Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
                      РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
             Городской Совет депутатов Калининграда
                        (третьего созыва)


                             Решение


от 26 мая 2004 года               N 161
г.Калининград


Об утверждении Программы
содействия занятости населения
г.Калининграда на 2004-2006 годы


  Заслушав и обсудив информацию председателя комиссии по социальной
политике  Безрукова  В.Н.,  директора  Калининградского  городского
Центра  занятости  населения  Суздалева  С.А.,  в целях обеспечения
дополнительных  гарантий  и  содействия  занятости  граждан города,
городской Совет

                           Р Е Ш И Л:

  1.   Утвердить   Программу   содействия    занятости    населения
г.Калининграда на 2004-2006 годы (Приложение).
  2.  Контроль  за  исполнением  решения  возложить  на комиссию по
социальной политике (Безруков В.Н.).



Председатель городского
Совета депутатов Калининграда                         Е.В. Ган



                                                          Приложение
                                         к решению городского Совета
                                           депутатов г. Калининграда
                                             № 161 от 26 мая 2004 г.




    Программа содействия занятости населения г. Калининграда
                       на 2004- 2006 годы



                           г. Калининград
                               2004 г.



                             СОДЕРЖАНИЕ



                                                      стр

Паспорт программы                                      3

Введение                                               5


1.  Цели и задачи Программы                            7

2.  Занятость и рынок труда г.Калининграда
2.1.Анализ состояния регионального рынка труда
    и перспективы его развития                         7
    до 2006 г.
2.2.Основные проблемы на рынке труда г.Калининграда
    в 2004-2006г.г.                                    9

3. Расчет баланса регионального рынка труда
   на период 2004-2006 г.г.

3.1. Прогноз спроса на рабочую силу                    11
3.2. Прогноз предложения рабочей силы                  12
3.3. Динамика официальной безработицы                  14
3.4. Баланс спроса и предложения рабочей силы          15

4. Мероприятия содействия занятости населения
   в 2004-2006 г.г.                                    15

5. Финансирование мероприятий программы                16

6.  Социальная и финансовая эффективность программы    18

7.  Организация исполнения и контроля                  19


Приложение № 1
Перечень основных мероприятий Программы
занятости населения г.Калининграда на 2004 год
и их финансовое обеспечение                            20


                             Паспорт
            Программы содействия занятости населения
                г. Калининграда на 2004-2006 годы


Наименование         Программа  содействия  занятости  населения
Программы            г.Калининграда на 2004-2006 г.г.

Основание для        Закон  "О занятости населения в РФ"  от  19
разработки           апреля 1991г. №1032-1 (с изменениями от  21
программы            июля  1998г., 30 апреля, 17 июля, 20 ноября
                     1999г.,   7  августа  2000г.,  29   декабря
                     2001г.,  25 июля 2002г., 10 января 2003г.);
                     Соглашение  о  намерениях  Минтруда  РФ   и
                     администрации  Калининградской  области  от
                     28.04.2001г.;  Постановление  Правительства
                     РФ   от   22.06.99  N659  "  О   мерах   по
                     поддержанию      занятости     населения.";
                     распоряжение    Правительства    Российской
                     Федерации   от   06   мая   2003г.   №568-р
                     "Концепция действия на рынке труда на 2003-
                     2005    годы"   и   соответствующий    план
                     мероприятий    по   реализации    Концепции
                     действий на рынке труда на 2003-2005  годы;
                     постановление Минтруда России от 15  ноября
                     2000г.  №83  "Об  утверждении  Методических
                     рекомендаций  по разработке территориальных
                     программ  содействия занятости  населения";
                     постановление Минтруда России от 22  января
                     2001г.  №11  "об  утверждении  Положения  о
                     мониторинге  городов  и  других  населенных
                     пунктов  с  моноэкономической структурой  и
                     высоким уровнем безработицы".
                     Стратегия социально-экономического развития
                     Калининграда в 2004-2006 гг.

Заказчик             Мэрия г.Калининграда.
Программы
Основной разработчик Калининградский  городской центр  занятости
Программы            населения

Срок и этапы         Программа  содействия  занятости  населения
реализации           г.Калининграда на 2004-2006 годы рассчитана
программы            на  три  года. Ее проведение предполагается
                     осуществить в три этапа:
                     1  этап подготовительный- подготовка  общей
                     концепции,    согласование    проекта     и
                     утверждение   программы.  Продолжительность
                     этапа 3 месяца.
                     2  этап реализации - работа по практической
                     реализации      мероприятий      программы.
                     Продолжительность этапа 3 года.
                     3  этап  корректировочный  -  корректировка
                     прогнозных    данных,   количественных    и
                     качественных   параметров    программы    в
                     зависимости   от   развития   экономической
                     ситуации   и  процессов  на  рынке   труда.
                     Продолжительность  этапа -  август-сентябрь
                     2004 г., август-сентябрь 2005 г., 2006г.
Исполнители          Калининградский  городской центр  занятости
основных             населения,     мэрия    г.    Калининграда,
мероприятий          администрации районов города

Планируемые          Средства федерального бюджета -89,3%;
объемы и источники   средства городского бюджета-10,7% от  общих
финансирования       объемов финансирования

Особенности          -в  связи  с  переходом на  новый  механизм
программы            финансирования   территориальных   программ
                     занятости, реализация мероприятий программы
                     будет   происходить  по  мере   поступления
                     средств  в  последовательности предложенной
                     разработчиками,

                     -предполагается   корректировка   положений
                     Программы   в  части  основных  мероприятий
                     содействия       занятости        населения
                     г.Калининграда и их финансового обеспечения
                     в разрезе конкретного года.
Ожидаемые            Комплекс  мероприятий программы  содействия
Результаты           занятости  позволит сохранить контроль  над
                     процессами,    происходящими    в     сфере
                     занятости, перераспределения рабочей силы и
                     формирования трудовых ресурсов.  Он  должен
                     предотвратить    возникновение    локальных
                     очагов  безработицы, не допустить повышение
                     общего   уровня  безработицы  и  обеспечить
                     социальную защиту незанятого населения.

Организация          Организация     исполнения        Программы
исполнения и         происходит  при координации  всех  действий
контроль             через органы службы занятости.
                            Центр    занятости   ежемесячно    и
                     ежеквартально (в соответствии с  требования
                     госстатистики) предоставляет отчет о  своей
                     деятельности и ходе реализации Программы  в
                     Департамент   федеральной   государственной
                     службы      занятости     населения      по
                     Калининградской  области,  городской  Совет
                     депутатов        Калининграда,        мэрию
                     г.Калининграда  и  Министерство   труда   и
                     социального развития РФ.
                          Финансовая деятельность контролируется
                     КРУ,  счетной палатой, прокуратурой области
                     и   КРО   ДФГСЗН,  КСК  городского   Совета
                     депутатов  Калининграда,  мэрией  города  в
                     рамках бюджетного финансирования.


