Официальный сайт администрации городского округа «Город Калининград»
Фотогалерея. Ночной город. Фото Кошель Александр

Просмотрено страниц
180100820
53813

Хосты
10337500
4891

Посетители
47283437
41067
288
   
«Балтийский альманах»

Виктор Шапиро
Председатель еврейской общины
"Адат Исраэль" города Калининграда

ИСРАЭЛЬ САЛАНТЕР

Исраэль Липкин, известный как Салантер, родился в 1810 году в Литве (в Ковенской губернии). О точном месте его рождения нет достоверных данных. По одной версии, более вероятной, это было местечко Жагоры на реке Швене (ныне город Жагары севернее Шауляя). Другая версия говорит о местечке Тельши на озере Мастис (ныне город Тельшяй западнее Шауляя). В этом районе в те годы еврейское население проживало большими компактными общинами. Достаточно сказать, что в уездном городке Тельши в 1900 году из 6300 человек населения - 4400 были евреями.

Отец Исраэля Салантера - Вольф Липкин был раввином и авторитетным талмудистом.

С детских лет Исраэль Салантер выделялся исключительными способностями. Имея мудрых наставников, он получил обширные познания в талмудской письменности. В нём рано пробудился интерес к этическим проблемам, которые он стремился толковать в духе аскетической морали.

По обычаям ортодоксальных евреев того времени, И. Салантер женился в достаточно юном возрасте на девочке-ровеснице. Он переехал к родителям жены в местечко Салант (ныне город Салантай в Литве). Здесь он продолжил образование у местных учителей-раввинов, освоил навыка проповедника и вскоре стал сам выступать с толкованиями текстов Талмуда.

Красноречие и убедительность аргументов производили сильное впечатление на слушателей. В 1840 году его пригласили в Вильно (Вильнюс). Там он, как приехавший из провинциального местечка Салант, получил второе имя "Салантер". В Вильне Салантер значительно активизировал деятельность, направляя усилия на сохранение основ учения, изложенного в священных книгах. Он создал группу для изучения талмудитских текстов - "Муссар" - и нашёл много приверженцев своих взглядов - "муссарников".

Когда же Салантеру предложили высокий пост местного раввина, то он отказался от этой должности, поскольку хотел оставаться независимым проповедником и целиком отдаваться организации религиозного обучения молодёжи. К тому же он не принимал либеральные нововведения в общественной жизни. Из-за возникших разногласий он был вынужден покинуть Вильно.

В 1849 году Салантер обосновался в Ковно (Каунас) и всецело отдался заветной цели: распространению учения "Муссар". На скудные средства немногочисленных жертвователей Салантер открыл в Ковно муссарническую молельню. Он вновь отказался от раввинского поста, дорожа независимостью собственных мнений и суждений. У него возникла мысль - расширить географию распространения своих идей. Он обратил взоры на Восточную Пруссию, где прогрессивные направления в еврейской среде получили более широкое распространение, нежели в Литве.

В 1858 году И. Салантер прибыл в Кёнигсберг, где ему удалось завербовать приверженцев среди молодых ортодоксальных евреев. Его деятельность в Кёнигсберге способствовала выделению ортодоксальной синагоги из городской еврейской общины, воспринявшей идеи религиозного либерализма. Из Кёнигсберга Салантер переехал в Мемель (Клайпеда) и в 1864 году стал издавать там еженедельный журнал "а - Твуна". Журнал резко критиковал нововведения в жизни евреев, призывал к неукоснительному и буквальному следованию предписаниям религиозной традиции. Некоторое время Салантер прожил в Тильзите, откуда направился в Германию. Германская поездка принесла Салантеру популярность, и его имя перешагнуло границы Русской Литвы и Восточной Пруссии. Из Берлина Салантер вернулся в Россию, а затем в 1880 году направился в Париж для пропаганды "Муссара" среди проживающих там выходцев из России.

В 1882 году И. Салантер из Парижа опять приехал в Кёнигсберг. Здесь он скончался в 1883 году. О последних днях его жизни сохранился такой рассказ:

"Рабби Исраэль Салантер странствовал всю жизнь. Уже больным, возвращаясь на родину, он остановился на каком-то еврейском постоялом дворе в Кёнигсберге. Он почувствовал, что умирает. В доме не было других постояльцев, только служанка, которая позже рассказала о последних минутах его жизни. Поняв, что эта молоденькая девушка никогда не присутствовала при смерти и страшно боится, он стал её убеждать, что мёртвый человек - это вовсе не ужасно. Просто лежит тело, которое надо поскорее предать земле. Постепенно он её успокоил, отвернулся лицом к стене и умер. На вопрос, оставил ли рабби какое-то духовное завещание, она ответила, что этот успокоительный разговор был для него последним..."

