Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Основные положения о территориальном планировании,
содержащиеся в проекте Генерального плана г. Калининграда

Введение.

Генеральный план г. Калининграда разработан в 1999- 2002 году Научно-проектным институтом пространственного планирования “ЭНКО” (Санкт-Петербург) по заказу Управления архитектуры и градостроительства мэрии города.

Предшествующий Генеральный план города Калининграда был разработан институтом ГИПРОГОР (Москва) в 1986 г. и утвержден в 1993 г. Радикальные изменения социально-экономического и политического устройства общества, произошедшие в стране течение 90-х гг., вызвали и существенные изменения в градостроительной политике. Государство в настоящее время перестало быть единственным владельцем недвижимости и финансовых ресурсов и, соответственно, застройщиками, инвесторами, т.е. активными участниками градостроительного процесса, стало множество юридических и физических лиц. Следовательно, в градостроительной документации нового поколения должны быть резко усилены правовые аспекты - должна доминировать функция "градорегулирования", направленная на установление юридически закрепленных правил градостроительной деятельности. Все вышеизложенное потребовало разработки нового Генерального плана Калининграда.

Согласно Градостроительному кодексу Генеральный план – один из основных видов градостроительной документации о планировании развития территории. Решения Генерального плана предполагают дальнейшую детализацию и уточнение на последующих стадиях проектирования в других видах градостроительной документации и в специализированных проектах. Решения Генерального плана являются основой для Правил землепользования и застройки. В настоящее время этот документ находится в стадии разработки.

Проект Генерального плана г. Калининграда выполнен на следующие проектные периоды:

  • I этап (первая очередь строительства) – 5 – 7 лет
  • II этап (расчетный срок Генерального плана) - 2015 г.
  • III этап - прогноз на 20-25 лет, перспектива. Этап графически отражает территории, резервируемые для перспективного градостроительного развития города за пределами расчетного срока Генерального плана.

Калининград имеет статус исторического города. В связи с этим параллельно с Генеральным планом объединенным коллективом калининградских специалистов в составе НПИ “ЭНКО” и Институтом археологии РАН разработан “Проект зон охраны объектов культурного наследия г. Калининграда”

Генеральный план Калининграда согласован с областными и городскими организациями, получил положительное заключение Государственной экологической экспертизы.

Цели и задачи проекта.

Основной целью Генерального плана Калининграда, как основополагающего документа о территориальном планировании города является разработка долгосрочной градостроительной стратегии на основе принципов устойчивого развития и создания благоприятной среды обитания.

Устойчивое развитие города предполагает обеспечение существенного прогресса в развитии основных секторов экономики, повышения уровня жизни и условий проживания населения, долговременной экологической безопасности города и смежных территорий, рациональное использование всех видов ресурсов, современные методы организации транспортных и инженерных систем.

Градостроительная концепция Генерального плана Калининграда формировалась на основе стратегической цели городского развития - создание современного, открытого российского города, достойно представляющего Россию в международном сообществе; города, активно развивающегося экономически, участвующего в региональной кооперации; культурного, туристического, промышленного, транспортного, делового и торгового центра; города с благоприятными условиями для инвестиций.

Предложения по развитию архитектурно-пространственной среды города и проектному зонированию выполнены на основе стратегии развития области, определенной в Федеральной целевой программе «Развитие Калининградской области на период до 2010 г.», региональных и городских программах, геополитической специфики города, анализе отечественного и зарубежного опыта функционирования и развития эксклавных территорий.

Исходя из Федеральной программы, особенностей и преимуществ геополитической ситуации города, в системе российско - европейских экономических взаимосвязей Калининград должен выполнять следующие основные социально-экономические функции:

  1. Международный многофункциональный транспортный узел с развитым складским комплексом. Калининградская область при благоприятной политической ситуации и решении транзитных проблем имеет значительные преимущества, связанные с включением области в европейскую транспортную систему.
  2. Промышленный и научно-инновационный центр с преимущественным развитием экспортного сектора. Необходима реструктуризация экономики производственного сектора в следующих направлениях: стимулирование конкурентноспособных высокотехнологичных наукоемких производств; активное развитие экспортно-ориентированных и импортозамещающих предприятий всех отраслей; приоритетное развитие энергетического комплекса; развитие пищевой промышленности и перерабатывающих предприятий аграрного сектора; развитие современного строительного сектора.
  3. Международный финансово-коммерческий центр. Калининград должен рассматриваться в качестве перспективного международного финансово- коммерческого центра. Это направление весьма существенно для развития города и области в целом, так как система финансовых услуг и эффективная банковская система являются ключевыми секторами в современной экономике.
  4. Культурно-туристический центр. Богатый культурно-исторический потенциал Калининграда должен сыграть существенную роль в возрождении и процветании города, став не только самостоятельным туристическим продуктом, но и катализатором развития деловой и культурной активности.
  5. Научно-образовательный центр – одна из перспективных социально-экономических функций Калининграда, развивающихся на основе международного сотрудничества в области межкультурного и исследовательского обмена между Россией и ЕС.
  6. В Генеральном плане рассмотрены и такие перспективные направления социально-экономического развития, как связь и коммуникации; торговля и услуги; развитие столичных функций; наука и образование; создание локальных свободных экономических зон.

Ориентация города на многофункциональную модель развития экономики определяет необходимость резервирования в Генеральном плане территорий для размещения транспортных, финансовых, деловых, коммерческих, научно-образовательных объектов; учреждений здравоохранения, культуры, спорта, управления. Необходимо развитие объектов культуры, искусства и туризма; развитие организаций, связанных с отправкой, сортировкой и складированием грузов; формирование современного комплекса информационных технологий и телекоммуникаций.

Эти задачи решались Генеральным планом при разработке стратегических направлений градостроительного развития Калининграда.

Комплексный градостроительный анализ территории города.

С целью определения потенциала города для дальнейшего развития и выявления проблемных планировочных ситуаций, требующих разрешения выполнен комплексный градостроительный анализ территории Калининграда.

В процессе оценки проанализированы следующие факторы:

  • Природные условия и ресурсы.
  • Эколого-гигиеническая ситуация.
  • Демографическая ситуация, экономическая база развития города, сфера занятости.
  • Современное использование территории города.
  • Планировочные ограничения.
  • Территориальные ресурсы.
  • Состояние жилищного фонда и объектов обслуживания.
  • Состояние транспортной и инженерной инфраструктур.

Комплексный градостроительный анализ территории города позволил выявить следующие основные проблемные ситуации:

  1. Анализ инженерно-геологических условий и природно-техногенных процессов показал, что практически вся территория города (97%) обладает низкой степенью устойчивости геологической среды к технологическим нагрузкам.
  2. Территория города подвержена воздействию ряда природно-техногенных процессов – затоплению нагонными паводками, заболачиванию и заторфовыванию, подтоплению грунтовыми водами и др. Данные явления и процессы осложняют ведение хозяйственной деятельности на территории города и требуют комплекса защитных инженерно-технических мероприятий.
  3. Общее неблагополучное состояние воздушного бассейна города, связанное с интенсивными транспортными потоками, наличием промышленных предприятий, значительными объемами выбросов загрязняющих веществ, большим количеством мелких котельных.
  4. Значительная часть жилых застроек и объектов социальной инфраструктуры располагается на территориях с неблагоприятной экологической ситуацией, а также в пределах санитарно-защитных зон промышленно-коммунальных предприятий.
  5. Экологическое неблагополучие акваторий р. Преголи, Калининградского залива, малых городских рек, прудов, их несоответствие требованиям организации отдыха.
  6. Низкая обеспеченность благоустроенными зелеными насаждениями общего пользования (почти в три раза ниже нормативных требований). Недостаточное озеленение и благоустройство районов многоэтажной застройки.
  7. Проблемы источников питьевого водоснабжения, Недостаточный уровень очистки питьевой воды, значительный износ водопроводных сетей и сооружений.
  8. Незавершенность строительства ряда сооружений и сетей городской канализации, недостаточная мощность и технологический износ канализационных очистных сооружений и неполная очистка сточных вод.
  9. Отсутствие общегородской системы ливневой канализации и очистки дождевых стоков. Загрязнение купальных водоемов.

