Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Кенигсберг и Калининград

"Гражданин" N 29/30 (346/347)
10-23 сентября 1998г.
Алексей Губин

Кенигсберг и Калининград

Последняя глава уличной эпопеи

Наши прогулки по калининградским улицам благополучно завершаются. Подошло время подвести некоторые итоги.

Итак, я насчитал в Калининграде около 950 улиц, переулков, проспектов, площадей, бульваров, набережных, тупиков, проездов и шоссе. Гурьевскому району все-таки удалось "отнять" у Калининграда поселки Васильково, Малое Исакове и часть Большого Исакова с сорока улицами в придачу.

С топонимической же точки зрения в Калининграде имеется около 870 названий, потому что некоторые наименования повторяются: например, улица Алтайская и переулки Первый и Второй Алтайский.

Условно систематизировав все уличные названия, я получил такой результат:

  • географические (страны, города, реки, озера, моря) -около 200 улиц;
  • улицы, названные именами участников Великой Отечественной войны и другие наименования, связанные с военной тематикой, - около 150;
  • имена ученых, писателей, музыкантов, актеров и т.п. - около 120 улиц;
  • природа во всех ее проявлениях, включая флору и фауну - около 100 улиц;
  • названия видов производств, профессий, специальностей - около 70 улиц;
  • имена исторических личностей, героев революции и гражданской войны - около 60 улиц;
  • названия, типичные для эпохи социализма - около 20 улиц;
  • прочие - около 60 улиц.

Мне довелось побывать на многих улицах и впечатления от них самые разные. Есть вполне приличные, чистые и ухоженные. Однажды я наткнулся буквально на райский оазис в конце улицы Дзержинского, возле домов NN 162-166, с прудом для купания, со спортплощадками и аккуратными тротуарами.

А иной раз бывает очень обидно за знаменитостей. Примером тому может служить улица Мусоргского в той ее части, которая ведет от Нарвской к теплосетям и автобусному парку. Тротуаров там нет. Просто какой-то проезд. А если уж говорить о тротуарах, то часто стирается грань между проезжей и непроезжей частями улицы. И получается, что по тротуарам, изначально предназначенным для пешеходов, ездят автомобили. Более того, иной раз тротуары так густо заставлены машинами, что пешеходам приходится идти по проезжей части.

Особо докучали мне собаки. При этом главная опасность исходила не от бесхозных животных, а от непривязанных псов, активно охранявших ту часть улицы, которую они считали "своей". Пару раз я даже был слегка покусан.

Многие свои экскурсии я совершал на велосипеде. Но калининградские улицы мало приспособлены для этого полезного вида транспорта, особенно в центре города. Велосипедисту предоставляется право выбирать между запруженной автомобилями улицей и заполненными прохожими тротуарами. Всюду неудобно. Когда-то кто-то пытался делать в городе специальные велосипедные дорожки. Но сейчас даже по тем из них, которые чудом сохранились, на велосипеде не проедешь.

...Но разве это проблемы при наших более глобальных трудностях? Да это детские слезы. Когда-нибудь справимся мы и с собаками, и автомобили слезут с тротуаров, и помчимся мы на велосипедах по красивой улице Мусоргского, обсаженной березками, сиренью и розами. Не верите?

Тогда помечтаем о хорошем топонимическом справочнике, где будет представлена подробнейшая информация по каждой калининградской улице.