                              ВВЕДЕНИЕ


     Программа  "Содействие  занятости населения  г.Калининграда  на
период  2004  - 2006 годы" разработана совместно рабочей  группой  в
которую   вошли   специалисты  Калининградского  городского   центра
занятости  населения  и  Мэрии города Калининграда.  Основанием  для
разработки  Программы  являются:  Конституция  Российской  Федерации
(ст.7, 37, 72), Трудовой Кодекс (ст.2), Закон "О занятости населения
РФ"   (ст.15),  "Положение  о  федеральной  государственной   службе
занятости  населения Российской Федерации" от 08.06.93г.  №5131-1  и
Соглашение   о   намерениях  между  Минтрудом  РФ  и  администрацией
Калининградской области от 28 апреля 2001г.
      Актуальность   Программы   обусловлена   тем   фактором,   что
Правительство РФ постепенно сокращает участие федерального бюджета в
финансировании региональных программ занятости и все  более  активно
привлекает  к  решению  проблем  занятости  региональные  и  местные
бюджеты. При этом, Правительство РФ в лице Министерства труда  РФ  и
Министерства  финансов РФ берет на себя исключительные обязательства
по  всем  расходам, связанным с материальной поддержкой  безработных
(пособия, стипендии и т.д.) и с содержанием территориальных  органов
службы  занятости  населения. Финансирование  остальных  мероприятий
активной   политики  занятости  предусматривается  осуществлять   на
паритетной основе всеми участниками (исполнителями) Программы.
     В основу Программы положен перспективный прогноз развития рынка
труда  г.Калининграда,  а  мероприятия активной  политики  занятости
исходят  из  специфики развития экономического комплекса региона,  в
соответствии    с    "Федеральной   целевой   программой    развития
Калининградской области до 2010г.", а также в соответствии с  планом
социально-экономического развития Калининграда 2004 - 2006г.г.

         Основные термины, употребляемые в тексте Программы:

Экономически активное население  часть населения, обеспечивающая
                                 предложение  рабочей  силы  для
                                 производства  товаров  и  услуг
                                 (лица,  занятые в  экономике  и
                                 безработные граждане).

Уровень безработицы              Удельный     вес    численности
                                 безработных    в    численности
                                 экономически          активного
                                 населения.

Безработный                      гражданин,  не  имеющий  работы
                                 (доходного            занятия),
                                 занимающийся   ее   поиском   и
                                 готовый  приступить  к  работе,
                                 зарегистрированный            в
                                 установленном законом порядке в
                                 службе занятости.

Базовая безработица              безработица,  существующая   на
                                 начало прогнозируемого периода.

Официальная безработица          безработные           граждане,
                                 зарегистрированные   в   службе
                                 занятости  и получившие  статус
                                 безработного.

Занятое население                Граждане,   имеющие  постоянную
                                 работу или доходное занятие.

                     I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

     Основными целями Программы являются :
      -  реализация государственной политики занятости на  территории
г.Калининграда;
       -   реализация  стратегии  социально-экономического   развития
г.Калининграда в 2004-2006г.г.;
      - расширение эффективной занятости в ведущих отраслях экономики
города   за   счет  устранения  "недозанятости"  на  производстве   и
дополнительного найма работников;
      -  сдерживание  безработицы в пределах уровня  не  допускающего
роста социальной напряженности;
      -  смягчение  отрицательных последствий длительной  безработицы
путем создания временных (общественных) работ, и  реализации активных
форм политики занятости.

     Для достижения стратегических целей Программы занятости,  усилия
законодательной  и  исполнительной  власти  г.Калининграда,   органов
службы занятости будут сосредоточены на решении следующих задач:
      - выработке комплексного подхода, согласованной и последователь
ной    стратегии   органов   службы   занятости,   органов   местного
самоуправления,    объединений    работодателей     и     профсоюзов,
заинтересованных   общественных  организаций   по   решению   проблем
занятости населения и формированию трудовых ресурсов города;
      - разработке на основе мониторинга и научных исследований рынка
труда  города   перспективного прогноза  развития  ситуации  в  сфере
занятости населения города на 2004-2006 годы;
     - на основе перспективных планов развития города предусматривать
комплекс   мероприятий   по  содействию  занятости   населения,   его
социальной  защите  от  безработицы, внедрение на  территории  города
активных форм содействия занятости;
      -  с  учетом  особенностей городского  рынка  труда  определять
приоритетные  направления политики занятости для совместных  действий
государственных   органов   местного   самоуправления,    объединений
работодателей и общественных организаций;
      -  обеспечивать  формирование финансовой базы  необходимой  для
реализации  Программы содействия занятости населения  и  рациональное
использование средств, направляемых на ее мероприятия;
     - расширения активной составляющей рынка труда за счет повышения
трудовой мобильности, инициативы, ответственности безработных граждан
и их профессиональной конкурентоспособности;
      - использование современных информационных технологий и рекламы
в плане развития информирования населения о рынке труда;
      - повышения эффективности технологии работы Центра занятости  с
безработными гражданами и незанятым населением;
      -  совершенствования законодательных основ регулирования  рынка
труда;
      -  формирование  трудовых ресурсов города посредством  развития
системы профориентации и профинформирование населения.

             II. ЗАНЯТОСТЬ И РЫНОК ТРУДА г.КАЛИНИНГРАДА

  2.1. Анализ состояния регионального рынка труда и перспективы его
                       развития до 2006 г.

     В  настоящее время можно выделить несколько основных  факторов,
определяющих  состояние  рынка  труда  г.Калининграда   и   области,
современные проблемы его развития:
     - исторически сложилось,что более 3/4 экономического потенциала
Калининградской   области   и   2/3  трудовых   ресурсов   оказались
сосредоточены  в  ее западной части. Причем около 50%  всех  жителей
области проживают непосредственно в г.Калининграде.;
     -  с  распадом СССР региональный рынок труда фактически утратил
связь с общероссийским. Имея небольшие масштабы, в условиях изоляции
он  стал очень уязвимым, поэтому болезненно реагирует на любые, даже
незначительные   демографические,  экономические  или   политические
изменения  и  это  естественным  образом  относится  к  рынку  труда
областного центра как самого емкого в области;
     -  территория  области  в короткий период  времени  с  1946  по
1956г.г.  была  заселена с помощью оргнаборов. Общая неблагополучная
демографическая  ситуация характерная для России, в  Калининградской
области  и  г.Калининграде с начала 90-х годов  усугубляется  резким
единовременным старением трудовых ресурсов.
     Предполагается,  что  в  период 2004 -  2006г.г.  влияние  этих
факторов  сохранится.  Депопуляция населения (превышение  смертности
над    рождаемостью   вдвое)   усугубится   неизбежным   сокращением
миграционного   прироста,  вызванного  изменением   пограничного   и
транзитного  режимов после вступления Польши и  Литвы  в  ЕС.  Таким
образом,  трудоспособные  мигранты не покроют  отрицательный  баланс
рождаемости  и  смертности среди постоянных жителей  Калининграда  и
области. На начало 2003г., по данным госстатистики, население города
составило 416 тыс.чел. (на конец 2000г. - 421 тыс.чел.), в том числе
трудоспособное население составляет порядка 65%.
     Согласно прогнозам экспертов, численность постоянного населения
города в прогнозируемый период с 2004-06г.г. не претерпит каких-либо
значительных изменений и будет оставаться на уровне 420 тыс.чел. При
этом доля экономически активного населения в среднем определяется  в
270  - 280 тыс.чел., а количество занятых в экономике составит около
240   -  250  тыс.чел.  Таким  образом,  достаточно  уверенно  можно
прогнозировать сохранение существующих параметров рынка труда города
и   общих   характеристик   трудовых   ресурсов   на   среднесрочную
перспективу.