В целом доля проблемных территорий с неблагополучной эколого-планировочной обстановкой составляет порядка 25% от всей площади города. Проблемные ситуации территориально фиксируются в различных районах города, однако преимущественно они концентрируются в центральном застроенном ядре, где проживает основная часть населения, и это определяет остроту экологической ситуации в городе.

Комплексный градостроительный анализ территории города стал основой для проектного зонирования территории города с учетом экологических, историко-культурных, социально-экономических и других планировочных факторов оценки, позволил выявить основные планировочные ограничения и целесообразные направления градостроительной реорганизации и развития Калининграда.

Стратегические направления градостроительного развития Калининграда.

Территориальное планирование города характеризуется двумя важнейшими составляющими - планировочной структурой и градостроительным зонированием. Именно они дают наиболее полное представление о принципах размещения и взаимодействия основных функционально – пространственных элементов города, застроенных и открытых пространств, природно - рекреационных и урбанизированных территорий, основных планировочно - композиционных узлов и главных коммуникационно - планировочных осей.

Развитие планировочной структуры города.

Планировочная структура Калининграда представляет собой наиболее значительный и ценный историко-культурный и градостроительный ресурс, сохраняющий генетически присущие данному городу черты и особенности.

На формирование планировочной структуры Калининграда оказал влияние комплекс исторических и природно - географических факторов:

  • природно-географические и экономико-географические особенности места - размещение города в устье реки, являвшейся длительное время главной транспортной и торговой артерией этого региона; возможность морских торговых, культурных и прочих контактов; широтное направление двух русел Преголи, протекающих в низкой широкой пойме; доминирующее над местностью, стратегически важное, положение Королевской горы;
  • исторические радиальные направления главных дорог, связывающих город по берегам залива, реки и по материковой части с городами и рынками сбыта Европы, Прибалтики и России и являющихся до настоящего времени основными коммуникационно-планировочными осями городского плана;
  • доминирующее над местностью, стратегически важное, центральное положение Королевского Замка, сооружение кольцевых систем оборонительных сооружений, которые впоследствии образовали важнейшие кольцевые структуры городского плана;
  • особенности городского плана - историческая мелкомасштабная планировочная структура; мозаичное, исторически сложившееся функциональное зонирование; значительное количество малоэтажного довоенного фонда за пределами центрального ядра; исторически сложившаяся сложная радиально-кольцевая структура транспортных коммуникаций; развитие крупного портового комплекса и ряда производственных зон вблизи исторического центра; значительная площадь военных городков.
  • исторические особенности хозяйственной деятельности - значительная и целенаправленная антропогенная реконструкция природного ландшафта, приспособление его для нужд горожан, защита от неблагоприятных природных процессов - устройство запруд и создание искусственных водоемов; строительство мостов, каналов, дамб, набережных, гаваней; подсыпка низких территорий; сформировавшиеся исторически традиционные инженерно-строительные приемы водоотведения и понижения уровня грунтовых вод; продуманное и высокопрофессиональное архитектурно-ландшафтное оформление городских территорий, активное включение в ткань застройки водных и озелененных пространств, высокий уровень благоустройства городских территорий.

В Генеральном плане Калининграда предлагается преемственное развитие исторических принципов формирования городской среды, сохранение и развитие исторической радиально-планировочной структуры города, восстановление исторической системы озеленения, реставрация и активное включение в современную жизнь города объектов культурного наследия.

Градостроительная концепция Генерального плана Калининграда, включает следующие основные позиции, на решение которых направлены основные разделы проекта:

  • Развитие планировочной структуры Калининграда во взаимосвязи с Калининградской территориальной системой.
  • Формирование "открытой" планировочной структуры, предоставляющей возможность развития города по основным планировочным осям (природным и транспортным), возможность свободного развития основных функциональных зон.
  • Развитие города без расширения границ, за счет рационального использования имеющихся внутренних территориальных резервов. Выборочное уплотнение уже застроенных городских территорий - это чрезвычайно актуальная задача для Калининграда, рассматривающаяся Генеральным планом как одно из приоритетных направлений градостроительной деятельности. Градостроительное формирование Калининграда на 15-20 лет запланировано в пределах действующей городской черты во взаимосвязи с пригородными территориями. Для перспективного градостроительного развития предусмотрены резервные площадки, что впоследствии может потребовать изменения границ городских земель.
  • Разработка территориально-ориентированного проекта, то есть формирование пространственной концепции на основе исторических и природных особенностей, своеобразия ландшафтной структуры территории, специфического характера городской среды, территориальных возможностей развития города.
  • Определение удобных площадок для жилищного строительства, производства, бизнеса, торговли, науки, управления, туризма, отдыха и других функций.
  • Разработка мероприятий по качественному улучшению состояния городской среды – реконструкция и благоустройство всех функциональных зон Калининграда.
  • Формирование многофункциональной центральной зоны города – активное развитие представительских и обслуживающих функций. Преимущественное развитие на территории центра обслуживающее-деловых объектов городского значения; комплексная модернизация кварталов центра; реконструкция жилых и обслуживающих зданий, надстройка этажей, устройство мансард; использование частей зданий для размещения объектов обслуживания; устройство манежных подземных автостоянок; вывод ряда производственных объектов и использование их территории для жилищного строительства и размещения деловых и обслуживающих объектов.
  • Реконструкция и благоустройство существующих жилых микрорайонов и кварталов, модернизация жилищного фонда. Новое жилищное строительство всех административных районах города на экологически благополучных территориях. Строительство разнообразных типов жилых домов для всех социальных групп населения. чрезвычайно актуальная задача для Калининграда, рассматривающаяся Генеральным планом как одно из приоритетных направлений градостроительной деятельности. Экономичное использование имеющихся внутренних территориальных резервов, выборочное уплотнение уже застроенных городских территорий.
  • Развитие общественных центров жилых районов с комплексом обслуживающих объектов, пешеходными зонами, развлекательными и спортивными зонами. Реконструкция и благоустройство существующих площадей и торговых комплексов.
  • Развитие многофункциональных обслуживающих линейных зон и обслуживающих центров вдоль основных транспортных направлений и на основных въездах в город. Развитие объектов международного, регионального и городского значения - Международная выставка - ярмарка, Авиаспортивный комплекс, Водно-спортивные комплексы, Транспортные терминалы и другие объекты, которые должны придать Калининграду образ современного европейского города, создать новые рабочие места и дать дополнительные бюджетные поступления.
  • Более эффективное использование территорий и фондов производственных зон и территорий с развитием новых обслуживающих, деловых и производственных объектов Комплексная модернизация производственных зон.
  • Сохранение и активное включение в современную ткань города историко-культурного наследия. Возрождение исторических территорий Калининграда, реставрация объектов культурного наследия. Формирование индивидуального силуэта и образа города; сохранение исторического архитектурно-ландшафтного характера малоэтажных жилых районов (“городов-садов”).
  • Мероприятия по озеленению и благоустройству города, сохранение природного наследия. Развитие системы природно-рекреационных территорий Калининграда: благоустройство существующих парков и скверов, лесных и лесопарковых массивов; восстановление исторической системы озеленения; устройство новых парковых и спортивно-парковых объектов во всех районах города. Благоустройство долин малых рек; благоустройство и строительство набережных, причалов для туристических судов, устройство прогулочных и обслуживающих зон в местах отдыха.
  • Формирование "контактных зон" природного и урбанизированного каркасов города, как зон развития городских досугово - рекреационных комплексов.
  • Развитие транспортной и инженерной инфраструктур, обеспечение их надежности и безопасности. Строительство новых мостовых переходов, транспортных развязок и магистральных улиц; реконструкция и ремонт улично-дорожной сети; вывод грузового и транзитного движения за пределы центра города и жилых районов; строительство системы автостоянок, многоуровневых и подземных гаражей; организация пешеходных зон и велосипедных трасс.
  • Проведение комплекса мероприятий по улучшению экологического состояния окружающей среды Калининграда, усовершенствованию транспортных и инженерных систем. Проведение мероприятий по снижению вредного воздействия производственных объектов на окружающую среду. Ориентация на политику ресурсосбережения и комбинированный гибкий подход к инженерному обеспечению города, сочетающий централизованные и локальные системы. Проведение комплекса мероприятий по инженерной подготовке и благоустройству территорий. Реализация мероприятий по отводу и очистке дождевых стоков. Рекультивация городской свалки, строительство полигона ТБО за пределами городских земель.

