Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Л.Б. Герасимов

ПОТЕРЯННЫЙ И ВОЗВРАЩЁННЫЙ РАЙ

Английский поэт Джон Мильтон (1608-1674) жил в эпоху больших социальных потрясений. Англичанам надоело терпеть тиранию королевской власти. Им захотелось свободы. Для получения свободы они в 1640 году затеяли революцию, а потом, как водится в подобных случаях, - гражданскую войну (в 1642-1646 годах). Одной гражданской войны им показалось мало, пришлось делать ещё вторую войну (в 1648 году). Вся эта катавасия завершилась победой народных масс и публичной казнью короля Карла I на Уайтгольской площади 38 мая 1649 года. Да, все революции чем-то похожи друг на друга!

К власти пришёл народный кумир генерал-лейтенант Оливер Кромвель. Он установил в Англии такую суровую революционную диктатуру, что от народа по стране только шерсти клочья летали! Вполне умеренная тирания казнённого короля Карла стала казаться теперь райским житьём и лишь нечастым лёгким поглаживанием против шерсти. Едва дождавшись смерти жестокого Оливера Кромвеля (в 1658 году), англичане поспешили восстановить монархию и посадили на трон полузаконного шотландского короля Карла II (в 1658 году), сына убиенного короля Карла I. Для подтверждения серьёзности в намерении восстановить и сохранить монархию, новые власти распорядились вытащить из земли останки Оливера Кромвеля и глумливо надругались над ними. Такие-то интересные дела творились в Англии на политическом фронте в середине 17-го века.

Но общественная жизнь в Англии не ограничивалась только сменами режимов. В Англии кипели так же религиозные страсти. Дело в том, что английские церковные руководители перестали подчиняться Римскому Папе и встали на путь реформации. Главой церкви в Англии стал лично король. Однако, многим верующим этого показалось мало. Они не хотели вообще никакой церковной власти. Их привлекало учение проповедника Кальвина, одной из доктрин которого было: община верующих никем не управляется, кроме самих прихожан. Сторонников кальвинизма не смущала крайняя нетерпимость самого Кальвина ко всем инакомыслящим. Отрицая церковную власть, Кальвин сам пришёл ко власти в Женеве, и без капли жалости приказал сжечь на костре учёного пастора М.Сервета, не согласного с ним, Кальвином, и имевшего наивность приехать в Швейцарию для богословского диспута. Эта ужасная казнь случилась в 1553 году. Её отголоски дошли до Англии и раскололи верующих на два непримиримых лагеря.

Но если отвлечься от подобных неурядиц и обратиться к сути церковных разногласий, то здесь на первый план встают вопросы принципов толкования библейских текстов, особенно в части трактовки спасения души. Католическая церковь решала эту задачу путём призыва к чистосердечному покаянию, что может привести к избавлению от самого тяжкого греха. Протестантская (лютеранская) вера смотрела на это иначе. Каждый человек, по учению Кальвина, греховен изначально и его судьба предрешена. Но, тем не менее, строгой жизнью, телесными ограничениями - первородный грех может быть искуплён и появится слабая надежда на спасение души.

В кипении политических и религиозных страстей проходила жизнь поэта Джона Мильтона. Он попытался как-то решить проблемы в своей поэме "Потерянный рай". Д.Мильтон завершил написание "Потерянного рая" в 1667 году, будучи уже совершенно слепым (он ослеп в 1652 году). Он успел прожить бурную жизнь. Он поддержал цареубийцу О.Кромвеля и придерживался религиозных взглядов протестанта Кальвина. После реставрации монархии Д.Мильтон чудом избежал наказания и жил, прячась от преследований, в квартире своей третьей жены. Его даже ненадолго посадили в тюрьму, но он вырвался на волю, заплатив за себя выкуп. Однако телесные мучения Мильтона не сравнимы с его нравственными страданиями. Он много раз вчитывался в Библию, пытаясь найти в ней ответы на свои сомнения. Сомнений же было - хоть отбавляй! Действительность постоянно опровергала надежды.