                                                       Диаграмма № 1                  
                                Динамика безработицы  г.Калининграда


                         (см.диаграмму)


     С  2003г.  на рынок труда г.Калининграда оказывают существенное
влияние   две   противоположные  тенденции.  Первая  -   связана   с
реализацией  инвестиционных  проектов в рамках  Федеральной  целевой
Программы   развития   Калининградской   области   до   2010г.   Она
предполагает  создание  дополнительных  рабочих  мест  в   областном
центре. Вторая тенденция - неизбежное резкое сокращение приграничной
"челночной" торговли после вступления Польши и Литвы в ЕС  и  фактор
изменения коньюнктуры рынка в связи с возможным вступлением России в
BRN.   Это   может   повлечь   серьезные   изменения   в   структуре
хозяйственного комплекса города.
     По  оценкам  экспертов по своим масштабам  действия  этих  двух
векторов в период 2004-2006г.г. в целом по территории области  будет
равнозначно. Неблагополучная демографическая ситуация,  как  это  не
парадоксально,  будет  дополнительным буфером,  гасящим  последствия
возможных    массовых    сокращений,   в   случае    неблагоприятной
экономической  перспективы. С другой стороны, развитие  экономики  в
случае  благоприятной коньюнктуры рынка будет сдерживаться дефицитом
квалифицированной рабочей силы.
      В   оцениваемой  перспективе  для  областного   центра   будет
характерно  дальнейшее развитие структурной безработицы,  недостаток
квалифицированной рабочей силы на вновь создаваемые  рабочие  места,
компенсация  которой  может происходить за  счет  жителей  восточных
районов  области и  привлекаемой рабочей силы, но в ввиду отсутствия
у  предприятий  необходимой базы для размещения и проживания  людей,
этот процесс будет весьма затруднен.
      Кроме   того,   внедрение   новых   технологий   и   повышение
производительности   труда   также   приводят   к    дополнительному
перераспределению  высвобождаемых  трудовых  ресурсов.   Сокращаемый
персонал  должен стать кадровым резервом и потенциалом для  развития
малого и среднего бизнеса. В частности, согласно расчетам Минтруда в
перспективе  до  60% трудовых ресурсов должны быть  задействованы  в
сфере малого и среднего бизнеса.
     Можно  предположить, что обстановка на рынке  труда  безусловно
будет  наиболее  сложной  именно в период  2004-06г.г.  Именно  этот
временной промежуток станет периодом адаптации экономики города, его
трудовых  ресурсов,  всех участников рынка труда  к  новым  условиям
функционирования,  когда  будет  заложен  фундамент  их  развития  в
стратегическом  плане.  Исходя  из  того,  что  проблемы   занятости
населения  города  и  развития  имеющихся  трудовых  ресурсов  носят
системный,  комплексный  характер -  к  их  решению  должны  активно
подключиться все заинтересованные стороны.

2.2. Основные проблемы на рынке труда г.Калининграда в 2004-2006г.г.

     В  настоящее  время  можно четко обозначить  основные  проблемы
рынка  труда г.Калининграда на перспективу до 2006 года, это  прежде
всего:
     Первая  проблема  -  проблема стратегии,  т.е.  планирование  и
развитие  экономики   города в целом происходит без  должного  учета
состояния  трудовых  ресурсов.  Даже Федеральная  целевая  программа
развития  Калининградской области до 2010г. не отвечает  на  вопрос,
какими трудовыми ресурсами ее предполагается обеспечить.
     Без  общей стратегии развития трудовых ресурсов города проблемы
рынка  труда  решаются по факту их возникновения, а это может  иметь
очень серьезные последствия для занятости населения.
     Вторая  проблема - качество спроса на рабочую  силу.  Экономика
города массово воспроизводит дешевые рабочие места. Несмотря на  то,
что ситуация в областном центре несколько лучше чем в других районах
области,  около  40% вакансий имеют оплату труда  ниже  прожиточного
минимума  и  не могут обеспечить даже воспроизводство рабочей  силы,
что   также  их  делает  абсолютно  непривлекательными  со   стороны
соискателей  и  совершенно  бесперспективными  с  точки  зрения   их
заполнения.
     Это  крайне  негативно  сказывается на  всей  социальной  жизни
общества  -   снижаются  доходы  бюджетов,  падает  престиж   труда,
происходит   деградация   и  люмпенизация   трудовых   ресурсов   (с
сопутствующими  социальными проблемами), растет  теневая  занятость.
Рынок  труда  уже  ответил  на  это острейшим  дефицитом  не  только
квалифицированных  рабочих,  но  даже  обслуживающего  персонала   -
подсобных рабочих и уборщиц, работников бюджетной сферы.
      Остро   стоит   проблема   формирования   трудовых   ресурсов.
Несоответствие  спроса и предложений рабочей силы  усугубляется  тем
обстоятельством,   что  учебные  заведения   в   своей   работе   не
сориентированы на реальные потребности. Анализ структуры  подготовки
кадров   позволяет  сделать  заключение,  что  при  остром  дефиците
молодежи, в городе формируются трудовые ресурсы на 85% состоящие  из
управленцев высшего и среднего звена и только 15% - из рабочих.  При
этом  структура вакансий - с точностью до "наоборот" на 80%  состоит
из спроса на рабочих.

     Структурное несоответствие спроса и предложений представлено на
диаграмме №2.

                       (см.диаграмму)

     В  свою  очередь  работодатели  последние  годы  не  стремились
вкладывать   средства  в  подготовку  собственных  квалифицированных
кадров  используя для удовлетворения своих потребностей существующие
трудовые ресурсы либо привлекая их из-за пределов области.
     Четвертая  -  финансовая проблема. После перехода на  бюджетное
финансирование мероприятий содействия занятости, федеральный  бюджет
гарантирует  только выплату пособий, стипендий, материальной  помощи
безработным  гражданам.  Выделение  средств  на  активную   политику
занятости  увязано  с  их финансированием из  областного  и  местных
бюджетов, а также средств работодателей.
      В   прошлые  годы  областной  бюджет  самоустранился  от  этой
проблемы,  а  местная власть не могла, несмотря  на  предпринимаемые
усилия     самостоятельно     обеспечить     необходимый     уровень
софинансирования. В результате выделение федеральных средств на  все
без  исключения направления активной политики занятости  сокращается
либо в лучшем случае будет оставаться на уровне 2002 - 2003 года.
     Пятая  -  проблема развития соц.партнерства на рынке  труда.  К
сожалению  нужно  признать,  что  уровень  взаимодействия,   уровень
интеграции  существующих ресурсов по решению проблем на рынке  труда
города  между основными партнерами достаточно низок. Предпринимаемые
усилия   носят  разрозненный  не  скоординированный  характер,   что
естественно снижает их результативность.
     Таким образом можно определить пять вышеперечисленных, наиболее
значимых  проблем  на  рынке труда региона, которые  будут  наиболее
актуальными в период 2004 -2006г.г. и на решение которых  направлена
настоящая Программа.


     III. РАСЧЕТ БАЛАНСА РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА НА ПЕРИОД
                         2004-2006 ГОДЫ