Именно эти задачи решались Генеральным планом при разработке стратегических направлений территориального развития Калининграда.

Градостроительное зонирование территории города.

Градостроительное зонирование территории является одним из основных инструментов регулирования градостроительной деятельности. Зонирование устанавливает рамочные условия использования городской территории, обязательные для всех участников градостроительной деятельности в части функциональной принадлежности, плотности и характеру застройки.

Разработанное в составе Генерального плана градостроительное зонирование учитывает природную, историко-культурную, экономико-географическую и природную специфику города, сложившиеся особенности использования городских земель, данные земельного кадастра, основывается на градостроительной концепции развития города и перспективных тенденциях в развитии урбанистики. При разработке градостроительных зон учтены положения Градостроительного и Земельного кодексов Российской Федерации и требования специальных нормативов и правил, касающиеся зон с нормируемым режимом градостроительной деятельности.

Городские территории подразделяются на следующие основные территориальные зоны, отраженные на чертежах Генерального плана:

  • жилые зоны – различных строительных типов в соответствии с этажностью и плотностью застройки: многоэтажная застройка высокой плотности; застройка переменной этажности средней плотности; индивидуальная малоэтажная застройка низкой плотности; садоводства (зона перспективной реконструкции под жилищное строительство по типу «города-сада»);
  • общественно - деловые зоны - предназначенные для размещения объектов здравоохранения, высших и средних учебных заведений, социального и коммунально-бытового назначения, административных, культурно-зрелищных, торговых и пр. объектов;
  • зона общегородского центра;
  • многофункциональные зоны - общественно-жилые зоны, общественно – деловые зоны городского центра, производственно-деловые и торговые;
  • производственные зоны – производственно - коммунальные территории, зоны коммунального обслуживания селитебных территорий
  • зоны коммунального обслуживания селитебных территорий;
  • природно-рекреационные зоны - зоны городских зеленых насаждений (парки, скверы, бульвары), леса и лесопарки, особо охраняемые природные территории;
  • зоны инженерной и транспортной инфраструктуры – территории железной дороги, порты, канализационные очистные сооружения, прочие инженерные и транспортные объекты ;
  • зоны сельскохозяйственного назначения;
  • зоны специального назначения - кладбища и другие санитарно-технические объекты;
  • зоны военных и режимных территорий.

В состав зон ограничений на использование территории входят:

  • санитарно-защитные зоны производственно-коммунальных объектов;
  • коридоры основных инженерных коммуникаций (ЛЭП, водоводы, газопроводы, и др.);
  • зоны санитарной охраны; зоны подлетов и шумовая зона аэродрома;
  • особо охраняемые природные территории (ООПТ);
  • зоны охраны памятников истории и культуры;
  • водоохранные зоны;
  • месторождения полезных ископаемых;
  • зоны затопления расчетным паводком 1% обеспеченности (нагоны) и др.

В проекте Генерального плана последовательно проводится принцип экологического приоритета принимаемых решений: размещение нового жилищного строительства и объектов социальной инфраструктуры на экологически безопасных территориях с учетом санитарно-защитных зон; разработка предложений по развитию системы природно-рекреационных территорий и восстановлению исторического озеленения; разработка мероприятий по реконструкции и развитию транспортной и инженерной инфраструктуры.

В Генеральном плане разработаны предложения по оптимизации экологической ситуации, важной составляющей которых является целенаправленное изменение функционального зонирования в сторону улучшения санитарно-гигиенических условий проживания населения. Ряд производственных объектов, расположенных в центре и жилых зонах и являющихся источниками санитарной вредности, предложено вынести за пределы селитебных зон или изменить функциональное назначение территории под устройство деловых, торговых, жилых и общественных зон (часто владельцы участков предприятий заинтересованы в таком перепрофилировании использования).

Проектное градостроительное зонирование г. Калининграда предусматривает преемственность в функциональном назначении сложившихся территориальных зон, если это не противоречит нормативным требованиям экологической безопасности, эффективного и рационального использования городских территорий.

Как принципиальная установка, Генеральным планом предусматривается сокращение доли территорий специализированного функционального назначения и увеличение многофункциональных зон (территорий смешанного использования - общественно-жилых, общественно-деловых, производственно - деловых и торговых).

В соответствии с исторической и планировочной спецификой, в Генеральном плане выделена территория особой градостроительной ценности "зона общегородского центра" в пределах исторического Внутреннего города, как многофункциональная зона с особыми требованиями по регенерации исторической среды, реконструкции и реновации фонда, благоустройству и озеленению, формированию пешеходных зон, реконструкции транспортных магистралей и строительству транспортно-пешеходных узлов в разных уровнях, устройству автостоянок с использованием подземного пространства.

Садоводческие участки на территории города занимают значительные территории и Генеральным планом рассматриваются в качестве потенциальных территорий для жилищного строительства с формированием жилых районов по типу «городов-садов» (при обязательной разработке проектов планировки, застройки, инженерного оборудования). Такое решение принято с учетом ценности городских земель для жилищного строительства, возможности поэтапного перевода земельных участков садоводств в земли с другим целевым назначением, традиционности для Калининграда малоэтажных районов жилой застройки, популярности у населения данного вида жилья.

В зонировании территории предусмотрены зоны для развития транспортного комплекса – портовых комплексов, терминалов – размещены по правому берегу Калининградского морского канала в западнее пос. Прегольский, предусмотрены зоны для развития грузовых терминалов в зоне железнодорожной станции «Дзержинская-Новая», и в коридорах внешних автомобильных и железных дорог (вне селитебных и природно-рекреационных зон). Проектом даны предложения по установлению границ промышленных узлов, которые получили картографическую привязку в составе электронной версии и показаны на чертежах. Предусматривается запрещение территориального расширения производственных зон, эффективное использование имеющихся территориальных резервов и фондов.

Мероприятия по территориальному планированию.
Городской центр.

Территория в границах "внутреннего города" выделяется Генеральным планом в виде особой многофункциональной зоны.

Главные задачи центральной зоны: возможность реализации "столичных" функций города - представительских, административных, коммерческих, историко-культурных, туристических, жилых, информационных и других. Многофункциональность, культурное и средовое разнообразие зоны центра - главные необходимые условия выполнения перечисленных проявлений городской жизни. Центральная зона Калининграда обладает мощным потенциальным ресурсом для реорганизации и дальнейшего развития.

