Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

БИБЛИЯ В РИСУНКАХ

Представленные на страницах "Преголи" старинные иллюстрации Библии, относятся к 15-му веку и выполнены в мастерской Диебольта Лаубера из Эльзаса. Подлинники рисунков хранятся в Саксонской библиотеке города Дрездена. Рисунки в "Преголе" воспроизведены из "Кабинет-календаря" на 1985 год, изданного в Дрездене. Рисунки расположены в хронологическом порядке, согласно Библии.

Рисунки могут показаться упрощёнными и примитивными. В 15-м веке уже существовала более реалистическая школа живописи, творили такие мастера как Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Микеланджело и многие другие, использовавшие библейские сюжеты. Неизвестный художник из Эльзаса, несомненно, вполне сознательно выбрал упрощенную манеру письма для раскрытия библейских сюжетов. Он избежал нагромождения многих деталей, несущих символические значения, и порой нуждающихся в пояснениях, а сосредоточил внимание зрителя на сути библейского эпизода. Деталей в рисунках немного и их символика была вполне понятна людям 15-го века.

1. Изгнание из рая.

За нарушение запрета Бога на вкушение плодов с дерева познания добра и зла (древо жизни), первые люди Земли, Адам и Ева, были изгнаны из рая. "И изгнал Адама и поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни". (1-ая книга Моисея, глава 3, стих 24). Покинутый рай изображён на рисунке в виде стены квадратной кладки, за которой в узком тесном круглом пространстве произрастают символические райские кущи. Вход в рай представлен башней с крышей и с узкой дверью. На двери находится замок художественной чеканки и фигурные петли. Дверь в рай закрыта. Райские кущи изображены стилизованными деревьями, на которых висят семь яблок. Бог с нимбом над головой занимает центральную часть картины. Момент изгнания Адами и Евы подчеркивает жест левой руки Бога. Огромный меч задевает своим концом покрытие крыши. Такой меч являлся атрибутом ангела - стражника рая. Здесь ангел условно персонифицируется с Богом.

2. Исав и Иаков

Исав и Иаков родились близнецами. Но поскольку Исав первым появился на свет, то право первородства принадлежало ему. "Дети выросли, и стал Исав человеком искусным и звероловом, а Иаков человеком кротким". (1-ая книга Моисеева, глава 25, стих 27). Затем братья крепко поссорились из-за признания первородства и их дороги разошлись. Исав даже попытался убить Иакова, но матери удалось предотвратить братоубийство. На рисунке Иаков изображён в виде пастыря, в грубой крестьянской одежде и с пастушьим посохом. Перед ним бегут две овцы, символизирующие стада, с неестественными головами. Молодой Исав скачет на коне с важной осанкой, с кречетом на правой руке. Шпага подчёркивает его воинственность. Рисунок старается передать симпатии Библии к Иакову.

3. Сон Иакова о небесной лестнице

Иаков, после ссоры с братом Исавом, был вынужден покинуть отчий кров и направиться к дяде в услужение. По пути " прилёг он в одно место и остался там ночевать. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, ангелы Божии всходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней". (1-ая книга Моисеева, глава 28, стихи 11, 12). Господь пообещал Иакову и его потомству своё благоговение. Дальнейшая жизнь Иакова, хотя и протекала не вполне гладко, но смерть свою он встретил в Египте в возрасте 147-ми лет, похоронен в Палестине. Художник изобразил на картине Бога на высоком конце лестницы. Взгляд и руки Бога направлены к Иакову. Бог изображён в уменьшенном размере, его тело наполовину возвышается над небесным облаком. Такое построение рисунка подчёркивает пространственную перспективу. Лестница имеет семь ступенек. Она стоит не на земле, а на груди Иакова, что символизирует проникновение Божественных вестей в душу Иакову. Вести, которые получает Иаков от Бога, передают два ангела, стоящие на середине лестницы.

