Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Опубликовано в газете "Гражданин",
Юлия Ягнешко

ПЛЯСКА ОГНЯ

О том, как буйствовала огненная стихия в нашем городе на протяжении веков, и как горожане ей противостояли, рассказывает Наталья Никитина, научный сотрудник НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры.

Впервые Кёнигсберг горел через несколько лет после своего основания – во время восстания пруссов. А после – чуть ли не в каждом столетии. Хроника сохранила даты самых разрушительных бедствий:

1513 год – горел город-остров Кнайпхоф; уничтожен Лянггассер мост и все складские помещения;
1539 год – большой пожар вызван неисправностью оборудования в пекарне в районах Закхайм и Росгартен;
1764 год –пожар в деревянном доме парусных дел мастера в Альтштадте, который перекинулся на Лебенихт и Закхайм; горел складской квартал Ластади; в пламени погибли 4 кирхи, ратуша Лебенихта, 369 домов, около 50 складов и 27 человек;
1769 год – более 70 домов сгорело в Форштадте, в том числе дом семьи Канта, а также полторы сотни складов с зерном;
1811 год – большой пожар в Кнайпхофе: из хранилищ вытекло 400 тонн масла и жира; горела вода, лодки и плоты; огонь уничтожил жилые дома и складские помещения.
Конечно, эти бедствия каждый раз разворачивались на фоне деревянных построек. Поэтому и выгорали целые районы. Кёнигсберг был практически беззащитен перед огненной стихией: разрозненные силы горожан не могли ей противостоять.

ПОЖАРНОЕ ДЕЛО

Наконец, в 1858 году, по примеру Мемеля, в Кёнигсберге создали первую профессиональную команду пожарных, в которую входило 87 человек. Возглавил ее директор Шёнбек. Во время тушения пожаров им активно помогали добровольцы из числа горожан. Наблюдение пожарные вели с башни Королевского замка: отсюда весь город виден с высоты птичьего полета.

Сознавая необходимость существования такой службы, власти поддерживали ее. В 1884 году команда получила новенькую паровую помпу, в 1902 – специальный пароход «Брунс», который предназначался для наблюдения за складами, прилегающими к Прегелю, а в 1933-м в городе было создано сразу пять мобильных моторизованных пожарных команд. Такая помощь стала возможной благодаря жителям города, которые регулярно отчисляли на пожарное дело несколько марок.

Kалининградское общество слепыхНа рубеже веков в Кёнигсберге, в результате соединения малых общин, появилось пожарное объединение провинции Восточная Пруссия (теперь на ул. Фрунзе, 105). Впоследствии оно ведало вопросами пожарной охраны не только города, но и сельской местности. Здание этого общества из красного кирпича в виде буквы «Т» было построено в 1890-95 годах недалеко от Королевских ворот. Фасад изначально задумывался несимметричным: главный вход делит его на две неравные части (в левой – 9 оконных осей, в правой – на три меньше). Создается ощущение недостроенности всего дома.
Окна первого этажа украшены кирпичным апострофом, второго и третьего – в дополнение к нему имеют дугу, повторяющую изгиб проемов.
Под крышей идет лента мелкого кирпичного фриза. Тот же мотив дублируется и под основанием верхнего этажа.
Посередине располагается ризалит, который немного выдается из общей плоскости стены. В его основании - ворота главного входа под мощной круглой аркой. Центральный вход в здание убран светлыми лепными украшениями – листьями, цветами и бутонами.
Еще один ризалит находится на левом углу строения.
Прямо над аркой на уровне 2 этажа – украшенное пилястрами и фронтоном классической формы окно с балконом, окруженное витыми перилами.

Сегодня в этом здании располагается калининградское общество слепых, Международный славянский институт, а также офисы разных фирм.

Непосредственно пожарные отряды размещались на нескольких станциях в различных районах города. Для каждой районной охраны (южной, восточной и северной) было построено собственное здание.

Южное располагалась на Артиллериштрассе – где-то между современными улицами Б. Хмельницкого и Ольштынской, но, к сожалению, не сохранилось.

Пожарная часть № 1В здании восточной станции до сих пор размещается пожарная часть № 1 по охране Ленинградского района (ул. 1812 года, 59). Скорее всего автором проекта был архитектор Пауль Мюльбах, который в это время являлся городским советником по строительству, а значит ведал проектными работами.
Невысокое компактное здание, возведенное около 1900 года, имеет в своем основании ряд мощных опор, между которыми располагаются четыре гаража шириной по 5 метров с основательными воротами в виде сегментарных арок.
С левой стороны эта синхронность нарушается: вместо очередного гаража – чуть выдающаяся веред и оформленная в виде стройной башенки с аккуратным ступенчатым фронтоном лестничная клетка. Окна в этой части узкие, стремящиеся вверх, а сразу над входом повторяется более скромный сюжет верхнего фронтона.
Кирпичный фасад, обращенный к юго-востоку, выполнен из красного клинкера, который книзу приобретает темно-бордовый оттенок. Над верхним рядом арочных окон, сгруппированных попарно, его украшает полуциркульный фриз, а затем начинается невысокая мансардная крыша. Окна подчеркиваются орнаментами в виде ряда вертикальных углублений или ромбовидного переплетения.
На почти «слепых» торцах под крышей все также вьется декоративный фриз.
С обратной стороны – пристройка, где находятся служебные и ремонтные помещения.

* * *

ГИБДДПрактически таким же было задумано и здание северной охраны (ул. Черняховского, 52): те же четыре въезда, два этажа над ними и расположенная сбоку лестничная клетка. Однако теперь большие ворота реконструированы до размеров обыкновенных окон. Башенка утратила свою верхушку и превратилась в несимметричную пристройку для лестничного пролета. От декоративного оформления крыши осталось лишь легкое напоминание на правом торце здания. Но бесспорным достоинством всего строения является ажурный рисунок, выложенный мастерами из красного клинкерного кирпича, который теперь прекрасно просматривается благодаря контрастному сочетанию красного и белого цветов.
Ныне в этом здании расположена инспекция безопасности дорожного движения.