Проектом намечены следующие основные направления поэтапной комплексной реорганизации пространства городского центра:

  • Возрождение историко-культурного значения центральной зоны города, реставрация и использование для общественной жизни памятников истории и культуры; создание сомасштабного человеку индивидуального архитектурно-пространственного образа исторического центра; формирование пространственно-визуальных ориентиров (доминант);
  • Преимущественное размещение объектов общегородского значения, насыщение центральной зоны всеми видами общественно-деловых, культурно-развлекательных и торговых объектов;
  • Реконструкция и формирование главных многофункциональных градостроительных узлов центра – площадей Центральной, Победы, Калинина; и линейных примагистральных многофункциональных общественно - жилых зон, в частности Ленинского проспекта;
  • Реконструкция и благоустройство жилого фонда и объектов социальной инфраструктуры;
  • Организация пешеходных общественно-торговых пространств;
  • Комплексное благоустройство и озеленение территории центра, восстановление исторического озеленения, реконструкция и благоустройство существующих озелененных территорий;
  • Реконструкция дорожно-транспортной сети, устройство системы автостоянок (уличных, подземных, встроенных, манежных), строительство дополнительных мостовых переходов (в том числе с учетом восстановления утраченных исторических мостов), вывод транзитных транспортных потоков за пределы центрального городского ядра;
  • Комплексное благоустройство и архитектурно-ландшафтное оформление набережных и территорий "водного фронта", реабилитация природного комплекса Нижнего и Верхнего прудов, устройство причалов и организация обслуживания для спортивно-туристических судов.
Основные градостроительные узлы и многофункциональные линейные комплексы – зоны активной градостроительной реконструкции.

Центральная площадь (территория утраченного Королевского Замка) - наиболее важный, символичный и наиболее несформированный и экономически неиспользуемый в настоящее время крупнейший участок центральной зоны. Именно здесь были допущены грубейшие и трудно поправимые градостроительные ошибки - разрушение остатков Королевского Замка и попытка сооружения административного здания (символа советской эпохи), существующего в течение 25 лет в недостроенном состоянии. Генеральным планом предлагается создание Финансово-делового и коммерческого центра, комплекса обслуживания туристов и организация специальной исторической (археологической) туристической зоны "Королевский Замок". Необходимы поиски комплексного архитектурно-планировочного и образного решения не только самой площади, но и всего пространства от Ленинского проспекта до жилых домов, включая гостиницу Калининград, южную часть территории Нижнего пруда и зону между недостроенным административным зданием и жилой застройкой. Архитектурно- градостроительную концепцию площади и прилегающей территории необходимо определить в результате проведения конкурса.

Остров Канта ( Кнайпхоф ) - который в течение 700 лет был сосредоточием культуры, духовных и материальных ценностей, с которого и теперь начинается знакомство с современным Калининградом, необходимо возродить как истинный духовный и культурно-исторический центр города. Cуществует несколько возможных вариантов застройки острова: воссоздание исторической застройки, современная архитектура с сохранением исторического масштаба и характера планировки, комбинированные решения. Функциональное назначение будущей застройки острова должно быть многоцелевым (выставочные залы, музеи, библиотеки, другие учреждения культуры и искусства, торговля и развлечения, обслуживание туристов, гостиницы, жилье, офисы, тематические зеленые пространства). Для принятия решений о застройки острова и выработки инвестиционной схемы целесообразна организация конкурсного проектирования.

Площадь Победы и прилегающие общественные зоны - современный административно - деловой, коммерческий и транспортный центр Калининграда. Проектом предлагается продолжение формирования и реорганизации сложной общественной территории, включающей Площадь Победы, площадь перед киноконцертным залом "Родина", территорию Северного вокзала, территорию бывшей Восточно-Прусской ярмарки, ул. проф. Баранова, зону Центрального рынка. Основные мероприятия – решение транспортного узла с пропуском транспорта в разных уровнях; активное использование подземного пространства для организации автостоянок; завершение строительства храма; реконструкция зоны Центрального рынка; реставрация исторических зданий; реконструкция и благоустройство зоны Северного вокзала.

Площадь Южного вокзала (пл. Калинина). Генеральным планом предлагается создание здесь Международного Транспортно-коммерческого комплекса "Открытый город". Основные градостроительные мероприятия: комплексная реконструкция площади, зданий и сооружений железнодорожного и автобусного вокзалов, мероприятия по более целесообразной организации общественного транспорта на привокзальной площади, устройство паркингов (с использованием подземного пространства), строительство общественно-делового комплекса (гостиница, торговля, офисы, представительства транспортных компаний, туристско-информационное бюро, прокат автомобилей, развлечения).

Ленинский проспект - главная улица города. Городские территории и здания вдоль Ленинского проспекта являются и в настоящее время наиболее привлекательными для строительных инвестиций. Генеральный план рассматривает Ленинский проспект как зону первоочередной градостроительной реконструкции. Это предполагает перепланировку зданий с целью создания многофункциональной среды, дополнение существующего фронта застройки вставками новых зданий различного назначения, увеличение этажности существующих зданий и устройство мансард, формирование индивидуального архитектурного решения перекрестков, организацию стоянок автотранспорта, комплексное благоустройство уличных и дворовых пространств, реконструкцию и благоустройство скверов. Существенное значение имеет комплексный подход к реконструкции не только самого фронта застройки, но и включение в зону градостроительной реорганизации прилегающих к проспекту городских территорий.

Проспект Мира – особая историческая линейная зона. Предусматривается особый режим градостроительной деятельности, учитывая его значение в плане города, исторический характер многих фрагментов застройки проспекта и его озеленения. Основное направление – развитие исторических и средовых элементов застройки улицы, поддержание ее ландшафтного оформления и благоустройство зеленых пространств, особые требования к реконструкции зданий и новому строительству. Генеральным планом подчеркивается важность композиционного, функционального и ландшафтного решения градостроительных узлов по пр. Мира, которые необходимо разработать на следующих стадиях проектирования.

Ул. Черняховского – важная торговая зона города. Реорганизация улицы предполагает реконструкцию зданий с формированием торгового фронта вдоль улицы, строительство вставок мини-маркетов, устройство паркингов для временного хранения автомобилей, формирование архитектурного стиля фасадов зданий. Возможно устройство торговых пассажей на перпендикулярных к улице направлениях. Наиболее существенный вопрос – реконструкция Центрального рынка и благоустройство всей прилегающей территории.

Советский и Московский проспекты, проспект Победы, проспект Ю. Гагарина, ул. А. Невского, Дзержинского, Суворова – линейные многофункциональные зоны вдоль главных внешних транспортных направлений. Генеральным планом предусматривается активная реорганизация территорий вдоль основных радиальных транспортных направлений – формирование новых многофункциональных комплексов зданий, реконструкция существующих зданий, реставрация исторических объектов, организация торговых и обслуживающих зон, формирование индивидуального архитектурного облика магистралей, усовершенствование профилей улиц, организация автостоянок, ландшафтное оформление улиц.

Многофункциональные обслуживающие и коммерческо-деловые центры на пересечении радиальных и кольцевых транспортных связей. Данные виды общественных комплексов размещены как на внутреннем транспортном кольце, так и по окружной автомобильной дороге. На пересечении радиальных транспортных направлений и окружной автомобильной дороги предлагается развитие транспортно-обслуживающих зон, оптовых рынков, торговых, выставочных и обслуживающих комплексов - Московский и Советский пр., ул. Дзержинского, ул. А. Невского, пр. Победы, ул. Емельянова и ее продолжение, торгово-промышленная зона Б. Исаково.

Пешеходные прогулочные и торговые пространства и площади. В каждом районе города предусмотрено восстановление исторических и создание новых пешеходных многофункциональных пространств и зон. Одна из наиболее важных зон – пешеходная улица, соединяющая Ленинский проспект и Нижний пруд.

Чрезвычайно важное композиционное и планировочное значение имеют прибрежные территории, игравшие в течение сотен лет огромное значение в общественной жизни города. Поэтому, в Генеральном плане благоустройство и строительство набережных, формирование прогулочных и общественных пространств (молов) вдоль рукавов Преголи с необходимыми объектами обслуживания отнесено к приоритетным градостроительным программам. Одно из первоочередных мероприятий – формирование фронта застройки по Старопрегольской набережной.