Учение "Муссар", которое проповедовал И. Салантер, базировалось на глубоком изучении Талмуда - свода религиозных трактатов, включающие в себя культовые, правовые и другие нормы поведения и предписания. Салантер видел в радостях и в веселии греховное легкомыслие. Поэтому он стремился оградить еврейские общины от проникновения в них соблазнов светских забав и плодов просвещения, которые не укладывались в рамки Талмуда. При этом в основу моральных устоев и поступков Салантер закладывал отзывчивость к людским горестям и оказание им бескорыстной помощи. Аскет по жизни, он обладал душевной щедростью. "Не спрашивай голодного, почему он не работает, накорми его", - учил он.

Несомненно, Салантер отдавал себе отчёт в том, что 19 век знаменовал свой резкий поворот общественного мнения во взглядах на еврейский вопрос. С точки зрения ревнителей ортодоксальной веры, возникла опасная тенденция растворения евреев среди народов стран проживания. Если во времена средневековья приверженность еврейских сообществ догматам Талмуда способствовала сплочению и помогала выживать в условиях антагонизма, - то, в обстановке равноправия сословий и наций, замкнутость еврейского общества начинала терять свой изначальный смысл. Именно поэтому Салантер старался выделить в религиозном иудаизме элементы этического характера и довести их до сознания простого народа, лишённого научной подготовки. При этом Салантер взывал к покаянию и рисовал мрачные картины возмездий, ожидавших человека за каждую провинность. Иными словами, он стремился удержать евреев в сфере существования замкнутых религиозных групп, ограничивая их внешние связи лишь необходимым минимумом.

Но новые веяния решительно вторгались в жизнь. И даже собственного сына И. Салантер не смог удержать в узких рамках мира талмудической учёности.

Йом-Тов Липман Исраэливич Липкин родился в Ковенской губернии. С помощью отца получил религиозное образование. Ему пришлось самостоятельно изучать немецкий и французский языки для того, чтобы иметь возможность вырваться из замкнутости еврейской общины и иметь возможность учиться дальше. Он поступил в Кёнигсбергский университет. В университете Л. Липкин проявил замечательные математические способности. Он продолжил учёбу в Берлине. В связи с этим недруги, И. Салантера поспешили сообщить в печати, что будто бы отец-проповедник старых устоев не препятствует собственному сыну приобщаться к светским наукам. И. Салантер вынужден был признаться в том, что оказался не в состоянии повлиять на выбор сына. В 1870 году Л. Липкин защитил диссертацию в Берлине и в 1873 году приехал в Петербург, где выдержал экзамен на магистра математики. Ранняя смерть в 1875 году помешала ему раскрыть многие свои способности и реализовать замыслы. В числе его изобретений выделяется оригинальный механизм для точного преобразования прямолинейного движения в круговое.

Пребывания Исраэля Салантера в Кёнигсберге не отмечено внешними яркими событиями. В книге Э. Беньямина "Рабби Исраэль Липкин-Салантер", изданной в 1899 году, указан адрес, по которому в 1882 году жил проповедник: Кнохенштрассе, 2 (ныне улица Серпуховская). В Кёнигсберге в то время соседствовали две еврейские общины. Одна из них - "Синагогальная община Кёнигсберга" - пользовалась синагогой на Синагогенштрассе, 2, построенной в 1756 году. Другая община состояла из приверженцев ортодоксального вероучения "Адат Исраэль", близкая по духу к учению И. Салантера "Муссар". Члены "Адат Исраэль" (что означает "Община Израеля") отделились от либеральной кёнигсбергской синагоги в 1870 году и некоторое время использовали для молитвенных собраний наёмные помещения. Эти богослужения посещал И. Салантер. Лишь в 1893 году община "Адат Исраэль" построила здание для своей синагоги на Синагогенштрассе, 14-15.

Исраэль Салантер похоронен в начале 1883 года на еврейском кладбище за Литовским валом в Кёнигсберге. После 1945 года его могила, как и могилы других известных и малоизвестных кёнигсбержцев, подвергалась разорению, и место погребения затерялось в зарослях дикого кустарника. Благодаря стараниям энтузиастов, место захоронения было установлено. 2 августа 2001 года состоялась торжественная церемония открытия нового надгробия Исраэлю Салантеру и большого кладбищенского мемориала. В Калининград съехались представители религиозного еврейства из многих стран. Это означало, что идеи Салантера не умерли вместе с ним. Они находят отзвук в сердцах приверженцев по сей день.

Район немецких кладбищ в Кенигсберге, где были захоронены Исраэль Салантер и Юлиус Рупп
Район немецких кладбищ в Кенигсберге, где были захоронены Исраэль Салантер и Юлиус Рупп
(План Кенигсберга 1931 года, издательство г.Раутенберга)
 
.