Официальный сайт администрации городского округа «Город Калининград»
Фотогалерея. Фото Блохина Дениса

Хиты
158126682
35518

Хосты
8395666
2032

Посетители
28756048
5162
31
   
«Балтийский альманах»
ВЕРА И ЛЮДИ

И.Д. Гуров
Консультант комитета по информации,
печати и связям с общественностью
администрации Калининградской области

КОНФЕССИИ В КАЛИНИНГРАДЕ

История сосуществования представителей разных конфессий на территории Калининграда имеет давние традиции. Древнейшие обитатели расположенной на этом месте небольшой прусской крепости Твангсте (Тувангсте) - представители племени сембов (самбов) были язычниками, поклонявшимися древним прусским богам, олицетворявшим различные силы природы. Пришедшие сюда в 13 веке крестоносцы, установившие господство Тевтонского ордена и основавшие по инициативе чешского короля Отакара - Пржемысла II крепость Кенигсберг, являлись ревностными католиками. Однако уже в 1525 году последний гроссмейстер Тевтонского ордена - Альбрехт Гогенцоллерн - преобразовал свои владения в светское государство - герцогство Пруссия и принял новое вероисповедание - протестантизм лютеранского направления. Примеру своего герцога последовало и подавляющее большинство жителей города Кенигсберга. Впрочем, в городе постоянно проживали последователи католицизма, иудаизма, а также кальвинизма. С середины 17 века здесь существовала и православная община, возникшая ещё в 1655-1656 годах из беженцев, спасшихся от насилия, возникшего в ходе русско-польской войны, и имевших свой молельный дом. Во время Семилетней войны в 1758-1762 годах для отправления богослужений Русской Православной Церкви были переданы две кирхи (1 лютеранская и 1 реформатская). Кроме того, в 18 веке в Пруссию переселилось немало старообрядцев, которые в начале 19 века имели 2 монастыря в районе Войново. Постепенно значительная часть последователей старых обрядов перешла в так называемое единоверие или непосредственно в православие. В начале 1920-х годов в Кенигсберге возник небольшой приход Русской Православной Церкви, состоявший в основном из русских эмигрантов. Возглавлял приход, за отсутствием постоянного священника, известный русский философ и богослов Н.С. Арсеньев, преподававший до 1944 года в Кёнигсбергском университете.

До установления нацистского господства в Кенигсберге, наиболее крупными конфессиями являлись лютеране и католики. Кроме них в городе также имелись реформаты, баптисты, адвентисты, новоапостольцы и иудеи.

После разгрома немецко-фашистской Германии и включения части территории Восточной Пруссии в состав РСФСР, среди оставшегося здесь германского населения стали возрождаться религиозные общины. Летом 1947 года в Калининградской области были взято на учёт 6 лютеранских общин (фактически ими руководил пастор Хуго Линк), 5 католических (фактически возглавлял ксендз Пауль Хоппе и И.Норда) и 1 баптистская (во главе с проповедником Хайнрихом Феннером). Действовавшая в 1946 году небольшая иудейская община (руководитель - Боенгайм) к этому времени распалась. Однако, в связи с депортацией немецкого населения области в Германию осенью 1947 - весной 1948 года, все эти религиозные объединения прекратили своё существование.

Большинство прибывших сюда после войны поселенцев являлись выходцами из тех регионов России, Белоруссии и Украины, где главной традиционной религией являлось православие. На протяжении всех послевоенных лет инициативные группы верующих пытались создать здесь приход Русской Православной Церкви, но постоянно наталкивались на сопротивления руководства области, стремившегося сохранить статус единственного атеистического края в России. Исключение в регистрации было сделано в 1967 году по указанию из Москвы лишь для одной общины евангельских христиан-баптистов. Без регистрации в Калининграде действовали небольшие группы пятидесятников (с 1952 года) и адвентистов (с 1980 года).

Лишь с наступлением эпохи перестройки в городе наблюдается активизация религиозной жизни. Уже в 1985 году был зарегистрирован первый приход Русской Православной Церкви - Свято-Никольский. А в начале 1990-х годов свои религиозные организации создают и регистрируют лютеране, католики, мусульмане, буддисты и другие конфессии. В настоящее время (на 01.05.2004 года) в Калининграде зарегистрировано 42 религиозных организации. По своей конфессиональной принадлежности они распределяются следующим образом:

  Конфессии города Калининграда Количество
(Приходы, миссии, благотворительные и просветительные организации и прочие)
1. Русская Православная церковь 10
2. Римско-католическая церковь 3
3. Евангелическо-лютеранская церковь 3
4. Евангельские христиане-баптисты 3
5. Христиане веры евангельской (пятидесятники) и другие евангельские христиане 12
6. Адвентисты седьмого дня 1
7. Новоапостольская церковь 1
8. Методистская церковь 1
9. Армянская апостольская церковь 1
10. Свидетели Иеговы 1
11. Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) 1
12. Ислам 1
13. Иудаизм 2
14. Буддизм 1
15. Общество Сознания Кришны 1