Впрочем, не только вопросы веры интересовали Джона Мильтона. На закате своих дней он написал "Краткую историю Московии", которая, как сообщается, вышла в русском переводе в 1875 году под названием "Московия". К сожалению, мне её не довелось прочитать...

* * *

Поэма "Потерянный рай" написана в стихотворной нерифмованной форме. Перевод поэмы на русский язык связан с трудностями. Основная трудность заключалась в том, как доступно и поэтично передать современному читателю стихи, написанные более трёхсот лет назад. Поэтому некоторые переводчики предпочитали переводить "Потерянный рай" прозою. Кроме того, поэма насыщена библейскими и античными мотивами и персонажами, что для современного читателя нуждается в пояснениях.

Поэма "Потерянный рай" основана на библейском сюжете изгнания Адама и Евы из рая. В стремлении переосмыслить библейские тексты, Мильтон пользуется не только канонической Библией, но и обращается к апокрифическим текстам, не признанными официальной церковью.

Пересказывать сюжет "Потерянного рая" - задача довольно сложная. Поэма насыщена размышлениями, диалогами, богатой описательной частью. Правда, каждая глава (книга) предваряется кратким содержанием. Но оно передаёт читателю лишь общую канву произведения. 3а его рамками остается проецирование библейской истории на современную Мильтону жизнь в Англии. Здесь, для понимания смысла поэмы, конечно же, надо её внимательно прочитать, соотнести с тогдашними событиями в Англии и познакомиться с современными комментариями.

В пересказе поэмы Д.Мильтона "Потерянный рай" использованы, в основном, два издания.

1. Джон Мильтон "Потерянный рай" в стихотворном переводе Арк. Штейнберга (Москва, 1982), любезно предоставленном мне в длительное пользование Калининградской городской библиотекой имени А.П.Чехова.

2. Джон Мильтон "Потерянный рай" и "Возвращённый рай" в прозаическом переводе А.Шульговской (С-Петербург, 1895) с иллюстрациями Г.Доре, из фонда редких книг Калининградской областной универсальной научной библиотеки.



PARADISE LOST

ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ

КНИГА ПЕРВАЯ

В начале поэмы излагается легенда о восстании ангелов против Бога, которое произошло ещё до "сотворения мира". Библия об этом событии умалчивает, но предание о восстании ангелов было распространено среди верующих. В результате жестокой битвы Всемогущий низверг со своих пространств Сатану и его мятежных ангелов в кромешную тьму преисподней, в Ад [1]. Поскольку Небо и Земля ещё не были сотворены Богом, то Ад размещался в кромешной тьме Хаоса.

Сатана (он же Дьявол) находит в себе силы подняться из кипящего адского озера [2]. Он выводит своих соратников из оцепенения и даёт им надежду на отвоевание пространства у Бога. Ангелы Сатаны воспрянули на своих крыльях [3]. Их бесчисленные сонмы парят под адскими сводами во главе с Сатаной [4]. Ангельское войско, по призыву адских герольдов, собирается на заседание в чертоге Сатаны - Пандемониуме [5].

КНИГА ВТОРАЯ

Сам Сатана, восседая на пышном царском троне, проводит заседание в Пандемониуме [6]. На повестке дня стоит один вопрос: начинать ли новую битву со Всевышнем? Голоса разделились почти поровну: одни - за войну, другие - против. Тогда Сатана вносит третье предложение: вначале надо убедиться в истинности пророчества о сотворении Мира и о создании Богом неких существ, сходных с ангелами, то есть людей. На разведку решил отправиться сам Сатана. В ожидании его возвращения, адские полчища готовятся к битве, совершая разные манёвры. В ужасных видениях адской рати мерещатся злобные Горгоны, Гидры и Химеры - символы тёмных сил из античных легенд [7].

