Официальный сайт администрации городского округа «Город Калининград»
Фотогалерея. Кинотеатр "Заря". Фото Зоренко Евгения

Хиты
158336213
64744

Хосты
8419734
7663

Посетители
28834333
27468
125
   
Балтийский альманах

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ

Эрих Вайзе

ГЕРМАУ /РУССКОЕ/

Это старая прусская крепость «Гирмове» представляла собой главную военную крепость в западном Замланде, наподобие крепости Рудау на востоке. По крайней мере, хронист отметил опасное вторжение зимой 1252-1253 годов, когда комтур города Христбурга Генрих Штанге пришёл в Замланд по льду залива с большим отрядом рыцарей. Вынужденный отступить, комтур потерял здесь своего брата Германа.

В 1258 году, при делении Замланда между Тевтонским орденом и епископом, посёлок «Гирме» отошёл к Ордену. Орден приспособил себе старое прусское укрепление, построенное из дерева и земли, которое к 1270 году претерпело перестройку. В документе 1299 года упоминаются три верноподданных замландских дворян-прусов в Гермау, среди которых и некий Линките. В 1321 году упомянут священник Рейнер. Церковь в Гермау, разрушенная в 1945 году, примыкала вплотную к крепости и своими формами напоминала кёнигсбергский Кафедральный собор. Старое церковное кладбище со временем превратилось в форбург (укрепление перед крепостью). На старом рисунке видно, что в 1826-1928 годах остатки церкви примыкали к крепостной стене. К 1507 году крепость в Гермау утеряла своё назначение и к 1580 году разрушилась. В 1581 году в Гермау находилась резиденция Янтарного мастера и Янтарного камера, переведённого из Лохштедта. В 1644 году в Гермау утверждён Янтарный суд, который в 1639 году перевели в Пальмникен. После этого Гермау осталось в стороне от исторических событий. Название «Гермау» произошло от прусского слова «червяк».

* * *

ГРЮНХОФ /РОЩИНО/

Хозяйственный двор Тевтонского ордена в Грюнхофе известен, как конный завод, примерно с 1322 года. Счётные книги обычно называют два вида лошадей: больших боевых коней для Тевтонского ордена и маленьких выносливых рабочих лошадок для хозяйственных нужд. В 1422 году, во время начавшегося упадка Тевтонского ордена, в Грюнхофе было 57 больших племенных кобыл, 18 жеребят, 35 маленьких кобылок («кобельн») с 11 жеребятами. В 1447 году, во время некоторого подъёма государства, в Грюнхофе насчитывалось 35 больших кобыл, 19 жеребят и 25 «плужных кобылок». Несмотря на наступивший вскоре регресс Тевтонского ордена, Грюнхоф остался значительным каммерамтом (первоначальная территориальная единица), где с 1433 по 1513 год размещалась служба попечителя Тевтонского ордена (пфлегер). Церковь восходит к 16 веку. В 1623 году Грюнхоф называли «Домом курфюрста». Позднее здесь находился охотничий домик Великого курфюрста. В 1700 году произошло расширение имения и новое строительство под руководством потсдамского архитектора Христиана

Эльтестера. В 1814 году король Фридрих Вильгельм III подарил королевское имение (домене), вместе с имением в Нойхаузене (Гурьевск), фельдмаршалу графу Бюлову фон Денневитцу, который погребён в Грюнхофе в скромном мавзолее.

Примечание: название «Грюнхоф» /Grünhof / по-немецки означает «Зелёный двор».

