение темпов социально-экономического развития города.

           Большая часть муниципального долга (53%) приходится на муниципальные гарантии, из которых основную долю (65%) составляет обязательство по займу международных финансовых организаций по кредиту Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), предоставленного МУП «Водоканал» на реконструкцию системы водоснабжения и охрану окружающей среды. Ставится задача по снижению действующих обязательств по кредиту ЕБРР путем ускорения реализации проекта.

             В структуре муниципального долга просроченной (неурегулированной) задолженности по возврату кредитов не имеется.

             Долговая политика в 2008 году будет направлена на эффективное управление муниципальным долгом, решение задач обеспечения жизнедеятельности города и реализацию инвестиционных программ.

             В результате проведения долговой политики ожидается:

- снижение стоимости заемных средств муниципального образования;

-   повышение эффективности инструмента муниципальных гарантий города Калининграда;

-    расширение возможностей поддержки инвестиционных программ.