Рассмотрим подробнее каждую из перечисленных конфессий:

1. Русская Православная Церковь - наиболее крупное и влиятельное религиозное направление в Калининграде. Все 10 её приходов, в том числе два женских монастыря, входят в состав Смоленско-Калининградской епархии Русской Православной Церкви. В городе расположено 8 православных храмов и ведётся строительство ещё 3-х (включая Кафедральный собор Христа Спасителя). В различных учреждениях действует ряд часовен. Приходы подчинены митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу (Гундяеву) и его представителям - епископу Балтийскому, викарию Смоленской епархии Серафиму (Мелконяну) и секретарю Смоленско-Калининградской епархии протоиерею Марьяну (Позуню).

Оба монастыря, находящиеся в Калининграде - женские. Во-первых, это епархиальный женский монастырь в честь Святителя и Чудотворца Николая на улице Тенистая аллея, 396, настоятельница - монахиня Антонина (Макеева). К монастырю относится и Свято-Никольский храм, приход которого был зарегистрирован ещё в 1985 году. Во-вторых, епархиальный женский монастырь в честь Святой Преподобномученицы Великой княгини Елисаветы на улице Полецкого, 24, настоятельница - Елисавета (Кольцова).

Среди других приходов следует указать:

  1. Приход Кафедрального собора Христа Спасителя, пл. Победы, 2 (зарегистрирован 18.06.1996 года, настоятель - митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), ключарь - иерей Владимир (Кузьмин).
  2. Приход Кафедрального Крестовоздвиженского собора, ул. Ген. Павлова, 2 (впервые зарегистрирован в 1989 году, настоятель - протоиерей Пётр (Бербенчук).
  3. Приход Покрова Пресвятой Богородицы, ул. К.Назаровой (зарегистрирован в 1991 году, настоятель -иерей Вадим (Неткачёв).
  4. Приход Рождества Пресвятой Богородицы, ул. Киевская, 75 (зарегистрирован 23.10.1991 года, настоятель - протоиерей Марьян (Позунь).
  5. Приход Архангела Гавриила, пр-т Мира, 152-154 (зарегистрирован в 1999 году, настоятель – иерей Гавриил (Гармаш).
  6. Приход Преподобного Герасима Болдинского, ул. Колхозная (зарегистрирован 27.10.1993 года, настоятель - иерей Евгений (Валяшкин).
  7. Приход Святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана в пос. А.Космодемьянского, ул. Карташова (зарегистрирован 10.09.2002 года, настоятель - иерей Пётр (Купцов).
  8. Приход Святого Равноапостольного князя Владимира, пос. Чкаловск, ул. Лукашева (зарегистрирован 21.05.2002 года, настоятель - иерей Владимир (Максимов).

2. Римско-католическая церковь имеет в городе 2 прихода: Святого Семейства (улица Лесопильная,72, зарегистрирован 06.08.1991 года, настоятель - Анупрас Гауронскас) и Святого Адальберта (улица А.Невского, 78 А, зарегистрирован 5.08.1992 года), а также религиозную организацию Католический благотворительный центр «Каритас Запад» города Калининграда (зарегистрирован 11.12.1992 года). Руководителем калининградских католиков является апостольский викарий Ежи Стецкевич (гражданин Польши). В городе действует также филиал католического Московского теологического колледжа имени Фомы Аквинского.

3. Евангелическо-лютеранская церковь возродилась в г. Калининграде после приезда из Дрездена в декабре 1991 года пастора Курта Байера. 21 декабря 1994 года в городе была зарегистрирована община евангелическо-лютеранской церкви, которая сейчас собирается в здании кирхи на Проспекте Мира, 101. Лютеране имеют также пробство (церковный округ), руководство которого во главе со старшим пастором (пробстом) Хайе Остервальдом также расположено в Калининграде. Кроме того, при пробстве зарегистрирована и созданная совместно с представителями других протестантских течений (прежде всего баптистов) христианская миссия «Свет на Востоке» (председатель - С.Ф. Орлов).