Центры обслуживания жилых районов

В жилых районах города необходимо продолжить формирование центров обслуживания – предлагается строительство торговых комплексов, учреждений физкультуры и спорта, строительство объектов здравоохранения, образования, культуры и искусства, организация клубов по интересам. Намечается строительство новых объектов и реконструкция существующих.

Многофункциональные производственно-деловые зоны.

В проекте Генерального плана запланированы территории для организации производственно-деловых и коммерческих зон. Они размещены, преимущественно, по периферии городской застройки вдоль кольца окружной автомобильной дороги и на внешних транспортных направлениях.

Крупные общественные объекты международного, регионального и городского значения.

Генеральным планом предлагается создание в Калининграде, как городе с особыми экономико-географическими условиями и значительным потенциалом, ряда крупных специализированных объектов. Всего предложено сооружение около 20 объектов, основными из которых являются:

  1. Финансово-деловой центр и культурно-туристический центр (Центральная площадь).
  2. Международный (Балтийский) научно-учебный центр (на базе КГУ).
  3. Международная выставка-ярмарка с постоянно действующей товарно-сырьевой биржей – резервируется территория к северу от городской черты по дороге на Зеленоградск. Предлагается устройство представительств регионов, городов и крупнейших компаний России, СНГ, стран Балтийского бассейна.
  4. Оптово-торговые рынок - район пересечения ул. Дзержинского и окружной дороги.
  5. Международная торговая палата
  6. Региональный многопрофильный лечебно-диагностический центр – резервируется площадка в западной части города.
  7. Транспортные терминалы: автотранспортные – в южном и юго-восточном секторах окружной дороги; железнодорожный – ст. Дзержинская-Новая; морские – причалы в зоне портов и вдоль Калининградского морского канала, пос. Прегольский; воздушный - аэропорт Храброво.
  8. Водно-спортивный комплекс с гребным каналом (яхт-клуб, гостиницы, эллинги, автостоянки, прокат) – прибрежная зона Калининградского залива, пос. Прибрежный, Голубые озера, Яхт-клуб.
  9. Аквапарк – площадка в ПКиО 40-летия ВЛКСМ (предлагаемое название – Городской народный парк); площадка в зоне Голубых озер по Мамоновскому шоссе;
  10. Гольф-клуб с гостиницей и досугово-развлекательным комплексом – лесопарковая зона в Северной части города;
  11. Искусственный каток – парк «Юность», ПКиО 40-летия ВЛКСМ
Жилые зоны.

Жилищная проблема является одной из самых существенных социальных проблем Калининграда и одним из приоритетных вопросов Генерального плана.

Жилые зоны представляют собой основную "ткань" городской среды и являются наиболее крупной по площади функционально-пространственной составляющей городского плана - 52% от застроенных территорий и 21% из общей площади городских земель.

Жилищный фонд Калининграда на 01.01.2003 г. составил 8.1 млн.кв. метров общей площади, средняя жилищная обеспеченность – 19,4 кв. метра общей площади на одного жителя. Отличительной особенностью фонда города является наличие значительного количества домов довоенной постройки – 2,1 млн. кв. метров общей площади ( четверть всего жилищного фонда города). Наибольшее количество довоенного жилья находится в Ленинградском и Центральном районах города. Это обстоятельство определяет необходимость резкого увеличения реконструкции и модернизации существующего фонда.

При обеспеченности в 25 кв. м на человека жилищный фонд к концу расчетного срока

в 2015 году должен составить 12 млн. кв. м общей площади, а объем нового жилищного строительства с учетом убыли части существующего фонда в связи с реконструктивными мероприятиями – примерно 4408 тыс. кв. м общей площади.

Предложения Генерального плана по реорганизации территорий жилой застройки и новому жилищному строительству опираются на комплексный градостроительный анализ территории: градостроительная, историческая ценность среды и фонда; техническое состояние и строительные характеристики фонда; распределение жилья по районам города; динамика и структура жилищного строительства; современные тенденции в жилищном строительном комплексе.

Генеральный план предлагает следующие принципы градостроительной реорганизации и развития жилых территорий:

  • Комплексная реконструкция и благоустройство сложившихся жилых кварталов и микрорайонов - модернизация (ремонт и реконструкция) жилого фонда; реконструкция домов первых массовых серий и довоенного фонда; капитальный ремонт инженерных сетей; ремонт и усовершенствование улично-дорожной сети; восстановление исторического озеленения и создание новых озелененных пространств, спортивных и детских площадок.
  • Сохранение образа "зеленого города"; формирование гуманной, сомасштабной человеку комфортной архитектурно - пространственной среды жилых зон. Переход от "свободной" микрорайонной планировки к традиционному масштабу застройки и традиционным городским планировочным элементам - квартал, площадь, пешеходная улица, двор, бульвар, сквер.
  • Комплексность застройки новых жилых районов – строительство объектов социальной инфраструктуры параллельно с вводом жилья; организация торговых и обслуживающих зон.
  • Эффективное использование территорий города - уплотнение существующего фонда в рамках действующих нормативов, устройство мансардных этажей и надстройка зданий, увеличение территорий застройки смешанного типа (жилье, объекты обслуживания, досуга, офисные помещения и пр.).
  • Строительство разнообразных типов жилых домов с учетом потребностей всех социальных групп населения, осуществление строительства социального жилья.
  • Формирование выразительного архитектурного образа жилых зданий. Дифференцированный подход к реконструкции и застройке различных районов города, отказ от унифицированных архитектурно-планировочных приемов, переход к проектированию и строительству разнообразных типов жилых образований - жилых комплексов, групп домов, жилых кварталов.
  • Установление особого режима градостроительной деятельности (в том числе, реконструкции и нового жилищного строительства) в исторических зонах города. Научная реставрация памятников истории и культуры, используемых в качестве жилого фонда; выборочная реконструкция, ремонт и благоустройство объектов жилого фонда в исторических районах города.
  • Выделение зон активной градостроительной реконструкции, в которых предусматриваются первоочередные мероприятия по комплексной реорганизации жилой среды - зона городского центра, многофункциональные линейные зоны вдоль сложившихся основных магистралей, территории довоенного фонда со значительным процентом износа.
  • Улучшение экологического состояния жилых зон, вынос за пределы селитебных территорий ряда производственных, коммунальных и пр. объектов, а также вывод транзитного и грузового автотранспорта.

Генеральным планом предлагается следующая структура жилищного строительства:

  • застройка высокой плотности (4-5 этажей с отдельными высотными группами зданий и высотными доминантами) - 50%;
  • застройка средней плотности (переменной этажности) -30%;
  • застройка низкой плотности (одноквартирные дома с приусадебными участками) -20%.

Для реализации запланированной жилищной программы потребуется 1130 га новых территорий. Сводные данные по новому жилищному строительству по административным районам Калининграда на 20015 г. приведены в следующей таблице.

Административные районы Многоквартирная застройка Индивидуальная застройка Всего
  Территория микро-районов и кварталов, га тыс.кв.м общей площади Территории кварталов "брутто", га тыс.кв.м общей площади Территории, га тыс.кв.м общей площади
Балтийский 70 337 105 177 175 514
Ленинградский 260 1598 65 110 325 1708
Московский 160 975 115 189 275 1164
Октябрьский 50 255 115 193 165 448
Центральный 90 413 100 161 190 574
Всего по городу 630 3578 500 830 1130 4408

Основными площадками нового жилищного строительства являются:

  • В Ленинградском районе – Северный жилой район, Восточный жилой район, застройка по ул. Артеллерийской, Ст.Дадаева, Еловой аллее, Куйбышева, Гагарина, Колхозной, Стрелецкой.
  • В Центральном районе – Маршала Борзова, Каштановая аллея, Чкаловская - Ростовская и др., пос. Зеленое.
  • В Октябрьском районе – район просп. Мира - ул. Радистов, ул. Брусничной - Тенистой аллеи, ул.Сержанта Мишина, “Водник” и др.., пос. им. А.Космодемьянского, новый жилой район “Совхозное - Майский”.
  • В Балтийском районе – Юго - Западный жилой район ( пос.Чайковское), район ул. Батальной, Тихорецкой, пос. Прибрежное.
  • В Московском районе – Южный жилой район, район ул. Судостроительной, Аллеи Смелых, Дзержинского, Емельянова, пос. Московское, пос. Борисово.