                 3.1. Прогноз спроса на рабочую силу

       Экономическая   коньюнктура   для   Калининграда   в    целом
благоприятна.   Предполагается,  что   число   вакансий   заявляемых
работодателями  в  органы службы занятости в 2004 -  2006г.г.  будет
составлять  до 10-15 тыс.свободных мест в год, т.е. будет  несколько
выше  существующего уровня. При этом практика показывает, что служба
занятости  реально располагает информацией примерно о половине  всех
существующих   вакансий.   Таким  образом,   с   достаточной   долей
уверенности можно говорить об объемах спроса на рабочую силу в 25-30
тыс.рабочих  мест  ежегодно. Основными поставщиками  вакансий  будет
г.Калининград  и  прилегающие  территории.  В  период  2004-2006г.г.
именно здесь будет находиться центр экономического роста.
     Отраслевая  структура  спроса  в  целом  сохранит  существующие
тенденции.  Основным заявителем вакансий останется бюджетная  сфера.
Это  вызвано, прежде всего, низкой оплатой труда, которая  останется
основным  препятствием для удовлетворения спроса  в  государственном
секторе.  Наиболее  перспективными  останутся  отрасли  торговли   и
обслуживания, строительство (в т.ч. жилищное и дорожное),  отдельные
отрасли   промышленного  и  пищевого  производства.   Доля   рабочих
профессий стабильно удержится на уровне 70-80% общего объема.  Из-за
демографической  ситуации  и структурного  несоответствия  спроса  и
предложений  рабочей  силы  на  рынке труда  еще  больше  обострится
дефицит квалифицированного персонала, особенно рабочих профессий.
     Качество  спроса  на рабочую силу неизбежно  будет  меняться  в
сторону увеличения реальной заработной платы. В противном случае,  с
учетом  демографической динамики работодатели не  смогут  обеспечить
даже  существующий объем производства товаров и услуг.  В  условиях,
когда привлечение и использование дешевой рабочей силы из стран  СНГ
будет затруднительно из-за визового режима, это будет дополнительным
стимулом  роста  заработной  платы  и  внедрения  новых  технологий.
Предполагается, что немаловажным фактором выхода зарплат  из  "тени"
станет пенсионная реформа и переход к накопительной форме пенсий.  В
связи  с  этим количество вакансий с оплатой труда ниже прожиточного
минимума постепенно будет сокращаться. В настоящее время доля  таких
вакансий  составляет  40-45%  от общего числа  заявленных  вакантных
мест.  Среднегодовое число таких "неперспективных вакансий" в период
2004-2006г.г.  оценивается  в  30%  общего  объема.  Реально  до  10
тыс.свободных  мест  окажутся  невостребованными  из-за   заявленных
условий  труда  и  оплаты,  и структурного несоответствия  спроса  и
предложений  рабочей силы. Это касается прежде всего государственных
учреждений  и  организаций финансируемых  из  областного  и  местных
бюджетов.
     Таким  образом,  в период 2004-2006г.г. на рынке  труда  города
прогнозируется ежегодный спрос на рабочую силу в 25-30 тыс.вакансий.
В  связи с тем, что до 10 тыс. из них не будут реально востребованы,
речь  необходимо вести о ежегодном спросе объемом около 15 - 20 тыс.
свободных мест.

                3.2. Прогноз предложения рабочей силы

     Практика  работы Центра занятости позволяет сделать вывод,  что
большим   информационным  пробелом  является  отсутствие  данных   о
профессиональной  структуре трудовых ресурсов  города.  Несмотря  на
это,   наиболее   достоверный   расчет  количественных   показателей
предложений рабочей силы можно сделать исходя из социального статуса
населения выходящего на рынок труда.
     В настоящее время выделаются восемь социальных групп населения,
которые    оказывают   определяющее   влияние   на    рынок    труда
Калининградской  области или нуждаются в особой  опеке  и  поддержке
государственных органов власти при поиске работы. Прежде всего, это:
      1) сокращенные рабочие и служащие;
      2)   первичная   безработица   молодежи,   молодежь,   впервые
приступающая к работе;
      3) текучесть кадров;
      4) временно незанятое население;
      5) миграционный прирост, мигранты;
      6) трудоспособные пенсионеры;
      7) сокращенные военнослужащие;
      8) базовая безработные.
     Из  этих  восьми  категорий достаточно  трудно  спрогнозировать
только   одну   составляющую  -  "высвобождаемые  с  предприятий   и
организаций".   Количественные  и  качественные  характеристики   по
остальным  социальным группам достаточно стабильны.  Это  связано  с
тем,  что  они зависят непосредственно от демографических процессов,
основные  тенденции  которых достаточно хорошо известны.  Рассмотрим
баланс  предложений  рабочей силы в период до 2006г.  по  каждой  из
социальных групп:
     1. Сокращенные рабочие и служащие.
     Прогноз  именно  этой  категории  населения  на  период  2006г.
наиболее сложен в силу объективных причин. Прежде всего, это связано
с  вступлением  Литвы  и  Польши в ЕС и  предполагаемым  вступлением
России  в ВТО, неясности в вопросе принятия новой редакции Закона  о
СЭЗ.     Влияние    этих    факторов   может    быть    потенциально
дестабилизирующим  для  рынка  труда.  Тем  не  менее  среднегодовая
численность  занятых  в  экономике  города  достаточно  стабильна  и
составляет по официальным данным около 230 - 240 тыс.чел.
     С  учетом  существующей динамики роста численности сокращенных,
начиная  с  2004г.  их количество ежегодно будет составлять  от  1,0
тыс.работников (при благоприятных тенденциях) до 20,0  тыс.чел.  при
резком  ухудшении  экономической коньюктуры и массовых  сокращениях.
Таким  образом,  именно  масштабы  сокращений  в  конечном  счете  и
определят сценарий (благополучный или наихудший) ситуации  на  рынке
труда города.
     Согласно выводам экспертов, реальная помощь в поиске работы,  в
частности -  службы занятости, потребуется ежегодно от 1,0  тыс.  до
20,0 тыс.лиц этой категории.
     2. Первичная безработица молодежи
     Исходя из анализа демографической ситуации и экспертных  оценок
специалистов народного образования, ежегодно на рынок труда  области
будет   выходить  около  10,0  тыс.школьников  9-х  и  11-х  классов
общеобразовательных  школ, до 3,0 тыс. выпускников  профессиональных
лицеев  (ПТУ),  3,0 тыс.молодых специалистов со средним  специальным
образованием (техникумы) и около 2,5 тыс.выпускников очных отделений
ВУЗов.   Итого   первичная  безработица  молодежи   ежегодно   будет
составлять 18,5 тыс.чел.
     Исходя  из динамики обращений этой категории граждан  в  службу
занятости,  принимая  во внимание отсутствие единой  образовательной
политики  ориентированной на потребности рынка труда,  содействие  в
поиске  работы  потребуется  ежегодно до  10,0  тыс.  молодых  людей
впервые выходящих на рынок труда.
      3. Текучесть кадров.
      Практика   работы  Центра  занятости  и  данные  комитета   по
статистике позволяют сделать достаточно уверенный вывод о  том,  что
текучесть  кадров  в период 2004-2006г.г. не претерпит  существенных
изменений.  В среднегодовом исчислении она будет составлять  15%  от
численности  занятых.  Другими словами ежегодно  масштабы  текучести
кадров   будут  составлять  до  40,0  тыс.чел.  Согласно   расчетам,
различного  рода  помощь  и содействие на  рынке  труда  потребуется
ежегодно до 10,0 тыс.лиц этой категории.
      4. Временно незанятое население.
      Прежде   всего,  под  это  определение  попадают  домохозяйки,
сезонные  рабочие,  женщины  после отпуска  по  уходу  за  ребенком,
инвалиды  3-й  группы, лица освобожденные из мест  лишения  свободы,
лица  ухаживающие  за инвалидами и т.д. Ежегодно  к  услугам  службы
занятости прибегает не менее 9,0 тыс. граждан этих категорий. Исходя
из чего, можно сделать вывод, что и в период до 2006г. среднегодовой
показатель по этой социальной группе не изменится.
      5. Миграционный прирост.
      Под   этим   определением  следует  понимать   разницу   между
трудоспособными   гражданами,  приехавшими   на   постоянное   место
жительства в регион и уехавших за его пределы. Основные миграционные
процессы  связанные с распадом Советского Союза уже  завершились.  В
связи   с   этим,   среднегодовая  положительная  динамика   притока
трудоспособных  мигрантов  не  превысит  4,0  тыс.чел.  Причем,  как
правило, лица этой категории являются квалифицированными рабочими  и
служащими  и  заранее  подбирают потенциальных работодателей.  Таким
образом,  ежегодно  в  содействии  на  рынке  труда  региона   будут
нуждаться около 0,5 тыс.граждан этой категории.
     6. Трудоспособные пенсионеры.
     Исходя  из анализа работы службы занятости, ежегодно официально
обращаются   за   содействием  в  поиске   работы   не   менее   1,0
тыс.пенсионеров. Причем среднегодовая динамика составляет +40%. Если
принять  во внимание особенности демографической ситуации и  быстрое
старение   трудовых  ресурсов  области,  то  реальное   число   этой
категории, которые будут оказывать сильное потенциальное влияние  на
рынок труда определяется в среднем до 3,0 тыс.чел. ежегодно.
     7. Сокращенные военнослужащие.
     По  имеющейся  информации сокращение офицеров и прапорщиков  на
территории Калининградской области носит плановый характер. Основная
их  масса завершилась с расформированием 11-й армии в середине  90-х
годов  и созданием единого командования военной группировки. Процесс
в  целом  стабилизировался  и не претерпит  существенных  изменений.
Таким образом, численность этой категории граждан выходящих на рынок
труда, в среднегодовом исчислении в период до 2006г. не превысит 1,0
тыс.чел.
     Практика работы службы занятости показывает, что в той или иной
помощи   государственных  органов  при  адаптации  на  рынке  труда,
ежегодно будут заинтересованы до 1,0 тыс.лиц этой категории.
     8. Базовая безработица.
     Под  этим  термином  подразумевается  официальная  безработица,
сложившаяся  в  городе  на  начало прогнозируемого  периода.  Анализ
существующей  динамики позволяет сделать вывод, что к началу  2004г.
численность   лиц   имеющих  официальный  статус   безработного   на
территории  города составляет 1,400 тыс.чел. Предполагается,  что  в
последующие   годы  при  благоприятном  развитии  ситуации   базовая
безработица вплоть до 2006г. не будет превышать 2 тыс. чел. Основной
фактор постепенного роста будет связан с легализацией большей  части
теневого    рынка   труда   в   условиях   сокращения    возможности
дополнительного приработка или теневого бизнеса в сфере приграничной
торговли.  При  этом,  необходимо  учесть,  что  уровень  в  2  тыс.
составляет около 5% экономически активного населения города. Другими
словами,  по  факту  это  фрикционная безработица  (т.е.  допустимый
"естественный  фон"  даже  при  благополучном  развитии  экономики).
Однако, все эти 2,0 тыс.чел. будут ежегодно нуждаться в поддержке  и
помощи на рынке труда.
     Таким  образом,  исходя из прогнозных оценок  численность  лиц,
которые  в  период до 2006г. будут ежегодно выходить на рынок  труда
региона  (т.е.  предложение  рабочей  силы)  оценивается  с  79-97,5
тыс.человек  в  зависимости от масштабов сокращений. Причем,  та или
иная  помощь  потребуется  не  менее  чем 30,5тыс.человек  ежегодно.
(см.таблицу).