4. Евангельские христиане-баптисты имеют в Калининграде 2 общины: церковь «Мира» (на улице Гагарина, 18, возглавляет старший пресвитер А.И. Крикун) и церковь «Преображения» (на улице Ломоносова, 54, возглавляет пастор В.М. Полянский). При церкви «Мира» действует Духовное образовательное учреждение «Калининградский библейс кий колледж». Баптисты стали организовываться в группы в Калининграде с 1948 года. В 1961 году от них откололись «инициативники» (сторонники «Совета Церквей Евангельских христиан-баптистов» не желавшие регистрироваться), имеющие ныне свой молельный дом по улице Дежнёва, 18 (пастор - СВ. Гордиевич). Однако большинство баптистов не пошло на конфликт с государственной властью и в 1967 году именно их организация стала первым официально зареги стрированным религиозным объединением в Калининградской области. В 1978 году официальные баптисты построили свой молельный дом по улице Крылова, 38, а в конце 1990-х годов - ещё один дом по улице Гагарина, 18. Большинство калининградских баптистов участвует в «Российском союзе евангельских христиан-баптистов» (РСЕХБ).

5. Христиане веры евангельской (пятидесятники) и другие евангельские христиане (неохаризматики, поместно- церковники, благодатчики) имеют в Калининграде 12 зарегистрированных организаций разных направлений. Большин ство из них входит в Региональный союз христиан веры евангельской (пятидесятников), созданный летом 1887 года (руководитель -епископ Л.Е. Калацкий). «Исторические» пятидесятники появились в Калининграде в 1950-1951 годах и действовали они тогда совместно с баптистами. Однако в 1952-1953 годах они отделились от баптистов. Лишь в августе 1991 года они зарегистрировали свою первую организацию «Поместную церковь Христиан веры евангельской Кали нинградской области», в 1999 году переименованную в религиозную организацию христиан веры евангельской (пятиде сятников) «Еммануил» города Калининграда. Приезд в начале 1990-х годов в Калининград большого числа иностранных миссионеров (особенно неохаризматиков) привёл к дроблению пятидесятнических общин. Активно о себе заявили в эти годы такие их религиозные организации, как Христианская Церковь «Новое поколение» (образованная 22.06.1994 года, пастор - А.В. Широков), религиозная организация ХВЕ «Христианская евангельская церковь города Калининграда» (бывшая церковь «Слово любви», образованная 27.04.1994 года, пастор -А.В. Востряков), Церковь евангельских христи ан «Солнце правды» (образованная 12.03.1999 года, пастор -В.А. Дерий), религиозная организация ХВЕ «Церковный и миссионерский центр «Ковчег» города Калининграда» (образованная. 06.02.2003 года, пастор - Г.Г. Кацнель- сон), Церковь евангельских христиан «Церковь полного благословения» (образованная 18.03.2002 года, пастор - М.М. Обрехт), религиозная организация ХВЕ (пятидесятников) «Церковь Божия» (образованная 26.04.1995 года, пастор - В.И. Солопенко) и другие. Несколько особняком среди этих евангельских церквей стоят Церковь «Великая Благодать» (появилась в 1992 году, зарегистрировалась 30.03.1994 года по инициативе американских миссионеров-баптистов обновленческого толка, пастор - В.О. Михайлов) и религиозная организация евангельс ких христиан «Церковь в городе Калининграде» (так называемые «поместноцерковники» или «уочманниты») - сторонники учения, созданного американо-китайскими евангелистами, искажающими основные догматы христи анства (образована 29.08.2000 года, пастор - П.А. Костромской). Кроме того, в Калининграде действует целый ряд незарегистрированных пятидесятнических и неохаризматических групп.

6. Адвентисты седьмого дня начали свою деятельность в Калининграде в 1980 году с момента переселения из Алтайского края основателя их общины В.И. Мещерякова. 9 июля 1992 года они зарегистрировали в Калининграде свою религиозную организацию. Собрания свои адвентисты проводят в Доме культуры тарного комбината, возглавляет их в настоящее время пастор Г.Д. Гомер.

7. Новоапостольская церковь. Первые новоапостольцы появились в Калининграде в 1989-1990 годах под влиянием пропаганды ряда германских и канадских предпринимателей, посетивших наш город. Сюда же переселился из Риги и первый «российский апостол» П.В. Гамов. Первая община новоапостольцев была заре гистрирована в Калининграде 28.06.1991 года (председатель - А.П. Буянов). В 1997 году для общины был построен молельный дом по улице Тельмана, 106.

8. Методистская церковь. Методисты появились в 1998 году сначала в городе Советске, а с 2003 года - в Калининграде под названием религиозная организация Методистского собрания в России - церковь «Дождь Благодати» (руководитель - А.А. Заличева).

9. Местная религиозная организация Армянской апостольской церкви «Сурб Степанос» («Святого Стефана») города Калининграда, созданная по инициативе национально-культурного общества «Гарун» была за регистрирована 08.02.2001 года (председатель - Р.А. Алексанян).