В целом по городу Генеральным планом в период первой очереди запланировано жилищное строительство в объеме 1 млн. кв. метров общей площади. К концу данного периода жилищный фонд города возрастет до 8.9 млн. кв. метров общей площади.

Градостроительная организация производственно-деловых зон

Градостроительная реорганизация производственных зон является одним из важнейших направлений обновления и развития городской среды. Производственные и коммунально-складские территории занимают в настоящее время в Калининграде порядка 1664 га. Генерального плана намечен комплекс разрешительных мероприятий, реализация которых должна стимулировать все виды хозяйственной активности.

Генеральным планом предлагаются следующие основные направления градостроительной реорганизации производственных территорий:

  • Увеличение доли территорий смешанного функционального назначения - развитие многофункциональных производственно-деловых, производственно-торговых, производственно-транспортных зон во всех административных районах города и на перспективных транспортных внешних направлениях.
  • Резервирование территории для организации наукоемких производств и инновационных технологий в комплексе с научными организациями и жилым городком – создание технопарков и технополисов.
  • Изменение функционального использования части производственных территорий для размещения деловых, обслуживающих, торговых и развлекательных объектов.
  • Развитие и внедрение наукоемкого производства, деловых и общественных функций, обеспечивающих формирование качественно новых мест приложения труда на территориях реорганизуемых "старых" промышленных зон.
  • Организация на базе территорий ряда существующих предприятий Локальных свободных экономических зон (ЛСЭЗ).
  • Рациональное использование существующих площадок предприятий и недостроенных объектов для организации промышленных парков.
  • Улучшение условий проживания горожан за счет проведения в производственных зонах комплекса природоохранных мероприятий с целью ликвидации выбросов на предприятиях - приоритетных источников загрязнения окружающей среды.
  • Перепрофилирование территорий ряда предприятий, находящихся в селитебных зонах и являющихся источниками загрязнения, в категорию обслуживающих и деловых зон (без изменения прав на земельный участок)
  • Первоочередная реорганизация прибрежных производственных территорий, ликвидация источников загрязнения и соблюдение режима природоохранной деятельности в соответствии с действующими нормативами по охране водного бассейна.
  • Более эффективное использование территорий существующих предприятий и объемов производственных зданий. Использование существующих площадок предприятий и недостроенных объектов для организации промышленных парков.
  • Комплексное благоустройство территорий промзон, строительство и ремонт автомобильных подъездов, озеленение территорий предприятий и санитарно-защитных зон, ликвидация несанкционированных свалок.
  • Обновление Проектов ПДВ, разработка проектов санитарно-защитных зон, вынесение их на местность.

В генеральном плане разработаны основные мероприятия по градостроительной реорганизации промышленных узлов: Западного, Юго-западного, Южного, Восточного, Северного, а также Северо-западной производственной зоны (пос. А.Космодемьянского).

Во всех административных районах города на основных транспортных выходах и на пересечении радиальных магистралей с окружной автомобильной дорогой зарезервированы территории для строительства многофункциональных производственно-обслуживающих, деловых и производственно-торговых зон.

Развитие социальной инфраструктуры

Уровень и качество жизни калининградцев в значительной мере зависят от социальной сферы города, которая включает в себя учреждения здравоохранения, объекты социальной защиты, спорта, образования, культуры и искусства, торговли, прочие объекты. В большой степени от уровня развития социальной сферы зависит привлекательность и приспособленность городской среды для развития деловых связей и туризма, участия города в международной экономической кооперации.

Предложения Генерального плана по развитию социальной инфраструктуры разработаны с учетом новых социально-экономических условий, экономико-географических особенностей и масштаба развития города, анализа современной обеспеченности населения объектами социальной сферы. В проекте выполнены соответствующие расчеты, даны предложения по составу и количеству объектов обслуживания.

Генеральным планом предлагаются следующие принципы развития отдельных видов обслуживания:

  • Учреждения здравоохранения: реконструкция зданий учреждений, не соответствующих нормативным требованиям; переход на новую нормативную базу и структурная перестройка отдельных звеньев здравоохранения (новые виды учреждений - дневные стационары, дома сестринского ухода, хосписы и др.); усиление значимости специализированных медицинских центров, более эффективное использования территории учреждений здравоохранения.
  • Учреждения культуры и искусства: реконструкция и новое строительство соответствующих объектов. Введение в состав учреждений культуры нетрадиционных (для города такой величины) видов и других объектов, прежде не использовавшихся в отечественной практике, но включенных в разряд предлагаемых на основании зарубежного опыта. Трансформация традиционных нормативов для учреждений культуры в соответствии с логическими обоснованиями реальной потребности в тех или иных видах.
  • Физкультура и спорт: предложения по реконструкции многих существующих объектов и широкий диапазон видов новых, предлагаемых проектом к размещению, объектов, охватывающих разновозрастные группы населения и уровни обслуживания, начиная от первичного уровня жилого микрорайона до общегородских, региональных, а также международного значения.
  • Социальное обеспечение: создание специальной сети учреждений социального назначения (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, приюты для бездомных детей, беременных женщин и матерей с детьми, центры реабилитации для лиц, вышедших из мест лишения свободы и т.д).
  • Туризм: активное включение в сферу экономики города функций туристического центра. Формирование инфраструктуры туризма с развитием объектов показа, сервиса, повышения качества услуг и привлечением рекреационных функций морского побережья. Необходимо развитие системы туристических комплексов в самом городе и в зоне тяготения Калининграда - гостиницы, информационные и культурно-спортивные центры, торговые зоны, историко-культурные объекты туризма.
  • Торговля и общественное питание: реконструкция и строительство разнообразных объектов торговли, как розничной, так и оптовой - современных торговых центров, супермаркетов, специализированных магазинов, оптовых баз и рынков, ресторанов, кафе, баров.
  • Финансово-кредитные учреждения: развитие Калининграда в качестве регионального и международного финансово-коммерческого центра предполагает расширение в городе сети банков, бирж, торговых палат, инвестиционных компаний, международных офисов и представительств с соответствующей инфраструктурой.

Современное направление организации объектов обслуживания – размещение их в составе многофункциональных зон, комплексов и отдельных многофункциональных зданий.

Развитие транспортной инфраструктуры.

Создание в регионе современной транспортной инфраструктуры – задача первостепенной важности. Решение этой проблемы особенно важно для Калининграда – активно развивающегося города со своеобразной планировочной структурой и высоким уровнем автомобилизации. Мероприятия по совершенствованию и развитию внешнего транспорта предложены в Генеральном плане с учетом международных, федеральных, региональных и областных программ.