 ┌───────────────────┬───────────────┬───────────────┬────────────┐
 │Социальные группы  │Всего выйдут на│ Самостоятельно│Обратятся за│
 │                   │  рынок труда  │    найдут     │содействием │
 │                   │  (тыс.чел.)   │    работу     │(тыс.чел.)  │
 │                   │               │  (тыс.чел.)   │            │
 ├───────────────────┼───────────────┼───────────────┼────────────┤
 │Высвобожденные     │   2,5 - 20    │    1 - 17     │ 1,5 - 3,0  │
 │работники          │               │               │            │
 │Молодежь           │     18,5      │      8,5      │   10,0     │
 │Текучесть кадров   │     40,0      │     30,0      │   10,0     │
 │Временно незанятое │      9,0      │      3,0      │    6,0     │
 │население          │               │               │            │
 │Миграционный       │      4,0      │      3,5      │    0,5     │
 │прирост            │               │               │            │
 │Трудоспособные     │      3,0      │      2,0      │    1,0     │
 │пенсионеры         │               │               │            │
 │Сокращенные        │      1,0      │      0,5      │    0,5     │
 │военнослужащие     │               │               │            │
 │Базовая            │   1,4 - 2,0   │   0,4 - 1,0   │    1,0     │
 │безработица        │               │               │            │
 ├───────────────────┼───────────────┼───────────────┼────────────┤
 │ИТОГО:             │  79,4 - 97,5  │  48,9 - 65,5  │30,5 - 32,0 │
 └───────────────────┴───────────────┴───────────────┴────────────┘

              3.3. Динамика официальной безработицы

      По   мнению   специалистов,  реальные  объемы  безработицы   в
г.Калининграде, рассчитанные по методике МОТ, составляют 30-35  тыс.
незанятых граждан. С достаточной долей уверенности можно говорить  о
том,  что  часть этих граждан находится в сфере "теневой  занятости"
имея   постоянный  или  периодический  неконтролируемый   приработок
(прежде всего от торговли).
     В  2004-2006г.г.  в силу объективных причин  (описанных  выше),
"теневая занятость" неизбежно будет сокращаться. При этом необходимо
учесть,  что использование рабочей силы из южных и восточных районов
в  западной  части  области будет затруднено отсутствием  свободного
жилья   и   общежитий   в   г.Калининграде  и  пригороде.   Согласно
благоприятного сценария к началу 2006г. на учете в службе  занятости
будет  состоять  не  более 2,0 тыс.безработных, при  неблагоприятном
развитии   событий  до  20  тыс.чел.  (в  зависимости  от  масштабов
сокращений).
      При  расчете  категории  граждан  имеющих  официальный  статус
безработного необходимо учесть еще одно обстоятельство.  В  связи  с
новой  редакцией Закона о занятости населения РФ (15 февраля 2003г.)
значительно (примерно на 1/3) сократились размеры пособий более  чем
у   половины  зарегистрированных  в  службе  занятости  безработных.
Потенциально  это  может спровоцировать ситуацию хронически  скрытой
безработицы, когда официально регистрируемая безработица остановится
на  цифре  около  1  -  1,5  тыс.чел.,  а  остальные  люди,  реально
потерявшие  работу окажутся "в тени". Это наиболее худший  сценарий,
который  не позволит даже вести учет лиц реально заинтересованных  в
содействии при поиске работы.
     Эксперты  сходятся во мнении, что в расчетах  реального  уровня
базовой  безработицы в период 2004-2006г.г. необходимо  исходить  из
цифры  в  2  - 3 тыс.чел. в год. Это те люди, которые реально  будут
нуждаться  в  поддержке службы занятости. В связи  с  этим  комплекс
мероприятий  Программы занятости населения г.Калининграда  в  период
2004-2006г.г.,  должен  быть  направлен на  недопущение  преодоления
этого критического порога.

            3.4. Баланс спроса и предложения рабочей силы

      Анализ  предполагаемого  спроса  и  предложений  рабочей  силы
показывает,  что  в интересующий нас период до 2006  года  на  рынок
труда г.Калининграда ежегодно будет выходить от 1,0 тыс.чел. до 20,0
тыс.чел. в зависимости от масштабов сокращений. При этом численность
лиц  заинтересованных в реальной помощи при поиске  работы  составит
при  благоприятном сценарии - до 2,0 тыс., при неблагоприятном -  до
10  -  15  тыс.чел. Количество рабочих мест, с приемлемыми условиями
труда   и   заработной  платой  ежегодно  будет  составлять   до   5
тыс.вакансий.
      Таким  образом,  баланс  спроса  и  предложений  рабочей  силы
показывает ежегодное превышение предложения рабочей силы над спросом
на 3 - 10 тыс. человек., в зависимости от рассматриваемого сценария.
Соответственно,  исходя  из  этой  цифры  необходимо  вести   расчет
необходимых  мероприятий. Только так можно будет  эффективно  решить
проблему   количественного  и  качественного  дисбаланса  спроса   и
предложений рабочей силы.

    IY.МЕРОПРИЯТИЯ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В 2004-2006г.г.