4. Отправление и спасение маленького Моисея

Шло время многолетнего пленения евреев в Египте. Несмотря на тяготы рабства, число евреев в Египте умножалось, что стало тревожить фараона. "Тогда фараон всему народу своему повелел: всякого новорождённого у еврея сына бросать в реку". (2-ая книга Моисеева, глава 1, стих 22). Но одна еврейка, имя которой Библия не сообщает, когда родила сына, где-то прятала его три месяца, потом "взяла корзинку из тростника, и осмолила её асфальтом и смолою; и, положивши в неё младенца, поставила в тростнике у берега реки. А сестра его (младенца) стала вдали наблюдать, что с ним будет. Вышла дочь фараонова на реку мыться. Она увидела корзинку среди тростника, и послала рабыню свою взять её". (2-ая книга Моисеева, глава 2, стихи 3, 4, 5). Впоследствии Моисей, а в корзинке находился именно он, вывел евреев из Египта. Художник показал на рисунке момент бережного опускания на канате с городской стены корзинки с младенцем Моисеем. Принцесса изображена в короне и в богатой одежде. Перед принцессой стоит служанка, которая здесь выглядит как сестра Моисея. " И сказала сестра его (Моисея) дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца? Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла, и призвала мать младенца. Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его. И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у неё вместо сына. И нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его". (2-ая книга Моисеева, глава 2, стихи 7, 8, 9, 10).

5. Война Моисея с морами и его женитьба на королевской дочери

История войны Моисея и "некими из Моренланда" относится к области выдуманных, не отмеченных в Библии. Моисей оказал помощь (фараону?), когда агрессивные захватчики обрушились на Египет. Два рисунка изображают сцены сражения и сватовства. Дочь короля моров возглавила тайное посольство к Моисею. За поддержку нападения моров на Египет, принцесса обещала Моисею отдать много городов и сёл. Она старалась хитростью расположить к себе Моисея. Но Моисей вернулся домой, не приняв её предложений.

6. Моисей поучает народ Израиля

Стареющий Моисей, получив откровение от Бога, стал поучать народ Израиля, выведенный им из египетского плена. Он напомнил народу о перенесённых страданиях на пути из Египта в Палестину - к земле Обетованной. Эти поучения и правила поведения изложены в главе "Божественное послание" в библейской книге "Второзаконие". На рисунке Моисей, поднимая свой судейский жезл и делая указующий жест правой рукой, подчёркивает убедительность своих наставлений. Четверо мужчин, олицетворяющих народ, внимательно слушают Моисея. Своими ответными жестами "народ" показывает, что он вполне воспринимает слова Моисея. Моисей сидит в мятой одежде на известном в его время ларе, изготовленном из дерева акации. Ларь - позолоченный ящик для хранения скрижалей, полученных Моисеем от Бога на горе Синае. Художники средних веков часто изображали Моисея с двумя стопами лучей на лбу, похожими на рога. Снопы появились у Моисея, когда он сходил с горы Синая с двумя скрижалями в руках. "Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним. После того приблизились все сыны израилевы, и он заповедовал им всё, что говорил ему Господь на горе Синае". (2-ая книга Моисеева, глава 34, стихи 29, 32). Пояснение: скрижаль - доска с написанным на ней священным текстом.

7. Аарон сооружает золотого тельца

Когда Бог призвал Моисея на гору Синая, то он говорил с ним там несколько дней. За это время евреи, шедшие за Моисеем из Египта в Палестину, успели позабыть об истинном Боге и о чудесах, которые творил Он для народа за сорок лет странствований по пустыне. Евреи стали поклоняться золотому тельцу - языческому божеству. Золотого тельца повелел сделать первосвященник Аарон - брат Моисея. Для этой цели Аарон отобрал у народа все золотые украшения. Работа по созданию тельца была выполнена за одну ночь. Когда же Моисей сошёл с горы и увидел золотого тельца и дикие пляски вокруг него, "тогда он воспламенился гневом, и взял тельца, и сжёг его в огне". (2-ая книга Моисеева, глава 32, стих 20). Первосвященник Аарон довольно благополучно перенёс гнев Моисея, остался при должности, прожил до 123-х лет и умер на горе Ор. (4-ая книга Моисеева, глава 33, стих 39). В поклонении тельцу Моисей обвинил "необузданный народ" и приказал "сынам Левинов": "возложите каждый свой меч на бедро своё, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И пало в тот день народа около трёх тысяч человек". (2-ая книга Моисеева, глава 32, стихи 27, 28).