Грюнхоф на старой гравюре

* * *

МЕДЕНАУ /ЛОГВИНО/

Исторический район «Меденова» указывает на следы балтийского заселения ещё в раннем Бронзовом веке, то есть 1000 лет до нашей эры. Значит, Пруссия была плотно заселена в то время, когда в январе 1255 года в Замланд пришёл завоеватель чешский король Отакар II. Название «Меденау» пришло из прусского языка и означает «лесной посёлок». Обвалованная гора возле Мельничного пруда являлась прусской крепостью и потом это место использовалось в качестве крепости замландского епископа в 1258 году. В 1263 году епископ Генрих создал на половине своей территории Меденау в 40 хуфенов поселение с 20 прусскими семьями. Епископ одновременно являлся сельским старостой и судьёй. Позднее двор Меденау превратился в хозяйственное имение с судебными правами. Посёлок приобрёл статус каммерамта (волостного центра) и оставался таковым до 1619 года. Пруссы в этом посёлке обладали правами наравне с немецким населением. Судебная площадь в Меденау, обсаженная четырьмя липами, находилась к северу от хозяйственного двора. В списке 1299 года замландцев, оставшихся после восстания, В Меденау значились 18 фамилий, из них две с немецкими именами.

Пастор Зиффрудус упомянут в 1312 году, церковь упомянута впервые в 1355 году. Эта церковь являлась стариннейшей церковью-крепостью, так как епископы Замланда, находясь в частом противостоянии к Тевтонскому ордену, строили надёжную церковь-убежище. После постройки церкви богослужения в замковой капелле уже не проводились. Фундамент церкви сделан из огромных валунов с добавлением обожжённого кирпича.

10 января 1326 года 20 владельцев дворов в Меденау получили подтверждение своих юридических прав, к которым одинаково приобщены и немцы и пруссы. В Меденау к этому времени находилось три трактира и водяная мельница. Крепость в Меденау после второго Торнского мира 1466 года более не упоминается в числе старых укреплений. В 1840 году сохранялись только большие подвалы крепости.

Известный краевед Карл Эмиль Гебауер в 1847-1883 годах служил пастором в Меденау (а до этого с 1831 года - пастором в церквях Святого Лоренца и Хайлигенкройца). На поле, принадлежавшему пастору, в 1881 году установлен памятник императору Вильгельму I в память о состоявшихся здесь манёврах в 1879 году с участием императора. В 1809 году в день рождения отца императора, гостившего у владельца имения Барклая, в 1909 году на доме в имении установили памятную доску. В шести километрах западнее Меденау стояла епископская крепость Цегенберг (Подгорное), которая ранее была прусской крепостью, а позднее там стало имением с мельницей.

* * *

ПОБЕТЕН /РОМАНОВО/

Находки при раскопках указывают на находившееся здесь поселение ещё до прихода сюда балтийских племён. Севернее Побетена лежит Рантау с могильными полевыми курганами, а северо-западнее располагался Штробенен - место находок золотых браслетов восточного происхождения. Селение «Побети» документально зафиксировано в 1258 году, как часть Замланда, и известно находившейся тут прусской крепостью. Название крепости связывают с владением некоего Бетена, который в 1260 году, во время восстания пруссов, участвовал в событиях. Когда разгорелось второе восстание пруссов, то стало известно имя Бонзе, который выступил против вмешательства епископа по поводу своего двоебрачия. В 1295 году упоминается пастор из Побетена, который добивался от кёнигсбергского комтура помощи для своей прусской паствы. Массивная крепость Тевтонского ордена, должно быть, построена на месте укреплённой прусской вальной горы. После двух литовских нашествий в 1283 и 1289 годах упомянута крепость, лежавшая на берегу озера западнее от церкви.

В 1299 году пруссы, верные Тевтонскому ордену, не упомянуты, что свидетельствует о явном очаге беспокойства и волнений коренного населения. Первое зафиксированное имя пастора относится к 1320-1321 годам -Конрад. Он вначале проводил службы в крепостной часовне, так как церковь поставили позднее в 14 веке. Старые прусские обычаи и языческая вера долго бытовали среди населения округи Побетена. В 1510 ив 1531 годах обстоятельно описаны жертвоприношения вайделотов (прусских священнослужителей). Прусское свободомыслие вылилось в крестьянское восстание 1525 года под руководством хауптманна (руководителя волости) Ганса Герике. Восставшие вышли из Шаакена в Побетен, разрушили здесь замок брата епископа, который притеснял вольных крестьян чрезмерными повинностями. От крепости остались только руины квадратной окружной стены и следы рвов.