      В  связи  с  тем,  что  данная  Программа  представляет  собой
стратегию формирования и развития государственной политики занятости
населения  применительно к конкретным условиям и особенностям  рынка
труда   г.Калининграда,   есть  необходимость   кроме   практических
мероприятий содействия занятости, предусмотреть институциональное  и
законодательное оформление основных принципов и подходов  к  решению
существующих проблем описанных  ранее.
     В частности:
     1.  Для  решения проблемы стратегии предполагается:  участие  в
разработке  и  внесение предложений по изменению  и  дополнению  уже
действующих  региональных законодательных  и  городских  нормативных
актов  с  целью должного отражения и учета проблем трудовых ресурсов
города.
      2.   В  целях  повышения  качества  спроса  на  рабочую   силу
предполагается   обеспечить  достойный  уровень  оплаты   социально-
значимых   общественных   работ.  Такая   альтернатива   стимулирует
конкуренцию за свободную рабочую силу в плане оплаты труда.
      3.  Проблему  формирования  трудовых  ресурсов  предполагается
решать  на  основе развития социального партнерства.  Несоответствие
спроса и предложений рабочей силы усугубляется тем, что деятельность
учебных  заведений, как правило, не скоординирована с работодателями
и  не соответствует реальным потребностям городского рынка труда.  В
следствии     чего    представляется    целесообразным    расширение
информационного  пространства  службы  занятости   в   целях   более
эффективного информирования населения о реальной ситуации  на  рынке
труда  города,  развитие системы профориентации,  профинформирования
выпускников школ города.
     4.  Решение  финансовой  проблемы.  Предполагается  постепенное
увеличение  доли  средств выделяемых из местных бюджетов  и  средств
привлекаемых из иных источников (прежде всего работодателей).
     В  2004г. на реализацию мероприятий активной политики занятости
планируется  выделение  денежных средств в следующей  пропорции:  из
федерального  бюджета 31879,7 тыс.руб., из местного бюджета  3523,34
тыс.руб.  и  900  тыс.руб. от работодателей. Однако степень  участия
местного  бюджета  явно не достаточна, т.к. на его  долю  приходится
всего 10,7% от общей суммы средств.
     Для реализации всего комплекса мер активной политики занятости,
в  период  до 2006г. предлагается увеличить долю местного бюджета  в
финансировании этих мероприятий до 20 - 25% всей суммы затрат. Таким
образом,   можно   будет   не   допустить   дальнейшего   сокращения
федерального финансирования, которое началось с 2002г. под предлогом
отсутствия  заинтересованности городской  администрации  в  вопросах
занятости  и  достичь  необходимого уровня  финансового  обеспечения
мероприятий активной политики занятости.
     5.Решение проблемы развития соц.партнерства видится в  создании
городской   трехсторонней  комиссии  по  урегулированию   социально-
трудовых отношений.