Сатана тем временем продолжает своё движение вперёд. Он достигает границы Ада, где ворота сторожат два грозные существа-призраки: женщина-змея и телеподобное чудище [8]. Однако Сатана изощрённым образом убеждает стражей открыть врата Ада. Он продолжает путь, преодолевая препятствия, он добирается, наконец, до сотворённого Богом нового Мира [9]. Этот Мир Господь сотворил, как надо думать, в то время, когда Сатана и его ангелы пребывали в адском озере.

КНИГА ТРЕТЬЯ

Бог, наблюдая за приближением Сатаны, объясняет сыну (Иисусу Христу) Своё намерение: Человек создан Им свободным в выборе жизненного пути, и, будучи соблазнён Сатаною и будучи не в силах противостоять искушению - будет осуждён на смерность. Впрочем, если кто-то захочет добровольно искупить вину Человека, то решение Бога может быть пересмотрено. Сын Божий изъявляет готовность пожертвовать Собой ради спасения рода человеческого. Бог повелевает всем Своим Ангелам поклоняться Сыну. Ангелы хором исполняют торжественные гимны [10].

Тем временем Сатана достигает поверхности крайней сферы Вселенной (Согласно учению Птолемея, Вселенная представляет собой десять сфер, заключённых одна в другую). Здесь Сатана попадает в некое место Лимб (преддверие Суетности) и видит тамошних обитателей - отбросы общества [11]. Обманным путём Сатана выведывает у Серафима местонахождение сотворённого Мира, уверяя, что хочет просто взглянуть на творение Бога (Серафим - шестикрылый ангел на высшей ступени Небесной иерархии). Получив дозволение, Сатана устремился к Земному шару, ринувшись вниз от Солнца [12].

КНИГА ЧЕТВЁРТАЯ

Сатана достигает Рая. Здесь его одолевают сомнения и отчаяние. Он страдает от уготованной ему судьбы. [13].Но, в конце концов, Сатана утвердился в своём злобном намерении. Силы Неба следят, как Сатана поднимает-

ся на высокую Ассирийскую гору, созерцая райские красоты Земли [14].Он входит в Рай, где одну прекрасную картину сменяет не менее красивый пейзаж [15].

В Раю безмятежно блаженствуют Адам и Ева. Душистые плоды служат им пищей, прозрачные воды - питьём [16]. Ангел Уриил, спустившийся с Неба на солнечном луче, предупреждает Архангела Гавриила, охраняющего Рай, о том, что злой дух Сатана сбежал из Преисподней. Гавриил обещает усилить бдительность и Уриил, успокоившись, возвращается на Небеса [17]. Два Ангела направляются искать Сатану в райских кущах [18]. Ангелы требуют, чтобы сатана покинул Рай. Сатана ничего не ответил и с ропотом отступил из Рая [19]. (Архангел Гавриил является вторым в ангельской иерархии, как вестник Бога. Первым в иерархии стоит Архангел Михаил - вождь Небесной рати. Третьим Ангелом в высшей иерархии находится Архангел Рафаил - целитель. Четвёртым - Уриил - Архангел раскаяния).

КНИГА ПЯТАЯ

Ничего не зная о готовящихся бедах, Адам в Раю любуется красавицей Евой [20]. Ева замечает чудесное существо, направляющееся с ним [21]. Это архангел Рафаил по поручению Бога нисходит в Рай и напоминает Адаму о возможных кознях врага-Сатаны. Он разъясняет Адаму, что есть только Один Всемогущий Создатель, от Которого всё происходит [22].

КНИГА ШЕСТАЯ

Рафаил рассказывает Адаму о битве Небесных сил с силами Сатаны до сотворения нового Мира. Ангел начинает борьбу с Сатаной [23].Затем разгорается яростный бой Бога с ангелами Сатаны [24]. Архангелы Михаил и Гавриил значительно потеснили Сатану. На второй день битвы Сатана попытался перейти в наступление при помощи дьявольских машин, но терпит неудачу. На третий день Бог посылает на подавление мятежа своего Сына - Мессию. Впервые поверженный Сатана испытал ужасную боль [25]. Ночь застаёт Сатану в пустынных горах [26].