В Побетене в 1540-1575 годах служил пастор Абель Билль. Он, по просьбе герцога Альбрехта, в 1561 году перевёл на прусский язык «Энхиридион» - Малый Катехизис Мартина Лютера. Этот Катехизис стал одним из немногих письменных свидетельств от вымершего языка пруссов. Пастор Билль привлёк к переводу Катехизиса прусса Пауля Мегота из Бигитена, северо-западнее Побетена.

В 1535 году каммерамт Побетен относился в юрисдикции Грюнхофа. Тогдашний Побетен насчитывал 183 вольных прусских владельцев и 35 других вольных владельцев дворов с трактиром.

С 1762 по 1804 год пастор из Побетена Христиан Таеге поневоле стал полевым священником в русской армии, принял участие в битве под Церндорфом на русской стороне. Потом он побывал в Санкт-Петербурге, уже будучи вольноотпущенным, в виде репатрианта, у графа Панина, сохранив своё место пастора в Побетене. В новейшие времена государственная деревня Побетен производила впечатление маленького городка.

* * *

РОССИТТЕН /РЫБАЧИЙ/

Эта деревня (может быть, укреплённая деревня) на южной половине Куршской косы, впервые упомянута в 1372 году в подорожных документах Тевтонского ордена. До этого остановочный пункт находился южнее в крепости Нойхауз. От крепостей не осталось никаких следов. С окончанием литовских войн (в 1422 году) крепость Росситтен утеряла военное значение. В военных действиях 1507 года крепость Росситтен никак не участвует. В последующие годы селение Росситтен приобретает значение в качестве местонахождения каммерамта (волости) даменеамта (уезда) всей южной половины Куршской косы.

В 1901 году в Росситтене основана орнитологическая станция на пути перелёта птиц. В 1939 году в Росситтене насчитывалось 691 человек.

Примечание: название «Росситтен» произошло от прусского или куршского языков и его значение не ясно.

* * *

РУДАУ /МЕЛЬНИКОВО/

Область Рудау (Рудов) заселена в первом тысячелетии до нашей эры, охватывая ближайшие районы Гермау и Побетен. К юго-западу от Рудау находилась явно видимая «Богатырская гора» возле Экриттена (пос. Ветрово), где, вероятно, находилось прусское праздничное и жертвенное место. В 1274 году упоминается «старая крепость» Нигимптен. Остаётся нерешённым вопрос, к какой именно крепости относилось название «Рудов», где король Отакар Чешский, в ходе завоевательного похода в январе 1255 года, взял заложников из замландской прусской знати. Сообщается об одном из первых прусских дворян по имени Сипайте. Известно, что Тевтонский орден подарил имение пруссу Ибуте, равно как и Киаутен (пос. Лужки) восточнее Лаптау (пос. Муромское). В 1274 году подаренным имением Рудау владели уже два замландских прусса. В это же время, или чуть раньше, на берегу пруда поставлен укреплённый дом Тевтонского ордена в окружении стен и канав.

Одновременно в Рудау был утверждён каммерамт (низовая территориальная административная единица), который несколько столетий находился в руках семьи Хундермарк. После 1525 года каммерамт Рудау под старой вальной горой поставили мельницу Тевтонского ордена, а также первый трактир, к которому потом прибавилось ещё три, а после 1528 года появился ещё один трактир перед лесом Лиске, возле Рудау.

Все близлежащие имения и деревни принадлежали прусским «динсленам» (это ленные служащие из пруссов, которые перешли на службу к Тевтонскому ордену и получили за верность в пользование земельные угодья). В 1298 году во временное пользование получил имение Сергиттен (пос. Серёжкино) прусс по имени Сургите /Зургите/. В 1299 году насчитывалось в районе Рудау несколько десятков пруссов, верных Тевтонскому ордену. В 1320 году документально подтверждён факт пребывания в Рудау пастора Николауса. Вскоре вплотную к крепости поставили церковь, о которой документально упомянуто в 1354 году. Потом в форбурге крепости поставили пасторский дом. Часть церковного кладбища к юго-западу от церкви к середине 19 века стала называться Замковой горой.