8. Иисус Навин повелевает над побеждёнными гаваонами

Иисус Навин, сменивший Моисея в качестве руководителя евреев, свершил немало больших дел. В частности, он разрушил стены осаждённого им города Иерихона с помощью звуков труб и воинственных криков. "Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом, и обрушилась стена города до своего основания". (Книга Иисуса Навина, глава 7, стих 19). После этого Иисус Навин осадил город Геваон. Жители Геваона, прознав о судьбе города Иерихона, сдались на милость израителян. Они сказали: "Теперь вот мы в руке твоей. Как лучше и справедливее тебе покажется поступить с нами, так и поступи. И определил в тот день Иисус, чтоб они рубили дрова и черпали воду для общества и для жертвенника Господня". (Книга Иисуса Навина, глава 9, стихи 25, 27).

9. Иисус Навин наказывает пятерых побежденных Амморейских царей

При правлении Иисуса Навина евреи, пришедшие в Палестину из Египта, продолжили отвоевание земель, оставленных во время пребывания в египетском рабстве и заселённые другими народами. Иерусалимский царь Адониседек, узнав о приближении войск Иисуса Навина, обратился к соседним царям с просьбой о помощи. "Они собрались и пошли пять царей Аморрейских: царь Иерусалимский, царь Хевронский, царь Иармуфский, царь Лахисский, царь Еглонский". (Книга Иисуса Навина, глава 9, стих 5). Между пятью царями и Иисусом Навином произошла битва, знаменитая тем, что Иисус Навин, желая добить противников, продлил день, остановив солнце. "И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим". (Книга Иисуса Навина, глава 10, стих 13). Тем не менее, пяти царям удалось бежать и скрыться в пещере. Но спастись им всё равно не удалось. "Поразил их Иисус, и убил их, и повесил их, и висели они до вечера". (Книга Иисуса Навина, глава 10, стих 26). На рисунке изображены пять повешенных царей. Стоящие над виселицей солнце и луна символизируют власть Иисуса Навина над этими светилами.

10. Битва Авимелеха с Галаадом возле города Сихема

После смерти Иисуса Навина израильский народ подвергся новым испытаниям. Борьба с соседями "искушавших израителян" шла с переменным успехом. Это было время правления судей и многих несчастий для евреев. Одно время правителем израителян был Авимелех, начавший своё царствование с убийства всех своих 70-ти братьев, кроме одного, которому удалось спастись. После трёх лет правления популярность Авимелеха стала падать. Некто Гаал поднял восстание против Авимелеха. У стен города Сихема произошло сражение. "И погнался за ним (Гаалом) Авимелех, и убежал он (Гаал) от него, и много пало убитых, до самых ворот города". (Книга Судей, глава 9, стих 40). Авимелех захватил Сихем "побил народ, бывший в нём, и разрушил город и посеял на нём соль". (Книга Судей, глава 9, стих 45). Всё же часть жителей спаслась, укрывшись в башне крепости. Тогда Авимелех сжёг башню "и умерли все, бывшие в башне Сихемовой, около тысячи мужчин и женщин". (Книга Судей, глава 9, стих 49). Разделавшись с городом Сихемом, Авимелех осадил другой город Тевец. При осаде Тевца "одна женщина бросила отломок жернова на голову Авимелеху и проломила ему череп". (Книга Судей, глава 9, стих 53). На рисунке показан город Сихем и его башня. Противники, изображённые на рисунке, носят доспехи 14-го века, которые никак не соответствуют времени событий, описанных в Библии.

