Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Прокуратура Московского района г.Калининграда разъясняет: Об особенностях привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан

10.05.2018

Прокуратура Московского района г.Калининграда разъясняет: Об особенностях привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан

Миграционным законодательством РФ установлены порядок и условия привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан. Согласно ч. 1 ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатели, являющиеся юридическими лицами, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с данным Федеральным законом. В соответствии с ч. 16 ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в случае указания в патенте, выдаваемом на территории субъекта Российской Федерации, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина, иностранный гражданин не вправе осуществлять на территории данного субъекта Российской Федерации трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), которая не указана в патенте. В Новосибирской области уполномоченным органом в сфере миграции - УВМ ГУ МВД России по Новосибирской области в патентах, выдаваемых трудовым мигрантам, как правило, указывается профессия к работе по которой допущен иностранный гражданин. Профессии рабочих и должности служащих перечислены в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР), принятом постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367. Описание выполняемых трудовых функций для каждой профессии или должности содержится соответственно в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС), Единой номенклатуре должностей служащих и Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих. Так, например, наиболее часто уполномоченным государственным органом в патентах указывается профессия «подсобный рабочий». Согласно § 271 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 1, раздел «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйств», утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30, применяющегося на территории Российской Федерации в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 12.05.1992 № 15а., к числу функций подсобного рабочего относятся: выполнение подсобных и вспомогательных работ на производственных участках и строительных площадках, складах, базах, кладовых и т.п., погрузка, разгрузка, перемещение вручную или на тележках (вагонетках) и штабелирование грузов, не требующих осторожности (рулонных материалов, паркета в пачках, ящиков, бочек, картона, бумаги, фанеры, пиломатериалов и т.п.), а также сыпучих непылевидных материалов (песка, щебня, гравия, шлака, угля, мусора, древесных опилок, металлических стружек и других отходов производства), чистка территории, дорог, подъездных путей, уборка цехов, строительных площадок и санитарно-бытовых помещений, мытье полов, окон, тары, посуды, деталей и изделий. Привлечение иностранного гражданина, имеющего патент с указанием в нем профессии «подсобный рабочий» к другим работам, даже имеющим смежный характер, но отличным от вышеописанных, незаконно. Нельзя привлекать иностранных граждан, в патентах которых указана профессия «подсобный рабочий», к работам, характерным и свойственным для других профессий, перечисленных в ЕТКС, например «Кочегар технологических печей», «Транспортерщик», «Оператор на автоматических и полуавтоматических линиях в деревообработке», «Резчик шпона и облицовочных материалов», «Обработчик волокна и ткани» и т.д. Нарушение вышеуказанных требований закона о порядке и условиях привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан может повлечь административную ответственность работодателя по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ. Санкция указанной части ст. 18.15 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток. Следует отметить, что согласно примечанию 2 к ст. 18.15 КоАП РФ, в случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная данной статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности. В свою очередь, выполнение работы по профессии, отличной от указанной в патенте, также влечет административную ответственность иностранного гражданина по ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ, а повторное совершение данного правонарушения в течение одного года в соответствии с ч. 3 ст. 18.10 КоАП РФ влечет административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации