Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

«Балтийский альманах»

ГОРОД И ЛЮДИ

Л.А. Калинников
Профессор Калининградского
государственного университета

КАНТ - КЕНИГСБЕРГ - КАЛИНИНГРАД

Кант - это уникальнейшее явление культуры общечеловеческой, всемирной и, в то же самое время, дух 750-летнего города, его genius loci - гений места. До 1724 года дух Канта существовал как бы виртуально, он готовил рождение единого города, вызревал вместе с ним потенциально, а с этого года всё более и более явно дух Канта формирует облик города и хранит его. Формирует и хранит в прямом и переносном смысле.

Как выглядит Кенигсберг в сознании образованного гражданина мира! Задайте ему этот вопрос, и он обрисует Королевский замок, но заметит, что великолепнее всего замок смотрится из окон дома Канта на Принцессинштрассе. Он обрисует Кафедральный собор на острове Канта (бывшем до 1945 года Кнайпхо-фом), но скажет, что собор образовал единый комплекс со зданием старой «Альбертины», университета Канта. Он обрисует торжественную Парадеплац, но не преминет выделить на ней статую Канта работы Христиана Рауха. - В сознании мира Кенигсберг и Кант неразделимы.

Спросите теперь, как выглядит Калининград? И вновь вам укажут на Кафедральный собор прежде всего! Но собор чудесным образом обязан существованию своему genius loci. Мистически выстоял портик над могилой гения мировой философии - Stoa Kantiana - во всех перипетиях Второй мировой войны. Видимо, вздрагивали руки у пилотов английских бомбардировщиков в августе 1944 - и бомбы ложились, не тревожа великий прах; видимо, корректировщик-артиллерист в апрельские дни 1945 делал поправку так, чтобы снаряд мог попасть в соборное окно, но не задеть порфировых колонн.

Портик выстоял и genius loci спас руины собора сначала от сноса, а затем - сделал всё, что только было можно, чтобы собор восстановили.

Но дух работает, он продолжает свой труд безостановочно. И вот уже воссоздана скромно-величественная статуя Канта работы Рауха (1992), которая, в свою очередь, поможет создать на месте Парадеплац красивейший и оригинальнейший сквер в городе. Конечно, genius loci не всесилен, иначе гранитные камни из отмо-стки памятника не перекочевали бы для оформления огородных грядок окрестных жителей. Дух, тем не менее, работает - и воссоздана мемориальная доска 1924 года с афоризмом «о звёздном небе» и «моральном законе» на месте юго-западной башни Королевского замка (1993); он работает - мемориальной доской отмечено и место, где стоял родительный дом Канта, где великий философ увидел свет, отсюда бегал в свою первую школу (2004).

Для того чтобы Калининград имел свой неповторимый облик, необходимо максимально возможно сближать его с обликом Кенигсберга. Многое для этого нужно, но, прежде всего, необходимо воссоздать здание «Альбертины» на острове Канта и предназначить его для библиотеки университета, для размещения в нём философского факультета и Международного института Канта. Тогда новой жизнью мог бы зажить и «Музей Иммануила Канта» в Кафедральном соборе, став важнейшим звеном единого комплекса.

Нужно, конечно, воссоздать заново дом Канта, включив эту задачу в любой план застройки Центральной площади вокруг бывшего Королевского замка, какие бы торгово-деловые центры не проектировались. Не сделаем этого мы - непременно сделают это наши потомки, дивясь нашему непониманию собственных наших выгод. Правда, им придётся сносить и менять то, что мы нагородили.

Нужно бы отстроить заново «Книжную лавку Иоганна Кантера», ставшую после того, как И.Я. Кантер перестроил старую Лёбенихтскую ратушу, местом встреч кёнигсбергских интеллектуалов, знаменитого литературного кружка и самой известной квартирой Канта. Калининградский писатель Ю.Н. Иванов, создавая Калининградское общество культуры, мечтал о том, чтобы общество имело свой дом как общий дом калининградской интеллигенции. «Книжная лавка Кантера» могла бы выполнить эту задачу, соединив функции книжного магазина, литературно-художественного кафе, помещения Калининградского фонда культуры и Кантовского общества. Дух города всего этого требует и он, конечно, добьётся своего. Жаль только, если уже без нас.

В Канте гений нашего города сливается с духом философии, выражая самые существенные, вечные и живые её идеи. Генрих Гейне остроумно заметил, что Кант - это даже вовсе и не человек, так как у него не было ни собственной жизни, ни собственной истории. Он имеет ввиду, что феномен Канта - это в 80-е годы 18 века вознесшийся в зенит сгусток философских идей, остающийся недосягаемым для последующего времени; и, видимо, ситуация будет таковой теперь уже вечно. С этим трудно не согласиться знающему историю философии человеку.

Однако парадоксальным образом этот маленького роста и сутуловатый человек представляет философию и своею физической плотью. Случилось так, что в ходе формирования френологии и физиогномики именно пропорции черепа Канта были и приняты за классический образец для изображения философа. Поэтому в облике любого жившего после Канта или до него философа проводятся индивидуальные черты великого кёнигсбергского профессора. Когда этот философ удостаивается чести быть портретируемым, художники стремятся этих пропорций придерживаться, даже если лично убеждены, что и френология и физиогномика - это лженауки. Даже нарочито нарушая их, они попадают от них в зависимость, как оказываются в зависимости от Канта те философы, что тратят свои силы на то, чтобы его идеи опровергнуть.