Архангел Михаил со своими Ангелами расположился станом и поставил вокруг своих херувимов [27]. Девять дней низвергали Небесные ангелы Сатану и его ангелов. Враги Небес в ужасе падали в уготованную им бездну [28]. Затем, поглотив добычу, Ад закрылся [29].

КНИГА СЕДЬМАЯ

Архангел Рафаил продолжает повествовать Адаму. Он объясняет смысл сотворения Мира. После низвержения Сатаны и его ангелов, Бог решает создать иной Мир с иными существами. Работа по сотворению нового Мира продолжалась шесть дней. Перед мысленным взором Адама проходят картины творения: вода разливается по возникшей Земле [30]; в воде и в небесах рождаются первые обитатели [31]; среди первых живых существ на Земле выделяется змей Левиафан [32]; рождаются всё новые и новые существа [33]... Сотворение мира закончилось. Наступил седьмой день [34].

КНИГА ВОСЬМАЯ

Адам пытается разузнать от Рафаила что-либо о движении небесных тел, но получает неопределённые ответы и совет заняться более прагматичными делами, не забивая свою голову метафизическими изысканиями. Напоследок, ещё раз предупредив Адама об осторожности, Ангел Рафаил вознёсся на Небо. Адам и Ева продолжают наслаждаться райской жизнью [35].

КНИГА ДЕВЯТАЯ

Тем временем, Сатана, обойдя вокруг Земли, проникает в Рай через речные воды в виде тумана, обманув беспечных крылатых часовых [36]. Он восхищается прекрасной Землёй [37].В Раю Сатана замечает спящую змею [38]. Он чудодейственным образом вселяется в змеиное тело, и стал выжидать момента для осуществления своих коварных планов. Он осторожно подползает к Адаму и Еве [39]. Улучшив момент, когда Ева отошла от Адама, Сатана, в виде змея, хитроумными доводами убедил доверчивую Еву вкусить плодов от запретного Древа Познания. После чего - скрылся в чаще [40]. (Согласно Библии, Бог запретил Адаму и Еве кушать плоды от дерева Познания, однако Ева, обманутая змеем, сорвала запретный плод, вкусила его сама и дала вкусить Адаму).

Когда Ева принесла запретный плод Адаму, то он, потрясённый, понял, что Ева погибла. Адам решает тоже скушать запретный плод, чтобы разделить с Евой наказание за прегрешение. Они ссорятся и взаимно упрекают друг друга. Но при этом потоки слёз лились из их глаз и в их сердцах бушевала страшная буря [41].

КНИГА ДЕСЯТАЯ

Сторожевые Ангелы доносят Богу о прегрешении людей, вкусивших плода от запретного древа. Бог посылает на Землю, в Рай своего Сына, дабы судить ослушников. Адам и Ева тщетно пытаются укрыться в чаще деревьев от Всевидящего взора [42]. Божий сын объявляет приговор об изгнании людей из Рая и, сострадав к ним, прикрывает их наготу.

Силы Тьмы - Грех и Смерть, - радуясь грехопадению людей и успеху миссии Сатаны, уже начинают наводить мост от Ада через Хаос к Земле. Они радостно приветствуют Сатану, который возвращается в Ад к своим приспешникам. Ангелы Сатаны с нетерпением ждут возвращения своего Повелителя [43].

Явившись в Пандемониум, Сатана кичливо объявляет о своей победе над Человеком. Однако вместо рукоплесканий в ответ раздаётся неприятное шипение: собрание нечисти мгновенно превращается в змеиное сборище [44]. А сам Сатана превратился в дракона.

Силы Тьмы - Смерть и Грех, - хотя и проникли в Рай, но терпят там поражение от Божьего Сына. (Здесь уместно пояснить, что Грех - это дочь Сатаны, а Смерть - это сын Сатаны и Греха, то есть плод кровосмесительства). Они разбегаются и идут разными путями [45].