10. Религиозная организация «Свидетелей Иеговых» города Калининграда возникла в 1990-1991 годах в результате деятельности миссионеров из Польши и из города Советска, где Свидетели Иеговы появились несколько раньше в связи с пропагандой, организованной выходцами из Литвы. 23.08.1995 года организация была зарегистрирована под председа тельством М.В. Горобченко. В настоящее время она разделена на 7 собраний, участники которых собираются во дворцах культуры и зданиях, принадлежащих некоторым общественным организациям.

11. Мормоны появились в Калининграде благодаря деятельности американских миссионеров в 1992-1993 го дах. 2 августа 1995 года они были зарегистрированы. Религиозная организация мормонов приобрела в 2000 году здание фотостудии на проспекте Мира, 82 и перестроила его под зал собраний. Председателем калининградских мормонов в настоящее время является В.Алимпиев.

12. Религиозная организация мусульман города Калининграда возникла в 1992-1993 годах, а 6.10.1993 года было зарегистрировано первое религиозное общество мусульман под председательством Х.И. Биткеева. Объеди няет преимущественно выходцев из мусульманских регионов России и стран СНГ (Союза Независимых госу дарств), а также членов их семей. В настоящее время организация предпринимает усилия для строительства мечети в Калининграде

13. Eврейские религиозные организации. Ещё в 1989 году под председательством М.И. Гуранца в Калинин граде появилось Общество еврейской истории и культуры. Однако религиозное движение среди калининг радских евреев зародилось лишь в конце 1990-х годов. 9 ноября 1998 года был зарегистрирован «Еврейский религиозно-культурный центр города Калининграда», впоследствии разделившийся на 2 организации. Сто ронники хасидского направления зарегистрировали 4.10.1999 года Иудейскую религиозную организацию «Еврейская община города Калининграда» (возглавляют председатель - З.Г. Якобсон и раввин - Давид Шведик), а последователи ортодоксального течения зарегистрировали 28.06.2000 года местную религиозную организацию Еврейская община «Адат Исраэль города Калининграда» (председатель - В.К. Шапиро, рав вин - Эфраим Зильберман).

14. Буддисты. Калининградские буддисты объединены в религиозную организацию «Буддистский центр Алмазного Пути школы Карма Кагью города Калининграда» (основана 22.06.1994 года, руководители - М.В. Николаенко, Н.Ксендзов и другие). Последователи буддистской школы «кагью» не являются традици онными для России и представляют собой модернизированное направление, фактически основанное датским проповедником Оле Нидалом.

15. Общество сознания Кришны (вайшнавы) города Калининграда - сторонники неоиндуистского течения. В Калининграде зарегистрированы с 9.06.1993 года, председатель - В.П. Васильева. Последователи кришна итов периодически собираются на свои мероприятия в Доме культуры моряков.

16. Русская Православная Старообрядческая церковь. Зарегистрирована 01.11.2004 года. Председатель В.Я. Норкин.

Кроме зарегистрированных религиозных организаций в Калининграде, под видом общественных, просветительских, оздоровительных, молодёжных и тому подобных объединений действуют муниты, саентологи, виссари-оновцы, бехаи, шричинмоевцы, Армия спасения и так далее.

На первое января 2005 года зарегистрировано 45 церковных организаций, в том числе: 12 организаций Русской Православной церкви.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ В КАЛИНИНГРАДЕ
осень 2004 года
  • Покрова Пресвятой Богородицы на улице Клары Назаровой, с 1992 года (в бывшей церкви «Розенау»).
  • Рождества Пресвятой Богородицы на улице Киевской, с 1992 года (в бывшей церкви «Понарт»),
  • Святого князя Владимира в посёлке Чкаловске, строится с 2002 года.
  • Архангела Гавриила на проспекте Мира возле городского кладбища, с 1997 года (в бывшей часовне).
  • Преподобного Герасима Болдинского на улице Колхозной, строится с 1999 года.
  • Малый Кафедральный собор в честь Нерукотворного образа Господня на площади Победы, с 1996 года.
  • Святой Преподобной Мученице Великой княгини Елисаветы на улице Полецкого, с 2001 года.
  • Святых Косьмы и Дамиана в посёлке Александра Космодемьянского, строится с 1992 года.
  • Крестовоздвиженский храм на улице Генерала Павлова, с 1993 года (в бывшей церкви Креста).
  • Святого Николая на Тенистой аллее, с 1988 года (в бывшей церкви «Юдиттен»),
  • Храм Христа Спасителя на площади Победы, строится с 1996 года.
Часовни
  • Святого Георгия на Гвардейском проспекте, с 1995 года.
  • Святого Николая в Рыбном порту, с 1996 года.
  • Воскресения Христа в Кафедральном соборе на острове Канта, с 1995 года.
  • Часовни в больницах, учебных заведениях, исправительных учреждениях и других местах.
Свято-Никольский собор в Калиниграде
Свято-Никольский собор в Калиниграде
(фото:И.Зарембо)
 
.