Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Организация деятельности органов прокуратуры в свете требований статьи 129 Конституции РФ

05.12.2018

Организация деятельности органов прокуратуры в свете требований статьи 129 Конституции РФ

В силу положений ч. 1 ст. 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются Федеральным законом от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Согласно ч.1 ст.1 указанного закона прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

Органы прокуратуры созданы в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, обладают широчайшим спектром полномочий по восстановлению нарушенных прав граждан. Инструментом оптимального решения поставленных перед прокуратурой целей и задач выступают правовые средства прокурора.

Правовые средства – это регламентированные законом и опосредованные их полномочиями действия компетентных должностных лиц прокуратуры, осуществляемые ими в процессе реализации своих функций для достижения целей и решения задач, стоящих перед органами прокуратуры Российской Федерации. Прокурорская проверка является основным правовым средством выявления нарушений закона и установления обстоятельств, им способствующих.

В узком смысле прокурорская проверка представляет собой специфическую деятельность сотрудников прокуратуры по выявлению нарушений закона в деятельности органов и организаций.
Несмотря на то, что органы прокуратуры относят к надзорным органам, которые также обладают полномочиями по проведению проверок, прокурорская проверка обладает неповторимой спецификой, которая выражается в широте полномочий прокурора. Однако права возникают совместно с обязанностями.

В 2017 году в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» внесены существенные изменения, касающиеся установления порядка проведения проверок.

Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

В новой редакции закона закреплены обязанность вынесения решения о проведении проверки, порядок ее приостановления и возобновления, срок ознакомления с актом проверки, в случае отсутствия нарушений законодательства. Важнейшим изменением закона является обязательное ознакомление проверяемого лица или органа с предметом, целями и основаниями проверки. Данное положение выступает в качестве дополнительных гарантий прав субъектов проверок.

Проверка служит предпосылкой для применения прокурором иных правовых средств, а именно – мер прокурорского реагирования. Редкая мера реагирования обходится без упоминания конституционных принципов. При этом, положения Конституции являются не только формальным обоснованием законных требований прокурора, но и их главной целью.
Обращаясь к главному постулату Основного закона Российской Федерации – признанию человека, его прав и свобод высшей ценностью – следует отметить, что на сегодняшний день именно органы прокуратуры в результате проведения прокурорских проверок посредством применения мер прокурорского реагирования имеют наибольший потенциал для реализации важнейшего конституционного положения – главенства прав человека.