17 февраля 1370 года на поле между Трансау (пос. Озерово) и Мюльзен (пос. Холмы) севернее Рудау произошла известная битва. Два литовских князя Ольгерд и Кинстут оказались здесь. Первый пришёл по льду через Куршский залив, второй двигался от Рагнита. Князья намеривались уничтожить Орденское войско под командованием верховного маршала Хеннига Шиндекопа, которое вышло из Лохштедта. Литовские князья потерпели тяжёлое поражение, которое хронист оценивает в гибели 10.000 человек. Но и сам Шиндекоп оказался смертельно ранен и умер на пути в Кенигсберг. Гроссмейстер Тевтонского ордена Винрих фон Книпроде повелел соорудить маршалу Шандекопу памятную стелу на поле битвы, которая была обновлена в 1870 году. Старая стела изображена на рисунке Хенненбергера. С битвой под Рудау связывают легенду о Гансе фон Загане, сыне сапожника из кёнигсбергского города Кнайпхофа. В начале сражения Ганс подхватил знамя отступавших солдат Тевтонского ордена, бросился вперёд и привёл войско к победе. От предложенной награды Ганс отказался и лишь попросил для сограждан ежегодное угощение на праздник Вознесения Христа. Даже во время курфюрста Георга Фридриха этот пикник сохранялся в виде «шмекбир» (дегустация пива). Но историческая подоплёка этой легенды связана с позднейшей осадой мятежного Кнайпхофа против Тевтонского ордена в 1455 году, когда благородный бюргер фон Заган выхватил знамя у наёмного солдата Тевтонского ордена.

Другая легенда о Рудау завязана на том, что в церкви появилось «кровавое чудо», о котором сообщил пастор Пауль Бидер в 1615 году: в вине, предназначенном для причастия, появилась кровавая нить. Церковный приход в Рудау развивался, чему благоприятствовал рост населения в Замланде. Развитию Рудау способствовала также прокладка железной дороги с остановкой в Мюллене (пос. Каштановка).

Примечание: название «Рудау» пришло из прусского языка и означает что-то «красное», или связано со словом «руда» (последнее маловероятно).

Чудо с кровью в Рудау

* * *

ХАЙЛИГЕНКРОЙЦ /КРАСНОТОРОВКА/

Земля Бетен - это два церковных прихода (Хайлигенкройц и Святого Лоренца), расположившихся на крутых берегах Замланда, которые стали активно заселяться после умиротворения восстания пруссов. До 1260 года в этих местах шла война. Поэтому ландмеистер Конрад фон Тюринген-младший около 1283 года, после окончательного покорения земли Судавия, переселил в Замланд 1600 судавов для их христианизации, проводимой под руководством крещёного прусского дворянина Контегербе. Для лучшего приёма новообращённых христиан епископ Замланда Якоб выделил для судавов в 1352 году церковь Святого Креста, отделённую от прихода Тиренберга (Дунаевка). Это старинное церковное строение сохранялось до 1945 года. Церковь в Святом Лоренце (пос. Сальс-кое), при расширении ареала проживания судавов, стала другой церковью, построенной Тевтонским орденом в 1450 году. Её соорудил мастер Клаус Калл. Судавы долго придерживались старых обычаев и берегли тесные связи с природой в сочетании с языческой верой своих предков. Даже в 1551 году эрцпристер Иоанн Мальтиус мог сделать рисунок, где изображён жертвенный ритуал над «священным козлом». В устной речи название «Судавс-кий угол» сохранялся очень долго и имел старинное происхождение.

Примечание: «Хайлигенкройц» - означает по-немецки «Святой крест».

Из фондов зеленоградского музея

 
.