Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

«Балтийский альманах»

А. Давыдова

Рождённая в Кенигсберге

На острове (Кнайпхоф) после очистки его от развалин в 1960-е годы, остались стоять руины собора, охраняемые от сноса духом Иммануила Канта, а рядом - камень, на котором через некоторое время появился рельеф и была возобновлена надпись: «Julius Rupp» (Юлиус Рупп). Основатель первой свободной религиозной общины в Кенигсберге Юлиус Рупп вряд ли удостоился бы такой чести в советском городе Калининграде, хотя и был в своё время оппозиционным свободомыслящим теологом, подвергавшимся за свои убеждения всяческим преследованиям. Но он был ещё и дедом Кете Кольвиц, художницы и скульпторши, известной во всём мире своим социально направленным, экспрессивно-реалистическим творчеством.

Кете родилась в Кенигсберге 8 июля 1867 года в семье Карла Шмидта, который, будучи юристом по образованию, стал, однако, предпринимателем-строителем, т.к. не хотел служить государству из-за своих убеждений. Между Карлом Шмидтом и тестем существовала глубокая дружба. Воззрения дедушки Руппа имели большое влияние на всю семью Шмидтов и, конечно, на будущую художницу. Он умер в 1884 году, когда Кете было 16 лет. Убеждения и поведение этого проповедника впечатляли целое поколение кёнигсбержцев и её тоже. Потом она будет с гордостью рассказывать о мужестве деда в отстаивании исповедуемых им взглядов и позаботиться об установке на острове Кнайпхофе, где он жил, памятного камня в его честь и сама изготовит для него рельеф. Сегодня мы можем прочесть на камне рядом с прежней немецкой надписью и русский перевод любимого изречения Юлиуса Руппа: «Кто не живёт согласно истине, которую он знает, сам является опаснейшим врагом истины». А нынешний рельеф, украшающий камень, - это копия оригинала, подаренная Калининграду внучкой художницы Юттой Бонке-Кольвиц.

Когда Юлиус Рупп постарел, чтение проповедей в свободной общине взял на себя Карл Шмидт, а затем Конрад Шмидт, брат Кете, ставший впоследствии социал- демократом и друживший с Ф. Энгельсом.

Итак, Кете росла в окружении людей, оппозиционного настроенных по отношению к государственной власти. Однако, она сама писала позже, что, если её творчество посвящено главным образом миру рабочих, то основной причиной тому были их с сестрой частые блуждания по узким, полным рабочими, улицам торгового города Кенигсберга, а не атмосфера в их семье.

Катуш - так звали Кете родные - родилась в доме на ул. Вайдендами (ныне ул. Октябрьская). Позже семья Шмидтов жила на Кёнигсштрассе (ул. Фрунзе) и Принцессинштрассе (ул. Лазаретная). Катуш была средней по возрасту из четырёх оставшихся в живых детей в семье Шмидтов. Она, как и сестры, училась сначала дома, а потом два года в образцовом лицее Краусшуле на Егерхофштрассе (ныне ул. 9 Апреля). На всё лето семья уезжала в рыбацкую деревушку Раушен (Светлогорск), где арендовался дом вдовы рыбака. На всю жизнь полюбила Кете крутой берег, шелковый песок и великолепные солнечные закаты Раушена. Здесь девятилетней девочкой она познакомилась со своим будущим мужем Карлом Кольвицем, тогда тринадцатилетним сиротой родом из Рудау (ныне Мельникове). Карл был школьным товарищем брата Кете. Семья Шмидтов пригласила его на каникулы отдохнуть. Потом Карл Кольвиц учился в университетах Кенигсберга и Берлина и стал врачом. В 1891 году Кете и Карл поженились, хотя папа Шмидт не хотел этого брака. Он, который после колебаний позволил своей дочери учиться рисовать сначала дома в Кенигсберге, а потом в Берлине и Мюнхене, считал, что обязаности жены будет мешать её творчеству, а она сама не сможет быть хорошей женой, так как никогда не хотела учиться премудростям домашнего хозяйства, огорчая этим мать. Карл Шмидт указывал на то, что учительницам, например, законом запрещено выходить замуж, поскольку они должны были полностью посвятить себя профессии. Но категорически возражать против замужества дочери ему не позволяли его собственные правила веры. В свободной общине он сам проповедовал самоопределение во всех делах.

После женитьбы - регистрация брака была в Кёнигсбергской ратуше на острове Кнайпхоф - молодые уехали жить в Берлин, где у них вскоре родились два сына. Детские впечатления Кете о трудной жизни рабочих здесь регулярно пополнялись, так как Карл Кольвиц практиковал в бедном рабочем районе Берлина. Она стала «адвокатом» бедных, показывая страдания людей, которым нет конца и которые огромны как гора».

Она прославится первым же своим графическим циклом «Восстание ткачей» (1898 г.). После гибели старшего сына во время первой мировой войны, тема матери, дитяти и смерти явится для неё ещё актуальней, и она создаст свои известнейшие работы «Башня матерей» и «Пьета». В 1919 году она станет первой женщиной, избранной в члены Прусской академии искусств, а в 1929 году получит высший прусский орден «За заслуги» в области искусства. В 1921 году, в связи с разразившимся в России голодом, она сделает плакат-литографию «Помогите России», в 1932 году побывает с мужем в Москве, где её выставка будет иметь большой успех. Но уже в 1933 году пришедшие к власти фашисты лишат её всех заслуг, вынудят покинуть академию и конфискуют 31 её произведение. Она умерла в одиночестве в апреле 1945 года в г. Моритцбурге под Дрезденом. Прах ее перенесён в семейный склеп на Лихтенбергском кладбище в Берлине.