Феномен Канта сделал Кенигсберг-Калининград совершенно особенным городом. Много великих, величайших гениев человечества родилось в прекрасных городах, но чтобы так сложились их судьбы, как срослись Кант и Кенигсберг, - этого нет нигде. Стиль явного гения места имеющего собственное имя, сыскать невозможно. Даже Пётр I для Санкт-Петербурга не таков, хотя и присутствует в имени города. Чинит ему помехи апостол Пётр-Симон, или Кифа, витая всегда где-то рядом. Гёте родился и жил во Франкфурте-на-Майне, но честь быть городом Гёте будет оспаривать у него город Веймар; Пушкин родился и считал родным и любимейшим Москву, но не называем мы её городом Пушкина... И так со всеми. Но Кант доминирует в судьбе Кенигсберга по-своему, доминирует уникально. Ни Гердер, ни Гофман, ни Гаман, ни Гиппель - никто из знаменитых кёнигсбержцев не может занять его места. Они все, жившие до него, вместе с ним и после, существуют под его сенью.

И возвращением памяти о своём кёнигсбергском прошлом Калининград обязан Канту. Именно он сумел сначала приоткрыть, а затем и убрать ту завесу над историей города, что была воздвигнута в советское время. Силой такой послужил юбилей 1974 года, когда Кант отмечал свой 250-ый год рождения. Спрятаться от истории нельзя, не удалось этого сделать и на сей раз. Юбилей Канта пришлось широко отметить, а сказав «а», вынуждены были власти смириться и с «б», «в», «г», «д»... Подоспел юбилей Фридриха Бесселя, затем Э.Т.А. Гофмана, И.Г. Гамана... Это как прорыв плотины: нажала вся толща накопившейся воды, и вот уже мощный поток сметает всё на своём пути.

Непосредственная связь Канта с Кенигсбергом имеет и опосредствующее звено - Кёнигсбергский университет «Альбертина». Честь создания университета он, Кант, делит по праву с герцогом Альбрехтом: если герцог Альбрехт дал университету его тело, то Кант вдохнул в это тело живую душу, дело Творца они могли осуществить только вдвоём. С университетом связана вся жизнь философа. Он же сумел вдохновить и решительную реформу университетского образования, подведя итог своей деятельности в трактате «Спор факультетов». Кёнигсбергский университет приобрёл в итоге новую структуру, а ученики и наследники Канта не без его влияния реформировали все формы университетского преподавания. Ученик и коллега Канта К.Г. Хаген ввёл в лекционный курс эксперимент, Фр.Нейман и К.Якоби основали физико-математический семинар, Фр.Бессель создал лучшую в Европе обсерваторию, ещё при жизни Канта университет обзавёлся ботаническим садом. Эти формы были перенесены во вновь открытый Берлинский университет, а затем и в другие университеты Германии и Европы. Современное университетское образование, таким образом, много обязано Канту.

Поэтому выглядит противоестественным тот факт, что ни один университет мира не носит имени Канта. И в то же время это естественно: всё учёное сообщество понимает и признаёт, что по праву такое имя принадлежит университету Кенигсберга; однако, поскольку у этого университета имя уже есть - «Альбертина», имя гения философии и великого профессора принадлежит всем и никому. В настоящее время ситуация иная: «Альбертины» нет, но есть новый университет, готовый носить это гордое имя. Постоянно в связи с этим возникает вопрос: «А за что, за какие такие заслуги Калининградский университет мог бы получить такое имя?» Вот пусть сначала прославится на научной ниве, тогда и посмотрим... Я же ставлю вопрос совершенно иначе: «Не за что, за какие заслуги, а ради чего, кого? - и отвечаю: Имя должно быть присвоено ради самого Канта, ради его непреходящих заслуг в развитии науки и университетов». Сопрягаясь с гением места, университет мог бы развиваться мощнее, стремительнее. Калининград должен славиться своим университетом, как славился им Кенигсберг.

Когда видишь сейчас, что Калининград - это место добычи и экспорта сырой нефти, место сборки автомобилей из импортируемых деталей, то думаешь, что напрасно копил свой интеллект 750 лет этот город. Ему бы изготавливать уникальнейшие космические двигатели, печатать невиданной красоты книги, производить требующий высочайших и умнейших технологий и дизайна продукт. Науки и искусства, поэзия и философия должны расцветать на таком месте. И как старей Зосима у Ф.М. Достоевского говорил: «Сие и буди! Буди!», мог бы эти слова повторить и я «Сие и буди! Буди!» Залогом этому служит genius loci - гений города Кант, - а для гения нет невозможного.

 Дом И.Канта в Кёнигсберге
Дом И.Канта в Кёнигсберге
(«Die Albertina». Düsseldorf, 1994)

Дом И.Канта с видом на башню Кёнигсбергского замка
Дом И.Канта с видом на башню Кёнигсбергского замка
(«Königsberg und sein Umland». Henschel, 2002)
Памятник И.Канту в Кёнигсбергском Альтштадте
Памятник И.Канту в Кёнигсбергском Альтштадте
(«Königsberg und sein Umland». Henschel, 2002)

Памятник И.Канту в Калининграде
Памятник И.Канту в Калининграде
(Фото: А.Вышемирский)
 Генрих Вольфф «Иммануил Кант»
Генрих Вольфф «Иммануил Кант»
(Ostdeusche Galerie». Regensburg. 1984)
 В.Тругор «Иммануил Кант в Валленродской библиотеке Кёнигсбергского кафедрального Собора»
В.Тругор «Иммануил Кант в Валленродской библиотеке Кёнигсбергского кафедрального Собора»
(«Königsberger Bürgerbrief». - 2004. - N 62)
Д.Ритцер «Иммануил Кант»
Д.Ритцер «Иммануил Кант»
(«Königsberger Bürgerbrief». - 2004. - N 62)