               Y. ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

     Основные  затраты по реализации мероприятий Программы занятости
в  период  2004-2006г.г. лягут на федеральный бюджет т.к. именно  из
этого  источника осуществляется материальная поддержка  безработных.
Это  составляет  до  63,9%  всех затрат  на  реализацию  мероприятий
Программы занятости.
     При  прогнозируемом ежегодном дисбалансе рынка труда в  15,0  -
20,0  тыс.  незанятых  граждан, именно этот источник  финансирования
должен ежегодно обеспечить материальную поддержку в период активного
поиска  работы  или переобучения до 10,0 тыс.чел. (при благоприятном
сценарии), а в случае чрезвычайной ситуации на рынке труда региона -
до  20,0  тыс.чел.  Расчет соответствующих затрат  и  предоставление
заявки   Центр  занятости  будет  производить  ежегодно  на   основе
краткосрочных (ежегодных) прогнозов рынка труда, проведенных отделом
анализа   рынка   труда   и   статистики  Департамента   федеральной
государственной   службы  занятости  населения  по   Калининградской
области.   Именно федеральный бюджет призван нивелировать социальные
последствия  вероятного и наихудшего сценариев развития  ситуации  в
период до 2006г.
      Материалы  для  оформления  соответствующей  бюджетной  заявки
Калининградский городской центр занятости населения  будет  ежегодно
вносить   в  местные  органы  власти  и  в  Департамент  федеральной
государственной   службы  занятости  населения  по   Калининградской
области для бюджетной заявки в Минтруд.
     Расчет  необходимых мероприятий активной политики  занятости  и
ежегодных  затрат составлен на основе перспективного прогноза  рынка
труда и выглядит следующим образом:
     1. Профориентационная помощь. Различного рода консультирование,
психологическую  поддержку  и  тестирование  должны   получить   все
обратившиеся   в   службу   занятости.  Профориентацию   безработных
предполагается  осуществить совместно за счет  средств  федерального
бюджета  и  городского  бюджета. Таким образом затраты  федерального
бюджета в 2004г. составят 36,0 тыс.руб., затраты местного бюджета 80
тыс.руб.
     Однако,  практика  работы показывает, что  с  такой  категорией
граждан  как  молодежь необходимо работать до  ее  выхода  на  рынок
труда. В силу чего указанных средств явно недостаточно. Предлагается
обеспечить  финансирование  мероприятий по  профориентации  10  тыс.
выпускникам школ ежегодно выходящих на рынок труда.
     Центр  занятости  будет ежегодно вносить необходимые  материалы
для  формирования  бюджетных  заявок  в  местные  органы  власти   и
Департамент  федеральной государственной службы занятости  населения
по Калининградской области.
      2.   Профессиональное  обучение  и  переобучение   безработных
граждан.  Это  основа  всей активной политики  занятости.  Ежегодная
потребность в переподготовке и профобучении составляет 1000  -  1100
человек, а при неблагоприятных условиях значительно возрастет.
     Финансирование переподготовки незанятых граждан  осуществляется
в  расчете   -  100% федерального бюджета. В денежном выражении  это
составит:  в  2004г. - 1,2 млн.руб., в 2005г. - 1,5  млн.руб.  Общие
объемы  финансирования  переобучения  безработных  в  2004г.  -  1,2
млн.руб., в 2005г. - 1,5 млн.руб.
     Предлагается  участие  городского  бюджета  для  финансирования
переподготовки   незанятого   населения   остро-дефицитным   рабочим
специальностям для  городского хозяйства.
     3.  Организация ярмарок вакансий и учебных мест - предоставляет
незанятым  гражданам, работодателям и учебным структурам возможность
интерактивного  решения  проблем  приема  на  работу   и   обучения.
Ежегодная  потребность  в этом мероприятии  в  г.Калининграде  -  16
ярмарок   (по   всем  районам  города)  в  течение  2004г.   Затраты
федерального бюджета составят в 2004г. - 41,0 тыс.руб., в 2005г.  на
эти цели планируется 80 тыс.руб.
      В   целях  паритетного  финансирования,  предлагается  долевое
участие  всех  бюджетов  исходя  из  следующих  пропорций:   90%   -
федеральные   средства,   10%   -  финансируются   муниципалитетами.
Центр  занятости  будет ежегодно вносить необходимые  материалы  для
формирования бюджетных заявок в местные органы власти и  Департамент
федеральной   государственной   службы   занятости   населения    по
Калининградской области.
     4.  Социальная адаптация безработных граждан. Под этим термином
предлагаются специальные мероприятия и подпрограммы рассчитанные  на
длительно безработных граждан - "Клуб ищущих работу", "Новый  старт"
и   т.д.   Годовые  объемы  федерального  финансирования  социальной
адаптации  будут  рассчитываться исходя  из  количества  безработных
граждан,  нуждающихся  в указанной услуге, из расчета  расходов  500
руб. на одного человека.
     При  этом  расчет  и обоснование для соответствующих  бюджетных
заявок  в  последующие  годы в местные органы власти  и  Департамент
федеральной   государственной   службы   занятости   населения    по
Калининградской области обеспечит городской центр занятости.
     5.Поддержка  самозанятости  и предпринимательства  безработных.
Средств   федерального  бюджета  на  эти  цели   не   хватает.   Они
предусмотрены    только   на   предварительный   этап    (проведение
тестирования безработного, обучение, разработка и экспертная  оценка
бизнес планов, регистрация предпринимательской деятельности).  Такую
помощь  за счет федерального бюджета могут получить ежегодно  до  40
чел.  Однако  для  начала  деятельности  большинству  из  них  нужен
стартовый  капитал,  который может быть обеспечен  за  счет  средств
местного бюджета на конкурсной основе.
     В  2004г. на эти цели будет израсходовано по 137,2 тыс.руб.  из
федерального  бюджета,  100,0 тыс.руб. из городского бюджета.  Общие
годовые затраты в 2004г. 237,2 тыс.руб., а в 2005г. - 300,0 тыс.руб.
При  этом  нужно  отметить, что все 100% средств  из  муниципального
бюджета   направляется   на  проведение  ежегодного   муниципального
конкурса поддержки самозанятости инвалидов.
     Расчет  и  обоснование для соответствующих бюджетных  заявок  в
последующие годы обеспечит Калининградский городской центр занятости
населения.
     6.   Организация общественных работ. Это не только  возможность
получения   безработными  легального  дохода,  сохранения   трудовой
мотивации  и  активной жизненной позиции граждан, но  и  действенная
помощь в решении социально-значимых проблем в городе при минимальных
финансовых затратах.
     В  настоящее время имеющимися средствами ежегодно финансируются
общественные  работы  в среднем для 0,2 тыс.чел.  Однако,  этого  не
достаточно, спрос на них не удовлетворен как минимум на 2,0 тыс..  В
связи   с   этим,   в   период  2004-2006г.г.  необходимо   ежегодно
организовывать не менее 2 - 3 тыс. таких мест.
     Осуществление  данного  направления планируется  на  паритетной
основе.  Общий  объем средств составляет 1 млн.  615,5  тыс.руб.  из
которых  федеральные средства составят 165,5 тыс.руб., 550  тыс.руб.
средства    муниципального   бюджета   и   900   тыс.руб.   средства
работодателя.
      Материалы  для  оформления  соответствующей  бюджетной  заявки
Калининградский городской центр занятости населения  будет  ежегодно
вносить   в  местные  органы  власти  и  в  Департамент  федеральной
государственной   службы  занятости  населения  по   Калининградской
области для финансирования бюджетной заявки в Минтруд.
    7.  Организация временной занятости учащихся школ. Это  одно  из
наиболее  востребованных  направлений активной  политики  занятости,
которое  имеет  огромный социальный эффект. Кроме прямого  поощрения
социально значимой деятельности оно стимулирует приобщение  молодежи
к  труду.  Ежегодно  в этих мероприятиях принимает  участие  до  3-4
тыс.несовершеннолетних.   Рост   показателя   сдерживается    только
финансовыми возможностями.
     Таким образом расходы составят: федерального бюджета в 2004г. -
481,3  тыс.руб.,  в 2005г. - 2500,0 тыс.руб.; из городского  бюджета
соответственно в 2004г. - 2793 тыс.руб. и в 2005г. -  2800  тыс.руб.
Кроме того, приведенные объемы финансирования позволят дополнительно
привлечь средства работодателей в 2004г. - не менее 800 тыс.руб. и в
2005г. - 1,0 млн.руб. Итоговые расходы на это мероприятие составят в
2004г. - 3274,3 тыс.руб., а в 2005г. - 5300 тыс.руб.
     Материалы  для финансирования соответствующих бюджетных  заявок
Центр  занятости  будет ежегодно вносить в местные органы  власти  и
Департамент  федеральной государственной службы занятости  населения
по Калининградской области.
     8.  Досрочное  отправление на пенсию. Исходя  из  опыта  работы
службы  занятости, ежегодно этой возможностью смогут воспользоваться
до  0,2  тыс.длительно  безработных  граждан.  Финансирование  этого
мероприятия будет производиться за счет средств федерального бюджета
и составит в 2004г. - 1912,3 тыс.руб., в 2005г. - 2,0 млн.руб.
     9.  Содействие  трудоустройству  граждан  особо  нуждающихся  в
социальной   защите.   Это   мероприятие  предполагает   возможность
временного  трудоустройства  для  конкретных  категорий  безработных
граждан  с целью поддержания их дохода. Такого рода помощь требуется
6   -   7   тыс.чел.   ежегодно.  Предлагаемые   мероприятия   будут
финансироваться  100%  за  счет  федерального  бюджета.  В  денежном
выражении это составит: 2004г. 170,6 тыс.руб.; в 2005г. 200 тыс.руб.
     Общие  расходы  на это мероприятие составят в  2004г.  -  170,6
тыс.руб., а в 2005г. - 200 тыс.руб. Порядок согласования и выделения
средств  аналогичен  описанному. В связи с  высокой  соц.значимостью
данного  направления  целесообразна его поддержка  за  счет  средств
федерального бюджета.
      10.Информирование  о  положении  на  рынке  труда  -  является
безусловным  и  необходимым  условием  реализации  всех  мероприятий
содействия  занятости, поэтому должно проводиться как  на  областном
(региональном), так и на местном (муниципальном) уровне.
      Возможности   телевизионных  и   печатных   средств   массовой
информации к настоящему времени слабо задействованы в этом процессе.
      Финансирование  данного  направления  лишь  за  счет   средств
федерального бюджета является проблематичным, так как  на  2004  год
оно составит - 20 тыс.руб., на 2005 год - планируется - 100 тыс.руб.
в  связи  с  чем  предлагается обеспечить  софинансирование  данного
направления за счет городского бюджета.
     Перечень  основных мероприятий Программы занятости населения на
2004 г. и их финансовое обеспечение представлено в приложении № 1.
       Предложения    по   мероприятиям   и   необходимым    объемам
финансирования  Центр  занятости будет ежегодно  вносить  в  местные
органы  власти  и  Департамент  федеральной  государственной  службы
занятости  населения  по  Калининградской  области  для  составления
соответствующей бюджетной заявки.


         YI. СОЦИАЛЬНАЯ И ФИНАНСОВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ

     Реализация Программы занятости населения г.Калининграда в 2004-
2006г.г.  будет  способствовать формированию  цивилизованного  рынка
труда,  обеспечит конституционные права граждан на труд и защиту  от
безработицы,  будет хорошим стимулом для социальной  стабильности  и
оздоровления  криминогенной обстановки. Кроме  того,  ее  реализация
позволит  постоянно совершенствовать структуру трудовых  ресурсов  и
развивать  социальное  партнерство  в  сфере  занятости,  на  основе
повышения   качества  и  конкурентноспособности  рабочей   силы,   в
интересах экономики региона.
     Мероприятия программы с предлагаемыми направлениями и  объемами
финансирования  обеспечат  необходимую поддержку  жителям  города  и
социальную стабильность рынка труда региона на весь период  действия
программы.
      Независимо  от  сценарных  условий  развития  экономической  и
геополитической  ситуации в городе, процессы, происходящие  в  сфере
занятости,   будут   прогнозируемы  и  находиться   под   контролем.
Паритетное  выделение  средств на мероприятия  содействия  занятости
населения,  исключит  возможность  сокращения  финансового   участия
федерального  бюджета  в  решении проблем занятости,  на  территории
г.Калининграда.
     Кроме  того,  социальный  эффект  программы  будет  состоять  в
следующем:
     -  смягчение  негативных последствий безработицы и  обеспечение
ежегодной материальной поддержки на время активного поиска работы до
10 тыс. безработных, (даже при чрезвычайных ситуациях);
     -  в  целях  преодоления  социального иждивенчества,  программа
призвана  обеспечить  возможность  легального  поддержания   доходов
незанятого   населения  через  временную  занятость  и  общественные
работы, в которых ежегодно примут участие более 1,5 тыс. безработных
и другие категории незанятых граждан. Аналогичным целям приобщения к
общественно-значимому труду служит и временная занятость  школьников
в  каникулярный период. В этом мероприятии смогут принимать  участие
до 3 тыс. подростков в год;
      -  в  конечном  итоге  практически  все  незанятое  население,
обратившееся за содействием, будет вовлечено в мероприятия  активной
политики занятости. В частности, ежегодно будут переобучаться до 1,2
тыс. безработных граждан.
Финансовый эффект:
-  снизится  нагрузка на социальные выплаты, т.к. в ходе  реализации
программы  ежегодно  смогут  найти постоянную  работу  через  органы
службы занятости не менее 2 тыс. и еще около 4,0 тыс. - вовлечены во
временную занятость;
-  увеличится налогооблагаемая база и доходы бюджетов всех  уровней,
т.к.  мероприятия  программы  носят  не  только  социальный,  но   и
экономический характер;
-   поддержание  доходов  и  легальная  возможность  приработка  для
незанятого  и  работающего  населения  будут  способствовать   росту
покупательской способности населения.
     Мероприятия  программы рассчитаны таким  образом,  чтобы  любой
житель  города,  по  тем  или иным причинам оказавшийся  в  условиях
поиска  работы  мог  оперативно и бесплатно получить  весь  комплекс
необходимых  для  себя квалифицированных услуг - от  информирования,
профориентации,  юридической  и иной  помощи  -  до  переподготовки,
трудоустройства  или открытия собственного дела. В  общей  сложности
различного  рода содействием смогут воспользоваться  60  -  80  тыс.
жителей  города,  даже при самом неблагоприятном  сценарии  развития
ситуации.