11. Самсон разрушает колонну жертвенного храма

Богатырь Самсон с ранних лет проявлял сверхъестественную силу. Однажды он встретил в уединённом месте льва, "и растерзал льва как козлёнка; а в руке у него ничего не было". (Книга Судей, глава 14, стих 6). Когда вспыхнула очередная война евреев с филистимлянами, возмужавший Самсон, ставший судьёй в Израиле, с хитростью сдался в плен и дал себя связать. Но вскоре "сошёл на него Дух господень, и верёвки, бывшие на руках его, сделались, как перегоревший лён, и упали узы с рук его. Нашёл он свежую ослиную челюсть, и, протянув руку свою, взял её, и убил ею тысячу человек". (Книга Судей, глава 15, стихи 14, 15). Всё же филистимляне не успокоились и искали способа разведать, в чём состоит причина удивительной силы Самсона. Они уговорили жену Самсона, Далиду, выяснить это. Оказалось, что сила Самсона заключена в его пышных волосах. Далида усыпила Самсона "и призвала человека, и велела остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его". (Книга Судей, глава 16, стих 19). Филистимляне пленили и ослепили Самсона. Однажды в храме филистимляне устроили большой пир. Для потехи туда привели слепого Самсона. В тюрьме его волосы достаточно отрасли. "И сдвинул Самсон с места два средних столба, на которых утверждён был дом, упершись в них. И обрушился дом на весь народ, бывший в нём". (Книга Судей, глава 16, стихи 29, 30). Силач погиб под обломками здания.

12. Давид, играющий на арфе перед Саулом

Израильский царь Саул страдал заболеванием, которая Библия диагностирует: "От Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа". (1-ая книга Царств, глава 16, стих14). Затем Библия даёт рецепт избавления от недуга: "И сказали слуги Сауловы ему: Пусть господин наш прикажет слугам своим поискать человека, искусного в игре на гуслях; и когда прийдет на тебя злой дух от Бога, то он, играя рукой своею, будет успокаивать тебя". (1-ая книга Царств, глава 16, стихи 15, 16). Таким человеком оказался юный пастушёк Давид. Он был призван к царю Саулу для процедуры лечения, то есть для игры на гуслях (или на арфе). Тонкость момента здесь заключена в том, что белокурый красавец Давид незадолго до этого был "помазан на царство", по указанию Бога, верховным жрецом Самуилом. Но Давид пока ничем не выдавал своих царственных амбиций, "пришёл ко дворцу", очень понравился царю Саулу, царь сделал его своим оруженосцем. "И когда Дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него". (1-ая книга Царств, глава 16, стих 23). В дальнейшем жизненные пути Саула и Давида неоднократно пересекались в борьбе за престол. В конце концов, Саул пал на поле сражения, и Давид стал полноправным царём.

13. Давид и Голиаф

Однажды соседи Израиля, филистимляне, затеяли войну против израителян. Царствовал в Израиле пока ещё Саул, а Давид, хотя и числился оруженосцем у Саула, продолжал пасти овец. Узнав о начавшейся войне, Давид пришёл в войско. До этого Давид проявил храбрость, убив льва и медведя, поэтому он вызвался вступить в схватку с филистимлянским богатырём Голиафом. Этот Голиаф "одет был в чешуйчатую броню, медный шлем на голове его, ростом он - шести локтей и пяди". (1-ая книга Царств, глава 17, стихи 4, 5). В переводе на современные меры длины, рост Голиафа составлял около 310 сантиметров; а поскольку в описываемое время люди были ниже ростом, чем нынешние, то Голиаф казался им верзилой в два раза выше. Щуплый Давид вызвался на сражение с Голиафом. По старинным обычаям, победа в подобном поединке предвещала общую победу. В начале, перед поединком, противники осыпали друг друга оскорблениями. Голиаф с презрением смотрел на пастушка Давида. Но Давид "опустил руку свою в сумку, и взял оттуда камень, и бросил из пращи в лоб его, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицом на землю". (1-ая книга Царств, глава 17, стих 49). После этого Давид, для убедительности победы, отсёк голову у великана Голиафа. "Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали". (1-ая книга Царств, глава 17, стих 51).

14. Царь Давид с молодой израилетянкой

Давид процарствовал в Израиле 40 лет. "Когда царь Давид состарился, то покрывали его одеждами, но не мог он согреться. И сказали ему слуги: пусть поищут для господина нашего молодую девицу, чтоб она лежала с ним - и будет тепло господину нашему. И искали красивой девицы во всех пределах Израильских, и нашли, и привели её к царю. Девица ходила за царём, но он не познал её". (3-я книга Царств, глава 1, стихи 1-4). Обычай подкладывать в постель юношей или девушек к стареющим людям сохранялся до Средних веков. Считалось, что таким образом к старикам передаётся юношеское здоровье.

12
34
56
78
910
1112
1314