В проекте Генерального плана принят оптимальный вариант развития транспортной инфраструктуры, учитывающий максимальные возможности при сложившихся условиях и не нарушающий историческую среду города. В основу положены наиболее рациональные изменения и дополнения существующей транспортной сети, во многих случаях имеющие принципиальный характер, но не вступающие в решительные противоречия со сложившейся структурой города. Разрешение транспортных проблем возможно лишь при комплексном подходе, который сочетает тактичную реконструкцию сети в исторических районах с решительными мероприятиями в отдельных узловых точках

С учетом анализа реконструкции европейских городов применительно к специфическим условиям Калининграда Генеральным планом намечены основные принципиальные планировочные подходы. Проектом предлагается дальнейшее развитие радиально-кольцевой структуры магистральной улично-дорожной сети с организацией двух перспективных транспортных магистралей общегородского значения с непрерывным движением «север-юг» и «восток-запад». Основу этой системы составляют следующие крупные элементы:

  • Реконструкция существующих мостов и строительство новых мостовых переходов через Преголь и Морской канал - скорейшее завершение строительства моста в створе ул. 9 Апреля с выводом транспортных потоков в обход существующего эстакадного моста по ул. Ленина; строительство дублера Двухъярусного моста и его реконструкция; строительство моста через морской канал с целью вывода западного транзита из центра города; реконструкция Берлинского моста; перспективное строительство моста в восточной части города;
  • Формирование в перспективе двух скоростных диаметров «север-юг» и «восток-запад» с выходом на внешние транспортные направления (магистрали общегородского значения с непрерывным движением) – показаны на Схеме перспективного развития магистральной улично-дорожной сети – с целью резкого увеличения пропускной способности сети
  • Активное использование преимуществ существования окружной дороги, активное ее включение для передвижений в обход центра – строительство Южного обхода; устройство развязок в разных уровнях в местах пересечения с радиальными направлениями.
  • Выборочная реконструкция существующей улично-дорожной сети с устройством дублеров по основным направлениям, устройство на основе существующей сети транспортных полуколец;
  • Прокладка ряда транспортных магистралей параллельно железнодорожным линиям для пропуска грузового автотранспорта вне центра и селитебных зон;
  • Организация автостоянок на подходах к центру и в районах вокзалов и железнодорожных станций с целью пересадки на городской общественный транспорт;
  • Комплексное решение транспортных узлов с развязкой движения в разных уровнях на главных площадях города – им. Калинина, Центральной, Победы;
  • Размещение новых крупных торговых и обслуживающих комплексов в районе окружной автодороги с целью сокращения пригородных поездок в центр города.
  • При разработке проектных предложений в максимально возможной степени учтены предложения предшествующих проектно-планировочных работ, не утративших актуальности в настоящее время, в частности, предложений Генерального плана 1986 г., Комплексной схемы транспорта, Проектов детальных планировок, проектов отдельных транспортных узлов, международных проектов и программ, предложений ГИБДД г. Калининграда, других транспортных организаций и управлений.

    Магистральная сеть города решена с учетом сложившейся застройки и намеченного Генеральным планом освоения новых территорий.

    Для обеспечения транспортного обслуживания Генеральным планом предлагается система мероприятий по развитию системы общественного пассажирского транспорта, которая должна обеспечить потребности жителей в поездках с наименьшими затратами времени и достаточным комфортом, - трамвая, автобуса и троллейбуса. Построение схемы общественного транспорта базировалось на расчетных пассажиропотоках в соответствии с намеченным территориальным развитием города. Предлагается развитие автобусного сообщения во всех районах города, в том числе и на территориях нового строительства. Развитие линий трамвая намечено в Северном и Южном районах нового жилищного строительства. Предлагается также развитие троллейбусной сети в направлении Восточного жилого района.

    Протяженность линий городского пассажирского транспорта по проекту должна составить:

    • трамвая - 50 км;
    • троллейбуса - 47 км;
    • автобуса - 220 км, из них на территории города - 20 км.

    В связи с резким ростом количества автомобилей индивидуальных владельцев требуется организация большого количества мест их хранения – как постоянного, так и временного. Рекомендуется постепенная реконструкция (путем строительства многоэтажных наземных и подземных гаражей) ряда существующих мест постоянного хранения автотранспорта, не соответствующих природоохранным требованиям и экологическим условиям. В проекте предусмотрено резервирование территорий для строительства 10 многоэтажных гаражей для сезонного хранения автотранспорта, расположенных в производственно- коммунальных зонах.

    Развитие инженерной инфраструктуры.

    Система водоотведения.

    Система водоотведения чрезвычайно отстала от потребностей города и по мощности и по техническому уровню. Созданная в начале века система не отвечает современным требованиям и требует полной реконструкции. Необходимость скорейшего разрешения ситуации связана и с принятыми Россией обязательствами по охране окружающей среды региона Балтийского моря, вытекающими из международных договоров и соглашений, таким образом, Калининградская область должна соответствовать не только Российским, но и Европейским требованиям.*

    Основная цель данного раздела Генерального плана – определение основных направлений оптимального развития системы канализации на основе анализа сложившейся ситуации и предложений Генерального плана по территориально - планировочному развитию города.

    Разработанные в проекте мероприятия по развитию системы канализации направлены на улучшение условий проживания населения, уменьшение нагрузок на природную среду, снижение загрязнения водного бассейна, почв. Для этого Генеральным планом предусматриваются основные мероприятия:

    • Завершение строительства пускового комплекса ОКОС производительностью 150 тыс. куб.м/сут. в т. ч:
      • Завершение строительства ГКНС;
      • Завершение строительства промышленного коллектора;
      • Реконструкция главного коллектора;
    • Дальнейшее расширение очистных сооружений до проектной производительности;
    • Переключение стоков промышленных предприятий в городскую канализацию, при условии организации специальной предварительной очистки производственных сточных вод.
    • Проведение мероприятий по снижению водопотребления промышленности за счет введения систем оборотного водоснабжения, введения водосберегающих технологий;
    • Строительство канализационных сетей с использованием новых технологий - внедрение новых технологий прокладки инженерных сетей;
    • Проведение обследования канализационной сети довоенной прокладки реконструкция сетей бытовой канализации - перекладка аварийных участков коллекторов;
    • и другие мероприятия.

    Система водоснабжения.

    Разработанные Генеральным планом мероприятия направлены на улучшение условий проживания населения, экологической обстановки, вывод на нормативный уровень гигиенических показателей качества подаваемой воды, на повышение надежности водоснабжения, ресурсосбережение, а также на уменьшение зависимости от р.Преголи, как источника водоснабжения города за счет постепенного перехода на водоснабжение из подземных источников, снижения водопотребления, реконструкций сетей и сооружений водопровода. В числе основных мероприятий:

    • Улучшение качества очистки воды путём внедрения новых технологий, материалов, реагентов.
    • Расширение Восточной водопроводной станции.
    • Строительство дополнительного водохранилища на ЮВС -2.
    • Реконструкции ЮВС-2 и Центральной водопроводной станции.
    • Проведение комплекса мероприятий по уменьшению водопотребления.

    Энергоснабжение.

    Основная цель настоящего раздела Генерального плана – обеспечение оптимального развития энергосистемы города, взаимоувязанного с его территориально-планировочным развитием.

    В настоящее время в Калининграде собственных источников электроснабжения практически нет. Электроснабжение г. Калининграда осуществляется от энергосистемы АО “Янтарьэнерго”, входящей в состав ОЭС Северо-запада и являющейся в настоящее время дефицитной. Располагаемая мощность источников области составляет 157 МВт, что составляет около 30% потребности области в электроэнергии. Покрытие дефицита осуществляется из ЕЭС России (с использованием электроэнергии от Игналинской АЭС в Литве). В связи с недостаточностью мощности собственных источников отсутствием прямых связей с российской энергосистемой и стремлением стран Балтии перевести электростанции на синхронную работу в энергосистеме Европейского союза энергетическая безопасность Калининградской области существенно снижается. Положение осложняется еще и тем, что в ближайшей перспективе Игналинская АЭС будет закрыта по требованию ЕС.

    В настоящее время ведется реконструкция ТЭЦ-1 с доведением мощности до 40,6 МВт и ТЭЦ-8 (МУП ТЭЦ-8), мощностью 12 МВт. Это позволит частично обеспечить Калининград собственной электроэнергией.