Адам пребывает в горестной печали, но питает надежду умилостивить Бога молитвами и покаяниями. Ева, как может, утешает Адама.

КНИГА ОДИННАДЦАТАЯ

Божий Сын ходатайствует перед Богом за Адама и Еву. Но Бог, хотя и не отвергает в целом ходатайство Сына, однако объявляет решение об изгнании Людей из Рая. Небесное воинство спускается с Небес в Рай и располагается на вершине холма, под которым напрасно каются Адам и Ева [46]. Архангел Михаил с одним из Херувимов, отправляется исполнять повеление Бога.

Михаил возводит Адама на высокую гору, и показываем ему видения того, что должно свершится на Земле до Всемирного потопа. Он являет Адаму картины, предшествующие потопу: как Ной стал строить громадный корабль-ковчег [47]. Затем последовали эпизоды потопа: разлитие воды по всей Земле [48] и другие события.

КНИГА ДВЕНАДЦАТАЯ

Архангел Михаил продолжает повествовать о событиях грядущих дней после Всемирного потопа. Он сообщает Адаму о спасительной миссии Моисея, известившего народ о Заповедях Бога [49]. Михаил рассказывает о Воплощении, смерти и Вознесении Сына Божьего Иисуса Христа и о состоянии церкви до второго пришествия Иисуса Христа.

Эти слова вселяют в Адама уверенность в возможность обетования Человеками Божьей милости: "Утратив Рай, но обретёшь иной, Внутри себя стократ блаженный Рай!"

Прародители не могли удержать невольных слёз, но скоро отёрли их [50]. Михаил выводит Адама и Еву из Рая (Эдема).

"Как странники, они рука в руке,

Эдем пересекая, побрели

Пустынною дорогою своей".

Херувимы занимают свои посты для охраны Рая.

Конец


Иллюстрации французского художника Густава Доре к "ПОТЕРЯННОМУ РАЮ"

1. Всемогущий сбросил его с небесных эфирных пространств в кромешную бездну гибели.

2. Вдруг он поднимается из озера во весь свой гигантский рост.

3. Они слышат его голос; сгорая от стыда, воспрянули они на своих крыльях.

4. Так же бесчисленны были падшие ангелы, парившие над адскими сводами.

5. По повелению державного вождя, крылатые герольды, с ужасающим церемониалом, с трубными звуками, объявляют всему войску, что торжественный Совет должен немедленно собраться в Пандемониуме.

6. Высоко, на пышном царском троне, далеко затмевавшим богатства Ормуза м Индии, или тех стран, где роскошный Восток щедрой рукой осыпает своих варварских царей жемчугом и золотом, надменно восседал Сатана.

7. Горгоны, гидры, эти ужасные химеры.

8. По обе стороны их сидело два грозных призрака.

9. Пробиваясь вперёд руками, ногами, крыльями, головой; он плывёт, ныряет, пускается в брод, ползёт, летит.

10. Небеса наполнены восторгом и громкое "Осанна!" торжественно разнеслось по всему небесному пространству.

11. Но слишком долго было бы исчислять всех этих безумцев, неразвитых зародышей, идиотов, отшельников, монахов.

12. Он ринулся от Солнца вниз к земному шару.

13. О, горе мне несчастному! Куда бежать мне от вечного гнева, от беспредельного отчаяния!

14. В раздумье, медленно поднялся Сатана на крутую дикую гору.

15. Так прекрасен был этот сельский вид, приют счастия, где одна чудная картина сменялась другой.

16. Душистые плоды служили им пищей, а кожей с них черпали они воду из светлого ручья.

17. Так обещал Ангел, и Урия возвратился к своему посту.

18. Два Ангела направляются искать врага прямо в пуще.

19. Он ничего не сказал, но с ропотом отступил, и с ним отошли ночные тени.

