Официальный сайт администрации городского округа «Город Калининград»
Фотогалерея. Площадь.  Фото Рыжикова Андрея

Просмотрено страниц
180098843
51836

Хосты
10337328
4719

Посетители
47282135
39711
279
   
«Балтийский альманах»

З. С. Суворов

ПРУССЫ
(извлечения)

Остановимся на проблеме прочтения термина "пруссы". Длительное время были широко распространены расшифровки этого термина, которые сложились ещё в немецкой науке. Первая: пруссы - люди, живущие по Руссу (так до 1945 года называлось нижнее течение Немана, от этой традиции сохранилось название одного из рукавов Немана - Русны). Вторая: пруссы - люди, живущие перед руссами. Данная точка зрения широко подтверждается средневековыми источниками, где различные значения Руссии и Пруссии постоянно употребляются в связке: Россия-Бороссия, Рутения-Прутения, Русь-Прусь и др. Третья: термин "прусс" восходит к санскритскому puru-sa-h (пуру-са-а), что означает "человек", "мужчина".

Сравнительно недавно, в 1973 году польский ученый Е. Окулич предложил новое прочтение этого термина. Его точка зрения базируется на том, что значение этнонима следует искать в языках близких соседей, то есть в староготском и старославянском. Как оказалось, в староготском языке термин "прусс" означает конь, мерин, а в старославянском - конь, кобыла. Поэтому, по мнению Е. Окулича, термин "прусс" следует расшифровывать как владелец лошадей.

Принимая первую часть изысканий Е. Окулича о староготском и старославянском значениях термина "пруссы", автор предлагает своё прочтение этого термина. Термин "пруссы" употреблялся в трёх разных значениях - этническом, политическом и социальном. В этническое плане пруссы 9-13 веков - это население Самбии, Натангии, Вармии, то есть бывшие эстии. В политическом значении пруссы - это жители Пруссии. Это термин искусственный, производный от термина "пруссы". Любой житель Пруссии - прусс, но одновременно самб, натанг, вармиец и т.д. Третий пласт значения термина "пруссы" лежит в области социальных отношений. По данным письменных источников, ближе всего с лошадьми связаны представители знати. Они имеют самых быстрых лошадей в стране, пьют кобылье молоко, их хоронят вместе с лошадью. В древности каждый напиток имел ритуальное значение, поэтому если люди пили молоко кобылиц, то они становились связанными с ними. Если принять семантику термина "прусс" по Е. Окуличу, то получается, что выпивший молоко кобылы сам становится конём (пруссом). Иначе говоря, термин следует понимать дословно: пруссы - люди-лошади. Подтверждением нашей расшифровки является тот факт, что одним из родоначальников Романовых был Андрей Кобыла, имя которого без перевода на старославянский на самом деле Андрей Прусс, что подтверждается данными летописи о его приходе из Литвы.

Иначе говоря, "прусс" в значении "всадник", "конник" - это социальный термин, маскирующий новый, предфеодальный, военно-дружинный слой. Это понятие надплеменное, оно охватывает и собственно пруссов в этническом понимании этого термина, и социальную верхушку галиндов, судавов, куршей и других, то есть конгломерат земель, который мы называем Древней Пруссией. Термин "пруссы" в его социальном значении того же порядка, что и древнерусские термины "русь" и "русин".

Традиционно и в российской и в германской науке считается, что пруссы были ассимилированы и растворились в немецкой и литовской среде. На наш взгляд, исчез не народ, не этнос, исчезло, а точнее, изменилось его название.

Когда в начале 16 века появляется герцогство Пруссия, то его граждане должны были называться пруссами, вне зависимости от конкретной этнической принадлежности (немцы, пруссы, поляки, литовцы и другие). Одновременно появляется сложность в употреблении термина "пруссы", поскольку необходимо разделить понятия "старые пруссы" - жители доорденского времени и "новые пруссы". Данное противоречие разрешил хронист Симон Грунау, который ввёл новый термин "Прусская Литва", или "Малая Литва", охватывавший собственно литовцев, переселившихся на территорию Пруссии, и остатки местного древнепрусского населения. Их культурная близость позднее породила возникновение смешанного культурного массива, тяготевшего к Литве, как к главному очагу балтской культуры. То есть пруссы не исчезли в 17 веке, они стали прусскими литовцами. Именно исходя из вышеуказанного понимания этнических процессов, происходивших на территории Пруссии в 16-17 веках, можно объяснить версию А. Бишинга о том, что пруссы - это потомки местного населения и немецких колонистов. В последнем значении термин "пруссы", обозначающий население Восточной Пруссии, доживает до середины 20 века.

Из сборника "Очерки истории Восточной Пруссии",
Калининград, 2002 год, стр. 26-28.

 
.