    Чтобы полностью обеспечить Калининградскую область собственной электроэнергией было принято решение о строительстве крупной газовой ТЭЦ. Установленная мощность ТЭЦ-2 составит - 900 МВт. Строительство объекта ведется в юго-восточной части Калининграда. По проекту предполагается, что ТЭЦ-2 полностью будет введена в эксплуатацию к 2010г, на первую очередь Генерального плана г. Калининград останется электродифицитным. Покрытие электрических нагрузок города на первую очередь будет обеспечиваться по двум ВЛ ( 330 кВ) – “Советск –Центральная” и “Советск –Северная” и частично от собственных источников – ТЭЦ-1, ТЭЦ-8, ТЭЦ-9.

    Наряду с постоянными источниками электроснабжения возможно и получение дополнительной электро- и теплоэнергии от возобновляемых источников энергии, однако их использование можно рассматривать только как дополнение к постоянному источнику электроснабжения.

    Особое значение для Калининградской области приобретают энергосберегающие мероприятия. Необходимо внедрение энергосберегающих мероприятий во все сферы потребления с введением дифференцированных тарифов за пользованием электроэнергией, а также уменьшение потребления электроэнергии за счет замены морально устаревшего энергоемкого оборудования городского хозяйства на более экономичное современное оборудование.

    Теплоснабжение.

    Тепловые нагрузки коммунально-бытовых потребителей города обеспечиваются в основном от крупных источников теплоснабжения: ТЭЦ-1, РТС  "Северная", "Восточная"(КВПУ), "Южная", "Балтийская", "Заводская", котельная ДСК (Дюнная), районная бойлерная. Отпуск тепла от этих источников обеспечивает около 60 % тепловых нагрузок коммунально-бытовых потребителей. Остальные нагрузки обеспечиваются мелкими отопительными котельными.

    Основное топливо мелких промышленных и коммунальных котельных - уголь. Большая часть котельных имеет физически и морально устаревшее оборудование, что приводит к загрязнению воздушного бассейна города. Значительная часть существующих мелких котельных будет ликвидироваться или выводиться в холодный резерв.

    Ввиду продолжительности инвестиционного срока строительства ТЭЦ-2 и необходимости прокладки второй нитки магистрального газопровода, проектом Генерального плана предполагается проведение ряда мероприятий по организации теплоснабжения районов первоочередного строительства и увеличения надежности теплоснабжения города:

    • выявление резервных мощностей на имеющихся источниках теплоснабжения муниципальной и ведомственной принадлежности, в частности РТС Северной, РТС Заводской, ТЭЦ-8, котельной ДСК и др. В целях их рационального использования, разрабатывается схема перераспределения нагрузок;
    • расширение РТС “Северная” на 200 Гкал/ч;
    • расширение РТС “Восточная” на 100 Гкал/ч, с переводом ее на газовое топливо;
    • реконструкция ТЭЦ-8;
    • строительство котельной 33Гкал/ч по ул. Спортивной;
    • окончание строительства ПРК ТЭЦ-2, мощностью 50 Гкал/ч и прокладка от нее тепломагистрали в Южную часть города.

    Газоснабжение.

    Газоснабжение города осуществляется природным и сжиженным газом. Природный газ поступает в город по отводу от магистрального газопровода Иванцевичи-Вильнюс-Рига на две ГРС. ГРС-1 в западной части города, ГРС-2 - в северо-западной части города.

    Для дальнейшего развития газоснабжения города и области, строительства ТЭЦ-2 необходимо строительство нового газопровода из России. В настоящее время ведется проектирование газопровода. Предположительно он будет проходить через территорию Литвы параллельно существующему газопроводу.

    Предусматривается также реконструкция действующего газопровода с увеличением его пропускной способности.

    Инженерная подготовка территории.

    Цель раздела – на основании комплексного изучения и анализа природных условий, природно-техногенных процессов, их взаимного влияния на городскую среду, а также имеющихся инженерно-технических защитных и иных сооружений, предложить комплекс мероприятий по инженерной подготовке территории. Осуществление инженерных мероприятий будет способствовать дальнейшей оптимизации экологической ситуации в городе, повышению уровня благоустройства городских территорий.

    Мероприятия по инженерной подготовке включают:

    • защита территорий от затопления,
    • мероприятия по борьбе с подтоплением и заболачиванием,
    • организация поверхностного стока, его очистка, понижение уровня грунтовых вод,
    • регулирование и благоустройство рек и водоемов.

    Предложенные проектом мероприятия по инженерной подготовке территории носят комплексный характер и будут способствовать улучшению экологического состояния городских территорий, оптимизации условий проживания населения. Это в первую очередь:

    • создание единого фронта набережных, дамб обвалования, восстановление польдерных систем, иных гидротехнических сооружений, способных защитить городские территории от затопления,
    • дальнейшее строительство и реконструкция водосточной сети, организация очистки дождевых стоков (целесообразно по отдельным бассейнам стока), инвентаризация существующей дренажной сети, ее реконструкция, строительство дренажной сети на новых площадках градостроительного освоения, что в комплексе с вертикальной планировкой территории решает вопросы водоотведения и водопонижения поверхностных и подземных вод,
    • проведение комплекса мероприятий по реабилитации городской гидросистемы (регулирование, расчистка и благоустройство городских водотоков и водоемов).
    Оптимизация экологической обстановки.
    Охрана окружающей среды.

    Целью разработки раздела в проекте Генерального плана является обеспечение приоритетности вопросов охраны окружающей среды, рационального природопользования, защиты здоровья населения и формирования экологически безопасной среды жизнедеятельности.

    В проекте выполнен комплексный эколого-градостроительный анализ состояния окружающей среды города, разработаны мероприятия по оздоровлению экологической обстановки. По комплексу факторов природного, экологического и планировочного характера выделены проблемные эколого-планировочные зоны.

    Зона высокого уровня загрязнения воздуха, обусловленная преимущественно выбросами автотранспорта, формируется в центральной части города. Сложная эколого-планировочная ситуация складывается в прибрежной зоне р. Преголи, где размещаются экологически вредные производства

    Целью градостроительных мероприятий экологической направленности является защита селитебных территорий от неблагоприятного техногенного воздействия путем оптимальной организации и регламентации развития и использования территории города.

    В соответствии с основной задачей Генерального плана - рациональной организацией территории – в проектных предложениях учтены все экологические ограничения и требования.

    Основными градостроительными мероприятиями по улучшению состояния окружающей среды Калининграда являются:

    • оптимизация условий проживания населения на городской территории, путем зонирования территории города с дифференцированными регламентами градостроительной деятельности;
    • оптимизация размещения техногенной и градостроительной нагрузки на территории с целью ликвидации причин возникновения новых и обострения существующих проблемных ситуаций;
    • оптимизация транспортно-планировочной организации территории;
    • разработка мероприятий по защите населения, проживающего на проблемных территориях;
    • оптимизация размещения инженерных объектов и инженерной инфраструктуры города с целью снижения воздействия на среду.

    В число основных мероприятий Генерального плана входит установление границ санитарно-защитных зон промышленно-коммунальных предприятий, инженерных объектов, коридоров инженерных коммуникаций и дорог, а также разработка мероприятий по защите населения в этих зонах.

    Новая градостроительная концепция Калининграда и система основных мероприятий Генерального плана носят комплексный характер и направлены в целом на формирование благоприятной среды обитания, гуманной и комфортной городской среды, экологически безопасного развития города. Проведение комплекса целенаправленных градостроительных мероприятий в направлении устойчивого развития городского организма будет способствовать формированию городской среды Калининграда в русле общечеловеческих духовных и культурных ценностей, содействовать открытости города и развитию международных экономических связей.

    И.о. начальника Управления архитектуры и градостроительства Н.П. Сигова