20. Адам с любовью склонился над своей подругой, восторженно любуясь её красотою.

21. Взгляни, там на востоке, между деревьями, какое чудное существо приближается сюда!

22. На это крылатый Иерарх отвечает: "О, Адам! Есть Один только Всемогущий Создатель; от Него всё происходит."

23. Прими этот привет на твою нечестивую голову

24. Загорелся яростный бой; такого дикого шума ещё никогда не слышало Небо.

25. Впервые узнал Сатана боль; в судорогах метался он туда и сюда.

26. Ночь уже наступала.

27. Михаил со своими победоносными Ангелами расположился станом на поле битвы и поставил кругом стражу из пламенных Херувимов.

28. Девять дней низвергались они.

29. Наконец Ад принял их в свою разверстую пасть и, поглотив добычу, закрылся.

30. Стекаются водяные толпы, катя вал за валом, как находили дорогу, то бурными стремнинами низвергаясь с крутых обрывов, то тихо разливаясь по равнинам.

31. И Бог сказал: "Да произведут воды пресмыкающихся, обильных зародышами, душу живую; и птицы на крыльях да полетят над землёю по открытой тверди небесной".

32. Левиафан, величайший из всех живых тварей, распростёрся на морской глуби, точно мыс; спит он, или плывёт, он кажется движущейся землёй; жабрами он вбирает с себя целое море; и опять выбрасывает его из пасти.

33. Между тем а тёмных пещерах, в болотах, на берегах морей и рек, готово выйти такое же многочисленное племя, получившее жизнь из яйца.

34. На Земле седьмой вечер восходил над Эдемом.

35. Так расстались они; из густолиственной тени Ангел вознёсся на Небо, Адам вернулся в свою кущу.

36. Сатана низвергается вместе с рекою и вместе с нею выходит, окутанный вечерним туманом.

37. "О, Земля, как ты похожа на Небо, если ещё не превосходнее его!"

38. Он крепко спит, свёрнутый в лабиринт колец.

39. Много прополз он тропинок под тению статных кедров, пальм, сосен.

40. Виноватый Змей скрылся в чащу.

41. Не только потоки слёз лились из их глаз, но в сердцах их поднялась страшная буря.

42. Услышав Его, оба, муж и жена, скрываются от взора Всевышнего в глубочайшей чаще дерев.

43. Теперь они с часу на час ожидали возвращения великого искателя неведомых миров.

44. Ужасными звуками, пронзительным шипением наполнился чертог.

45. Они расстаются и идут разными путями

46. На яшмовом облаке небесное воинство спустилось в Рай и расположилось на вершине холма

47. Срубив на горе высокие дерева, он начал строить громадный корабль.

        48. Все другие жилища были потоплены, разнесены водами, и со всей их пышностью глубоко погребены под ними.

49. Народ станет просить, чтобы воля Господня была передана ему устами Моисея, и страх прекратился.

50. Прародители не могли удержать невольных слёз, но скоро отёрли их.



Примечания:

- К иллюстрации № 6. Ормуз - город на острове с тем же названием у входа в Персидский залив, важный торговый центр в средних веках. Сейчас, видимо, город Кешм на одноимённом острове на Ормузском проливе.

- К иллюстрации № 10. "Осанна!" (буквально на древнееврейском - "Помоги нам!") - молитвенное восклицание.

- К иллюстрации № 11. Отшельники и монахи - они включены в состав сатанинской свиты, исходя из воззрений крайних протестантов-кальвинистов? отрицавших институт монашества.

- К иллюстрации № 22. Иерарх - здесь: представитель высшей категории ангелов.

- К иллюстрации "№ 27. Херувим - вторая высшая категория ангелов в небесной иерархии. К первой категории относятся Серафимы.

- К иллюстрации № 32. Левиафан (от еврейских слов "виться, свёртываться") - в Библии - морское чудовище, схожее с крокодилом, гигантским змеем и огромным драконом. Это - свидетельство непостижимости Божественного творения и одновременно - враждебное Богу существо. "Левиафан" - также название сочинения философа Г.Гоббса (1651 год), в котором он объявляет государство высшим судьёй в вопросах религии.

