Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Об ответственности в сфере незаконной миграции

01.04.2024

Об ответственности в сфере незаконной миграции

Прокуратура г. Калининграда разъясняет, что одной из целей государственной миграционной политики является предупреждение и пресечение незаконной миграции.

Миграционное законодательство довольно обширно и осуществляется многими нормативно-правовыми актами международного, федерального, регионального и муниципального уровней.

За нарушение миграционного законодательства возможно наступление административной и уголовной ответственности.

Административная ответственность может наступить, в частности:

- за нарушение порядка оформления документов на право пребывания, проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства иностранцев в России и их выезда за ее пределы (ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ);

- за непринятие приглашающей стороной мер по обеспечению соблюдения приглашенным иностранцем режима пребывания (проживания) в России в части соответствия осуществляемой им деятельности цели въезда или его своевременного выезда по истечении срока пребывания (ч. 2 ст. 18.9 КоАП РФ);

- за неисполнение обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета (ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ);

- за предоставление заведомо ложных сведений о цели пребывания иностранца в России при оформлении документов для его въезда в РФ (ч. 6 ст. 18.9 КоАП РФ);

- за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 18.15), а также к трудовой деятельности, осуществляемой на розничных рынках (ст. 18.16);

- за представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета (ст. 19.27).

Следует отметить, что данные деяния не должны содержать признаков преступления.

Меры административной ответственности выражаются в виде административного штрафа для граждан и должностных лиц, для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц помимо административного штрафа применяется административное приостановление деятельности.

Важно! Если нарушения, предусмотренные ст. ст. 18.9, 18.15 и ч. 1, 3 ст. 18.16 КоАП РФ, совершены в отношении двух и более иностранных граждан, административное наказание назначается за нарушение, допущенное в отношении каждого из них (примечания к ст. ст. 18.9, 18.16, примечание 2 к ст. 18.15 КоАП РФ).

Наиболее частым видом преступления в сфере миграции является фиктивная регистрация и постановка на учет по месту пребывания или по месту жительства предусмотренными ст.ст. 322.2, 322.3 УК РФ.

Виновному грозит одно из следующих наказаний:

- штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период до трех лет;

- принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) на срок
до трех лет или без такового;

- лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) на срок до трех лет или без такового.

Фиктивная регистрация представляет собой фиксацию в установленном порядке органами регистрационного (миграционного) учета нахождения гражданина на основании представления в эти органы заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо при отсутствии у данных лиц намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо при отсутствии у собственника или нанимателя жилого помещения намерения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанных лиц (например, когда гражданин регистрирует у себя в квартире несколько сотен мигрантов).

Фиктивная постановка на учет по месту пребывания состоит в фиксации в установленном порядке органами миграционного учета факта нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания в помещении в России на основании представления в эти органы заведомо недостоверных сведений или документов, либо при отсутствии у данных лиц намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении, либо при отсутствии у принимающей стороны намерения предоставить им это помещение для фактического проживания (пребывания), либо в фиксации факта нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством России деятельность (например, предоставление в многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг заведомо недостоверные сведения о постановке на учет по месту пребывания в жилом помещении без намерения пребывать в этом помещении и без намерения принимающей стороны предоставить помещение для пребывания).

Важно! Лицо, совершившее преступление, предусмотренными ст. ст. 322.2 либо 322.3 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.