               YII. ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛНЕНИЯ И КОНТРОЛЬ

     Организация  исполнения  Программы происходит  при  координации
всех действий через органы службы занятости.
     Центр  занятости ежемесячно и ежеквартально (в  соответствии  с
требования госстатистики) предоставляет отчет о своей деятельности и
ходе  реализации Программы в Департамент федеральной государственной
службы  занятости  населения по Калининградской  области,  городской
Совет  депутатов Калининграда, мэрию г.Калининграда  и  Министерство
труда и социального развития РФ.
     Финансовая  деятельность контролируется КРУ,  счетной  палатой,
прокуратурой  области и КРО ДФГСЗН, КСК городского Совета  депутатов
Калининграда, мэрией города в рамках бюджетного финансирования.

                                                       ПРИЛОЖЕНИЕ №1

   Перечень основных мероприятий Программы занятости населения
     г. Калининграда на 2004 год и их финансовое обеспечение

┌───┬────────────────────────────────┬───────┬─────────────────────────────┬────────────────────┐
│№  │       Статьи затрат            │Кол-во │   Финансирование (тыс.руб.) │     Исполнитель    │
│п/п│                                │человек├───────┬─────────────────────┤                    │ 
│   │                                │       │всего  │          В т.ч.     │                    │
│   │                                │       │       ├───────────┬─────────┤                    │
│   │                                │       │       │Федеральный│Городской│                    │
│   │                                │       │       │  бюджет   │бюджет   │                    │
├───┼────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────────┼─────────┼────────────────────┤
│1. │Профориентационная помощь       │  3800 │  116  │    36,0   │    80   │Отдел по делам      │
│   │                                │       │       │           │         │молодежи мэрии      │
│   │                                │       │       │           │         │Калининградский     │
│   │                                │       │       │           │         │городской центр     │
│   │                                │       │       │           │         │занятости населения │
│2. │Профессиональное обучение и     │  1050 │1200,0 │   1200,0  │    -    │Калининградский     │
│   │переподготовка                  │       │       │           │         │городской центр     │
│   │                                │       │       │           │         │занятости населения │
│3. │Организация ярмарок вакансий и  │ 16 ед.│ 41,0  │    41,0   │    -    │Калининградский     │
│   │учебных мест                    │       │       │           │         │городской центр     │
│   │                                │       │       │           │         │занятости населения │
│4. │Социальная адаптация            │   120 │   -   │      -    │    -    │Калининградский     │
│   │безработных граждан             │       │       │           │         │городской центр     │
│   │                                │       │       │           │         │занятости населения │
│5. │Поддержка самозанятости и       │   34  │ 237,2 │           │         │                    │
│   │предпринимательства             │       │       │           │         │                    │
│   │безработных граждан:            │       │       │           │         │                    │
│   │- издание информационно-        │       │       │           │         │                    │
│   │методических материалов и       │       │       │           │         │                    │
│   │оказание финансовой помощи  на  │       │       │           │         │Калининградский     │
│   │организацию мероприятий по      │       │       │    137,2  │         │городской центр     │
│   │открытию собственного дела      │       │       │           │         │занятости населения │
│   │                                │       │       │           │         │                    │
│   │- организация и проведение      │       │       │           │         │                    │
│   │конкурса самозанятости          │       │       │           │  100,0  │Управление труда и  │
│   │инвалидов и оказание            │       │       │           │         │социального развития│
│   │финансовой помощи лауреатам     │       │       │           │         │мэрии               │
│   │конкурса                        │       │       │           │         │                    │
│6. │Организация общественных работ  │  1000 │ 715,5 │           │         │                    │
│   │(дополнительно к средствам      │       │       │           │         │                    │
│   │работодателя):                  │       │       │           │         │                    │
│   │- издание иформационно-         │       │       │           │         │                    │
│   │методических материалов,        │       │       │           │         │Калининградский     │
│   │материальная поддержка          │       │       │    165,5  │         │городской центр     │
│   │участников общественных работ   │       │       │           │         │занятости населения │
│   │                                │       │       │           │         │                    │
│   │- оплата труда участников       │       │       │           │         │                    │
│   │общественных работ на объектах  │       │       │           │  550,0  │Управление труда и  │
│   │муниципальной собственности     │       │       │           │         │социального развития│
│   │                                │       │       │           │         │мэрии               │
│   │                                │       │       │           │         │                    │
│7. │Организация временного          │  1627 │2885,3 │    481,3  │  2793,0 │Отдел по делам      │
│   │трудоустройства                 │       │       │           │         │молодежи мэрии      │
│   │несовершеннолетних граждан      │       │       │           │         │Калининградский     │
│   │                                │       │       │           │         │городской центр     │
│   │                                │       │       │           │         │занятости населения │
│8. │Содействие трудоустройству      │   56  │ 170,6 │    170,6  │    -    │Калининградский     │
│   │граждан, особо нуждающихся в    │       │       │           │         │городской центр     │
│   │социальной защите               │       │       │           │         │занятости населения,│
│   │                                │       │       │           │         │Управление труда и  │
│   │                                │       │       │           │         │соцразвития мэрии   │
│9. │Выплата пособий по безработице  │  1123 │25284,8│   25284,8 │    -    │Калининградский     │
│   │                                │       │       │           │         │городской центр     │
│   │                                │       │       │           │         │занятости населения │
│10.│Материальная помощь             │   10  │  1,0  │     1,0   │    -    │Калининградский     │
│   │безработным и единовременные    │       │       │           │         │городской центр     │
│   │выплаты                         │       │       │           │         │занятости населения │
│11.│Досрочное назначение пенсии     │   85  │1912,3 │   1912,3  │    -    │Калининградский     │
│   │высвобождаемым гражданам        │       │       │           │         │городской центр     │
│   │                                │       │       │           │         │занятости населения │
│12.│Информирование о положении на   │       │ 20,0  │    20,0   │    -    │Калининградский     │
│   │рынке труда                     │       │       │           │         │городской центр     │
│   │                                │       │       │           │         │занятости населения │
└───┴────────────────────────────────┴───────┴───────┴───────────┴─────────┴────────────────────┘

 Общая стоимость Программы (тыс. руб.)                32972,7                    
 В т.ч.:                                                                                 
 - средства федерального бюджета                      29449,7
 - средства городского бюджета                        3523,0