- К иллюстрации № 34. Эдем - название земного Рая, куда Бог поселил Адама и Еву и откуда Он изгнал их. Местность "Эдем", согласно Библии, находилась у стоков рек Тигра и Ефрата.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50



PARADISE REGAINED

ВОЗВРАЩЁННЫЙ РАЙ

"Возвращённый Рай" Д.Мильтон написал в 1671 году, задумав его как продолжение "Потерянного Рая", как указание на возможность искупления совершённых проступков. Критики и комментаторы утверждают, что "Воз­вращённый Рай" значительно слабее "Потерянного Рая". Однако среди критиков нет единства мнений, в чём именно заключена сравнительная слабость поэмы: неудачен сюжет, неблагозвучно стихосложение, отсутствие ясной идеи? Поскольку в мою задачу не входит литературный разбор произведений Д.Мильтона, то я ограничусь очень коротким пересказом основной сюжетной линии "Возвращённого Рая".

В основу "Возвращённого Рая" легла Новозаветная история об искушении Иисуса Христа, рассказанная в Евангелиях от Луки (3:22) и от Матфея (3:17). Сатана, непостижимым образом выбравшись из Ада, наблюдал Крещение Иисуса в водах Иордана и слышал с Небес Голос, глаголющий: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение". Сатана решил проверить, действительно ли Иисус является тем, о ком шла речь в более ранних пророчествах. Он замыслил, по возможности, предотвратить такое предсказание.

Далее поэтическим языком пересказывается библейский сюжет искушения Сатаной (Дьяволом) Иисуса Хри­ста. Иисус сорок дней пребывал в пустыне без еды и пития. В конце своего поста, когда физические страдания Иисуса, по наблюдениям Сатаны, достигли критической точки, он явился, дабы предложить Иисусу воспользо­ваться Своими и его, Сатаной, возможностями для удовлетворения плотских и тщеславных желаний. Сын Божий решительно отверг все сатанинские ухищрения, сказав ему: "Не искушая Господа Бога своего". (Лука, 4:12). Сатане ничего не оставалось делать, как убраться восвояси.

В "Возвращённом Рае" повествуется далее, как Иисус Христос создаст в будущем "Царство Божие" на Зем­ле, некое подобие Рая. Он станет возращённым Раем для праведников, символом духовного перерождения Чело­века. Иисус Христос выступает здесь в роли абсолютного идеала, служащего образцом для всех людей. Не наси­лие, а просвещение и убеждение приведут человечество к светлому будущему. Вот к таким выводам пришёл Д.Мильтон - соратник жестокого диктатора О.Кромвеля и сторонник учения непримиримого Ж.Кальвина! Полу­чается, что Иисус Христос для Д.Мильтона - избранник для свершения будущей бескровной революции, не в пример кровавой английской.

Помните, у поэта Александра Блока "Двенадцать" (название поэмы с намёком на двенадцать Апостолов Иисуса Христа) Христос шагает впереди отряда революционных матросов:

Впереди - с кровавым флагом,

В белом венчике из роз,

Впереди - Исус Христос!

Вот такое странное сочетание: кровавый красный флаг в сочетании с белыми невинными розами. Да и у Блока не всё так просто, также как и у Мильтона. Например, почему на голове Христа уменьшительный венчик, а не полноценный венец, или, в крайнем случае, венок из белых роз? И почему Александр Блок написал Исус, а не Иисус, как принято в христианской русской орфографии? Но это уже другая тема, хотя и имеющая косвенное отношение к творчеству английского поэта Д.Мильтона. Кроме того, ни Мильтон, ни Блок не дают прямого ответа на элементарный вопрос: кто же ныне правит миром, Бог или Сатана? На сей вопрос трудно дать однозначный ответ и тут должен крепко задуматься читатель.