Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Памятка о защите прав потребителей

15.03.2021

Памятка о защите прав потребителей

15 марта празднуется Всемирный день защиты прав потребителя!

Основой правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей является Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать, в частности, из договоров купли-продажи, подряда, возмездного оказания услуг, кредитных договоров (договоров займа) и др.

 

СРОКИ ИСКОВОЙ ДАВНОСТИ

К искам о защите прав потребителей применяются те же сроки исковой давности, что и в отношениях между коммерческими организациями. Закон о защите прав потребителей не предусматривает специальные сроки исковой давности.

Для требований потребителя о ненадлежащем качестве товара, работ (услуг) срок давности составляет:

- три года по товарам;

- один год по работам (услугам), за исключением требований в отношении зданий и сооружений;

- три года по работам (услугам) в отношении зданий и сооружений.

Право потребителя предъявить требования в отношении недостатков товара, работ (услуг) ограничено сроками, которые указаны в ст. ст. 19 и 29 Закона о защите прав потребителей. Если не уложитесь в эти сроки, то, как и в случае пропуска исковой давности, откажут в удовлетворении требований.

СРОК ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ УСТАНОВЛЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

Срок предъявления установленных требований в отношении недостатков товара (например, об устранении недостатков, о замене товара или о возврате уплаченных за него денег) зависит от вида товара, от того, установлен ли на него срок службы, гарантийный срок или срок годности, а также от того, являются ли обнаруженные недостатки товара существенными.

По общему правилу потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) товара требования по его недостаткам, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности товара.

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ДОСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК?

Закон о защите прав потребителей не предусматривает обязательный досудебный порядок урегулирования споров.

Однако такой порядок может быть установлен в специальных законах, регулирующих отношения с потребителями в определенных сферах. Например, претензия обязательно подается по договорам об оказании услуг связи, перевозки пассажира и багажа внутренним водным транспортом.

Кроме того, потребителю надо соблюсти претензионный порядок, если он хочет через суд изменить или расторгнуть договор (п. 2 ст. 452 ГК РФ, п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996).