Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Крепости и замки Восточной Пруссии

Хайлигенбайль — Мамоново

(Багратионовский район)

 

Интересно представить себе картинку из духовной жизни пруссов. И поможет нам в этом опять же историческая хроника Петра из Дусбурга: «Пруссы не имели понятия о Боге. Поскольку они были глупцами, то разумом не могли постичь Его, а так как письменности у них не было, то не могли постигать Его в Писании. В своем заблуждении они почитали природу вместо Бога, а именно солнце, луну, звезды, птиц и четвероногих, вплоть до жабы. Были у них священные леса, рощи, поля и реки».

Хайлигенбайль на старинной гравюре

Итак, на границе земель Вармии и Наттангии, недалеко от нынешнего города Мамоново, на берегу тихой речушки Ярфе, стоял языческий храм. Здесь жил в уединении и в общении с богами жрец огня или «криве», носитель кривой палки, которого местные крестьяне почитали и исполняли его волю.

Он совершал обряд поклонения и жертво-приношения богам. Приходили сюда люди с открытым сердцем, добрыми помыслами, чтобы послушать умные речи, своего духовного наставника. Столпом храма являлся вечнозеленый дуб-великан. Он поражал своим величием, красотой и бессмертием. Сколько поколений людей ушли в мир иной, а он стоял и радовал всех своим могуществом. Это чудо-дерево людей согревало и защищало, лечило и кормило, одевало и обувало. Крона его была столь раскидиста, что ни одно дерево или кустик не решались расти рядом. В дубовой роще, рядом с дубом-великаном, проживал в уединении и в общении с богами верховный жрец — Криве-Кривайтис. По древним поверьям, только он имел право входить в предел священного древа и совершать там обряд поклонения богам. На раскидистых нижних ветвях были укреплены нарисованные лики главных богов. В центре — грозный Перкунас в обрамлении языков пламени — властелин неба, бог грома и молний. Слева — благородный Потримпс, бог весны и плодородия. Его голову украшал венок из колосьев спелой пшеницы. Справа — старый владыка подземного мира, страшный и коварный бог Патолс, хранитель умершей плоти. Голова его покрыта платком белым — знак разлучения с земной жизнью.

Дом в Мамоново

В 1236 году к языческому храму Ромове пришли рыцари Тевтонского ордена. Крестоносцы надругались над святым для пруссов местом. Они раскидали камни жертвенника. Предали огню деревянных идолов и священную рощу. И только Дуб стоял твердо и непреклонно. Тогда рыцари решили срубить непокорное дерево. Но железо отскакивало от дуба, не повреждая коры. Те, кто рубил, получали синяки и ушибы. Потом топор взял епископ и, как пишет хронист: «он осенил топор знамением, и дерево покорилось». Такова легенда.

На самом же деле никто пока точно не знает, где находился главный языческий храм Ромове. Пруссы настолько тщательно оберегали это место, что предпочли сами уничтожить храм, но не отдать его на поругание тевтонам. Ученые полагают, что корень «Ром» указывает на святость места, или на связь с далеким Римом, о котором они знали от предков. По их мнению, помимо главного храма, каждое племя имело свое «Ромове» и своего Криве.

Немецкое название «Хайлигенбайль» означает «святой топор». На самом деле слово это предстает как искаженное прусское «Хайльспиль», где «хайль» — это гавань, а «пиль» — крепость, получается «Укрепленная гавань».

Теперь обратимся к реалиям.

Вокруг защитной запруды, может быть, уже в 1249 году крестоносцы поставили укрепленную церковь, вскоре разрушенную. К 1301 году здесь встал город под названием Хайлигенштадт (Святой город). В 1344 году рыцари вдруг вспомнили о чудодейственной секире епископа, и город получил имя Хайлигенбайль (Святой топор). Городской герб традиционно представлял собой щит. На его черном поле изображены две перекрещивающиеся секиры с золотыми рукоятками. В 1938 году герб  оказался неугодным, для нацистской власти и его переделали. Предметом отличия стал прыгающий волк. Смысл такого превращения нам понятен: оборотень-волк являлся символом фашизма.

В XIV веке вокруг города создали оборонительную линию с крепкими воротами на западе и на востоке. С юга город защищали речка Ярфе и стены церкви. С запада — плотина и массивный корпус мельницы. С востока — кирпичная стена и ров. С севера — надежные госпитальные постройки. Получился город-крепость наподобие Фридланда, но не с квадратной, а с овальной формой внутригородской структуры.

Но не все складывалось благополучно в «святом городе». Во время войны Ордена с «Прусским союзом» Хайлигенбайль попал под влияние оппозиционеров, выступающих против гроссмейстера. Когда же город вновь стал подчиняться Ордену, то, в отместку за измену, в 1462—1463 годы его разрушили поляки, поддерживающие «Прусский союз». Город несколько раз выгорал дотла. К тому же городские стены оказались непрочными и в конце XVI века стали быстро разрушаться. Возможно, этому способствовали сами горожане, не пожелавшие жить в замкнутом пространстве. К этому времени увеличилось число жителей и новые дома строились за оборонительной стеной.

В 1807 году были разрушены городские ворота.

В 1819 году Хайлигенбайль становится центром района.   

В 1853 году через город прошла линия железной дороги Кенигсберг — Берлин. В Хайлигенбайль зачастили коммивояжеры, негоцианты и разного рода предприниматели. Город обрел второе дыхание.

Сейчас он называется Мамоново, в честь Героя Советского Союза подполковника Николая Васильевича Мамонова. Он погиб 26 октября 1944 года под Пултуском (Польша) и перезахоронен в братскую могилу Хайлигенбайля.

Город недавно отметил 700-летие, и побывать здесь очень интересно. Конечно, далеко не все сохранилось от седой старины. В юго-западной части еще можно увидеть какие-то фрагменты древних сооружений. Можно поискать следы старой крепостной стены, если на то будет желание и время. Можно посетить местный музей, где собрано много интересных экспонатов и материалов об истории города.